Скачать 148.72 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района РТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год Пояснительная записка Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению. Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются задания и упражнения, направленные на развитие высших психических функций, а так же на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, сохранение психофизического здоровья ребенка Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней. ^ общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению. ^
Основные направления программы: 1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. 2. Снятие психологического стресса перед школой. 3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других. 4. Развитие речи и мелкой моторики руки. 5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте. 6. Развитие логического мышления и элементарных математических представлений. Принципы программы: Программа обучения и развития детей седьмого года жизни "Школа будущего первоклассника" построена на основе следующих принципов:
^ предусматривает комплекс занятий, включающих следующие блоки: «Занимательная математика». Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... , меньше на ...). Отношение: часть – целое. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Пространственно-временные представления. Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур. «Развитие речи». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений. Развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи: ответы на вопросы, участие в диалоге, пересказ сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя; составление рассказа по картине, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям; словесное рисование. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц. Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, подбор слов с определенным звуком, выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове, определение последовательности звуков в слове. дифференциация звуков на слух. Развитие мелкой моторики руки: обведение по контуру, составление узоров по аналогии и самостоятельно, дополнение и штриховка предметов, гимнастика для пальцев; знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради. «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. ^ работы школы будущих первоклассников: продолжительность обучения составляет 6 недель (с 25 января по 01 марта). Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут. Расписание занятий
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты. Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат. Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; - учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД: - называть свои фамилию, имя, домашний адрес; - слушать и понимать речь других; - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; - учиться оформлять свои мысли в устной форме; - строить понятные для партнера высказывания; - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; - учиться выполнять различные роли при совместной работе Предметные результаты (предпосылками к их формированию) По курсу «Занимательная математика» выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью; находить части целого и целое по известным частям; сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами, считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины; узнавать и называть предметы, сходные по форме; разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). По курсу «Развитие речи» - отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного; - задавать свои вопросы по содержанию; - рассказывать наизусть небольшое стихотворение; - конструировать словосочетания и предложения; - определять количество слов в предложении; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; - различать звуки и буквы; -соблюдать элементарные гигиенические правила при выполнении письменных заданий; - правильно держать ручку и карандаш; - аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. - ориентироваться на странице тетради. По курсу «Умелые ручки» овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, трафарет); развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль; производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении: сверху вниз, слева направо и по косой; уметь быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме; развитие зрительно – двигательной координации; развитие «ручной умелости» ребёнка. Тематический план занятий по «Занимательной математике»
^
^
|
![]() | Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2012-2013 гг является повышение доступности дошкольного... | ![]() | Программа предназначена для организации подготовки детей 5-6-летнего возраста к обучению в школе |
![]() | Школа» разработали программу для группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»,... | ![]() | Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает |
![]() | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению | ![]() | Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоарбанская средняя общеобразовательная школа»... |
![]() | «по-настоящему» в школе, в классе, формируя, таким образом школьные, но еще детские отношения | ![]() | Организация предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в группах общего развития «Школа будущего первоклассника» |
![]() | Непрерывность же на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки... | ![]() | Разработка локальных актов по организации и деятельности Школ для родителей будущих первоклассников |