Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)
Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С :
1. Вступление (2-3 предложения)
2. Сформулировать проблему (К1) - 1 балл
3. Прокомментировать сформулированную проблему (К2) – 2 балла
4. Сформулировать позицию автора (К3) – 1 балл
5. Аргументация собственного мнения по проблеме (К4) - 3 балла
6. Заключение, вывод (1-2 предложения)
Внимание! Если экзаменуемый неверно сформулировал проблему (К1), то автоматически снимаются баллы по критериям К2, К3, К4.
Речевые образцы (клише), помогающие организовать работу по написанию части С
^ . Вступление (зачин) должно быть лаконичным и иметь прямое отношение к сформулированной вами проблеме исходного текста.
Можно начать сочинение:
а) с кратких сведений об авторе и его творчестве, если это имеет отношение к тексту
б) ряда риторических вопросов, подводящих к проблеме текста
Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям пить отравленную воду? Есть ядовитую рыбу? Кто захочет ехать за город, чтобы отдохнуть в березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это нас ждет в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В.Солоухин.
в) с ключевого слова (именительный темы)
Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С.Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н.В.Гоголь («Мертвые души»), и О.Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и тот она выглядит отвратительно!), и совсем другое , когда она овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.
2. (К1) Сформулировать проблему можно:
а) кратко – одним словом или словосочетанием («проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже):
Автор поднимает проблему (чего?) совести.
^
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
б) более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
^
в) в некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:
«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.
^
Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
общественно значимой
социальной
сложной
нерешенной
наболевшей
злободневной
важной
| острой
животрепещущей
жизненной
первоочередной
спорной
насущной
неотложной
| важной
глубокой
актуальной
жгучей
мучительной
принципиальной и т.д.
| ^
Философские
| Социальные
| Политические
| Нравственные
| Экологические
| Эстетические
| Самые общие вопросы развития общества, природы, человека
| Устройство и жизнь общества
| Деятельность государственной власти
| Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей
| Взаимодействие человека и окружающей среды
| Восприятие человеком прекрасного
| - Проблема поиска смысла жизни
- Проблема счастья
- Познание и самопознание
- Проблема свободы выбора (выбора пути)
-Проблема судьбы (предопределения)
-Проблема исторической памяти (проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней)
- Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею
- Революция и эволюция
- Война и мир (Проблема ценности человеческой жизни и неестественности смерти)
- Роль личности в истории
- Проблема добра и зла
-Проблема национального характера
- Проблема времени и его быстротечности
-Проблема соотношения вечных и преходящих ценностей
-Проблема взаимодействия идеала и действительности
| - Проблема социальной справедливости/несправедливости
- Проблема соблюдения прав человека
- Проблема свободы личности в обществе
--Проблема взаимоотношения власти и человека (народа и власти)
-Проблема художника и власти
-Проблема неизбежности прогресса
-Проблема эмиграции
-Проблема интеллигенции
- Прогресс и общество
- Конфликт старых идей с передовыми взглядами
- Создание правового государства
- Роль науки в обществе
- Научный и технический прогресс
-Проблема ответственности ученых за свои открытия
-Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов
-Проблема влияния среды на человека
| - Политика в жизни общества
- Гражданское общество
- Демократия
- Международные конфликты
- Разоружение
- Терроризм
- Национализм
| - Проблема сострадания
-Проблема проявления гуманизма
-Проблема героизма и человеческой стойкости
-Проблема патриотизма
- Проблема человеческого благородства
- Проблема нравственного выбора человека
- Проблема памяти (исторической, родовой)
- Проблема преемственности поколений
- Проблема истинных и ложных ценностей
- Проблема совести и ответственности человека за свои поступки
-Проблема защиты чести и собственного достоинства
-Проблема насилия над личностью и нравственной непоколебимости
-Проблема истинной дружбы
- Проблема предательства
- Проблема равнодушия, черствости
- Проблема сохранения культурного наследия
- Проблема одиночества (одинокой старости)
-Проблема влияния детства на формирование характера человека
-Проблема сострадания и сердечного отношения ко всему живому
- Проблема жестокости и гуманизма по отношению к миру природы
- Проблема милосердия, гуманного отношения к окружающим людям
- Проблема равнодушия к судьбе другого человека
- Проблема нравственной ответственности перед другими людьми
-Проблема доброты и всепрощения - Проблема родительской любви
-Проблема бескорыстной помощи
-Проблема родительской безответственности
-Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов
-Проблема отцов и детей
-Проблема значимости труда в жизни человека
-_Проблема воспитания (обучения)
-Проблема любви (бескорыстной, жертвенной, всепрощающей )
-Проблема растлевающего влияния жадности на человека
-_Проблема пошлости и корысти
- Проблема духовной деградации личности
| -Проблема влияния человека на природу и возможные последствия
-Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы
- Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы
- Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека
- Проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы
-Проблема бездомных животных
-Научный прогресс и экология
-Экология языка (Проблема бережного отношения к языку)
| - Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми
- Проблема назначения подлинного искусства
- Проблема восприятия музыки (живописи, литературы) человеком
- Проблема воспитания эстетического вкуса
- Проблема духовности в искусстве
- Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека
- Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе
-Проблема влияния массовой культуры, телевидения, Интернета на человека
| Типовые конструкции
Автор размышляет над проблемой…
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания автора проблема…
В тексте (фрагменте из статьи, очерка, рассказа, повести) (Ф.И. автора в род. п.) поднимается проблема…
(Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
………….? Этой проблеме посвящен текст (отрывок, фрагмент) (Ф.И. автора в род.п.)
………….? Над этой проблемой размышляет в своем тексте (статье, очерке) автор.
Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль этот понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
3. Комментарий к сформулированной проблеме
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.
Текстуальный
«от текста к действительности»
| Концептуальный
«от действительности к тексту»
| Текстуальный комментарий – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на вопросы:
Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
Какие высказывания заслуживают особого внимания и почему?
На чьи мнения ссылается автор? Почему?
Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? Пример текстуального комментария
Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что все чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов закончилась: мы живем в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.
| ^ предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
К какому типу (категории) относится затронутая автором текста проблема (нравственная, философская, экологическая, социальная, психологическая и др.)?
Насколько актуальна в наши дни эта проблема?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект проблемы рассматривает автор?
Пример концептуального комментария
Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчеркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей в том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».
| В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Но не увлекайтесь цитированием. Помните, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять ее. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняя цитаты.
ВНИМАНИЕ! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста.
Помните: комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли.^
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
^
(художественный текст)
| Текстовый комментарий
(публицистический текст)
| Концептуальный комментарий
(публицистический текст)
| Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем)
Не случайно писатель изображает (кого, что)
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Слова (мысли) героя показывают, что…
Автор осуждает (одобряет) поступок героя
Автор сочувствует своему герою
Симпатии автора на стороне (кого)
| Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве примера автор рассматривает…
Автор текста обращает внимание на…
Автор искренне восхищен (огорчен) тем, что…
| Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
Как и большинство из нас, автор считает, что…
Автор полемизирует (с кем)…
Автор подробно рассматривает…
Автор обращает внимание на …
| Автор
(что делает?)
отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, опирается на мнение, анализирует, характеризует, сравнивает, рассматривает, сопоставляет, разбирает, показывает важную роль.
^
Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.
Помните! Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Средства выражения позиции автора
1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)
2. Оценочная лексика
3. Средства выразительности
4. Вводные слова
5. Побудительные предложения
Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
^
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
^
Автор убеждает нас в том, что …
Автор осуждает (кого/что, за что)…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Помните!
1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.
2. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.
3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.
4. При определении авторской позиции нельзя ставит знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
^
Аргумент – суждение, вывод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Структура аргумента
ТЕЗИС (собственное мнение)
| Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.
| ^
| Не случайно русские писатели и поэты в своих произведения обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.
| АРГУМЕНТ
| А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с ее достоинствами и недостатками, но прежде всего - с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина:
^
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
| МИКРОВЫВОД
| Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставит нас, граждан России, равнодушными.
|
Формулирование собственного мнения
(типовые конструкции)
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…(далее идет аргумент).
Я согласен с автором данного текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу заглавного героя романа И.А.Гончарова «Обломов»…
Я согласен с позицией автора и тоже считаю: … . В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример.
Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убежден в том, что… В подтверждение моей точки зрения можно привести следующие примеры из художественной литературы.
^
Я разделяю (не разделяю) позицию автора в том, что..
Мне ясна позиция автора, и я ее разделяю. Действительно…
К сожалению, я вынужден возразить, отметить, оспорить…
По – моему, … По моему мнению,… Мне кажется… (представляется, думается)…
6. Заключение, вывод
Итак, можно сделать вывод, что…
Итак, автор показал нам, что…
Таким образом, все сказанное убеждает читателя в том, что…
В заключение хочется отметить (подчеркнуть)…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод… |