ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор «НАТ»
_____________В.И. Траутвейн
_______________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ «общегуманитарного и социально-экономического цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальностям 110809 «Механизация сельского хозяйства»,
111801 «Ветеринария».
Раздольное 2013 г.
Одобрена предметной (цикловой) Составлена в соответствии с комиссией ___________________ Государственными требованиями _____________________________ к минимуму содержания и уровню
Председатель _____________(ФИО) подготовки выпускника по
__________________________2013г. данной специальности
Зам.директора по УВР:
___________ Жеребцова В.А. Составитель: Артёмова Т.А., преподаватель русского языка и литературы «НАТ»
Эксперты: Внутренняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Тарасова О.М., ведущий библиотекарь библиотеки «НАТ»
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Тхорева В.И., учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы с. Раздольного. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2009 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальностям 110809 «Механизация сельского хозяйства», 111801 «Ветеринария» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов
| стр.
| Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
| 3
| Структура и содержание учебной дисциплины
| 5
| Условия реализации учебной дисциплины
| 16
| Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
| 20
| Приложение 1
| 22
| Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
| 24
|
^
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы НАК по специальностям СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства», 111801 «Ветеринария», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в группах СПО общегуманитарного и социально-экономического профиля.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
^
дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.
^
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (НА материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение 1):
ОК 1. Развитие интереса к будущей профессии, понимание ее социальной значимости;
ОК 2. Осуществление поиска новой информации для эффективного выполнения задания и личностного развития.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать из эффективность и качество.
ОК 4. Использование информационно-коммуникативных технологий
ОК 5. Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством.
ОК 6. Умение брать на себя ответственность за результат выполнения задания другими членами команды.
ОК 7. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
ОК 10. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
^
максимальной учебной нагрузки студента 71 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 56 часов; самостоятельной работы студента 15 часов. ^ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 71
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 56
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| не предусмотрено
| практические занятия
| 8
| контрольные работы
| 3
| курсовая работа (проект)
| не предусмотрено
| самостоятельная работа студента (всего)
| 15
| в том числе:
|
| Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| не предусмотрено
| Подготовить сообщение;
Создать словарь;
Подобрать фразеологизмы на заданные темы;
Произвести словообразовательный анализ;
Создать текст с использованием заданных форм слова;
Сконструировать текст с использованием заданных синтаксических структур;
Составить текст устного выступления;
Составить план;
Написать реферат.
| 4
2
1
1
1
1
2
1
2
| Итоговая аттестация в форме
| дифференцированный зачет
|
^
Наименование
разделов и тем
| ^
| Объем часов
| Уровень
освоения
| Раздел 1.
| Язык и речь
| 4
| 1
|
Тема1.1. Введение
|
Язык и речь. Основные составляющие русского языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Виды норм.
| 1
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
|
Тема 1.2. Понятие культуры речи
|
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Качества образцовой речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Словари русского языка.
| 1
| 1
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие «Словари русского языка»
| 1
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение на тему «Русский язык в современном мире»
| 1
| Раздел 2.
| Фонетика
| 11
|
| Тема 2.1.
Основные фонетические единицы
| Основные фонетические единицы. Понятие фонемы. Звуки речи. Графика. Позиционный принцип русской графики. Особенности русского ударения. Логическое ударение
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 2.2.
Орфоэпия.
| Орфоэпические нормы русского литературного языка. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Составить личный словарь «Пишу и говорю правильно»
| 1
| Тема 2.3.
Варианты русского литературного произношения
| Варианты русского литературного произношения: гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение на тему «Сценическое произношение и его особенности»
| 1
| Тема 2.4.
Орфоэпические нормы современного русского языка
| Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
Использование орфоэпического словаря. Фонетические средства речевой выразительности.
| 1
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие: Орфоэпические нормы русского языка
| 1
| Контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Раздел 3
| ^
| 11
|
| Тема 3.1.
Слово и его лексическое значение
| Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
| 1
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 3.2.
Лексика. Лексические нормы.
| Многозначность слова. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Нормы употребления лексем в речи. употребление диалектной, профессиональной лексики и научных терминов.
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
|
| Самостоятельная работа:
Составить тезаурус профессиональных многозначных слов.
| 1
| Тема 3.3.
Фразеология.
| Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Афоризмы.
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Подобрать десять фразеологизмов на тему «Отношение к труду»
| 1
| Тема 3.4.
Лексикография.
| Лексикография. Словарный состав языка. Основные типы словарей. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Тропы и их виды. Стилистические фигуры.
| 1
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 3.5.
Лексическая сочетаемость
| Лексическая сочетаемость. Плеоназм. Тавтология. Лексика. Лексические ошибки и их исправление. Употребление фразеологизмов в тексте.
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие:
Изобразительно-выразительные возможности лексики. Лексические ошибки и их исправление. Употребление фразеологизмов в тексте.
| 1
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
|
| Раздел 4
| Словообразование
| 5
|
| Тема 4.1.
Морфемика и словообразование
| Морфемика и словообразование. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
| 1
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие: «Словообразовательные возможности русского языка»
| 1
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 4.2.
Словообразовательные нормы.
| Словообразовательные нормы. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательные возможности русского языка.
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Произвести словообразовательный анализ десяти слов профессиональной лексики.
| 1
| Раздел 5
| Морфология
| 9
|
| Тема 5.1.
Грамматика и морфология.
| Грамматика и морфология. Грамматические категории и способы их выражения. Самостоятельные и служебные части речи.
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
Основные грамматические категории самостоятельных частей речи. Морфологические ошибки.
| 1
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 5.2.
Морфологические нормы.
| Морфологические нормы.
Нормы употребления форм слова.
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Создать текст с использованием заданных форм слова.
| 1
| Тема 5.3.
Стилистика частей речи.
| Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. Основные грамматические категории частей речи. Морфологические ошибки
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение на тему «Стилистические ресурсы морфологии»
| 1
| Раздел 6
| Синтаксис
| 10
|
| Тема 6.1.
Основные единицы синтаксиса
| Основные единицы синтаксиса.
Словосочетание и предложение.
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 6.2.
Простое и сложное предложение.
| Простое предложение, его структура. Виды простых предложений. Сложное предложение, его структура. Виды сложных предложений.
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение на тему «Сложное синтаксическое целое»
| 1
| Тема 6.3.
Выразительные возможности русского синтаксиса.
| Выразительные возможности русского синтаксиса. Синтаксический разбор предложения. Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения.
| 2
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Сконструировать текст с использованием заданных синтаксических структур
| 1
| Тема 6.4.
Синтаксическая синонимия.
| Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
| 1
| 2
|
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практическое занятие:
«Анализ синтаксических структур в тексте»
| 1
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Раздел 7
| ^
| 10
|
| Тема 7.1.
Принципы русской орфографии
| Принципы русской орфографии. Понятие орфограммы. Типы и виды орфограмм.
| 1
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 7.2.
Принципы русской пунктуации
| Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие:
«Орфография и пунктуация русского языка»
| 1
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 7.3.
Прямая и косвенная речь
| Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Способы оформления чужой речи.
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 7.4.
Орфография и пунктуация русского языка
| Орфография и пунктуация русского языка. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
| 1
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа:
Составить текст устного выступления (текст профессионального содержания по специальности)
| 2
| Раздел 8
| Текст. Стили речи.
| 11
|
| Тема 8.1.
Текст и его структура.
| Текст и его структура. Лингвистика текста. Функционально-смысловые типы речи.
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 8.2.
^
| Функциональные стили литературного языка. Сфера их использования. Их языковые признаки.
| 2
| 3
|
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Составить план профессионального текста (работа с журналами по специальности)
| 1
| Тема 8.3.
Типы текстов. Стили речи.
| Особенности построения текста разных стилей. Стилистический анализ текста. Текст. Типы текстов. Стили речи
| 1
| 2
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие:
«Стилистический анализ текста»
| 1
| Контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа:
| не предусмотрено
| Тема 8.4.
^
| Жанры деловой и учебно-научной речи
| 1
| 3
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
| Практическое занятие
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа:
Написать реферат по теме «Отличия делового и научного стилей речи»
| 2
|
| Примерная тематика курсовой работы (проекта)
| не предусмотрено
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
| не предусмотрено
|
| Итого:
| 71
|
|
^ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы; Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по числу студентов,
рабочее место преподавателя,
рабочая доска,
комплект наглядных пособий по предмету «Литература» (учебники, портреты писателей и поэтов, художественная литература, словари, стенды, карточки,)
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор,
компьютер,
экран,
интерактивная доска,
аудиосистема,
комплект слайдов по темам курса дисциплины.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории -
не предусмотрено
Информационное обеспечение обучения Основные источники Для преподавателей
Русский язык и культура речи под ред. В. Д. Черняк. – Учебник. – М., 2008 – 345стр.
Русский язык и культура речи под ред. Л. И. Введенская. - Учебник. – М., 2007 – 289стр.
Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 2008 – 304 стр.
Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с 5-го издания – 402стр.
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 2007 – 389стр.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г. – 315 стр.
Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г. – 496 стр.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2008. – 412 стр.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010. – 295 стр.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2007. – 448 стр.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2007. – 356 стр.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008. – 376 стр.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 2008 - 263стр.
Словарь антонимов русского языка. М., 2007 – 216стр.
Словарь иностранных слов. М., 2009 – 319 стр.
Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 2009– 407стр.
Словарь омонимов русского языка. М., 2008 – 321стр.
Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 2008 – 256стр.
Современный словарь иностранных слов. М., 2007 – 411стр.
Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2007 – 397стр.
Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 2008 – 364стр.
Для студентов
Русский язык и культура речи под ред. Л. И. Введенская. - Учебник. – М., 2007 – 289стр.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г. – 315 стр.
Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г. – 496 стр.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2008. – 412 стр.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010. – 295 стр.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2007. – 448 стр.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2007. – 356 стр.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008. – 376 стр.
Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с 5-го издания – 402стр.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 2008 - 263стр.
Словарь антонимов русского языка. М., 2007 – 216стр.
Словарь иностранных слов. М., 2009 – 319 стр.
Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 2009 – 407стр.
Словарь омонимов русского языка. М., 2008 – 321стр.
Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 2008 – 256стр.
Современный словарь иностранных слов. М., 2007 – 411стр.
Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2007 – 397стр.
Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 2008 – 364стр.
Дополнительные источники Для преподавателей
А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г., - 324 стр.
«Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г. – 513 стр.
А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2007 г., - 287 стр.
Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г., - 287 стр.
Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г, - 160 стр.
«Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г., - 234 стр.
Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 2009 г., - 768 стр.
И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 2007 г. 160 стр.
Интернет – источники:
Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Российский образовательный портал www.edu.ru
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Для студентов
«Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г., 234 стр.
Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 2009г., - 768 стр.
Российский образовательный портал www.edu.ru
|