Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения.






НазваниеУчебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения.
страница1/3
Дата публикации08.12.2013
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
top-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3

Федеральное агентство по образованию


Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Салавате

Филиал ГОУ ВПО УГНТУ в г. Салавате


Инженерная графика
Учебно-методическое пособие

к выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

с вариантами заданий


Салават 2008

Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. Представлены варианты заданий к контрольным работам по разделу «Инженерная графика» курса дисциплины «Инженерная графика». Показаны примеры выполнения работ, согласно требованиям государственных стандартов.

Составитель: ст.преподаватель кафедры ОПНН

канд. техн. наук Алушкина Т.В.

Содержание
Введение 4

1 Порядок предоставления контрольных работ и консультаций 5

2 Зачет по курсу 5

3 Основные рекомендации по выполнению чертежей 6

4 Перечень стандартов ЕСКД, используемых в курсе «Инженерная графика» 7

5 Контрольная работа № 1 8

5.1 Шрифты, линии чертежа, нанесение размеров, обозначение графических

материалов 8

5.2 Сопряжения, уклон, конусность 8

5.3 Построение по двум изображениям детали третьего и истинного вида

«косого» сечения 12

5.4 Крепежные детали и соединения 20

6 Контрольная работа № 2 32

6.1 Сборочный чертеж 32

6.2 Деталирование 33

7 Список рекомендуемой литературы 33

7.1 Основная литература 33

7.2Дополнительная литература 34

7.3 Учебные пособия кафедры 34

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Введение
Создание новейших машин и аппаратов требует большой творческой энергии, глубоких знаний правильного построения и чтения чертежей в цехах и конструкторских бюро заводов, в научно-исследовательских институтах и лабораториях. Цели и задачи курса машиностроительного черчения состоят в том, чтобы научить студентов правильно и технически грамотно читать и выполнять чертежи. При изучении курса студенты соприкасаются с реальными материальными объектами, начиная от отдельных деталей и кончая узлами, маши, нами, развивают приемы и навыки изображения на плоскости объемных технических форм, имеют возможность судить о форме детали, узла, машины на основании плоскостных изображений на чертежах, выполненных в прямоугольных и аксонометрических проекциях.

Теоретическая часть курса машиностроительного черчения базируется на положениях начертательной геометрии. Отдельные работы по проекционному черчению являются примерами практического применения методов начертательной геометрии и должны быть выполнены студентами заочного обучения непосредственно после упражнений и контрольных работ по начертательной геометрии. Такое сочетание теоретической части с практической обеспечивает лучшее усвоение студентами обоих курсов.

Весь курс Инженерной графики делится на следующие три раздела: геометрическое, проекционное и машиностроительное черчение. Первые два раздела являются подготовительными. Третий раздел — основным. В процессе прохождения курса, основанного на методе прямоугольного проецирования, студенты знакомятся с методом аксонометрического проецирования как вспомогательным и широко применяемым в технике для изображения деталей машин.

Изучение курса Инженерной графики рекомендуется вести по темам в следующем порядке:

1. Ознакомление с темой по данному руководству, в котором даны: целевое назначение темы, содержание, порядок выполнения, рекомендуемая литература, указания, вопросы для самопроверки, таблицы или чертежи индивидуальных заданий и примеры графического выполнения контрольной работы.

Примечание. Чертежи, помещенные в данном руководстве, не являются эталонами исполнения, а служат лишь примерами расположения материала на листе, показывают объем и содержание темы.

2. Изучение стандартов, необходимых для выполнения графической работы по данной теме. Чертежи следует выполнять в соответствии со стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

3. Изучение материала параграфов рекомендуемой литературы по данной теме. Желательно законспектировать в рабочей тетради основные положения и зарисовать отдельные чертежи.

4. Ознакомление с вопросами для самопроверки, указанными в конце каждой темы. Ответы на эти вопросы писать и отсылать для проверки не нужно, но в случае затруднений следует обращаться за письменной консультацией к рецензенту или за устной — на учебно-консультационный пункт.

5. Выполнение графической работы по теме, придерживаясь последовательности, указанной в данном руководстве.

^ 1 Порядок предоставления контрольных работ и консультаци
Каждую контрольную работу, содержащую комплект графических работ по всем заданным темам, отсылают на рецензию. Отсылать на рецензию контрольную работу по частям не допускается. Для удобства пересылки почтой листы чертежей можно складывать до формата А4, т. е. до размера 297X210 мм.

Качество выполненной контрольной работы показывает, насколько студент усвоил те или иные положения курса машиностроительного черчения и овладел техникой выполнения чертежей. Путем выполнения студентом контрольных работ и рецензирования их преподавателем осуществляется руководство самостоятельной работой студентов. После рецензирования контрольную работу вместе с рецензией возвращают студенту. Замечания рецензента на чертежах нельзя стирать, они должны оставаться до предъявления чертежей на зачете. Контрольная работа засчитывается только при правильном выполнении чертежей по всем темам, входящим в нее. На повторную рецензию, в случае неправильного выполнения одного или нескольких чертежей (при необходимости их переделки или выполнения заново) нужно высылать всю работу полностью вместе со всеми предыдущими рецензиями по данной контрольной работе. Отступления от этого правила допускаются лишь с разрешения преподавателя-рецензента. Студентам, прикрепленным к учебно-консультационным пунктам, преподаватели дают очные консультации. Студентам, не связанным с учебно-консультационными пунктами, консультации высылают в письменном виде.
^ 2 Зачет по курс
2.1 Сдача зачетов проводится в часы и дни, установленные по расписанию.

2.2 К зачету допускают студентов, полностью выполнивших все работы, установленные рабочей программой. Готовность работ определяется наличием положительной рецензии преподавателя-рецензента.

2.3 Зачет состоит из:

а) просмотра преподавателем выполненных графических работ;

б) выполнения студентом зачетных заданий, содержание которых указано ниже;

в) вопросов преподавателя по чертежам, выявляющих знание ГОСТов ЕСКД и умение читать чертежи.

2.4 По курсу установлен один зачет.

2.5 В зачетные задания входят:

-построение сопряжения на одном из предъявленных студентом чертежей;

-построение истинного вида «косого» сечения тела проецирующей плоскостью также на одном из предъявленных чертежей;

-построение третьего вида по двум заданным;

-построение разрезов;

-выполнение эскиза в прямоугольных проекциях детали средней сложности с нанесением размерных линий;

-построение наглядного изображения от руки и на глаз той же детали с аксонометрической проекции;

-выполнение эскизов или рабочих чертежей одной или двух деталей по чертежу сборочной единицы с нанесением размеров, а также аксонометрической проекции одной детали.

2.6 На зачетах учитывают качество графического оформления чертежей, сознательное чтение их, знание стандартов чертежей, а также развитие пространственных представлений и понимание назначения деталей и механизмов, изображенных на представленных чертежах.

2.7 Оценка знаний студентов проводится по рейтинговой системе.

2.8 По окончании зачета графические работы студентов остаются на хранении в университете.
3 Основные рекомендации по выполнению чертежей
1. Все чертежи должны быть выполнены в соответствии с ГОСТами «Единой системы конструкторской документации» и отличаться выразительностью, четким и аккуратным выполнением. Под выразительностью в данном случае подразумевают те свойства чертежей, которые облегчают процесс их чтения.

2. Для выполнения чертежей тонкими линиями рекомендуется применять карандаши твердости Т, 2Т, а для обводки линий до требуемой толщины — ТМ и М. Возможны отступления в твердости карандаша в зависимости от качества бумаги. Не следует применять для обводки карандаши, дающие размазанную линию. Линии обводки должны быть четкими, немного вдавленными в бумагу. Карандаши следует затачивать на длину 20—25 мм, графит лучше затачивать конусообразно. Для проведения горизонтальных линий применяют рейсшину, причем линии следует вести слева направо. Для проведения вертикальных и наклонных линий применяют треугольники, линию лучше вести снизу вверх. Чертежную доску рекомендуется располагать так, чтобы свет падал слева.

Перед началом работы надо организовать свое рабочее место, разложить чертежные инструменты и принадлежности, литературу, сборник ГОСТов и другие пособия, чтобы во время работы все необходимое было под рукой и на обычном месте. Рекомендуется перед началом работы тщательно вымыть руки, протереть рейсшину и угольники резинкой. Пластмассовые угольники надо промыть холодной водой с мылом. Во избежание загрязнения листа рекомендуется во время работы закрывать его бумажной калькой или белой чистой бумагой, оставляя открытой только ту часть, на которой выполняется в данный момент построение.

3. Чертежи выполняют на листах чертежной бумаги формата, указанного по каждой теме. Размеры формата выбираются по ГОСТ 2.301—68.

Чертеж обводят рамкой, проведенной с трех сторон на расстоянии 5 мм от границ формата, а с четвертой — левой стороны — на расстоянии 20 мм.

4. ГОСТ 2.3,02—68 устанавливает масштабы изображений. Предпочтительным масштабом при выполнении чертежей по курсу черчения является 1 : 1 (изображение в натуральную величину). В зависимости от сложности и величины изображаемых на чертеже изделий или их составных частей пользуются масштабами увеличения и уменьшения.

Масштабы уменьшения: 1:2; 1 : 2,5; 1:4; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 15; 1 : 20; 1 : 25; 1 : 40; 1 :50; 1 : 75; 1 : 100; 1 :200; 1 : 400; 1 :500; 1 : 800; 1 : 1000.

Масштабы увеличения: 2 : 1; 2,5 : 1; 4 : 1; 5:1; 10 : 1; 20: 1; 40: 1; 50: 1; 100: 1.

Масштаб на чертеже должен обозначаться по типу: 1 : 1; 1 : 2; 2 :1 и т. п. Основной масштаб вписывают в предназначенную для этого в основной надписи чертежа графу. Для чертежей деталей одинаковой формы, отличающихся только размерами, допускается пользоваться типовыми бланками-чертежами, на которых в соответствующих местах проставляют необходимые размеры. На таких бланках масштаб не проставляют.

5. Для равномерного заполнения поля чертежа рекомендуется наметить в виде прямоугольников места расположения проекций и отдельных заданий.

6. Чертежи выполняют карандашом сначала линиями толщиной около 0,15мм. Этим достигается точность построений, а, кроме того, в случае ошибочного построения его легко удалить резинкой.

Выполнять чертежи рекомендуется в такой последовательности:

1) провести осевые и центровые линии;

2) определить центры окружностей;

3) провести линии контура;

4) наметить осевые и центровые линии, относящиеся к изображениям отдельных элементов (отверстия, пазы, закругления и т. п.);

5) провести линии контура этих элементов;

6) начертить выносные и размерные линии, нанести размерные числа;

7) выполнить штриховку разрезов и сечений;

8) выполнить надписи.

По окончании первой стадии работы перед обводкой чертежа карандашом рекомендуется тщательно проверить правильность его выполнения.

7. Толщина и тип линий обводки должны быть приняты в соответствии с ГОСТ 2.303—68 «Линии». Рекомендуется для чертежей, выполняемых в контрольных работах, принимать толщину линий видимого контура равной 0,8—1 мм в зависимости от сложности чертежа. Толщина линий центровых, осевых, невидимого контура и т. д. должна быть принята в зависимости от толщины видимого контура согласно ГОСТ 2.303—68. Обводку рекомендуется начинать с кривых линий (закруглений).
4 Перечень стандартов ЕСКД, используемых в курсе «Инженерная графика»
Стандарты на общие правила выполнения чертежей:

ГОСТ 2.301 – 68 Форматы

ГОСТ 2.302 – 68 Масштабы

ГОСТ 2.303 – 68 Линии

ГОСТ 2.304 – 81 Шрифты чертежные

ГОСТ 2.305 – 68 Изображения – виды, разрезы, сечения

ГОСТ 2.306 – 68 Обозначения графических материалов и правила их нанесения на чертежах

ГОСТ 2.307 – 68 Нанесение размеров и предельных отклонений

ГОСТ 2.309 – 73 Обозначение шероховатости поверхностей

ГОСТ 2.311 – 68 Изображение резьбы

ГОСТ 2.312 – 72 Условные изображения и обозначения швов сварных соединений

ГОСТ 2.313 – 82 Условные изображения и обозначения швов неразъемных соединений

ГОСТ 2.315 – 68 Изображения упрощенные и условные крепежных деталей

ГОСТ 2.316 – 68 Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц

ГОСТ 2.317 – 69 Аксонометрические проекции

ГОСТ 2.318 – 81 Правила упрощенного нанесения размеров отверстий

Стандарты на общие положения:

ГОСТ 2.104 – 68 Основные надписи

ГОСТ 2.106 – 96 Текстовые документы

ГОСТ 2.109 – 73 Основные требования к чертежам

Стандарты на правила выполнения чертежей различных изделий:

ГОСТ 2.401 – 68 Правила выполнения чертежей пружин

ГОСТ 2.402 – 68 Условные обозначения зубчатых реек, колес, червяков и звездочек цепных передач

ГОСТ 2.403 – 75 Правила выполнения чертежей зубчатых колес

ГОСТ 2.409 – 74 Правила выполнения чертежей зубчатых (шлицевых ) соединений

ГОСТ 2.423 – 73 Правила выполнения чертежей элементов литейной формы и отливки

5 Контрольная работа № 1
5.1 Шрифты, линии чертежа, нанесение размеров,

обозначение графических материалов
Целевое назначение:

1 Изучение ГОСТов: форматы чертежей, шрифты чертежные, линии, обозначение графических материалов и нанесение размеров.

2 Освоение приемов работы чертежными инструментами, а также выполнение надписей стандартным чертежным шрифтом.

Содержание: Работа является общей для всех студентов. Пример выполнения дан на рисунке 1А (Приложение А).

Оформление: Работу выполнить на формате А3.

Порядок выполнения:

  1. Изучить ГОСТ 2.301-68, 2.303-68, 2.304-81, 2.306-68, 2.307-68.

  2. Изучить правила обращения с чертежными инструментами.

  3. Подготовить рабочее место: бумагу, чертежные принадлежности, пособия. Все лишнее убрать. Прочитать рекомендации по выполнению работы в данном пособии.

  4. Вычертить рамку и штамп.

  5. Поле чертежа разделить на две части. Наметить места расположения заданий.

  6. В левой части листа выполнить карандашом шрифт, предварительно нанеся сетку и придерживаясь начертания букв и цифр, указанных в ГОСТ 2.304-81, и начертания линий чертежа согласно приведенному примеру (Приложение А, рисунок 1А).

  7. В правой стороне листа вычертить обозначения графических материалов по типу, указанному в ГОСТ 2.306-68, и примеры по нанесению размеров на чертежах согласно ГОСТ 2.307-68.

  8. Выполнить надписи на чертеже и заполнить основную надпись, предварительно построив сетку. Все линии независимо от их назначения – надписи, шрифт и цифры - выполнять карандашом тонкими линиями толщиной s≈0,15 мм.

  9. Проверить правильность всех построений и надписей.

  10. Выполнить обводку линий и надписей карандашом, принимая толщину сплошных линий s=0,8 – 1,0 мм, толщину остальных линий согласно ГОСТ 2.303-68.

  11. Проверить чертеж и надписи, очистить резинкой поле чертежа от лишних линий и загрязнений.


5.2 Сопряжения, уклон, конусность
Целевое назначение.

1. Изучение построений уклона и конусности.

2. Изучение построений сопряжений.

Содержание.

1. Построить чертеж валика (рисунок 1) и профиль двутавровой балки (рисунок 2) или швеллера (рисунок 3).

2. Построить сопряжения.

Пример выполнения работы дан на рисунке 2А (Приложение А).

Профиль двутавровой балки или швеллера, а также чертеж валика выполняются по индивидуальным заданиям (таблицы 1-3). Задания на сопряжения являются общими для всех студентов.

Номер варианта выдается преподавателем.



Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Таблица 1-Валик

№ варианта

L

h

D

b

a

Конусность

Фаска

мм

Высота, мм

Угол, град

1,2,3

260

50

25

15

10

1:5

2

45

4,5,6

200

50

30

18

12

1:8

3

30

7,8,9

220

60

35

20

15

1:5

3

45

10,11,12

180

60

30

25

15

10%

3

60

13,14,15

160

60

25

15

10

15%

2

30

16,17,18

150

40

30

25

15

10%

2

45

19,20,21

240

60

35

12

20

1:5

3

60

22,23,24

120

70

40

15

25

1:5

2

30

25,26,27

100

60

35

10

15

1:8

3

45


Таблица 2 – Двутавровая балка (по ГОСТ 8239)

№ варианта

№ профиля

Размеры, мм

h

b

d

t

R

R1

1,2,3

10

100

55

4,5

7,2

7

2,5

4,5,6

12

120

64

4,8

7,3

7,5

3

7,8,9

14

140

73

4,9

7,5

8

3

10,11,12

16

160

81

5,0

7,8

8,5

3,5

13,14,15

18

180

90

5,1

8,1

9

3,5


Таблица 3 – Швеллер (по ГОСТ 8240)

№ варианта

№ профиля

Размеры, мм

h

b

d

t

R

R1

16,17,18

10

100

42

4,5

7,6

6

3

19,20,21

12

120

52

4,8

7,8

7,5

3

22,23,24

14а

140

62

4,9

8,7

8

3

25,26,27

16а

160

68

5

8,5

8,5

3,5


Оформление.

Графическую работу выполняют на листе чертежной бумаг, формата А3 карандашом.

Порядок выполнения:

1. Ознакомиться с построением конусности, уклона и сопряжения

2. Подготовить рабочее место.

3. На листе бумаги формат А3 оформить рамку и основную надпись.

4. Внимательно изучить геометрические фигуры, подлежащие вычерчиванию и наметить на листе места расположения валика, профиля балки и сопряжений.

5. Выполнить все необходимые построения по каждому заданию. Вычертив валик, следует переходить к следующему (профиль балки или швеллера), затем к примеру 1 на сопряжения и т. д. (рисунок 2А, Приложение А).

6. Оформить надписи. Наименование фигур писать размером шрифта 5 или 7. Все линии чертежа и надписи выполнить карандашом тонкими линиями толщиной 0,15—0,20 мм.

7. Проверить правильность выполненных заданий и приступить к обводке карандашом.

8. Очистить поле чертежа от загрязнений.

При выполнении работы пользоваться вышеуказанной литературой и ГОСТ 2.303—68, 2.304—68, 2.306—68 2.307—68.
Методические указания

1. Уклон прямой характеризует ее наклон к другой прямой, обычно горизонтальной и реже вертикальной. Уклон выражается отношением противолежащего катета ЕС к прилежащему катету АС. Он представляет собой (рисунок 4)

.

Конусностью называется отношение диаметра окружности основания прямого конуса к его высоте (рисунок 5), а для усеченного конуса — отношение разности диаметров оснований к его высоте, т. е.



При одном и том же угле α конусность в два раза больше уклона. Уклон и конусность могут быть выражены простой и десятичной дробью, а также в процентах.



Рисунок 4 Рисунок 5
Согласно ГОСТ 2.307—68 перед размерным числом, определяющим уклон, наносят знак, острый угол которого должен быть направлен в сторону уклона (рисунок 4); перед размерным числом, характеризующим конусность, наносят знак, вершина которого должна быть направлена в сторону вершины конуса (рисунок 5).

2. При выполнении чертежа валика буквенные значения, данные на рисунке 1, надо заменить цифровыми. Квадрат при отсутствии проекции, определяющей его конфигурацию, следует обозначить знаком, который проставляется перед размерным числом стороны квадрата, например 12. Диагональные линии проводятся толщиной s/3.

По ГОСТ 2.307—68 размеры фасок под углом 45° наносят, как показано на рисунке 6а. Размеры фасок под другими углами указывают по общим правилам — линейным и угловым размерами (рисунок 6б) или двумя линейными размерами (рисунок 6в).



а б в

Рисунок 6 –Обозначение фасок на чертеже
3. При выполнении профиля швеллера или двутавровой балки все размеры берут из таблицы и на чертеже вместо буквенных выражений ставят цифровые. Для построения заданного уклона необходимо рядом с профилем построить прямоугольный треугольник, тангенс угла которого равен уклону, затем через точку, положение которой на профиле определяется размерами

,

провести прямую (рисунок 2А, Приложение А), параллельную гипотенузе построенного прямоугольного треугольника. Штриховку профиля выполняют в соответствии с ГОСТ 2.306—68. При обводке карандашом построение уклона на чертеже надо показать тонкими сплошными линиями.

4. Сопряжением называется плавный переход от прямой линии к дуге окружности или от одной дуги окружности к другой. Точкой сопряжения называется общая точка двух сопрягаемых линий. Сопряжения имеют большое применение в очертаниях технических форм. Построение сопряжений основано на двух положениях из геометрии:

а) для сопряжения прямой линии и дуги необходимо, чтобы центр окружности, которой принадлежит дуга, лежал на перпендикуляре к прямой, восстановленном из точки сопряжения (рисунок 7а);

б) для сопряжения двух дуг необходимо, чтобы центры окружностей, которым принадлежат дуги, лежали на прямой, проходящей через точку сопряжения и перпендикулярной к общей касательной этих дуг (рисунок 7б).



а б в

Рисунок 7 – Построение сопряжений
Для выполнения сопряжений между двумя прямыми линиями от прямой линии к окружности и от одной дуги окружности к другой при помощи некоторой дуги имеются три элемента построения: радиус дуги перехода, центр дуги перехода, точка сопряжения. Задается один из этих элементов (например, радиус), элементы должны быть получены построением. В примере 1 (рисунок 2А, ПриложениеА) дан радиус 20 мм, найдены точки сопряжения и центр дуги. Для этого проведены линии, параллельные заданным, на расстоянии, равном 20 мм, точка пересечения которых дает искомый центр дуги. Опуская перпендикуляры на заданные прямые, нахо­дим точки сопряжения. В этом же примере дана точка сопряжения А, определены радиус и центр дуги сопряжения. Искомый центр дуги лежит на перпендикуляре, восстановленном к заданной прямой в точке А, а также на биссектрисе угла между заданными прямыми.

В примере 2 (рисунок 2А, Приложение А) дан радиус 10 мм, найдены центр дуги, точки сопряжения. Для этого проведена прямая, параллельная заданной, на расстоянии 10 мм и дуга радиуса, равного

.

Искомый центр дуги R 10 лежит на пересечении прямой с проведенной дугой. Точки сопряжения лежат на пересечении перпендикуляра, опущенного из центра на прямую, и на линии, соединяющей центры заданной окружности диаметром 40 мм в искомой дуги.

Дана точка сопряжения В на окружности; определены центр дуги, радиус и вторая точка сопряжения. Искомый центр дуги лежит на линии, проходящей через центр окружности и точку В, а также на биссектрисе угла, образованного заданной прямой и касательной, проведенной через точку В.

Дана точка сопряжения С на прямой; определены центр дуги, радиус и вторая точка сопряжения. Для нахождения центра и дуги через заданную точку С проведен перпендикуляр к прямой, отложено расстояние, равное радиусу окружности диаметром 40 мм; полученная точка соединена с центром окружности и из середины отрезка восставлен перпендикуляр, пересечение которого с перпендикуляром, восстановленным из точки С, дает искомый центр дуги.

В примере 3 (рисунок 2А, ПриложениеА) дан радиус 45 мм сопряжения двух дуг, определены центр дуги и точки сопряжения. Искомый центр дуги лежит на пересечении дуг радиусов, равных заданному R45, плюс радиусы сопряженных окружностей. Дана точка D, определены центр дуги, радиус и вторая точка сопряжения. Нахождение центра дуги подобно нахождению центра дуги в примере 2 при заданной точке сопряжения С.

Все построения на чертеже должны быть сохранены.
Вопросы для самопроверки

1. Что называется уклоном, конусность?

2. Как обозначаются уклон и конусность на чертеже

3. Как обозначают конические фаски на чертежах?

4. Нарисуйте линию обрыва круглого металлического прутка.

5. На каких двух положениях из геометрии основано построение сопряжений?

6. Перечислите три элемента сопряжений.
5.3 Построение по двум изображениям детали третьего

и истинного вида «косого» сечения
Целевое назначение.

1. Изучение проецирования геометрических тел и их комбинаций на три плоскости проекций.

2. Изучение изображений (видов, разрезов, сечений) по ГОСТ 2.305—68.

3. Изучение и практическое применение ГОСТ 2.307—68 «Нанесение размеров».

4. Построение наглядных изображений в аксонометрической проекции.

Содержание.

Построить третье изображение детали по двум данным, разрезы и наглядное изображение в прямоугольной изометрии или диметрии. Построить «косое» сечение плоскостью, заданной на чертеже.

Индивидуальные задания даны на рисунках 8-12. Пример выполнения работы дан на рисунках 3А и 4А Приложения А.
Оформление.

Работу выполнить на двух листах формата А3. Оформление карандашом. Листы нумеруют так, как указано на рисунках 3А и 4А.
Порядок выполнения.

1. Изучить ГОСТ 2.305—68 и рекомендуемую литературу.

2. Внимательно ознакомиться с чертежом данной детали и определить основные геометрические тела, из которых она состоит.

3. Выделить на листе бумаги соответствующую площадь для каждого вида детали и наглядного изображения ее.

4. Нанести тонко карандашом все линии видимого и невидимого контура, расчленяя деталь на основные геометрические тела.

5. Выполнить указанные разрезы, совмещая их с соответствующей проекцией детали.

6. Найти горизонтальную проекцию и истинный вид сечения заданной фронтально-проецирующей плоскостью («косое» сечение).

7. Нанести все необходимые выносные и размерные линии.

8. Поставить размерные числа на чертеже.

9. Выполнить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции (прямоугольной изометрической).

10. Оформить надписи и проверить правильность всех построений.

11. Обвести чертеж карандашом.

При выполнении работы пользоваться указанной литературой и ГОСТ 2.305—68, ГОСТ 2.307—68, 2.317—69.
Методические указания

1. Построение третьего вида детали по двум заданным, а также наглядных изображений базируется на начертательной геометрии, поэтому выполнение чертежей контрольной работы может быть успешным лишь при наличии соответствующих знаний по курсу начертательной геометрии. Трудность этого раздела состоит в том, что для изображения тел, имеющих три измерения, на плоскости, имеющей два измерения, надо хорошо уметь представлять себе пространственную форму этих тел и знать основные положения проецирования точек, прямых и плоскостей на плоскости проекций.



Рисунок 8 – Варианты заданий



Рисунок 9– Варианты заданий



Рисунок 10– Варианты заданий



Рисунок 11– Варианты заданий



Рисунок 12– Варианты заданий
Согласно ГОСТ 2.305—68 изображения предметов изделий или их составных частей следует выполнять по методу прямоугольного проецирования. При этом предмет предполагается расположенным между наблюдателем и соответствующей плоскостью проекций. Изображения на чертеже в зависимости от их содержания делятся на виды, разрезы, сечения. Изображение на фронтальной плоскости проекций принимается на чертеже в качестве главного. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Количество изображений (видов, разрезов, сечений) должно быть наименьшим, но обеспечивающим полное представление о предмете при применении установленных в соответствующих стандартах условных обозначений, знаков и надписей.

Обычно выполнение чертежа начинают с построения осей симметрии видов. Расстояние между видами выбирают исходя из условий расположения видов и чертежа, нанесения размеров и др. Строят главный вид и вид сверху. Два построенных вида используют для вычерчивания третьего вида — вида слева. При проецировании сложной формы приходится одновременно вест построение всех трех изображений.

Каждую деталь, как бы сложна она ни была, всегда можно разбить на ряд геометрических тел: призму, пирамиду, цилиндр, конус, шар и т. д. Проецирование детали сводится к проецированию этих геометрических тел, о чем подробно указано в курсе начертательной геометрии. В случае затруднений при нахождении третьего вида детали по двум заданным рекомендуется изготовить модель из пластилина, глины и т. д.

2. При выполнении графической работы надо обратить внимание на выбор разрезов на главном виде и виде слева. Подробно о видах и разрезах можно узнать, изучив соответствующие разделы литературы по «Инженерной графике» или положения ГОСТ 2.305—68.

3. На рисунках 8-12 часть размеров из-за отсутствия третьего изображения размещена недостаточно целесообразно, при выполнении контрольной работы расположение размеров надо не копировать с задания, а нанести их на трех изображениях, руководствуясь положениями ГОСТ 2.307—68.

4. Построение проекции и истинного вида сечения детали фронтально-проецирующей плоскостью («косое» сечение).

При определении истинного вида сечения надо воспользоваться одним из способов начертательной геометрии: вращения, совмещения, плоскопараллельного перемещения (вращения без указания положения осей) или перемены плоскостей проекций.

В машиностроительном черчении проецирующая плоскость задается лишь одним следом — линией сечения и обозначается буквами русского алфавита, например АА. Оси проекции не проводят. Построение сечения начинают с проведения линии симметрии истинного вида сечения, параллельной следу плоскости, располагая его на свободном месте чертежа (рисунок 3А). Если сечение не имеет оси симметрии, то проводят линию, параллельную следу плоскости, от которой и ведут построение фигуры. Сечение снабжается надписью (рисунок 3А).

5. Аксонометрическая проекция. Построение начинают с проведения аксонометрических осей и изображения плоской фигуры основания, затем строят основные контуры детали, наносят линии уступов, углублений, выполняют отверстия в детали, наносят разрезы и сечения затем доводят толщину линии до требуемой. При построении разрезов секущие плоскости проводят параллельно плоскостям, определяемым аксонометрическими осями (рисунок 15). Если при построении разреза в аксонометрической проекции направление секущих плоскостей совпадает с разрезами, выполненными на чертеже в прямоугольных проекциях, то получается аксонометрическое изображение плоских фигур, образованных в сечениях разрезов в прямоугольных проекциях.

При нанесении размеров в аксонометрических проекциях выносные и размерные линии проводят параллельно аксонометрическим осям. Направление линий штриховки проводят параллельно линиям, соединяющим единичные отрезки.

Из аксонометрических проекций в машиностроительных чертежах наибольшее применение находят: прямоугольная изометрическая и фронтальная диметрическая проекции. Фронтальную диметрическую проекцию рекомендуется применять в тех случаях, когда целесообразно сохранить неискаженными фигуры, расположенные в плоскостях, параллельных фронтальной плоскости проекций.
Вопросы для самопроверки

1. Перечислите названия шести основных видов (проекций) и укажите, как их располагают на чертеже?

2. Что называется главным видом?

3. Нарисуйте тип стрелки, принятой для указания направления взгляда.

4. Сколько видов необходимо для изображения на чертеже кирпича, чертежного угольника, карандаша?

5. Назовите основные виды аксонометрических проекций.

6. Как располагают аксонометрические оси в изометрии, диметрии?

7. Что такое разрез?

8. Для какой цели применяют разрезы?

9. Что такое полный разрез, местный, простой сложный разрезы?

10. Как можно соединить половику да с половиной разреза?

11. Какой толщины проводят линии, ограничивающие местный разрез?

12. В каких случаях на чертеже дается надпись, например А—А?

13. Что такое сложный разрез, ступенчатый разрез, ломаный разрез?

14. Что такое сечение?

15. Когда сечение сопровождают надписью типа А-А?

16. Как обводят линии контура наложенного и вынесенного сечений?
5.4 Крепежные детали и соединения
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconУчебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения Москва 2003
Т. К. Горемыкина. Статистика: Учебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. М.: Мгу "инфо-рутения",...

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Данные методические указания по выполнению контрольных работ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) предназначены...

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconТемы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические...
Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconМеждународные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconН. П. Грачев, И. Н. Маслова
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения высших и средних учебных заведений

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения на базе основного общего образования (9 классов ) по дисциплине...

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения на базе основного общего образования (9 классов ) по дисциплине...

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconБелорусский национальный технический университет
Методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения специальности

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconУчебно-методическое пособие «Лабораторные работы по курсу «Разработка...
Давиденко А. Н. Учебно-методическое пособие «Контрольные работы по курсу Разработка и стандартизация программных средств и информационных...

Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения с вариантами заданий Салават 2008 Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. iconПрограмма производственных практик (раздел 1 для I курса) Уфа 2010...
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск