Программа "Школы будущего первоклассника" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка






Скачать 262.79 Kb.
НазваниеПрограмма "Школы будущего первоклассника" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации02.02.2014
Размер262.79 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3

ПРОГРАММА дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте для дошкольников является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте – русский язык-чтение и литература» для 1-11 классов, который создаётся в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Общая цель курса – подготовить в ходе дошкольного т школьного обучения функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Одним из способов достижения этой цели видится создание непрерывных курсов. Применительно к обучению родному языку под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения языком, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение ребёнка вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Непрерывность же на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по учебникам Образовательной системы «Школа 2100».

Цель курса - всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения

  2. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения

  3. формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования

  4. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления

  5. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия

  6. развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека

  7. развитие умения говорения и слушания

  8. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих

  9. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка

  10. развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением

  11. развитие звуковой культуры речи

  12. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка

Решение этих задач решаются в процессе занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Занятия проводятся по пособию Бунеева «По дороге к азбуке»

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

  1. Лексическая работа

    • Наблюдение над лексическим значением слов – название предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи

    • Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед

    • Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова

    • Создание условий для употребления новых слов в собственной речи

  2. Развития грамматического строя речи

  • Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражнения в образовании слов по образцу

  • Наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов

  • Формирование навыка образование и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

  • Практическое знакомство со словосочетанием и предложением

  • Знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов

  1. Развитие связной устной речи

  • Обучение ответам на вопросы, диалогической речи

  • Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов

  • Обучение подробному пересказу текста

  • Обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам

  1. Развитие простых форм звукового анализа

  • знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твёрдые и мягкие согласные звуки

^ Тематическое планирование по курсу «Развитие речи»

1 занятие в неделю

Планирование составлено по учебному курсу «По дороге к азбуке» 1-2 часть Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева.

Дата



Тема занятия

04.12

1

Знакомство с героями. Игрушки

11.12

2

Части тела

18.12

3

Овощи Фрукты. Составление рассказа по серии картинок

25.12

4

Овощи – фрукты. Геометрические фигуры

15.01

5

Загадка – описание. Дом

22.01

6

Мебель

29.01

7

Электрические приборы Рабочие инструменты

05.02

8

Семья

12.02

9

Посуда

19.02

10

Головные уборы

26.02

11

Одежда Обувь

05.03

12

Зима. Звери

12.03

13

Домашние животные

19.03

14

Птицы

02.04

15

Животные жарких стран. Рыбы

09.04

16

Продукты

16.04

17

Магазины

23.04

18

Транспорт

30.04

15

Город

07.05

20

Весна

14.05

21

Почта. Театр

21.05

22

Профессии


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

Основной целью курса является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям. Параллельно используется пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи»

1. Звуки

  • понятие «Звук» ; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение

  • акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные

  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных

  • выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове

  • звуковой анализ состава слогов и слов

  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений

  1. Слоги

  • Понятие «слог», слоговой анализ слов

  • Подбор слов на заданное количество слогов

  • Выделение в словах первого и последнего слогов

  • Подбор слов на заданный слог

  • Составление прямых и обратных слов

  1. Слова

  • Выявление различий в звуковом составе двух слов

  • Составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок

  • Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов

  • Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам

  • Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова

  • Последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава



  1. Буквы

    • Знакомство с буквами

    • Дифференциация понятий «звук» и «буква»

    • Согласные и гласные буквы

    • Соотнесение букв и звуков

  1. Связная устная речь

  • Обучение ответам на вопросы, диалогическая речь

  • Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов

  • Обучение подробному пересказу текста

  • Обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок

  1. Развитие связной устной речи

  • Составление рассказа по сюжетной картине

  • Составление комбинированного рассказа

  • Пересказ текста

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

^ Тематическое планирование по курсу «Обучение грамоте»

      1. занятие в неделю

Планирование составлено по учебному курсу «По дороге к азбуке»Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева

Дата



Тема занятия

02.12

1

Звуки, буквы, слова

09.12

2

Звук А;О. Рассказ по сюжетной картинке

16.12

3

Звук Э;У.

23.12

4

Звук И;Ы. Дифференциация звуков

13.01

5

Гласные звуки и их дифференциация

20.01

6

Звук М; М» Твёрдые и мягкие согласные

27.01

7

Звук Н;Н»

03.02

8

Звук П;П» Рассказ по сюжетной картине

10.02

9

Звук Т;Т»

17.02

10

Звук К;К»

24.02

11

Звук Х;Х» Пересказ текста Дифференциация звуков

03.03

12

Звук Ф;Ф» Пересказ текста

10.03

13

Звук Й (ЙО) Дружные звуки

17.03

14

Звуки(ЙУ) (ЙА) Пересказ текста

07.04

15

Звук (ЙЭ) Дифференциация звуков

14.04

16

Звук Л;Л» Дифференциация звуков

21.04

17

Звуки В;В» рассказ по сюжетной картине

28.04

18

Звук Ч» Щ» Дифференциация звуков

05.05

19

Звуки Б Б» Дифференциация звуков

12.05

20

Звуки Д;Д» Дифференциация звуко

19.05

21

Звуки С;С» Рассказ по сюжетной картине

26.05

22

Звук Ц Дифференциация звуков

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Пояснительная записка

Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.

Программой предусмотрено научить ребёнка выделять из группы предметов один в соответствии с выделяемыми свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства.

Основу начального курса математики составляют представления о натуральном числе и 0. Одна из главных задач курса – формирование прочных вычислительных навыков – проводится в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления детей, их познавательной самостоятельности.

В целях создания условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции в курсе предлагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.

Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.

Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность детей на занятиях

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

К концу года дети должны знать:

  • последовательность чисел от 0 до10, уметь считать предметы в пределах 10, уметь читать и записывать числа от 0 до 10

  • таблицу сложения чисел в пределах 10

Учащиеся должны уметь решать простые задачи на сложение и вычитание

^ Цели и задачи обучения математике

1. Научить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, научить различать и называть цифры в пределах 10, устанавливать равенства и неравенства, познакомить со свойствами натурального ряда чисел

2. Учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке

3. Знакомить с геометрическими фигурами. Учить конструированию с этими фигурами

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве

5. Развивать мыслительные операции

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconРабочая программа по обучению грамоте Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с требованиями фгос ноо на основе авторской программы Н. В. Нечаевой...

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconОбразовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год
Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни. Работа с детьми по данной...

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconРабочая программа «Школа будущего первоклассника» паспорт программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconОбразовательная Программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей
Программа предназначена для организации подготовки детей 5-6-летнего возраста к обучению в школе

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconРабочая программа по обучению грамоте 1
Умк «Школа Росии». В программе имеется пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню...

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconПрограмма по обучению грамоте построена как органичная часть общего...
Программа: Обучение грамоте. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России»,Э. Н. Золотухина, А. В. Коровина, Л....

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconПрограмма «Школа будущего первоклассника» Составители: Потапова Л....
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2012-2013 гг является повышение доступности дошкольного...

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconПедагогического творчества
Название работы: Программа подготовки к обучению грамоте в форме коррекционного часа "Волшебный мир звуков и слов" для детей старшего...

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconПрограмма предшкольного образования Группы общего развития
Организация предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в группах общего развития «Школа будущего первоклассника»

Программа \"Школы будущего первоклассника\" программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте пояснительная записка iconРабочая программа по обучению грамоте определяет объём, порядок,...
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе нормативно-правовой базы



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск