Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении






НазваниеОрганизация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении
страница1/13
Дата публикации18.10.2013
Размер1.8 Mb.
ТипРеферат
top-bal.ru > Математика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области
ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Методическое пособие

Белгород

2011


ББК 74.204

О 64

Рекомендовано редакционно- издательским

советом БРИПК ППС



Рецензенты:
Тимофеев С.П. ректор Бел РИПКППС, кандидат педагогических наук

Верзунова Л.В., начальник отдела организации и сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИУ «БелГУ», кандидат педагогических наук, доцент

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. // Методическое пособие. Авторы- составители Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2011 122с.

В пособии представлены основные характеристики и содержание деятельность тьютора; технология тьюторского сопровождения учащихся, механизмы сопровождения пеагогической деятельности, так же разработки мастер-классов.

Предлагаемое учебно-методическое пособие в помощь работникам системы повышения квалификации кадров, руководителям муниципальных методических служб, методистам, руководителям общеобразовательных учреждений, педагогам.

Оглавление

Введение


4.

Глава 1. Содержание и технология тьюторского сопровождения учащихся


7

п.1. Основные функции и задачи тьютора в образовательном процессе



7

п. 2. Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся


14

п. 3. Технология тьюторского сопровождения учащихся


16

п. 4. Особенности организации тьюторского сопровождения учащихся


18

п. 5. Организационные формы тьюторского сопровождения учащихся



26

п. 6. Нормативно-правовые и экономические особенности оформления тьюторской работы


30

^ Глава 2. Содержание и технология тьюторского сопровождения педагогической деятельности


33

п. 1. Основные задачи и условия деятельности тьютора по сопровождению педагога


33

п. 2. Технологический процесс тьюторского сопровождения педагогов


38

Список литературы

52


Приложение 1. Примеры интерактивных методов и приемов работы с учащимися


53

Приложение 2 Примеры разработок и мастер-классов для работы с педагогами


57


Введение
В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: переориентация на развитие интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе — педагог, воспитатель или психолог?

Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения возникшего противоречия между целями и средствами современного образования необходимо построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.

Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение, как особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и взрослых и сопровождает процесс обучения в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой и т.д.), расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

Тьюторскому сопровождению не менее 900 лет. Особого внимания заслуживает опыт тьюторского сопровождения учебного процесса в английских университетах. Тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, наставник, опекун, репетитор». Тьюторское сопровождение су­ществует со времён Оксфордского и Кемб­риджского университетов XII-XIII вв. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отве­чая, главным образом, за воспитание подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора значительно расширяется: большое значение начинают приобретать его образова­тельные функции; тьюторская система официально признаётся частью английской университетской системы, постепенно вытесняя профессорскую. В течение XIII-XIV вв. (правда, только в старейших университетах страны) тьюторская система заняла центральное место в обучении, а лекционная стала служить дополнением к ней. Такое положение сохранилось и в наши дни.

В русскую педагогическую практику слово «тьютор» (тутор) было введено англофилом М.Н. Катковым (13 января 1868 г. был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников.

Сегодня Россия тьюторство обретает новые черты. По мнению Т.М. Ковалёвой, чтобы сегодня реализовался принцип открытости образования, необходимо каждому образующемуся владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу. Задача использования всего ресурса откры­того образования для построения своей об­разовательной программы требует в совре­менной ситуации работы педагога, обладаю­щего специальными средствами (тьютора), и организации им тьюторского сопровождения.

Особенности деятельности тьютора в вузе исследовали М.С. Бернштейн, Н.К. Гончаров, Т.А. Ильина, Т.М. Ковалёва и др. Необходимость введения тьюторского сопровождения в отечественных университетах отмечалась ещё в 1975 г. на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов МГУ (в качестве примера приводился опыт применения тьюторского сопровождения в Англии). С 1993 г. проводится исследовательская работа по внедрению тьюторской технологии в Новосибирском, Ростовском и Красноярском государственных университетах. В нашей стране накоплен и практический опыт применения тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение в современной школе уже перестаёт быть делом отдельных педагогов-энтузиастов. Суще­ствуют школы, в которых действует тьюторское сопровождение: школа «Эврика-развитие» в Томске, общеобразовательная школа № 34 в Брянске, «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, ряд частных школ, общеоб­разовательные школы № 147 и № 2002 Москвы, общеобразовательная школа № 1 в Кубинке Одинцовского района Московской области и др. (1,3)

В данном пособии мы будем рассматривать тьютора с двух позиций педагогической детальности: сопровождение учащегося и сопровождение самой педагогической деятельности.

Первая позиция тьюторского сопровождения позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

Сегодня апробирован ряд технологий тьюторского сопровождения, в который каждый педагог может внести индивидуальное начало. Например, в работах П. Щедровицкого, Т. Ковалевой, Е. Сухановой отражены пути организации тьюторского сопровождения на примере общеобразовательных школ Москвы и Томска. Н. Рыбалкина изучала процессы тьюторского сопровождения в школе, разрабатывала технологии образовательного туризма и отдельных культурно-образовательных событий.

В последнее время появились исследования о влиянии тьюторского сопровождения на развитие одаренных детей (Е. Александрова), профориентацию подростка (А. Тубельский), организацию дополнительного образования (Е.Колосова), формирование образовательного заказа (Е.Суханова), самообразование подростка (Г.Беспалова), образовательное пространство старшеклассника (М.Черемных). Подобные технологии уже сегодня используются в средних школах.

Кроме того, существуют тьюторские технологии, которые применяют в начальной школе: формирование индивидуального учебного стиля, реализация элементов индивидуальной образовательной программы (Т.Бубякина, Е.Волошина и др.).

Вторая позиция тьюторского сопровождения в школе - содействие развитию профессиональной компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления общего образования.

Анализ практики повышения квалификации и профессионального становления педагогических кадров свидетельствует о серьезных содержательных и организационных проблемах: не в полной мере решается проблема стимулирования непрерывного профессионально-личностного развития педагогов; содержание подготовки не всегда удовлетворяет индивидуальные потребности обучающихся; повышение квалификации педагогов зачастую прерывается из-за слабых связей между практической деятельностью, обучением и самообразованием; система постдипломного образования, как правило, ориентирована лишь на краткосрочный период взаимодействия с обучающимися.

Чтобы выполнить социальный заказ общества и самих педагогов, необходимо было разработать научно обоснованную стратегию деятельности по сопровождению и поддержки учителей. Предназначение тьютора - актуализация поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий.

Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность.

В данном пособии отражены некоторые аспекты и особенности организации тюторского сопровождения в образовательных учреждениях, а также материалы в помощь педагогам.

^ Глава 1. Содержание и технология тьюторского сопровождения учащихся

п.1. Основные функции и задачи тьютора в образовательном процессе
Целостное образовательное пространство выражается в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом. Развивающее пространство в отличие от традиционного, включает процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор».

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.

Содержательно данный термин соединил в себе элементы из разных областей деятельности: преподавание, консалтинг, тренинги, коучинг, наставничество.

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.

На языке простом тьютор – это наставник. Тьюторство – это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Учитель и тьютор – взаимодополняющие позиции в целостном построении образования.[14, 15]

Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий. Профессиональность тьютора, оценивается следующие характеристики:

  • уровень профессиональных знаний;

  • уровень профессиональных умений или навыков;

  • способности к выполнению деятельности тьютора, желание или настрой на выполнение деятельности.

Выделяют следующие инвариантные функции, которые тьютор должен исполнять [16]:

  • Управленческая функция.

  • Диагностическая функция.

  • Функция целеполагания.

  • Мотивационная функция.

  • Функция планирования.

  • Коммуникативная функция.

  • Функция контроля.

  • Функция рефлексии.

  • Методическая функция.

В отличие от деятельности традиционного педагога школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции, которая включает следующие конкретные действия:

  • определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся;

  • наблюдение за ходом деятельности обучающихся;

  • оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;

  • оценку результатов взаимодействия тьютор - обучающийся и учебного процесса в целом;

  • разработку решений по изменению деятельности обучающихся.

  • реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности обучающихся;

  • корректировку собственной деятельности, а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.

^ Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся. В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

  • изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место учебы, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

  • определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости спо­собностей и др.);

  • определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

  • определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

  • диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconКурсовая подготовка педагогов общеобразовательных учреждений по теме...
Я учебной программы предполагала обучение педагогов организации процесса сопровождения детей в образовательном учреждении, его основным...

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconПубличный отчёт краевого государственного казенного общеобразовательного...
Комитета по образованию администрации Алтайского края, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о...

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconОбразовательная программа школы представляет собой документ, который...
В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный...

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconПояснительная записка в муниципальном бюджетном общеобразовательном...
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Калининска преподавание предмета...

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении icon«Детский сад №28 г. Лениногорска» муниципального образования
Организация режима пребывания детей в доу. 30 2 Ежедневная организация жизни и деятельности детей в Учреждении. 30 2 Двигательный...

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconИнформационно-техническое оснащение образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconЗакон РФ «Об образовании»
Дошкольные группы являются подразделением дошкольного образования, организованном в общеобразовательном учреждении мбоу «сош №4»

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconОпыта
Свою педагогическую деятельность осуществляю в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Партизанская средняя общеобразовательная...

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconПоложение о Экстернате приказ министерства образования РФ 23 июня 2000 г. N 1884
Приложение n 2 справка о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении iconСогласовано
Информационная справка о муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Гимназии №6 города Тихорецка муниципального образования...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск