Скачать 55.28 Kb.
|
Открытый урок физики в 7 классе по теме «Инерция» Цель урока: ввести понятие инерция. Продолжить формирование умения наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие . II. Повторение изученного материала. Повторить изученное на прошлом уроке нам поможет игровой кубик. Каждый бросает кубик и на выпавшее число получает карточку- задание с таким же номером . 1.Реши задачу. Самолёт летит со средней скоростью 600км/ч. Какой путь он пролетит за 6 ч7 ( Ответ дать в км). 2.Реши задачу. Трамвай движется со скоростью 36км/ч. Выразите эту скорость в м/с. 3.Реши задачу. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина72 км/ч.Кто из них имеет большую скорость? 4.Реши задачу. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь в 20км за 4 ч. 5Реши задачу. За какое время конькобежец преодолеет дистанцию 0,5км, двигаясь со скоростью 10м/с? 6.Записать на доске формулы пути, скорости и время. III. Изучение нового материала. 1.Фронтальная беседа (постановка первой учебной проблемы): Какие виды механического движения вы уже знаете? Чем отличается равно-мерное прямолинейное движение от неравномерного? Почему в одних случаях тело движется равномерно, а в других его скорость меняется? Вот прозвенит звонок, кто не будь из вас выйдет на улицу и будет стоять перед школой. Сможет ли он заставить двигаться школу? Думаете, что нет? Тогда вы ошибаетесь. Для того чтобы привести здание в движение, достаточно пойти самому. Если вы направитесь в сторону от школы, то она начнет от вас удаляться. Удаляться – значит двигаться. Школа начнет двигаться относительно вас. Поставим вопрос по - другому. Можете ли вы заставить двигаться здание школы не относительно себя, а относительно какого- либо другого тела, например Земли, окружающих деревьев и т.д? Вряд ли. Теперь для этого потребуется столь значительное действие, что у вас ничего не получится. Демонстрация1. На столе лежит мяч. Каково положение мяча относительно стола? (Состояние покоя). Что нужно сделать, что бы он изменил свою скорость? Демонстрация 2. По наклонной плоскости скатывается игрушечный автомобиль и перемещается по столу до тех пор, пока не достигнет упора. Что происходит со скоростью автомобиля в этот момент? Что является причиной изменения скорости автомобиля? Вывод: скорость движения тела может изменяться только при действии на него другого тела. Вывод записывается в тетрадь. 2.Формулировка второй учебной проблемы. Как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела? Демонстрация 3. На пути движения автомобиля, скатившегося по наклонной плоскости, насыпают песок, затем убирают его, так что поверхность становится гладкой. В каком случае автомобиль дольше сохраняет скорость движения? Почему? По какому признаку мы судим об этом? К какому из известных движений будет приближаться движение автомобиля в последнем случае? Какой вывод следует из опыта? Вывод: чем меньше тормозящее действие поверхности (тела) на автомобиль, тем медленнее меняется его скорость движения, тем ближе его движение к прямолинейному равномерному движению. Вывод записывается в тетрадь. Демонстрация 4. Автомобиль находится на платформе. Платформу равномерно передвигают по столу, потом резко останавливают ( резко перемещают влево, вправо). В каком состоянии находится автомобиль относительно платформы? Относительно стола? Как ведёт себя автомобиль относительно стола при резкой остановке платформы? Какова скорость автомобиль относительно стола? Что можно сказать о скорости автомобиля относительно стола, если платформу резко толкнуть влево, вправо? Вывод: если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в состоянии покоя, либо движется прямолинейно и равномерно, т.е. сохраняет свою скорость. Тщательные опыты по изучению движения тел были впервые проведены итальянским ученым Галилео Галилеем , они позволили установить тот вывод к которому мы только что пришли, а именно, что если на тело не действуют другие тела, то оно находится либо в состоянии покоя, либо движется прямолинейно и равномерно относительно Земли. Определение инерции. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.(В тетрадь) Инерция – от латинского слова инерциа – неподвижность, бездеятельность. Движение, не поддерживаемое никакими телами, называется движением по инерции. IV. Закрепление. Прочитать текст учебника на стр.41, начиная с последнего абзаца и на стр.42. Рассмотрите примеры движения по инерции. Приведите примеры инерции в быту, технике, спорте. Приведите примеры, когда инерция приносит пользу и когда вред. Качественные задачи. 1.Почему подброшенный вверх мяч некоторое время движется вверх вопреки законам Всемирного тяготения? 2.Как насаживают молоток или топор на рукоятку? Почему? 3. Как мы выбиваем пыль из ковров? Весёлые задачи от Григория Остера. 4.Петя ехал к бабушке на автобусе, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперёд, а другое, когда автобус трогался – дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли с ними справиться транспортная милиция? ^ 5.Если схватить Славу и резко встряхнуть – из карманов у него вылетят гвозди, рогатка, ножик, камешки, пробки, мобильник и сто сорок четыре рубля мелочью. В чём причина такого удивительного явления природы? ^ По роману Николая Носова «Незнайка на Луне». 6. Как только ракета достигла максимальной скорости, электронная управляющая машина автоматически прекратила работу двигателей, и дальнейший полёт происходил по инерции… ^ Что называется инерцией? Ответ: инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. 7.Заметив, что пёс настигает его, Незнайка круто повернул в сторону. Пес по инерции проскочил дальше. Этот приём Незнайка повторял каждый раз, когда Милордик подбегал близко, и псу ни разу не удалось укусить его… Почему псу не удалось укусить Незнайку? V. Подведение итогов. ^ VI. Домашнее задание. § 17. Творческое задание. Придумать сказку, где главной героиней была бы инерция; или найти пословицы и поговорки, которые объяснялись бы на основе явления инерции; или приведите примеры, когда инерция приносит пользу и когда вред. 1.Реши задачу. Самолёт летит со средней скоростью 600км/ч. Какой путь он пролетит за 6 ч7 ( Ответ дать в км). 2.Реши задачу. Трамвай движется со скоростью 36км/ч. Выразите эту скорость в м/с. 3.Реши задачу. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина72 км/ч.Кто из них имеет большую скорость? 4.Реши задачу. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь в 20км за 4 ч. 5Реши задачу. За какое время конькобежец преодолеет дистанцию 0,5км, двигаясь со скоростью 10м/с? 6.Записать на доске формулы пути, скорости и время. Скорость движения тела может изменяться только при действии на него другого тела. Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в состоянии покоя, либо движется прямолинейно и равномерно, т.е. сохраняет свою скорость. Чем меньше тормозящее действие поверхности (тела) на автомобиль, тем медленнее меняется его скорость движения, тем ближе его движение к прямолинейному равномерному движению. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией Движение, не поддерживаемое никакими телами, называется движением по инерции. |
![]() | Сегодня мы наш урок начнем с повторения пройденного материала в виде физического диктанта | ![]() | Чайкина Н. Н. дала урок в 8а классе по теме «Борцы за справедливость и свободу прав человека», Лотря В. Я. – в 6в классе по теме... |
![]() | Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова... | ![]() | Урок задуман как мысленное путешествие по сказке вместе с героями Иваном – Царевичем и его войском, которые попадают в разные ситуации,... |
![]() | Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков | ![]() | Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков |
![]() | Для проведения данного урока требуется 2 часа. Очень удобны «спаренные» уроки физики в расписании | ![]() | Цель урока: повторить и обобщить основные понятия и формулы данной темы, продолжить формирование навыков решения задач |
![]() | Урок окружающего мира в 4 классе по умк «Перспективная начальная школа». Данный урок входит в систему уроков по разделу «Человеческий... | ![]() | Образовательные: дать определение потенциальной и кинетической энергии; выявить уровень усвоения учащимися формул и положений, характеризующих... |