Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных»






Скачать 72.78 Kb.
НазваниеРазработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных»
Дата публикации07.11.2013
Размер72.78 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок

Районный конкурс методических разработок «Современный урок 2012»

учителей русского языка и литературы

Разработка урока русского языка

в 6 классе по теме

«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»
Выполнил

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Марушинская средняя (полная)

общеобразовательная школа»

Харламова Олеся Владимировна

Марушка, 2012

Пояснительная записка.

Представленный урок является последним в системе уроков по теме «Имя существительное». На изучение данной темы отводится 1 час.

^ Тема урока: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Метапредметная тема: рисунок и схема.

Тип урока: урок изучения нового материала.

^ Форма урока: урок-расследование.

Цели:

  1. создать условия для ознакомления учащихся с условиями выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных;

  2. содействовать развитию информационной, учебно-познавательной компетентности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  3. создать условия для формирования коммуникативной компетенции.

Оборудование: авторская медиапрезентация, мультимедиа проектор, наглядные пособия (рисунки), дидактический материал, учебник М.Т.Баранова «Русский язык 6 класс».
Учебное занятие разработано с использованием элементов метапредметного подхода. Оно реализуется через метатему «Рисунок и схема». Раскрывая эту тему на уроке, стараюсь не только показать, чем отличается рисунок от схемы, но и как учащиеся могут применить полученные знания в рамках данного урока. Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (техника графической модели – схема).
На уроке основным приёмом работы становится создание  проблемно-поисковых ситуаций,  в процессе разрешения которых учащиеся самостоятельно учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать и делать выводы. В процессе изучения нового материала  учащиеся знакомятся с правилом правописания гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных, с условиями выбора изучаемой орфограммы, учатся обосновывать выбор гласных в суффиксах существительных.
Урок разработан на основе игровой технологии. Игровые технологии занимают важное место в моей педагогической деятельности, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

^ Тема урока: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Метапредметная тема: рисунок и схема.

Тип урока: урок изучения нового материала.

^ Форма урока: урок-расследование.

Цели:

  1. создать условия для ознакомления учащихся с условиями выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных;

  2. содействовать развитию информационной, учебно-познавательной компетентности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  3. создать условия для формирования коммуникативной компетенции.

Оборудование: авторская медиапрезентация, мультимедиа проектор, наглядные пособия (рисунки), дидактический материал, толковый словарь, учебник М.Т.Баранова «Русский язык 6 класс».
^ Ход урока.


  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.



  1. ^ Проблемная ситуация.

-Сегодня утром поступило срочное сообщение: в нашей школе пропали гласные буквы вместе с суффиксами у некоторых существительных. Предлагаю вам найти эти буквы и вернуть их на место.

-А кто занимается поиском каких-либо вещей? Какая организация?

-А может быть, и мы создадим детективное агентство и назовём его «Следопыты». Сотрудников в нашем агентстве много, поэтому будем работать в двух подразделениях. Каждому подразделению нужно придумать своё название и записать его на специальных табличках. (учащиеся придумывают название своей группы для дальнейшей работы)

- Ребята, посмотрите, какой-то конверт! Может здесь кроется тайна пропажи гласных? (учитель вскрывает конверт, в нём - два разных рисунка)

-Что это? А что такое рисунок? Посмотрите толкование этого слова в словаре и зачитайте.

Оба рисунка раздаются в образованные группы учащихся.

-Обращаюсь к каждому агенту. Помогите нарисованным предметам подойти к домикам, образуйте слова и запишите получившееся.

-Зачитайте, какие слова вы образовали?

  • ^ Мышонок, зайчонок, бельчонок, червячок.

  • Грибочек, камешек, клубочек, подушечка.

-Проверим часть речи. (существительное)

-А после каких букв стоит суффикс? (после шипящих)

-Итак, что мы имеем в ходе нашего расследования? (после шипящих в именах существительных стоят суффиксы с гласными о и е)

-Так какие же гласные пропали в суффиксах? (о, е – обозначаем орфограмму)

-А как сформулируем тему урока? (^ Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)


  1. Объяснение нового материала.

-Посмотрите на записанные вами слова. Вам не кажется странным, что в одних суффиксах только гласная О, а в других – Е? Может есть какая-то закономерность?

-Что же сегодня на уроке вы узнаете? (условия выбора гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных)

-Чему научитесь? (применять правило)

-Попробуйте расставить ударения в словах. (учащиеся расставляют ударение)

-На какую часть слова падает ударение? Какой вывод можно сделать о правописании гласных О-Е в суффиксах существительных? (под ударением пишется О, без ударения-Е)

-Проверим себя по учебнику (п.46, стр.106, ученики читают правило в учебнике, разбирают приведённые примеры)

-Мы поработали с рисунками, узнали, что это такое. А давайте теперь посмотрим, что означает слово схема? (в толковом словаре находят значение слова, зачитывают)

-Что даёт более точную информацию: рисунок или схема? Почему?

-А где вы встречаетесь со схемами, на каких школьных предметах?

-А кому нужны схемы? Людям каких профессий?

- А нам они нужны? Зачем?

-Давайте построим схему выбора орфограммы в суффиксах существительных после шипящих. Впоследствии она поможет вам при объяснении изучаемой орфограммы.

Существительное
суффикс после шипящих

гласная под ударением (О) гласная безударная (Е)


  1. Закрепление.

  1. Каждый учащийся должен поднять карточку с гласной, соответствующей правильному ответу. Себя проверять можно по составленной схеме.

Снежок, зайчонок, горошек, доченька, ручонка, крошечка, язычок, стишок, ящичек, воротничок.

  1. На карточках, выданных ученикам, записаны предложения, из которых нужно выписать слова с изучаемой орфограммой. 1 группа выписывает слова с гласной О в суффиксе существительных, 2 группа-с гласной Е. Кто быстрее?

Пирож..к лишь разломила да кусочек прикусила. Куда пастуш..к, туда и посош..к. В конце предложения я поставил маленькую точ..чку. На полке стояла интересная книж..чка. Чёрный галч..нок проскакал по тропинке. В парке ребята посадили дубоч..к.
Физминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе. Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши - ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.


  1. Учитель читает загадки и просит учеников свои ответы записать в тетради в столбик:

Маленький шарик

Под лавкой шарит.(^ Мышь)
Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.(Волк)
Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.(^ Заяц)
Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком.(Ёж)
Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.(Белка)

Слова-отгадки записываются учениками в тетрадь. Ребята должны записать детенышей этих животных и объяснить написанное: мышонок, волчонок, зайчонок, ежонок, бельчонок.

  1. На доске записаны слова: сучок, кружок, овражек, медвежонок, старичок, червячок, кусочек, собачонка. Ученики из разных групп по очереди должны распределить данные слова в два столбика.


^ V. Рефлексия.

-Молодцы, агенты, справились с заданиями! Настоящие профессионалы работают в нашем детективном агентстве!

-А что же мы сегодня с вами сделали? Пропавшие буквы вместе с суффиксами нашли?

-А что хотели сегодня узнать? Чему научиться?

-Достигли этой цели?

-За отличную работу в детективном агентстве «Следопыты» каждый сотрудник получает оценку в журнал и значок агента. Кстати, какая гласная в суффиксе слова значок?


  1. Домашнее задание.

  • п. 46 стр. 106

  • придумать и записать небольшой рассказ с использованием существительных с гласными О-Е после шипящих в суффиксе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconБуквы о – ё после шипящихицв суффиксах и окончаниях имен существительных. Цели
Тема. Буквы о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconПрограмма: традиционная Тема: «Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных»
Форма урока: работа в научно-исследовательской лаборатории с элементами театрализации

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconУрок русского языка в 3-м классе по умк «Перспектива»
Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconМетодическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три...
Учитель – Хилкова Наталия Александровна, учитель начальных классов моу светочегорской основной общеобразовательной школы Красносельского...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconУрока русского языка в пятом классе по теме: «Буквы о-а в корнях с чередованием -лаг-лож»
Цель: создать условия для знакомства с основными этапами урока, построенного на основе деятельностного подхода в обучении через моделирование...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconРазработка урока русского языка во 2 классе по теме «Постановка учебной...
Данный урок русского языка построен на основе технологии ро д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconУрок по теме: «спп с придаточными изъяснительными»
Орфографическая пятиминутка. Тема: «ь после шипящих на конце существительных». Кодированный диктант

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconРазработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество»
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2)

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «ГласныеОиЕ после шипящих в суффиксах существительных» iconПравописание о е после шипящихицв окончаниях существительных
Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в окончаниях имён существительных, формирование умений и навыков...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск