Скачать 201.37 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики и информатики Математический факультет Кафедра математического анализа и методики преподавания математики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МАТЕМАТИКА (АЛГЕБРА) 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Квалификация (степень) выпускника - БАКАЛАВР Профиль подготовки «МАТЕМАТИКА» Форма обучения ОЧНАЯ Курс 1 Семестр 1 Москва 2011 "Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Математика»" Автор: ассистент кафедры математического анализа и методики преподавания математики ИМИ ГОУ ВПО МГПУ Ковпак Ирина Олеговна Рецензенты: _______________________________ _______________________________ Программа одобрена на заседании кафедры математического анализа и методики преподавания математики от 19 мая 2011 года, протокол № 10. Заведующий кафедрой математического анализа и методики преподавания математики, доктор физико-математических наук, профессор П.В. Семёнов ^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: формирование представлений о значении курса элементарной математики в системе математических дисциплин и в системе математических знаний, формирование представлений о логике развития и наполнения школьного курса алгебры с учетом реализации основных дидактических принципов. Задачи дисциплины:
. ^ Дисциплина «Элементарная математика (алгебра)» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин. Для успешного освоения настоящей дисциплины студенты должны владеть школьными курсами алгебры и начал математического анализа в соответствии с действующими стандартами образования. Освоение дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части цикла профессиональных дисциплин, прохождения педагогической практики. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Общекультурные компетенции (ОК):
(ОК-6);
Профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональные компетенции (ОПК):
компетенции в области педагогической деятельности:
компетенции в области научно-исследовательской деятельности:
Специальные компетенции (СК):
В результате изучения дисциплины студент должен (деятельностная составляющая компетенции): знать:
уметь: -находить значение корня, степени, логарифма на основе определений, с помощью калькулятора или таблиц; -выполнять тождественные преобразования рациональных, иррациональных, степенных, показательных, логарифмических выражений; -решать задачи с использованием метода математической индукции; -доказывать неравенства с помощью определения, синтетического метода, методом от противного, методом математической индукции; -решать рациональные уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств; -решать уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля -применять графический способ решения уравнений и неравенств; -решать задачи, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и их основными свойствами; -решать текстовые задачи на числовые зависимости, на прогрессии, на совместную работу, на смеси, на сплавы; владеть: -математической терминологией и символикой, начальными понятиями логики и принципами математического доказательства; - основными методами решения задач курса элементарной математики на вычисление и доказательство; -основными методами решения уравнений и неравенств курса элементарной математики; -основными методами решения текстовых задач, нестандартных задач и задач повышенного уровня сложности курса элементарной математики. ^
^ Модуль 1. Тождественные преобразования выражений Разложение многочленов на множители. Тождественные преобразования рациональных выражений. Тождественные преобразования иррациональных выражений. Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений. ^ Доказательство неравенств с помощью определения. Синтетический метод доказательства неравенств. Доказательство неравенств методом от противного. Доказательство неравенств методом математической индукции. Сравнение значений числовых выражений. ^ Равносильные уравнения. Теоремы о равносильности. Рациональные уравнения и основные методы их решения. Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. ^ Системы уравнений. Теоремы о равносильности систем уравнений. Основные методы решения систем рациональных уравнений: метод линейного преобразования, метод подстановки, метод замены переменных. Однородные системы. Симметрические системы. ^ Задачи на числовые зависимости. Задачи на прогрессии. Задачи на совместную работу. Задачи на сплавы и смеси. Задачи на движение. ^ а) Основная литература 1. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Задачник-практикум по математике: Алгебра. Тригонометрия: Для поступающих в вузы / В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Оникс 21 век, 2005. – 463 с. 2. Дорофеев Г.В., Пчелинцев С.В. Многочлены с одной переменной. Учебное пособие. (Для уч-ся школ и классов с углубл. изучением математики, студентов пед. университетов и преподавателей школ с углубл. изуч. математики). – М.: «Просвещение», 2001. 3. Крамор В. С. Задачи на составление уравнений и методы их решения / В. С. Крамор. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2009. — 256 с.: ил. 4. Потапов М.К., Александров В.В., Пасиченко П.И. Алгебра, тригонометрия и элементарные функции / М.К. Потапов. в.В. Александров, П.И. Пасиченко. – М.: Высшая школа, 2001 5. Шахмейстер А.Х. Дробно-рациональные неравенства. - Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: «ЧеРо-на Неве», 2004. 6. Гейбука С.В. Элементарная математика: индивидуальные задания для студентов 3-го курса математических факультетов педвузов / С.В. Гейбука. Н.Н. Путинцева. - Новосибирск: изд. НГПУ, 2009. - 49 с. б) Дополнительная литература 7. Новоселов С.И. Сборник задач по специальному курсу элементарной алгебры. - М.: «Высшая школа», 1962. 8. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. – 3-е изд., перераб. и доп. - M.: "ABF", 1995. - 352 с., ил. 9. Иванов О.А. Практикум по элементарной математике: Алгеброаналитические методы: Учеб пособие. - М.: МЦНМО, 2001. - 320 с.
в) Электронные источники и базы данных.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ^ Для проведения практических занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором и экраном. ^ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
^ Модуль 1. Тождественные преобразования выражений 1. Разложение многочленов на множители. 2-3. Тождественные преобразования рациональных выражений. 4. Тождественные преобразования иррациональных выражений. 5. Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений. Литература [1,2,4,8,10] Модуль 2. Различные методы доказательства неравенств 6. Доказательство неравенств с помощью определения. Синтетический метод доказательства неравенств. 7. Доказательство неравенств методом от противного. Доказательство неравенств методом математической индукции. 8. Сравнение значений числовых выражений. Контрольная работа №1. Литература [1,2,4,8,10] Модуль 3. Решение рациональных уравнений и неравенств 9. Равносильность уравнений. 10. Рациональные уравнения. 11. Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Литература [1,2,4,5,6,7,] Модуль 4. Решение систем рациональных уравнений 12. Системы рациональных уравнений (основные понятия; основные методы решения систем уравнений). 13. Однородные и симметрические системы рациональных уравнений. 14. Решение уравнений, систем уравнений. Контрольная работа №2. Литература [1,2,4,6,7] Модуль 5. Решение задач на составление уравнений и систем уравнений 15. Решение задач на составление уравнений и систем уравнений: задачи на числовые зависимости, задачи на прогрессии. 16. Решение задач на совместную работу. 17. Решение задач на сплавы и смеси. 18. Решение задач на движение. 19. Решение задач. Контрольная работа № 3. Литература [1,3,7,8,10] ^ 2.1. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
3. Контрольная работа по теме «Решение задач на составление уравнений и систем уравнений». ^ Теоретическая часть
Практическая часть
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы ^ Институт математики и информатики Математический факультет ![]()
Примечания. Работа, выполненная менее чем на 30%, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов. Студент обязан выполнить три контрольные работы и домашние задания. ^ Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное или письменное собеседование по тематике пропущенных занятий, выполнение заданий практических занятий, выполнение контрольных письменных работ. Форма промежуточной аттестации: зачет. ФИО преподавателя: Ковпак Ирина Олеговна. Утверждено на заседании кафедры математического анализа и методики преподавания математики 28 июня 2011 года. Протокол №11. Заведующий кафедрой П. В. Семенов. |
![]() | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | ![]() | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю... |
![]() | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю... | ![]() | Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике |
![]() | Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника... | ![]() | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100, педагогическое образование,... |
![]() | Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... |
![]() | Цель программы – сформировать основные представления об античной литературе как о ведущей дисциплине в осмыслении истории литературы... | ![]() | Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен... |