Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах)






НазваниеМетодика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах)
страница1/20
Дата публикации22.10.2013
Размер2.29 Mb.
ТипКонспект
top-bal.ru > Математика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах)

Наталья Ивановна ФРЕЙЛАХ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие является обобщением практической дея­тельности по математическому развитию дошкольников и опыта преподавания в педагогическом колледже № 16 г. Москвы.

Автор предлагает краткий курс лекций по методике математи­ческого развития дошкольников в опорных конспектах, схемах, таблицах, который может быть рекомендован для обобщения и систематизации курса студентам педагогических колледжей и ву­зов, обучающихся по специальности дошкольная педагогика и специальная дошкольная педагогика. Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошколь­ников. Лаконичность и схематичность изложения материала уп­рощают процесс запоминания, выделение ключевых вопросов по­могает акцентировать внимание на главном, предложенные фраг­менты занятий и игр обогащают информационный запас знаний, схемы диалогов с дошкольниками учат правильно строить логиче­ские рассуждения и делать выводы.

Данное пособие не охватывает весь курс вопросов методики математического развития и требует дополнительного изучения литературы по проблеме, практического опыта работы. При ис­пользовании его в преподавательской деятельности требует со­держательного насыщения, дополнения семинарами и другими формами обучения. В приложении представлены лабораторные работы, которые могут быть полезны для организации самостоя­тельной деятельности студентов.

Принятые сокращения

ДОУ — дошкольное образовательное учреждение

ЗУН — знания, умения, навыки

ММР — методика математического развития

РЭМП — развитие элементарных математических представ­лений

ТиММР — теория и методика математического развития

ФЭМП — формирование элементарных математических представлений.
ВВЕДЕНИЕ
Под математическим развитием дошкольников следует пони­мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представле­ний — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Задачи методики математического развития как научной области

  1. Научное обоснование программных требований к уровню
    формирования математических представлений у дошкольников в
    каждой возрастной группе.

  2. Определение содержания математического материала для
    обучения детей в ДОУ.

  3. Разработка и внедрение в практику эффективных дидакти­ческих средств, методов и разнообразных форм организации ра­боты по математическому развитию детей.

  4. Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе.

  5. Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математиче­скому развитию дошкольников.

  6. Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.

^ Задание для самостоятельной работы студентов

Конспект главы II «Из истории методики ФЭМП у детей»: Сто­ляр А. А. Формирование элементарных математических представ­лений у дошкольников. М., 1988 (с. 13—32).

Лекция № 1

^ МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ

ПЛАН

  1. ММР и другие науки.

  2. Цели и задачи математического развития дошкольников.

  3. Содержание программы ФЭМП в ДОУ.

  4. Значение и возможности математического развития детей
    в дошкольном возрасте.

  5. Принципы обучения математике.

  6. Методы ФЭМП.

  7. Приемы ФЭМП.

  8. Средства ФЭМП.

  9. Формы работы по математическому развитию дошкольников.

Связь ММР с другими науками










^ Математика Педагогика Психология

(общая, (общая,

дошкольная, дошкольная,

специальная) специальная)

Физиология Частные Методика методики школьной математики

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.

  • Подготовка к успешному обучению в школе.

  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

  1. Формирование предпосылок математического мышления.

  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.

  3. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.

  4. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

  1. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

  2. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

^ Значение обучения детей математике

Обучение ведет развитие, является источником развития.

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ори­ентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ваться на «зону ближайшего развития».

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с по­мощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедук­тивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать пред­мет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.


^ Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

\ \




Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН

Физическое

Развивется мускулатура кистей рук, спины, глаз

Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

Эстетическое

Красота

математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребе­нок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе по-

знания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцеп­тивной и продуктивной деятельности у детей начинают форми­роваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно нака­пливается сенсорный опыт, который является чувственной осно­вой для математического развития. При формировании элемен­тарных математических представлений у дошкольника мы опи­раемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Раз­витие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечест­вом (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления Обсуждение

  • Назовите виды мышления.

  • Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень
    развития мышления ребенка?

  • Какие логические операции вы знаете?

  • Приведите примеры математических заданий для каждой
    логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действи­тельности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;

  • словесно-логическое.



Логические операции

Примеры заданий дошкольникам

Анализ (разложение целого на составные части)

— Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаи­мосвязи его частей)

— Составь дом из геометрических фигур



Логические операции

Примеры заданий дошкольникам



Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)

— Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение)

— Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результа­тов в общем положении)

— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация (расположение в опреде­ленном порядке)

Поставь матрешки по росту

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)

— Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений)

— Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения Обсуждение

  • Что включает понятие «память» ?

  • Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

  • Как активизировать внимание детей при формировании эле­ментарных математических представлений?

  • Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квад­рат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроиз­ведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знако­мые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для акти­визации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней при­шла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девоч­ками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленно­го конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью уг­лами»).
IV. Развитие речи
Обсуждение

  • Как в процессе формирования элементарных математиче­ских представлений развивается речь ребенка?

  • Что дает математическое развитие для развития речи ре­бенка ?

Математические занятия оказывают огромное положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение словаря (числительные, пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характери­зующие форму, величину и др.);

  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

  • формулировка ответов полным предложением;

  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему понима­нию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений
Обсуждение

— Какие специальные навыки и умения формируются у дошко­льников в процессе формирования математических пред­ставлений?

На математических занятиях у детей формируются специаль­ные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

\1 VI. Развитие познавательных интересов Обсуждение

  • Каково значение наличия у ребенка познавательного интере­са к математике для его математического развития?

  • Каковы пути возбуждения познавательного интереса к ма­тематике у дошкольников?

  • Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

  • Что является предпосылкой возникновения интереса к заня­тию математикой у детей?

Значение познавательного интереса:

  • активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

  • расширяет кругозор;

  • способствует умственному развитию;

  • повышает качество и глубину знаний;

  • способствует успешному применению знаний на практике;

  • побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

  • меняет характер деятельности и связанные с ней пережива­ния (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

  • оказывает положительное влияние на формирование лич­ности;

  • оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

  • связь новых знаний с детским опытом;

  • открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

  • игровая деятельность;

  • словесное возбуждение;

  • стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

• создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

  • работа с любимыми привлекательными объектами (игруш­ками, сказками, картинками и др.);

  • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рожде­ния. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
    К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поста­вить на стол для праздника?»);

  • интересная для детей деятельность (игра, рисование, кон­струирование, аппликация и др.);

  • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовле­творение от преодоления трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтере­сованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброже­лательность); побуждение инициативы и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconКраткий курс лекций по истории и философии науки
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconКраткий курс манипуляции сознанием Кара-Мурза с г краткий курс манипуляции сознанием
Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться...

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconКраткий курс Москва 2002 Войтов А. Г. История экономических учений....
Раткий курс предназначен для тех, кто впервые ее познает. Обычно это студенты экономических специальностей. Более конкретно ее дают...

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconСопротивление материалов. Основные определения и вывод формул в таблицах и схемах
В представленном ном (Научно-образовательном материале) изложены основные понятия классического курса сопротивления материалов, содержание...

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconКурс лекций Пермь 2006 ббк 63 л 24
Теория и методология истории: курс лекций / М. П. Лаптева; Перм гос ун-т. – Пермь, 2006. – 254 с

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconЛитература по культурологии Введение в культурологию. Курс лекций
Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. Спб., 2003

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconКурс лекций по общему языкознанию с
Курс лекций по общему языкознанию. Научное пособие. К.: Освита Украины, 2006. 312 с

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconКурс лекций Новосибирск 2002 министерство образования российской федерации
Курс лекций по истории Сибири охватывает период с XII по XX в в., отражает современную научную концепцию Отечественной истории и...

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconПолный курс лекций по русской истории Петроград. 5 Августа 1917 г
Печатный источник: С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Издание 10-е ocr, Spellcheck: Максим Пономарёв

Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) iconНа научно-образовательный материал «Курс видео-лекций по дисциплине...
Рассматриваемый курс видео-лекций может быть использован в системе повышения квалификации специалистов электроэнергетического профиля,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск