Численное решение






Скачать 105.04 Kb.
НазваниеЧисленное решение
Дата публикации08.11.2013
Размер105.04 Kb.
ТипРешение
top-bal.ru > Математика > Решение
ЧИСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ. КРАЕВАЯ ЗАДАЧА

http://crecs.ru/ru/numlabs2/ODEBVP_index.html

1. Введение

Эта работа знакомит с различными методами решения линейных и нелинейных краевых задач. Отличие краевой задачи от задачи Коши (задачи с начальными условиями) состоит в том, что решение дифференциального уравнения должно удовлетворять граничным условиям, связывающим значения искомой функции более чем в одной точке.

Простейшим представителем краевой задачи является двухточечная граничная задача, для которой граничные условия задаются в двух точках, как правило, на концах интервала, на котором ищется решение. Двухточечные граничные задачи встречаются во всех областях науки и техники. На примерах таких задач и будет рассмотрено применение методов, обсуждаемых в настоящей работе. В случае задания краевых условий в более общем виде использование этих методов не представит принципиальных затруднений.

2. Теоретическая справка

2.1. Пример краевой задачи

Примером двухточечной краевой задачи является задача:

          

                                                                                                           (8.1)

с граничными условиями на обоих концах отрезка  на котором надо найти решение  На этом примере мы схематически изложим некоторые способы численного решения краевых задач.

Если функция  в (8.1) линейна по аргументам у и  то мы имеем линейную краевую задачу, иначе — нелинейную краевую задачу.

^ 2.2. Линейная краевая задача

Рассмотрим частную, но довольно распространенную краевую задачу следующего вида:

              

                                                                                                           (8.2)

Для этой задачи проиллюстрируем два способа решения: один основан на идее численного построения общего решения линейного дифференциального уравнения, другой (конечно-разностный) сводит исходную дифференциальную краевую задачу к системе линейных алгебраических уравнений, решение которой находится методом прогонки.

^ 2.3. Метод численного построения общего решения

Для нахождения решения краевой задачи (8.2) можно численно построить решение дифференциального уравнения, представимое в виде



где  — какое-либо решение неоднородного уравнения



а  и  — два любые линейно независимые решения однородного уравнения  Постоянные  и  находятся из граничных условий задачи (8.2).

Так как решения    произвольны, то их можно построить различными способами. Например, можно задать какие-то начальные условия и решить одну задачу Коши для неоднородного и две задачи Коши для однородного уравнений. Эти условия, в частности, могут быть такими:

      — для неоднородного уравнения;

      

       — для однородного уравнения.

Однако при реализации этого способа, например, в случае  для рассматриваемого уравнения могут возникнуть трудности, связанные с неустойчивостью задачи Коши. В этом случае можно попытаться построить    с помощью решения одной краевой задачи для неоднородного уравнения и двух краевых задач для однородного уравнения. Краевые условия для этих задач могут быть, например, следующими:

      — для неоднородного уравнения;

      

       — для однородного уравнения.

Эти задачи могут быть решены методом прогонки. Условия устойчивости метода прогонки при  как легко проверить, выполнены. Этот подход может оказаться полезным, если краевые условия таковы, что для исходной задачи (8.2) метод прогонки применен быть не может.

Отметим, что с учетом специфики краевых условий исходной задачи можно строить общее решение вида



где  — некоторое решение неоднородного уравнения, а  — некоторое решение однородного уравнения.

^ 2.4. Конечно-разностный метод (метод прогонки)

При нахождении решения линейной краевой задачи:

          

        

для  методом построения общего решения, если оно находится с помощью решения задач Коши, могут возникнуть трудности, связанные с вычислительной неустойчивостью задачи Коши.

Для решения поставленной задачи можно воспользоваться разностной схемой:



                          

и решить разностную задачу методом прогонки. Условия применимости метода прогонки при  как легко проверить, выполнены. Подробнее о методе прогонки см. в [1–4, 17, 31]. В [17] рассмотрены различные варианты метода прогонки.

^ 2.5. Нелинейная краевая задача

Краевая задача

          

                                                                                                            (8.3)

является нелинейной краевой задачей, если функция  нелинейна хотя бы по одному из аргументов y или

В настоящей работе реализованы два способа решения нелинейных краевых задач: метод стрельбы и метод линеаризации (метод Ньютона), который сводит решение нелинейной краевой задачи к решению серии линейных краевых задач.

^ 2.6. Метод стрельбы

Метод стрельбы для решения краевой задачи (8.3) базируется на том, что имеются удобные способы численного решения задачи Коши, т. е. задачи следующего вида

 

                              (8.4)



где  — ордината точки  из которой выходит интегральная кривая;  — угол наклона интегральной кривой к оси x при выходе из точки  (рис. 8). При фиксированном  решение задачи (8.4) имеет вид  При  решение  зависит только от :



Используя указанное замечание о решении задачи Коши (8.4), можно задачу (8.3) переформулировать следующим образом: найти такой угол  при котором интегральная кривая, выходящая из точки  под углом  к оси абсцисс, попадет в точку

                                                                                      (8.5)

Решение задачи (8.4) при этом  совпадает с искомым решением задачи (8.3). Таким образом, дело сводится к решению уравнения (8.5) (рис. 9). Уравнение (8.5) — это уравнение вида



где

Оно отличается от привычных уравнений лишь тем, что функция  задана не аналитическим выражением, а с помощью алгоритма численного решения задачи (8.4).

Для решения уравнения (8.5) можно использовать любой метод, пригодный для уточнения корней нелинейного уравнения, например, метод деления отрезка пополам, метод Ньютона (касательных) и др. Метод Ньютона здесь предпочтительнее (если имеется достаточно хорошее начальное приближение) из-за высокой стоимости вычисления одного значения функции F() (нужно решить задачу Коши (8.4) с данным ).

Метод стрельбы, сводящий решение краевой задачи (8.3) к вычислению решений задачи Коши (8.4), хорошо работает в том случае, если решение  «не слишком сильно» зависит от . В противном случае он становится вычислительно неустойчивым, даже если решение задачи (8.3) зависит от входных данных «умеренно».

При решении уравнений  методом деления отрезка пополам, мы задаем  и  так, чтобы разности  и  имели разные знаки. Затем полагаем



Вычисляем  Затем вычисляем  по одной из формул:

              или              

в зависимости от того, имеют ли разности  и  соответственно разные или одинаковые знаки. Затем вычисляем  Процесс продолжаем до тех пор, пока не будет достигнута требуемая точность

В случае использования для решения уравнения  метода Ньютона задаем  а затем последующие  вычисляем по рекуррентной формуле

             n = 0, 1, …

Производная  может быть вычислена по одной из формул численного дифференцирования, например, первого порядка аппроксимации:



^ 2.7. Вычислительная неустойчивость задачи Коши

Поясним причину возникновения вычислительной неустойчивости на примере следующей линейной краевой задачи:

            

                                                                                                          (8.6)

при постоянном  Выпишем решение этой задачи:



Коэффициенты при  и  с ростом р остаются ограниченными на отрезке  функциями; при всех  они не превосходят единицу. Поэтому небольшие ошибки при задании  и  ведут к столь же небольшим погрешностям в решении, т. е. краевая задача является «хорошей».

Рассмотрим теперь задачу Коши:

             

                                                                                                  (8.7)

Ее решение имеет вид:



Если при задании  допущена погрешность , то значение решения при  получит приращение

                                                            (8.8)

При больших р вычитаемое в равенстве (8.8) пренебрежимо мало, но коэффициент в первом слагаемом  становится большим. Поэтому метод стрельбы при решении задачи (8.6), будучи формально приемлемой процедурой, при больших р становится практически непригодным. Подробнее о возникновении неустойчивостей см. [1, 2].

^ 2.8. Метод линеаризации (метод Ньютона)

Метод Ньютона сводит решение нелинейной краевой задачи к решению серии линейных краевых задач и состоит в следующем.

Пусть для нелинейной краевой задачи (8.3) известна функция удовлетворяющая граничным условиям и грубо приближенно равная искомому  Положим

                                                                       (8.9)

где  — поправка к нулевому приближению  Подставим (8.9) в уравнение (8.8) и линеаризуем задачу, используя следующие равенства:







Отбрасывая остаточный член  получим линейную краевую задачу для нахождения поправки



                                                                                                             (8.10)

где

            



Решая линейную краевую задачу (8.10) каким-либо численным методом, найдем поправку  и примем за первое приближение



Аналогично, зная приближение  положим  и найдем следующее приближение. Продолжая процесс до тех пор, пока не будут выполнены неравенства

           

где  — требуемая точность, найдем приближенное решение исходной нелинейной задачи.

^ 2.9. Библиографическая справка

Более детальную теоретическую справку о методах решения краевых задач можно получить, используя книги [1–4, 7, 27, 32]. Подробнее о различных вариантах метода прогонки см. в [17].

3. Задание

1.   Начните выполнение работы с темы «Линейная краевая задача». Выбрав с помощью меню один из методов решения линейной краевой задачи, перейдите к пункту меню «Параметры». Наберите следующую краевую задачу:

       

            

для  Решением этой задачи является функция  Установите значение шага сетки h = 0,05.

1.1.   Найдите решение этой задачи методом построения общего решения и методом прогонки для разных р, начиная с умеренных значений и увеличивая их до величины порядка 1200. Сравните получаемые решения с точным и объясните наблюдаемые эффекты. Попытайтесь найти решение этой же задачи методом стрельбы. Проанализируйте, как влияет при разных р точность задания недостающего начального условия на левом конце интервала на успешное решение задачи методом стрельбы.

1.2.   Объясните полученные результаты. Замените левое краевое условие (положите, например,  и посмотрите, как изменится характер решения.

1.3.   Выполните п. 1.1, 1.2 для задачи:

           

            

Eе точное решение  Объясните полученные результаты. Найдите условие устойчивости метода прогонки для данной задачи.

2.      Получите численное решение следующих нелинейных краевых задач:

2.1.        

                    p = 1, 4, 7, 25, 50, 100;

2.2.                  

 



2.3.              

    



3.          Рассмотрите следующие краевые задачи:

3.1.        

     

3.2.      

     

Параметр a меняется от 0 до 2. Что при этом происходит с решением задач? Почему в задаче 3.2 при значениях a > 1,4999… не работает метод линеаризации?

Замечание. Задача 3 подробно рассмотрена в [29].

4.          Рассмотреть две сингулярно-возмущенные задачи (с малым параметром при старших производных):

         



и

      



Считаем  Какие численные методы позволят получить решение каждой из этих задач? Почему?

4. Контрольные вопросы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Численное решение iconМосковский энергетический институт (технический университет)
Численное моделирование термогидродинамических процессов в энергетическом оборудовании тэс и аэс

Численное решение iconРешение, надо, чтобы эта функция обладала непрерывными частными производными...
Дифференциальные эллиптические уравнения второго порядка. Слабое решение Обобщенное решение задачи Дирихле

Численное решение iconУрока в 5 классе по теме: «Решение примеров и задач. Урок №16»
Цель: решение примеров и задач по данной теме, решение примеров на все действия, обобщение понятия движения по реке

Численное решение iconРешение 13. 03. 2014 №178/22
Данное решение в средствах массовой информации

Численное решение iconТематическое планирование по алгебре 9 класс
Линейные и квадратные неравенства с одной переменной, решение неравенств, частное и общее решение, неравенство с модулем, равносильные...

Численное решение iconРешение 21 февраля 2013 г
Данное решение в участковую избирательную комиссию избирательного участка №3227 города Черноголовка

Численное решение iconЭлективный курс по химии «Решение задач по органической химии»
Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач это практическое применение теоретического...

Численное решение iconО. О. Барышникова в данной работе рассматривается решение задач кинематики...
Решение выполняется по статически определимым частям механизма структурным группам. Рассматриваются двухповодковые структурные группы....

Численное решение iconРешение -е заседание от 21 ноября 2012 года №04/34
...

Численное решение iconПрограмма Факультативного курса «Решение текстовых задач»
«Решение текстовых задач» рекомендуется вводить с 7-го класса, когда появляется возможность проведения факультативных занятий



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск