Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М






НазваниеАве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М
страница1/30
Дата публикации02.04.2014
Размер2.58 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
А

АВЕ МАРИЯ (лат. Ауе Магiа—при нет тебе, Мария) — муз. произв. на текст католич. гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М. напвсано много сольных произв. (Шуберт, Гуно — име ются хор. перелож. рази. авторов) хоровых а кап. (Жоскен депре, Вер ди, Брукнер, Страввнский и др.), вок. инструм. (Врамс и др.).

АВТОФОНИЯ (греч. аоiов — сам в рiiопе — звук) — в вок. методике — слышание певцом собственного голо са; оно не всегда верно передает ха рактер реального звучавия (напр., в отношении тембра, динамики, ино гда —чистоты ивтонирования), отче го певец может неправильно коррек тiiровать свое пение и нуждается во внешнем контроле.

АГОГИКА (греч. а ние) — одво из средств выразитель ности муз. исполнения, заключающее ся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма при условии их сохранения в целом. А. имеет свои закономерности. Так, напр., устремление к кульминации может сопровождаться ускорением (гл. обр.

в небольших муз. построениях) или, наоборот, замедлением темпа (что наблюдается также в завершаюоIих кадансах). Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последую щим замедлением. Наиболее значит. звуки, важные по смыслу слова (их ударные слоги) могут подчеркивать ся некотор. <оттягиванием (агоги ческий акцент), а так ваз, слабые окончания за этот счет сокращаться. Иногда А. регулируется спец. указа. ниями (а рiасеге — свободно, аа I Ыiпяi — по желанию, егоро гиЬа саргiссiозо — капризно и т. д.). Порой к области А. относят весь комплекс метроритмич. и темповых отклонений ферматы, в — сжимая, ассеiе гап( — ускоряя а11аг — расши рии в т. д.).

А. связана со всеми компонентами муз. формы: структурой, динамикой, мелодикой, гармонвей в др., зависит от жанра и характера произв., стиля композитора, индивидуальности ис полнителя. Некотор. жавры отлича ются устойчивостью темпов (марш, отд. танцев альные пьесы, токката, пьесы в характере <аечное движение Произв. старых мастеров (Баха и др.), особенно полифонические, требуют бо лее строгого темпа, тогда как, вапр., соч. романтиков исполняются свобод- нее. Применяя агогич. оттенки, дври жер должен обладать чувством меры, а хор быть гибким, податливым на жесты дирижера. См. Рубато. 75, 95, 104, 185.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ — 1) Почетное звание, присваиваемое ведущ. театрам и муз. коллективам (А. театр, А. ка пелла). 2) В применении к хору (А. хор) часто означает его жаировое от личие от хора нар. песни; иногда за меняется назв. хор общего типаз..

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИИ ХОР СОЮЗА ССР создан в 1942 на базе Гос. хора СССР (первонач. назв. Гос. хор русской песни; первый концерт 20 У 1943, Москва). Основатель и худож. руководитель А. Свешников. Программы хора состояли из рус. пе сен: крестьянских, городских, студен ческих, солдатских, совр. народных (Гибель Варяга, Тонкая рябина, Во кузнице, Вечерний эвон, Фабричньте ребята, В темном лесе, Веники и др.), б. ч. в обр. Свецикикова. В дальней шем хор расширил реп. за счет клас сики и произв. совр. композиторов, возродил проиэв. старин. церк. му зыки, нередко с обновленным тек стом (соч. Бортнянского, Березовско го и др.)) явился первым исполните лем ряда соч. сов. композиторов (10 поэм Шостаковича, произв. Ше балина, Свиридова, Салианова, Пи румова, Щедрина п др.), выступает н с орк. (Ода миру Генделя, Глория Вивальди, реквнемы Моцарта н Вер ди, девятая симфонпя Бетховена, Песнь о лесах Шостаковича, Памяти Сергея Есенина и Патетическая ора тория Свиридова, Симфония псалмов Стравинского, Венгерский псалом Ко дая и мн. др.). Хору свойственны кра сота и монолитность звучания, осно ванная на единой манере звукооб разования, стройность, распевность, осмысленность и ясность произнесе ния текста, проникновенность испол нения, особенно в рус. нар. песнях. динамич. палитра хора простирается от мягкого рiапiввiгло (особенно кра сивого при нения с закр. ртом) до звучного Iогiiваiшо. Выступления хо ра в СССР и за рубежом пользуются

большим успехом. Многие произв. из реп. хора записаны на грампластин ки; особенно следует отметить запись Всекощной Рахманинова (1966—67) - Популярности хора способствовали его солисты Т. Благосклонова, Р. Ла да, В. Бутов, Ф. Мамонтов и др. По мощники Свешникова в разное время:

К. Птица, А. Юрлов. В. Мини В. Ров до, В. Балашов, Б. Куликов, В. Ту сеев, С. Калинин н др.; с 1979 гл. дирижер В. Минин. В 197! хор на гражден Орденом Трудового Красно го Знамени. 71, 111, 183.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ в ис кусстве — стиль, следующий тради ции, классич. образцам. Иногда А. с., или академизи, обозначает консерва тивное направление в искусстве.

А КАПЕЛЛА (итал. в стиле

лы)—хоровое (ансамблевое) ление без янструм. сопровождения. Высший вид хор. исполнительства, в к-ром хор выявляет себя с полной самостоятель ностью и законченностью; распростра нен в нар. творчестве. Как стиль про фес. хор. иск-ва пение А к. развива лось в культовой ср.-век. полифонин, достигнув расцвета в эпоху Возрожде ния, когда возникли л светские хор. жанры. Рус. церкови, музыка исполь зует только пение А к. Широко при меняется оно в камерной хор. музы ке европ. композиторов 19 в. Больших высот пение А к. достигло в рус. хор. культуре 20 в. (соч. Танеева, Касталь ского, Рахманянова, Чеснокова и др.; деятельность Сино дального хора, приде. Певч. капеллы я др.). В наст.

амбль посте-

з-

время пение А к. распространено во МН. странах; большое место занимает в сов. хор. музыке (СОЧ. давиденко, Коваля, Шебалина, iЫостаковича, Сни. ридова, Салманова и др.), в програм мах профес. и лучших самодеят, хо ров. 63.

АККОМПАНЕМЕНТ (франц. ассоттi ра — сопровождение) — хоро ное пение нередко практикуется В соцр. какого-либо муз. инструм. (роя ля, органа, баяна; реже— скрипки, виолончели, валторны и др.) или орк. Встречается и А. аа IiЬИпiтi (по жела нию), котор. цо Усмотрению дирижера Может не исполняться, В хор. пар титуре обычно Имеются аккомпани рующие голоса; есть пьесы, написан ные для солиста (ИЛИ солистов) с ак компанирующiiм хором; хоровой А. может исполняться с текстом, а так же на какой-либо гласный звук (чаще всего а), или с закр. ртом. Обязан ность дирижера — управлять А., под держИвающ дополняющим, укра шающим пение хора или солиста.

АККОРд (фран ц. ассога согла сие) — одноврем, сочетание неск. не менее 3-х различных по высоте зву ков. При построении и исполнении А. в хоре следует Учитывать тесситурное положе каждого тона, Применяя, в случае Надобности по терминоло гии П. Чеснокова, искусственный ан самбль. Акустически наиболее благо приятно расположение тонов А. по Принципу обертонового ряда: широ кое — внизу, суживающееся по на правлению вверх. Тесное расположе ние А. в низком регистре басов зву чит гаргяонически неясно, употребля ется в спецналi худож. целях (напр., в Ноктюрне Аренского),

190.

АКЦЕНТ (лат. ассеп — ударе ние) — выделение, подчеркивание зву ка или аккорда: динамическое, рит мическое (агогический А.), тембровое; в вок. Музыке также подчеркивание наиболее значительного по смыслу слова или слога При произнесениц текста.

АллилУИЯ [ аI от др. евр. Хвалите 5iхве (бога)] — хвалеб ный припев в христианск. богослуже нии, а также самост. гимн, напр., хор из оратории Мессия Генделя, А. амер. комп. Р. Томасона и др.

АЛЛЯ БРЕВЕ (итал. ана Ьгеуе—в короткой манере, укорочепно) — ис полнение музыки (отсчет долей, ди рижирование), написанной в 4-чет- вертном размере — на два» (при этом сложный такт превращается в Простой 2-дольный), а также в 8-чет- вертном размере — четыре» ( шое А. б.»). Встречается применение названия А. б. к 6-дольному размеру, дирижируемому <иа два» (Ховангци на Мусоргского). Частое применение А. б. в старинной музыке не следует понимать в совр. смысле как указа ние на ббльшую подвижность темпа. См. Счетная доля.

АЛЬТ (лат. а1 — высокий; в ср.-век. музыке исполнялся выше тенора, ве-

дущего основной напев) — 1) Партия в хоре или анс., сост. из низких дет ских или средних и низких женск. го лосов (меццо-сопрано — первые аль ты, контральто — вторые альты); диа пазон от фа мал. окт. до фа 11 окт. (выше — очень редко), наиболее употр. ля мал. окт. —ре 11 окт. 2) Низкий детский голос. 3) Смычковый инструм. семейства скрипок. 4) Мундштучный инструм. духового орк. (альтгорн).

5) Разновидность некоторых орк. ин струм.

АЛЬТЕРАЦИЯ (лат. аИегаiiо —из менение)— повышение или понижение высоты звука на полтона или тон (не изменяя названне звука) при помо щн знаков диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль, бекар. Интервал или ак корд, содержащий альтер. звуки, наз. альтерированным. А. обостряет ладо вые тяготения мелодических и аккордо вых звуков, усиливает гармонич. кра сочность; применяется также при мо дуляции. Интонируя альтериров. зву ки, следует подчеркввать их направ ление, соответственно повышая ил.и понижая эти звуки в пределах зоны.

АЛЬТИНО — см. Тенор.

АНАЛИЗ ХОРОВОП ПАРТИТУРЫ— один из компонентов ее изучения ди рижером, необходимое условие для успешной репетиц. работы. Задача А. х. п.—прочувствовать и осознать содержание пронэв. и средств, котор. оно выражено, выявить исполнительск. трудности и наметить пути их прео доления. В классах хор. дирижиро вания (консерваторий, муз. уч-щ) А. х. п. практикуется как устно, так и письменно, в виде аннота ции или подробного разбора произв. Обычно включает: а) общие сведения о про. изв. и его авторах, б) анализ ЛИТ. текста и его использования компози тором, в) анализ муз.-выразит. средств (форма, фактура, тематнэм, мелодика, гармония, метроритм, динамика, аго гика, артикуляция и т. д.), т) вок. хор. анализ (характеристика партий, их использование), д) исполнитель- ский план (репетиц. процесс, интер претация, особенности дирижирова ния). В зависимости от специфики произв. в анализе может акцентиро ваться та или другая сторона. Вопро сы А. х. п. освещаются в ряде трудов по хороведению, чтению хор. парти тур. 63, 67, 182.

АННОТАЦИЯ (лат. аппоiаiiо — за мечание) — краткое изложение содер жания муз. произв.; включает след.:

полное название произв., краткие све дения о его авторах; данные об особенностях музыкального произв. (жанр, форма, фактура, тональность, темп, метр, мелодия, гармонич., рит мяч, особенности, динамика, звукове дение, состав хора, диапазон каждой партии и общий, тесситура, приемы хор. изложения). См. Анализ хоровой партитуры.

АНСАМБЛЬ (фран ц. епаешЫе — вме сте) — 1) Согласованность исполнения при коллективн. пении, игре на муз. инструм., один из элементов хоровой звучности. Различают А. частный — отдельной хор. партия (см. Унисон) и общий — согласованность всех партий; тот и другой — совокупность отдельн. ансамблей: интонационного, ритмиче ского,, динамического, тембрового, дикционного, орфоэпическото. Роль хор. партий в общем А. зависит от фактуры проязв. (темаТич. материал, контрапункт, сопровождающие голо са, фон). Гармонич. фактура предпо лагает динамическя одинаковое зну чание голосов; для достижения этого иногда (в зависимости от тесситуры) приходится пользоваться так наз. ис кусственным А. — разной динамикой в голосах (см. Аккорд). При гомофо нии несколько преобладает мелодия,

при соли фонио — ведущие голоса. разнообразным может быть соотно шение хора и инструм. сопровожде ния. Во всех случаях установление А. — обязанность диряжера. для до стижения А. необходимо активное участие самих певцон, их стремление к алитности, слушание общего звуча няя, чуткость к жестам дирижера.

2) Группа музыкантов (певцов, ин струменталистов), совместно испол няющих муз. прояви. В зависимости от колич. участников я исполняемых ими самост. партий, различаются след. ансамбли: дуэт (2 участника), трио или (чаще у певцов) терцет (3), квартет (4), квинтет (5), секстет (6), септет (7), октет (8), яояет (9), деци мет (10). Группы из ббльшего числа исполнителей паз. просто ансамблями (вок. А., инструм. А). 3) Муз. произв. для небольшого колич. исполнителей.

29, 63, 121, 190.

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ТАНЦА (ПЛЯСКИ)—худОж. коллектив, объ единяющий ВОК. (хор, солистов) и танц. группы, инструменталистов, чте цов. Синтетическая форма таких анс. кОреяиТся в нар. искусстве с глубо кой древности. А. п. и п. получили широкое распространение в СССР с 30-х гг. Наиболее характерна эта фор ма для национальных нар. коллекти вов, для Военных, а Также молодеж ных анс.

АНТИФОН (греч. ап1i — против, рiiо пе — звук противозвучание) — ноне ременное пение 2-х хоров или солиста и хора. В др.-греч. театре хор ино гда делился на 2 полухория. Анти фонцое пение широко применялось п хрнстианск. церкви. Принципы анти фонного нения (папр., пение солиста и повторение его мелодии хором, по очередное пение хор. групп) встреча ется и в светск. пеции, нередко, напр., в нар. песне, в хорах классиков и сов. композиторов.

АРАНЖИРОВКА (фран ц. аггап — 10

приводить в порядок, устраивать) — переложение муз. произв. для иного состава исполнителей (напр., сольного произв. для исполнения хором, одно родного хора на смеш. и обратно; про изв. с сопр. на хор а кап.); также — облегченное изложение хор. партиту ры (или ее усложнение). А. может быть различной: от более простой до творчески обогащенной обработки — транскрипции (напр., Венецианская ночь Глинки—Балакирева). А. неред ко сопровождается транепонировани ем. 38, 69.

АРС НОВА (лат. аг поуа — новое искусство) — прогрессивное направле ние в искусстве эпохи раннего Воз рождения (14 в. Франция и Италия), связанное со светскими вок.-ивструм. жаирами и бытовой песней. Для А. н. характерны такие хор. жаиры, как мотет (во Франции), мадригал качча (я Италии), а также баллада., иногда с хор. припевом. Вiiднейшяе компози торы этой эпохи Гийом де Машо, Ф. Ландино.

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. аг — расчлеяяю) — 1) Способ исполнения звуков при пении и игре на муз. ин струм. с той или иной степенью связ ности или расчлененности, напр. ]е

о (итал. связно), 8iассаIо (итал. от рывисто), поп 1е (итал. не связ но).

Основное правило для хорошего Iе а — пение, не прерывая дыхания, на гласных, с перенесением соглас ных, заканчивающих слог, к след. сло- гу, а также пропеваяиех сонорных (звучащих) согласных. При зiассаiо звуки как бы разделяются паузами. Пение на в нелегко в отноше нии интонации: необходимо прослу шивать высоту звуков, не допускать резких перемещений гортани. При поп 1е звуки исполняются раздельно, но не так отрывисто, как при зiас са

А. (иногда паз, приемами звуковеде ния, или штрихами) — одно из важ ных средств выразительности муз. ис полнения; она должна иметь обозна чение в нотной записи — партитуре я хор. партиях — и отображение в жес те дирижера. 2) Работа органов речи, необходимая для произяесения зву ков. Артцкуляц. аппарат сост. из ак тивных (доступных управлению) ор ганов (язык, губы, мягкое нёбо, ниж няя челюсть) и пассивных (зубы, твер дое яёбо, верхняя челюсть).

АРХАНГЕЛЬСКИИ Александр Анд реевич (1846—1924) — рус. хоровой дирижер, композитор, педагог, об ществ, деятель; засл. арт. РСФСР. Получил первонач. Муз. образование в пензенском духовн. уч-ще, брал уро ки на скрипке (позднее фп. н сольно го пения); в дальнейшем руководил семинарским хором. В 1872 сдал эк замен в Прида. певч. капелле на зна ние регента; с 1873 рук. ряда петер бургск. церк. хоров, хора Шереметева (1889—98). Со своим смеш. хором, орг. в 1880, концертцровал в России и за границей (1-е публич. выступле ние в 1883, в колич. 75 чел.). Хор от личался постоянством состава (чему способствовала проведенная А. 1884—

87 замена детск. голосов женскими), обладал высокой квалификацией, боль шим реп., включавшим нар. песни (преимущественно в обр. А.), пронав. рус. и зарубежн. авторов, церк. музы ку (хор, частями, обслуживал неск. церквей). Его исполнению были свой стаенны технич. мастерство, мягкость в соединении со звучностью, тонкая музьткальность. В 1888, по совету А. Рубинштейна, А. провел цикл исто рич, концертов (проттэв. римской, ве нецианской, неаполятансiсой нидер ландской, немецкой школ — всего б концертов а кап.). Хор А. выступал также с орк. (Высокая .месса Баха, оратории Генделя, Торжественная месса и Девятая симфоняя Бетхове на, реквиемьт Моцарта, Анерио, Ке рубини, Верди; По прочтении псалма Танеева, Колокола Рахманинова н мя. др.; некоторыми из этих произв. ди рижировал сам А.), участвовал в те атр. спектаклях •(оперн., драм.). А. преподавал хор. пение в Смольном ин-те и др., был организатором Пен ческого благотворит. об-ва в СП6. (1901) и дирижером концертов объед. церк. хоров (в СП6., Киеве, Пензе, Пскове).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconО проведении конкурса на лучший
Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения конкурса на лучший текст (текст и музыку) Официального гимна, герб...

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconУрок по литературе в 10-м классе по роману И. С. Тургенева "Отцы...
Оборудование: репродукции картин В. Перова “Старики родители на могиле сына”, Рембрандта «Возвращение блудного сына», запись музыкальной...

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconВнеклассное мероприятие в группе №47 «Повар, кондитер». Тема: «Мы...
Звучит произведение композитора Ф. Шуберта «Аве Мария», на экране картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconАммер Мария Александровна
Аммер Мария Александровна, 15. 06. 1980г рождения, русская, постоянное местожительства -г. Воронеж

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconК какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст?
Задание Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconТема урока Кол-во
Уметь анализировать язык произведения. Оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на...

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconТема урока Кол-во
Уметь анализировать язык произведения. Оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на...

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconРазработали воспитатели: Явникова Мария Владимировна Ефимова Мария Сергеевна Апатиты – 2013
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят...

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconО плаще
Текст по изданию: Тертуллиан. О плаще. Пер с лат. А. Я. Тыжова. Составление, сопроводительные статьи, комментарии Ю. С. Довженко....

Аве мария (лат. Ауе Магiа-при нет тебе, Мария) муз произв на текст католич гимна (чаще на его сво бодную обработку) в честь девы Ма- рии. На текст А. М iconКодекс Российской Федерации: части первая и вторая [Текст] : офиц....
Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая [Текст] : офиц. Текст. – М. Эксмо, 2012. – 1008 с



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск