Скачать 355.82 Kb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ № 283 _______________ /Воронова И.С./ «___» ___________ 201__ г. ПРОГРАММА Предшкольного образования Группы общего развития детей дошкольного возраста «Школа будущего первоклассника» Москва, 2011 г. ОГЛАВЛЕНИЕ:
Пояснительная записка В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка - личностного, социального, когнитивного. О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ». Программа предшкольного образования в ГБОУ СОШ № 283 «Группы общего развития детей дошкольного возраста «Школа будущего первоклассника» составлена на основе «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., 2005. Программа «Школы будущего первоклассника» предназначена для раннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста, подготовки дошкольников к систематическому обучению в школе. Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Реализация цели предполагает решение ряда задач. 1. Создание развивающей среды. 2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 3. Формирование опыта самопознания. 4. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. 5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы. 6. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремление оказать друг другу помощь. 7. Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ; совершенствование всех сторон речи; углубление представлений детей об окружающей действительности; обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке. Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда. 8. Развитие у ребенка наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движении рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Программа общего развития дошкольников и формирование компонентов учебной деятельности строится с учетом следующих содержательных линий:
Программа групп общего развития детей дошкольного возраста «Школа будущего первоклассника» позволяет организовать системную подготовку детей к обучению в школе. Организация подготовки детей к школе по данной программе предусматривает проведение занятий на базе школы два раза в неделю. Занятия имеют продолжительность 30 минут. Подготовка к обучению начинается с 1 октября и заканчивается 31 мая текущего учебного года. Продолжительность учебного года – 33 недели. ^ обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа состоит из 6 разделов:
1. Введение Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда. Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если раньше внимание родителей и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. Что же вкладывается в понятие готовность к школьному обучению. Прежде всего, она предполагает:
Необходим также определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми. Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе (по данным исследований школьного психолога примерно 40 % детей приходят в первый класс с низкой готовностью к школьному обучению). Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Работа ГБОУ средней общеобразовательной школы № 283 в целом направлена на решение следующих задач: • обеспечение высокого качества дошкольного и начального образования в соответствии с требованиями государственного стандарта и государственных программ; • охрану и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни; • развитие индивидуальных способностей и воспитанников, и учащихся средствами воспитательной работы и дополнительного образования; учет и поддержку интересов детей; • формирование ценностных ориентации детей, направленных на общечеловеческие гуманистические ценности; приобретение опыта нравственного поведения; • содействие формированию положительного самоотношения ребенка, осознанию им своего места в обществе и мире. Особого внимания уделяется преемственности организационных форм, т. к. именно при переходе из дошкольного образования на его начальную ступень обычно ощущается существенная разница в организации образовательного процесса, влекущая за собой трудности адаптации. Организованное обучение старших дошкольников включает в себя занятия познавательного цикла: по окружающему миру и математике, развитию речи, художественной деятельности, а также занятия по развитию коммуникативной компетенции, общей эрудиции, любознательности, познавательного интереса, простейших общеучебных умений и навыков, мелкой моторики. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Учитывая все вышеизложенное, школа решила вести целенаправленную работу по общему развитию детей дошкольного возраста и их подготовки к обучению в первом классе. ^ Одной из важнейших задач развития российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, еще в 2007 году рекомендовано введение предшкольного образования детей 5 - 7 лет. Одной из моделей организации предшкольного образования является организация групп общего развития детей дошкольного возраста на основе общеобразовательных школ. ^ - раннее развитие творческих способностей детей, формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. ^ призваны решить следующие задачи: - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста; - обеспечение возможности единого старта школьного обучения для будущих первоклассников; - отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в 1-ом классе школы; - укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться; - формирование готовности к школе не только на интеллектуальном уровне, но и на эмоционально-социальном; - формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. - сохранение и укрепление здоровья детей. Основные направления работы групп общего развития детей дошкольного возраста «Школа будущего первоклассника»: - формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе; - расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; - обогащение активного словаря ребенка, связной речи; - логическая и символическая пропедевтика. Результатом деятельности групп общего развития детей дошкольного возраста мы рассматриваем: - обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников, - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, - формирование его готовности к систематическому обучению. «Школа будущего первоклассника» рассчитана на детей 5 – 6-летнего возраста. Они предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы групп общего развития детей дошкольного возраста, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Из нескольких программ, разработанных для подготовки к школе, мы выбрали программу комплексного обучения и развития детей 5 - 6 лет «Предшкольная пора» (руководитель – профессор Н.Ф. Виноградова) с целью соблюдения принципа преемственности (в начальном звене обучение уже ведётся по УМК «Начальная школа XXI века» - руководитель – профессор Н.Ф. Виноградова). Кроме того, при введении Федеральных государственных стандартов начального общего образования школой была выбрана образовательная система «Школа ХХI века», разработанная под руководством Н.Ф. Виноградовой. Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей и построена не по областям знаний и не по учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей должен, прежде всего определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению. Важнейшими целями данной программы являются: - социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; - педагогическая цель – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. Задачи: 1. Формирование положительной мотивации: проведение занятий с учетом принципа соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности – игре. 2. Формирование предпосылок учебной деятельности: восприятие инструкций, планирование деятельности, умение выполнять задание до конца, способность выполнять задание сосредоточенно в течение определенного времени. 3. Развитие познавательных функций: речи, внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления. 4. Активизация любознательности и инициативности детей: умение задавать вопросы, высказывать собственные суждения, делать простые практические выводы. 5. Укрепление здоровья детей: обеспечение эмоционального благополучия каждому ребенку, организация двигательной активности детей. |
![]() | Разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного... | ![]() | Спецификация является документом, отражающим основные характеристики измерительных материалов и определяющим различные аспекты их... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе «Программы предшкольного образования» Р. К. Шаеховаой | ![]() | Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... |
![]() | В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,... | ![]() | Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых... |
![]() | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | ![]() | Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и имеет все основания для широкого использования... |
![]() | Фундаментального ядра содержания общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования... | ![]() | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования |