Конспект открытого урока по математике






Скачать 60.12 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по математике
Дата публикации11.05.2014
Размер60.12 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Математика > Урок


Конспект открытого урока по математике

Автор: Иванова Галина Александровна, учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа №4»,

Заинского муниципального района Республики Татарстан

Класс –4

Тема: Площадь прямоугольного треугольника.

Цель урока: создать условия для формирования у школьников умения находить площадь прямоугольного треугольника.

Задачи урока:

  1. Образовательная:

  • Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»

  • вывести формулу площади прямоугольного треугольника;

  • сформировать способность к её использованию для решения задач.

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, обобщать);

  • развивать умение решать нестандартные задачи, умение переносить знания в новые ситуации, осуществлять контроль и самоконтроль;

  • формирование у младших школьников потребности в приобретении знаний.

3. Воспитательные:

  • воспитывать умение аргументировать свои ответы;

  • повышать интерес к предмету через занимательные задания, использование информационных технологий.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран;

  • презентация по теме урока: слайды содержат рисунки и задания, которые учитель демонстрирует по ходу урока;

  • раздаточный материал: листочки-задания для индивидуальной работы

  • учебники-тетради Л.Г. Петерсон «Математика, 4 класс»; модели прямоугольника для работы учащихся, ножницы.

^ Ход урока

I.Организационный момент

Беритесь, ребята, скорей за работу!

Учись размышлять выбирать, рассуждать.

Для этого надо отлично считать!

^ II. Закрепление изученного материала по дробям и процентам.

а) Математическая разминка.

-Как найти часть числа, выраженную дробью?

-Как найти число по доле?

-Как найти периметр прямоугольника?

-Как вычислить периметр прямоугольника?

б) Тренировочное упражнение

-Решите задачи, записав выражение в тетрадь.

Задачи.

1) В классе 25 учеников; 1/5 учеников – отличники. Сколько отличников в классе?
2) На ветке сидело 12 воробьев; ¾ из них улетело. Сколько птиц улетело?
3) От ленты отрезали ¾  , что составило 90 см. Чему равна длина всей ленты?
4) Сколько дней в 3/7 недели?
5) Туристы за 2 дня прошли 27 км. В первый день они прошли 2/3 всего пути. Сколько км туристы прошли во второй день?
6) В саду было 64 куста. 3/8 этих кустов- крыжовник, ½ кустов- черная смородина, а остальные – малина. Сколько кустов малины росло в саду?
7) Участок прямоугольной формы хотят обнести забором. Длина участка 600м, а ширина составляет 5/6 длины. Какой длины должен быть весь забор?
8) Какой длины потребуется проволока для прямоугольной рамки, если длина рамки 35 см, а ширина составляет 3/5 длины?
9) Длина ¾ отрезка равна 12 см. Чему равен весь отрезок?
10) Два мотоциклиста едут навстречу друг другу. Один проехал 3/7 всего пути, а другой – половину. Сколько км им осталось ехать до встречи, если расстояние между ними было 210 км?
^ III.Постановка проблемной ситуации и выявление причин.
а)Работа с геометрическим материалом.
На партах модель прямоугольника АВСД. Проведите диагональ АС. f:\dcim\101msdcf\dsc05039.jpg

- Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось?

- Что вы можете сказать по поводу этих треугольников?

- Докажите, что треугольники равны.

-Назовите углы, которые образует треугольник.

- Какие это углы? Как ответить на данный вопрос?

- Как вы назовете данные треугольники?

- Сколько задано вопросов?. А ответов – несколько. Почему?

-Послушайте стихотворения.
Попарно три прямых, пересекаясь,

Мне к трём углам дают три стороны.

По – разному всегда я называюсь,

Когда углы иль стороны даны.
Коль остры все углы, - и я остроуголен.

С одним тупым – тупоуголен.

Коль остры два, третий – прям –

Прямоуголен я.
По сторонам бываю я равносторонним,

Когда все стороны равны.

Когда ж все разные даны,

То я зовусь разносторонним.

И если, наконец, равны две стороны,

Равнобедренным я величаюсь.

  • Какие бывают треугольники по сторонам? (равносторонние, разносторонние, равнобедренные).

  • Какие бывают треугольники по углам? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные).

  • Какая фигура «лишняя»? Почему? (прямоугольник, 4 стороны, 4 угла)


б)Знакомство с названиями сторон прямоугольного треугольника.


катет гипотенуза


катет
Работа в парах.

На партах геометрические фигуры (два разных по размеру и цвету (красный и желтый) прямоугольника и квадрат).

- Из желтого прямоугольника получим новые фигуры. (^ Алгоритм действий просматривают по видеоролику). Затем задание выполняют самостоятельно и делают вывод, какие фигуры получились?

(прямоугольные треугольники) f:\dcim\101msdcf\dsc05038.jpg

- Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (они равны)

- Докажите, что треугольники равны (метод наложения)

в) Работа в группе

- Положите на лист красный прямоугольник, квадрат и один полученный прямоугольный треугольник.

- Какая из фигур занимает большую площадь?

  - Определите самостоятельно способ сравнения площадей данных фигур.
^ IV. Выявление причины затруднения.

- Какая проблема? (не знаем, как найди площадь прямоугольного треугольника)

-Определим тему урока (Нахождение площади прямоугольного треугольника).

-Какова цель нашего урока? (Узнать, как находить площадь прямоугольного треугольника).
^ V. Построение проекта выхода из затруднения.

- Каковы гипотезы по поводу нахождения площади прямоугольного треугольника?

(палетка, половина площади прямоугольника, какая – то новая формула)

^ Работа в группах. Проверка гипотез

1) Определение площади при помощи палетки.

Практическая работа

Распределите работу самостоятельно. Один ученик считает полные клетки у прямоугольного треугольника, другой – неполные. Дети в тетрадях ведут записи нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью палетки.

– Приготовьтесь озвучить результаты своей практической работы.

Выясняются разные значения площади треугольника.

- Прямоугольные треугольники одинаковы, почему же разные получились площади?

- Удобно ли вычислять площадь с помощью палетки? С помощью палетки мы находим приближенное значение площади. Значит, этот способ неточен, требует большой затраты времени. Надо попытаться найти такой же надежный и точный способ.

^ 2) Индивидуальное задание

-Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами 12 см и 25 см.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учитель переносит на доску варианты решений детей).

- Докажите, что ваше решение верно. (Мы не можем доказать.)

- Значит, что показало пробное действие? (Мы не смогли решить это задание.)

- Что теперь мы должны сделать? (Разобраться, в чём наше затруднение.)

VI. Выявление места и причины затруднения.

-Какое затруднение возникло при выполнении последнего задания?

-Почему получились разные результаты? Каких знаний нам не хватает, чтобы справиться с возникшей проблемой? (Причиной затруднения является то, что неизвестно, как связаны между собой катеты.)

-Так что же нам надо сделать, чтобы решить задачу – поставьте перед собой цель.

(Вывести формулу, устанавливающую взаимосвязь между площадью прямоугольного треугольника и его катетами.)

-Сформулируйте тему урока. («Площадь прямоугольного треугольника».)

VII. Построение проекта выхода из затруднения.

-Давайте подумаем, как нам получить способ решения.

(Так как площадь прямоугольника равна S = a * b , а прямоугольный треугольник составляет половину прямоугольника, то формула будет S = (a * b) : 2.)

- Запишем эту формулу в тетрадь: S = (a * b) : 2

- Что означают в формуле буквы а и в? (Это катеты).

- Сформулируйте правило.

-Для любого ли прямоугольного треугольника это верно?
VIII. Закрепление нового материала.
1) Работа с правилом.

-А теперь прочитайте текст на стр. 95 и сравните.

(«Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов».)

-Итак, пользуясь полученным правилом, решите задачу, которая вызвала затруднение. ((25 x 12) : 2 = 150 (кв.см)).

Проговаривание пошагового алгоритма действий.

2) Работа с учебником f:\dcim\101msdcf\dsc05036.jpg

1. №3-4 с.94. (По алгоритму 2-3 ученика у доски.)

-Проверьте. Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки и объясните их.

-Кто выполнил верно? Молодцы. Поставьте себе «+».

2. Комментированное решение задач, с использованием правила нахождения площади.

-Выполним задание №5, 6 с.95.

IX. Итог. Рефлексия

- А что помогло нам преодолеть трудности и достичь успеха?

- Чьей работой вы могли бы восхититься?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по математике iconКонспект открытого урока по математике в 1-а классе
Оборудование: рисунки сказочных героев, домиков, цветика-семицветика, числовой ряд от 1 до 10

Конспект открытого урока по математике iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока

Конспект открытого урока по математике iconПлан конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г

Конспект открытого урока по математике iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?»
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)

Конспект открытого урока по математике iconКонспект открытого урока по математике
Оборудование: проектор, учебник и тетрадь «Математика», записи на доске, шарик с запиской, молчанка, домики, записи «касса, зоопарк»,...

Конспект открытого урока по математике iconКонспект открытого урока по теме: «уравнение»
Сообщение цели урока (повторить основные определения и свойства, связанные с понятием «уравнение», закрепить умение решать уравнения,...

Конспект открытого урока по математике iconКонспект урока по математике для 1-го класса
Цель урока: актуализировать приобретенные знания по теме: «Сложение и вычитание вида +,- 1,2»

Конспект открытого урока по математике iconСценарий открытого урока по математике в 1 классе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект открытого урока по математике iconКонспект открытого урока математики в 1 классе
Ребята, сегодня у нас урок-праздник. И сейчас вы узнаете, кто будет царицей нашего урока, если отгадаете ещё одну загадку

Конспект открытого урока по математике iconКонспект открытого урока
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ек, -ик и способами действия при...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск