Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка,






Скачать 79.68 Kb.
НазваниеОднородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка,
Дата публикации11.02.2015
Размер79.68 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 8 классе

Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения

Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, расширить представление учащихся об однородных членах предложения, раскрыть стилистические возможности их употребления, формировать пунктуационные навыки, развивать образное мышление и речь, воспитывать любовь к родине.

Девиз урока: “Люблю Отчизну я, широкие просторы”.

(Трутнева)

Ход урока

1. Слово учителя.

Украинский и русский языки – языки-братья. У них много общего во

всех разделах, изучающих их систему, а синтаксические правила – одинаковые.

Послушайте стихотворение Л. Коломиец, украинской поэтессы, объясните, какую синтаксическую конструкцию представляет собой этот стих.

Люблю я в рідному краю веселі співанки пташині,

І річки бистру течію, і руту-м’яту при долині,

Пропахлі вітром колоски, гінке, гінке безмежне поле,

І мамин хліб, і ті стежки, якими вранці йду до школи,

І перші проліски в гаю, і щедре сонечко в блакиті…

Люблю Вітчизну я свою, вона – найкраща в цілім світі!

2. Звучит песня “С чего начинается Родина!”

3. Актуализация опорных знаний.

Как называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения?

4. Изучение нового материала.

Анализ предложений. Наблюдение за постановкой запятой.

1) О, а О Этот край богат не лесами, а торфом.

2) О и О Этот край необозрим и очень богат.

3) О, О, О Этот край богат лесами, торфом и картофелем.

4) О, О и О Этот край богат лесами, торфом и картофелем.

5) О и О, О и О Этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем.

6) и О, и О, и О Этот край богат и лесами, и торфом, и сеном, и картофелем.

7) О, и О, и О Этот край богат лесами, и торфом, и картофелем.

8) О, О, и О, и О Этот край богат лесами, торфом, и сеном, и картофелем.

9) не только О, но и О Этот край богат не только лесами, но и торфом.

10)как О, так и О Этот край богат как лесами, так и торфом.

11) не столько О, сколько О Этот край богат не столько

лесами, сколько торфом.

12) то ли О, то ли О Этот край богат, кажется, то ли лесами,

то ли торфом.

13) О или О Этот край богат, кажется, лесами или торфом.

14) О: о, о, о и о В этом краю есть такие богатства: леса, торф, сено и картофель.

15) о, о, о, о – О Леса, торф, сено, картофель – такие

богатства имеет этот край.

16) О: о,о,о,о – Такие богатства: леса, торф, сено, картофель – имеет этот край.

5.Работа с текстом. Прочитайте отрывок из статьи А. Платонова.

Какова его тема? За что Лермонтов любит родину?

“Не победит ее рассудок мой”

Поэт, который сумел войти в народное сердце как его преображающая сила, останется в нем навечно, потому что этот поэт сам стал драгоценной и неотъемлемой частью живого мировоззрения своего народа.

К таким поэтам, вошедшим в плоть и кровь русского народа, принадлежит Лермонтов. Без него, как и без Пушкина, Гоголя, Толстого, Щедрина, духовная сущность нашего народа обеднела бы, народ потерял бы часть своего самосознания и достоинства. (Народ, однако, скуп на такие утраты…)

Что же можно сказать о Лермонтове теперь, после его великой всенародной славы, после статей Белинского, после того, как его прочли сотни миллионов людей нескольких русских поколений?

Много, бесконечно много, потому что великая поэзия, питающая язык народа, обладает свойством неисчерпаемости… Родной язык рисует нам лицо родного народа; язык словно озаряет образ родины и делает родину свойственной нам и любимой. В этом заключается еще одно из драгоценных качеств языка. Почти все люди, родившиеся и жившие в России, любили родину. Многие в то время не имели основания ее любить, но они все же любили ее. За что же?

На этот вопрос отвечает поэт:

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

Это образец патриотического стихотворения, написанного человеком, который знал, что народ его в ярме, что родина беспомощна, что сам он погибнет без защиты, в бессильном сочувствии безмолвствующего народа, - образец для всех будущих русских поэтов (которые уже будут иметь полное и разумное основание для любви к родине, поскольку она их будет тоже любить и даже вознаграждать знаками своего понимания) .

5. Самостоятельная работа.Задание: перепишите, расставляя знаки препинания, составьте предложения о любви к Родине.

І – В

1) О степь! Люблю твою равнину и чистый воздух и простор твою безлюдную пустыню твоих ковров живой узор твои высокие курганы и золотистый твой песок и перелетный ветерок и серебристые туманы.

(И. Никитин)

2) Люблю я природу за красоту за загадки которые она нам загадывает за мудрость ее за бесконечное разнообразие. (Н. Сладков)

3) Проселочным путем люблю скатать в телеге и взором медленным пронзая ночи тень встречать по сторонам вздыхая о ночлеге дрожащие огни печальных деревень. (М. Лермонтов)

4) Люблю дымок спаленной жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. (М. Лермонтов)

5)Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены, и пруд. (И. Бунин)

ІІ – В

1) Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных лиственниц за бархатную зелень красивых пихт за торжественную тишину которая всегда царит в нем. (Мамин-Сибиряк)

2) Не истомленную не праздную не обеззвученную тьмой я тишину люблю цветастую живую птичью надо мной (Снегова)

3) Люблю глубоко понимаю степей задумчивую грусть люблю все то что называю одним широким словом “Русь”. (Васильев)

4) Не лес не степь а просто поле люблю я больше всех красот где не репейник и осот, - где рожь волнистая на воле. (Шестинский)

5)Я полюбил позднюю осень за чистоту воздуха холод когда горят щеки за оловянную рябь рек тяжелое передвижение туч. (Паустовский)

ІІІ – В

1) Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан и ее золотистые косы и холщовый ее сарафан. (С.Есенин)

2) Люблю березку русскую то светлую то грустную в беленом сарафанчике с платочками в карманчиках с красивыми

застежками с зелеными сережками. (Прокофьев)

3) Он рощи полюбил густые уединенные тишину и ночь и звезды и луну. (Пушкин)

4) Любил ты моря шум молчанье синей степи и мрачных гор зубчатые хребты. (Лермонтов)

5) Люблю песчаный косогор перед избушкой две рябины калитку сломанный забор на небе северные тучи перед гумном соломы кучи да пруд под сенью ив густых раздолье уток молодых. (Пушкин)

IV – В

1) Да разве можно тебя Родина не любить не драться за тебя до последнего вздоха! ( Мирошниченков )

2) Я люблю море даже тогда когда оно и бурно и шумно и зло и сердито и холодно и ледяно и высоко и низко. ( Имамутдинова )

3) Я люблю воробьев, этих дерзких смелых и умных разбойников благополучно живущих даже в шумных многолюдных городах. ( Соколов – Микитов )

4) Надо любить всё зверей птиц растения в этом красота жизни. (Куприн)

5) Люблю зеленый скат холмов луга измятые моей бродячей тенью прохладу лип и кленов шумный кров они знакомы вдохновенью. (Пушкин)

V – В

1) Но я люблю (за что - не знаю сам) ее степей холодное молчание её лесов безбрежных колыханье разливы рек ее, подобные морям. (Лермонтов)

2) Я русский, я люблю молчание дали мразной под пологом снегов как смерть однообразной леса под шапками иль в инее седом да речку звонкую под темно – синим льдом.(Фет)

3) Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей за ум за подвиги былые за голос звонкий как ручей. (Васильев)

4) Москва! Москва! .. люблю тебя как сын; как русский, - сильно пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и этот кремль зубчатый безмятежный. (Лермонтов)

5) Люблю грозу в начале мая когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. (Тютчев)

VI – В

1) Люблю я вечером к деревне подъезжать,

Над старой церковью глазами провожать

Ворон играющую стаю;

Среди больших полей, заповедных лугов

На тихих берегах заливов и прудов

Люблю прислушиваться к лаю

Собак недремлющих мычанью тяжких стад

Люблю заброшенный и запустелый сад

И лип незыблемые тени. ( И. Тургенев)

2)…люблю сей сад с его прохладой и цветами сей луг уставленный душистыми скирдами. (Пушкин)

3) На пажитях люблю в мороз трескучий при свете солнечном я снега блеск колючий леса под шапками иль в инее седом да речку звонкую под темно – синим льдом. (Фет)

4) Люблю я больше год от году желаньям мерным дав простор поутру ясную погоду под вечер тихий разговор. (Лермонтов)

6) Я люблю ходить вдвоем в поле в лес на водоем. ( Барто )

VII – В

1) Люблю я пышное природы увяданье

в багрец и золото одетые леса

в их сенях ветра шум и свежее дыханье

и мглой волнистою покрыты небеса

и редкий солнца луч и первые морозы

и отдаленные седой зимы угрозы. (Пушкин)

2) Люблю зимы твоей жестокой

недвижный воздух и мороз

бег санок вдоль Невы широкой

девичьи лица ярче роз

и блеск и шум и говор балов

а в час пирушки холостой

шипенье пенистых бокалов

и пунша пламень голубой.(Пушкин)

3) Как отчий дом как старый горец горы люблю я землю тень ее лесов и моря рокоты и звезд узоры и странные строенья облаков.

(Брюсов)

4) Люблю осеннее ненастье . Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по оловянным дорогам, по кислому суглинку и сырой листве.

(Н. Никонов)

5) Люблю Украину Байкальские воды Кавказские горы в снегу.

(М. Лисянский)

• Упражнение для уяснения роли однородных членов в разных стилях, их функций, закрепления навыков постановки знаков препинания.

Сравните два текста. Определите их стилевую принадлежность. С помощью каких грамматических средств создается картина величественности города, его масштабности в первом тексте и как достигается точность, логичность изложения во втором? Сравните средства связи однородных членов в обоих текстах и сформулируйте пунктуационное правило.

I. Москва! Сколько тут улиц, площадей, заводов, зеленых парков, проспектов, бульваров! В Москве живет несколько миллионов человек. Здесь можно встретить людей всех национальностей, возрастов, профессий. Они делают для страны автомобили и подшипники, электрические машины и станки, часы и мотоциклы, сталь и ситец, электровозы и конфеты. В городе трудятся знаменитые ученые и писатели, художники и актеры.

II. Человек использует разные растения. Так, горох, фасоль, бобы люди выращивают для получения семян. Яблоки, груши, сливы, вишни, помидоры, огурцы дают человеку вкусные сочные плоды. Корни моркови, репы, картофеля, свеклы человек употребляет в пищу. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготовляют различные блюда.

• Выводы:

Предложения с однородными членами предложения встречаются в разных стилях, с различной целью. Так, однородные члены, соединенные бессоюзной связью, выполняют логическую функцию и используются в научном стиле для обозначения классификаций, детального описания признаков предметов и явлений. В художественном стиле конструкции с однородными членами служат для усиления художественно-изобразительной окраски повествования. Союз и может выражать дополнительные смысловые оттенки (одновременность, последовательность, причинно-следственная обусловленность и др.) Повторяющийся союз и при однородных членах акцентирует внимание на них, придает высказыванию экспрессивный характер. Особая ритмичность свойственна однородным членам, которые соединены союзом попарно. Резкое противопоставление однородных членов выражается с помощью союза но, который носит несколько книжный характер. Союз а особенно широко употребляется в разговорной речи.

• Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите и выпишите предложения с однородными членами. Что они помогают передать автору, для чего служат? Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации в последних двух предложениях. Объясните знаки препинания.

Что значит – Родину любить.

Многие из вас говорят: “Мы любим Родину”. Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учебой, борьбой, жизнью. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в наших руках! Помните об этом, ребята! (Яковлев)

Домашнее задание: выучить схему постановки запятой между однородными членами, написать сочинение: “За что я Родину люблю”, по желанию выучить стихотворение Лермонтова “Родина”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, iconЗнаки препинания при однородных членах предложения
Задание (коллективная работа) Изложите материал об однородных членах предложения по опорному конспекту (схема висит на доске)

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, iconУэ 1 Ответь на вопросы: а Однородные члены это члены предложения…
Синтаксически однородные члены являются… в Однородные члены предложения относятся…

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, iconТема: Главные и второстепенные члены предложения. Цели урока
Формировать умение находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, выяснить, почему их называют главными членами...

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, icon4. Кто правильно ответит на вопросы
Цели: закрепить знания о синтаксисе, умение выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить...

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, iconТема: «Главные члены предложения»
Цель: обобщение и расширение знаний учащихся о значении и способах выражения главных членов предложения; о порядке слов в предложении;...

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, icon«Односоставные предложения. Определённо – личные предложения»
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений...

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, icon2 класс (Учитель: Филимонова С. Э.)
Подлежащее и сказуемое, грамматическая основа предложения, главные члены предложения

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, iconУрока Тема урока «Однородные члены предложения»
Автор: Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Цивильская сош №2»

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, icon1в Азбука – с. 36-37 – читать; выучить на с. 36 «Мой весёлый звонкий...
Русский язык – повторить правила о видах предложения, главных членах предложения; учить слова из словаря

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения Цель: опираясь на знания об однородных членах предложения, полученные на уроках украинского языка, icon«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…»
Учить определять второстепенные члены предложения, составлять предложения по схемах, развивать связную речь, мышление



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск