Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений






Скачать 156.18 Kb.
НазваниеРаспознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений
Дата публикации22.10.2013
Размер156.18 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Математика > Документы
4.2 «Механические явления»


  • Планируемый результат: распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:

равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение.

Умения, характеризующие достижение планируемого результата:

  1. Распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам.

  2. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления.

  3. Объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления.





^ Примеры заданий

Умение: распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам.

Примечание: умение проверяется только на базовом уровне сложности.


Задание базового уровня

На рисунке изображены результаты опытов с капельницей, установленной на движущейся тележке. Капли падают через одинаковые промежутки времени.


В каком из опытов тележка двигалась равномерно?

1) в опыте 1 2) в опыте 2 3) в опыте 3 4) в опыте 4

Ответ: 3

Критерий достижения планируемого результата – выбран верный ответ.



Умение: различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления.


Задание базового уровня

На рисунке изображены шарик на пружине, шарик на нити и камертон, совершающие свободные колебательные движения.



Какие из перечисленных ниже свойств характеризуют отличие колебаний от других видов механического движения.

  1. Многократное повторении одного и того же цикла движений.

  2. Изменение положения тела в пространстве с течением времени.

  3. Наличие положения равновесия.

  4. Изменение скорости тела только под действием внешней силы.

  5. Равномерное прямолинейное движение при условии, что равнодействующая сила равна нулю.


Ответ: 1, 3

Критерий достижения планируемого результата –записаны оба верных ответа, при этом другие утверждения не выбраны.

Задание повышенного уровня

Для наблюдения резонанса на толстом шнуре подвесили два одинаковых шарика на нитях. Левый шарик отклоняли, и он начинал колебаться. При этом в первом случае (рисунок1) правый шарик оставался практически неподвижным, а во втором случае (см. рисунок 2) — амплитуда его колебаний становилась практически равной амплитуде левого шарика.

Запишите, какое условие должно выполняться для появления резонанса в колебательной системе.

Ответ: ________________________________________________
^ Образец возможного ответа: для наступления резонанса необходимо, чтобы частота вынуждающей силы была равна собственной частоте колебательной системы. Допускается ответ, ограниченный условием о равенстве периодов колебаний обоих маятников и указанием на то, что колебания второго маятника являются вынужденными.

^ Критерий достижения планируемого результата – приведен ответ, в котором указано оба условия наблюдения резонанса: наличие вынужденных колебаний и равенство частот (периодов колебаний).



Умение: объяснять (находить объяснение) на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления.


Задание базового уровня

Автомобиль равномерно движется по прямолинейному участку дороги. Это возможно в том случае, если

  1. на автомобиль не действует никакие силы и систему отсчета, связанную с землей можно считать инерциальной.

  2. сила тяги, развиваемая двигателем, уравновешивает силу сопротивления движению автомобиля.

  3. двигатель автомобиля работает на холостом ходу.

  4. электроэнергия от аккумулятора автомобиля постоянно компенсирует потери на работу осветительных приборов.


Ответ: 2

Критерий достижения планируемого результата – выбран верный ответ.

Задание повышенного уровня

Находясь на высокой горе альпинисты завинтили крышку пустой пластиковой бутылки. Когда они спустились к подножию горы, то обнаружили, что стенки бутылки немного смяты и вдавлены внутрь. Объясните, почему это произошло. (Можно считать, что температура наружного воздуха и воздуха в бутылке на протяжении всего пути оставалась неизменной).

Ответ: _____________________________________________
Образец возможного ответа: Бутылка была закрыта, поэтому давление воздуха в бутылке не менялось. Снаружи на бутылку действовало атмосферное давление. По мере спуска с горы атмосферное давление увеличивалось и постепенно сжимало стенки бутылки.

^ Критерий достижения планируемого результата — приведен ответ, содержащий два элемента: указание на неизменность давления воздуха внутри бутылки и увеличение атмосферного давления, как причину сжатия бутылки — 2 балла. Приведен лишь второй элемент ответа — 1 балл. Другие ответы или ответ отсутствует — 0 баллов.




^ Планируемый результат: Описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании верно передавать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.
Умения, характеризующие достижение планируемого результата:

  1. Описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, ее обозначения и единицы измерения.

  2. Использовать для выявления свойств тел, явлений и процессов физические величины и формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  3. Вычислять значение величины при анализе явлений.





^ Примеры заданий

Умение: Описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, ее обозначения и единицы измерения.
Примечание: умение проверяется только на базовом уровне сложности.


Задание базового уровня

Шарик подвешен на длинной нити и совершает колебания между точками 1 и 2 (см. рис.1). На рисунке 2 изображен график зависимости смещения шарика от времени. Проанализируйте график и ответьте на вопросы.

Рис.1 рис.2 (переделать смещение – Х, см, период на 1 с)
А) Чему равна амплитуда колебаний шарика. Укажите обозначение, величину и единицы измерения амплитуды колебаний.

Ответ: ______________

Б) Каков период колебаний маятника? Укажите обозначение, величину и единицы измерения периода колебаний.

Ответ: ______________

Ответ: А) 3 см Б) 1с

Критерий достижения планируемого результата –записаны оба верных ответа.


Умение: Использовать для выявления свойств тел, физических явлений и процессов физические величины и формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.


Задание базового уровня

В коробке находятся бруски одинаковой массы из разных веществ, но потерялись наклейки с названиями веществ.

В таблице приведены плотности веществ, которые находились в коробке.

Вещество

Плотность

Гранит

2700 кг/м3

Древесина (сосна)

400 кг/м3

Железо

7800 кг/м3

Из каких веществ могут быть сделаны два неизвестных бруска? Подпиши их названия.








  1. ___________ 2 ______ 3. гранит


Ответ: 1 - древесина 2 – железо.

Критерий достижения планируемого результата –записаны оба верных ответа.

Задание повышенного уровня

В сосуд, частично заполненный водой, опускают на нити свинцовый шарик из положения 1 в положение 2 (см. рисунок).



Как изменились в результате сила тяжести и выталкивающая сила, действующая на шарик, а также давление воды на дно сосуда? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)

увеличилась

2)

уменьшилась

3)

не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Сила тяжести, действующая на шарик

Выталкивающая сила, действующая на шарик

Давление воды на дно сосуда











Ответ: 311

Критерий достижения планируемого результата –записаны три верных ответа.



Умение: Вычислять значение величины при анализе явлений.


Задание базового уровня

В таблице приведена зависимость верхнего предела различаемых человеком звуковых частот от его возраста.

Возраст

Верхний предел, Гц

Младенец

21 000

35 лет

15 000

50 лет

12 000

Старик

5 000

Используя формулу v =λ. ν, определите человек какого возраста сможет услышать звук длиной волны 0,017 м? Скорость звука в воздухе принять равной 340 м/с.
Образец возможного ответа: в формулу подставлены верные значения физических величин 340 м/с = 0,017 м. ν и получен ответ — 20 000 Гц, сможет услышать только младенец.

Критерий достижения планируемого результата – верно выполнены подстановки физических величин в указанную формулу.


Задание повышенного уровня

Виктор Иванович везет по дорожке сада тачку с богатым урожаем тыквы общим весом 850 Н. Пользуясь приведенными на рисунке данными и правилом рычага

F1 /F2 = L2/L1,

вычислите выигрыш в силе, который получает Виктор Иванович, используя тачку.

Подставьте необходимые физические величины в формулу и вычислите искомую величину.
^ Образец возможного ответа: в формулу рычага подставлены верные значения физических величин 850Н/ F2 = 1,5м/0,5м и получен ответ — выигрыш в силе в 3 раза.

Критерий достижения планируемого результата – верно выполнены подстановки физических величин в указанную формулу, получен верный числовой ответ.


^ Планируемый результат: анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом словесную формулировку закона и его математическое выражение.

Умения, характеризующие достижение планируемого результата:

  1. Различать словесную формулировку и математическое выражение закона.

  2. Применять закон для анализа процессов и явлений.


^ Примеры заданий


Умение: Различать словесную формулировку и математическое выражение закона.

Примечание: умение проверяется только на базовом уровне сложности.




Задание базового уровня

Сила гравитационного притяжения двух тел

1)

прямо пропорциональна произведению их масс и квадрату расстояния между ними

2)

прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними

3)

прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна расстоянию между ними

4)

прямо пропорциональна квадрату расстояния между ними и обратно пропорциональна произведению их масс

Ответ: 2

Критерий достижения планируемого результата – выбран верный ответ.



Умение: Применять закон для анализа процессов и явлений.


Задание базового уровня

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Используйте слова для справок после текста.

В атмосферу Земли с некоторой скоростью влетел метеорит. При падении его скорость увеличивалась, при этом увеличивалась и его ________ энергия. Это изменение происходило за счет уменьшения ______________ энергии метеорита. Так как на метеорит при движении действовала сила сопротивления воздуха, то часть механической энергии превращалась во ___________ энергию. В результате метеорит нагрелся до столь высокой температуры, что стал светиться..

Слова для справок

  1. потенциальная

  2. электрическая

  3. кинетическая

  4. космическая

  5. хаотическая

  6. внутренняя

Ответ: вставка слов 416

Критерий достижения планируемого результата –указана верная последовательность из трех слов.

Задание повышенного уровня

Два водолаза находятся в море на одной и той же глубине. Для того чтобы контролировать глубину погружения у каждого из них на водолазном костюме установлен манометр, измеряющий давление столба воды. Одни из водолазов находится на дне под открытой поверхностью воды, а другой — на той же глубине в подводной пещере (см. рисунок).

Какое давление (одинаковое или разное) показывают манометры их водолазных костюмов?

Отметьте √ верный ответ.

  • Одинаковое давление

  • Манометр водолаза 1 покажет большее давление

  • Манометр водолаза 2 покажет большее давление

Объясните ваш ответ, указав какой физический закон вы использовали для объяснения.

Ответ: ___________________________________________________

Образец возможного ответа: отмечено — одинаковое давление.

Объяснение: по закону Паскаля жидкости передают внешнее давление одинаково по всем направлениям. Поэтому на одной и той же глубине давление и под открытой поверхностью воды и в подводной пещере будут одинаковы.

Критерий достижения планируемого результата – отмечен верный ответ и приведено обоснование, в котором сделана ссылка на использование закона Паскаля.


^ Планируемый результат: различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета.



^ Примеры заданий

Задание базового уровня

Автомобиль едет по дороге. Систему отсчета, связанную с Землей, будем считать инерциальной. В каком из перечисленных ниже случаев систему отсчета, связанную с автомобилем, тоже можно считать инерциальной?

Автомобиль

1)

движется равномерно по прямолинейному участку шоссе

2)

разгоняется по прямолинейному участку шоссе

3)

движется по извилистой дороге с постоянной по модулю скоростью

4)

скатывается с горы с выключенным двигателем


Ответ: 1

Критерий достижения планируемого результата – выбран верный ответ.

Ниже перечислено пять задач по механике. Выберите все задачи, при решении которых указанные тела можно считать материальными точками.

А. Определить скорость поезда равномерно движущегося из г. Москвы
в г. С.-Петербург.

Б. Определить скорость движения руля автомобиля относительно водителя.

В. Определить расстояние от подъезда дома до грузовика с прицепом, поворачивающего за угол этого дома.

Г. Необходимо рассчитать расстояние от земли до автоматического космического корабля, летящего между Марсом и Юпитером.

Д. Необходимо рассчитать скорость движения хвоста гусеницы относительно ее головы.

Ответ _____.

^ Ответ: АГД



Планируемый результат: решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса (для абсолютно неупругого соударения), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения и проводить расчеты.
Умения, характеризующие достижение планируемого результата:

  1. Применять законы и формулы для решения расчетных задач с использованием 1 формулы: записывать краткое условие задачи, выделять физическую величину, необходимую для ее решения и проводить расчеты физической величины.

  2. Применять законы и формулы для решения расчетных задач, с использованием не менее 2 формул: записывать краткое условие задачи, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения и проводить расчеты физической величины.





^ Примеры заданий

Умение: Применять законы и формулы для решения расчетных задач с использованием 1 формулы: записывать краткое условие задачи, выделять физическую величину, необходимую для ее решения и проводить расчеты физической величины.
Примечание: данное умение проверяется только на повышенном уровне сложности.


Задание повышенного уровня

С крыши семнадцатиэтажного дома оторвалась сосулька. Через какое время пролетающую сосульку увидит Вася, сидящий перед окном в квартире на третьем этаже. Высота каждого этажа дома равна 3 м. Сопротивление воздуха не учитывать. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
Образец возможного ответа


Дано:

h = 3м

n = 14

g = 10 м/с2 Eп = 0,051080 = 40 (Дж)



Сосулька отрывается от крыши дома, следовательно ее начальная скорость равна нулю. Путь, пройденный сосулькой при свободном падении

S=gt2/2, где S=nh

^ Находим время падения

t=√2nh/g ≈3 с

Ответ: Вася увидит сосульку примерно через 3 с

t = ?

Критерий достижения планируемого результата:

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

^ 1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении —формула для определения пройденного пути при равноускоренном движении);

^ 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.



Умение: Применять законы и формулы для решения расчетных задач, с использованием не менее 2 формул: записывать условие задачи, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты физической величины и оценивать реальность полученного значения величины.
Примечание: данное умение проверяется только на повышенном уровне сложности.


Задание повышенного уровня

На катке Рома и Даша слепили снеговика, «посадили» его на санки и толкнули по горизонтальной поверхности льда по направлению к Артему. Артем бросил в снеговика снежок массой 0,5 кг с горизонтальной скоростью 7 м/с. Снеговик «устоял», а снежок застрял в нем. Насколько изменилась скорость санок со снеговиком после столкновения? Общая масса санок и снеговика 10 кг, а до столкновения санки двигались со скоростью 2 м/с.
Образец возможного ответа


Дано:

M = 10 кг

m = 0,5 кг

1 = 2 м/с

2 = 7 м/с Eп = 0,051080 = 40 (Дж)



Направим ось Ох по направлению движения санок. Закон сохранения импульса для санок и снежка в проекциях на ось Ох запишется:

M1 - m2 = (M + m) общ

общ = (M1 - m2)/ (M + m) =

общ = (10·2 - 0,5·7)/ (10 +0,5)≈ 1,6 (м/с) по направлению оси.

^ Изменение скорости санок Δ =1 - общ
2-1,6=0,4 м/с


Ответ: скорость санок со снеговиком уменьшится на Δ ≈ 0,4 м/с

Δ = ?

Критерий достижения планируемого результата:

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении —закон сохранения импульса для неупругого столкновения, формула для изменения скорости);

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики
Целью дисциплины является изучение строения конструкционных материалов, а также его влияния на механические, технологические и эксплутационные...

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconТема: Физические и химические явления. Химические реакции
Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих...

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconФизические и химические явления. Химические реакции
Цель урока: Формирование представлений об особенностях физических и химических явлений, их отличительных признаках и условиях протекания...

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconС. И. Вавилов экспериментальные основания теории относительности (фрагмент)
«Вывести два или три общих начала движения из явлений и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей...

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconОсновные случаи употребления
Действие относится к настоящему, прошедшему или настоящему времени без уточнения условий или характера его протекания

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconПредставление о памяти как основе культуры является ныне очевидным...
Запечатлевая восприятие исторических фактов, память человека обладает способностью воспроизводить эти явления такими, как наблюдал...

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconПрограмма по физике для учащихся 5 6 классов Пояснительная записка
Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего...

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconЭлективный курс по физике, 10 класс. «Законы физики вокруг нас» (35 ч) предмет, класс
Более подробное рассмотрение законов физики помогает насытить школьный курс физики яркими историческими фактами, представить основные...

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconГусев В. Г. Электроника и микропроцессорная техника: Учеб для вузов / В. Г. Гусев. 4-е изд., доп
Описать основные свойства, харaктeристики, конструктивные особенности тиристора. Вариант задания взять из табл Основные свойства...

Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений iconТема: Вода и её свойства
Цель: создать условия для формирования умения определять основные свой­ства воды, ее значение для живых организмов и хозяйствен­ной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск