Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация






НазваниеСпецифика предмета предопределена такими явлениями как трансформация
страница1/3
Дата публикации20.09.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Особенности предмета, метода и источников КПЗС.

После Второй Мировой Войны в зону влияния СССР попадают страны Центральной и Восточной Европы.

Основателями КПЗС стран Восточной Европы являются Воеводин, Златопольский.

Златопольский И.А. «Конституционное (государственное) право стран Центральной и Восточной Европы»

Автор первого учебника – Куплиц.

Сейчас данная учёбная дисциплина претерпела огромные метаморфозы.

Раньше использовался компаративистский подход, то есть сравнительно-правовой. Брался конкретный конституционно-правовой институт и описывался с особенностями в разных странах.

Традиции права зародились именно на Западе (т.е. профессорское право). Российское же право только формально близко к западной теории права.

Ответвление КПЗС стран Восточной Европы связано с образованием социалистических стран, заключением Варшавского договора.

В процессе лекций будут рассмотрены подробно такие страны как:

  • Венгрия

  • Польша

  • Чехия

  • Словакия

  • Болгария

  • Югославия

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация.

1-ая трансформация (1949 - 1953 годы) – социально-политическая и правовая информация.

2-ая трансформация (1983 – 1993 годы)

Почему эта трансформация важна?

Дело в том, что трансформация социально-экономических, политических и конституционно-правовых институтов ещё не завершилась.

Почему?

1) незаконченность формирования основных конституционно-правовых институтов: политических партий, органов государственной власти, основ конституционного статуса личности.

Конституционный статус личности: раздел, посвященный конституционному статусу личности, существовал в конституциях социалистических государств.

Эти акты были пронизаны социологией и идеологией социализма.

Если в 1-ой главе конституции написано, что государство правовое, то нужны гарантии. Этими гарантиями могут быть независимое правосудие.

Очень велика роль конституционной юстиции.

Основная гарантия – это конституционное оформление конституционной юстиции.

В силу некоторых причин все процессы из западной Европы, США, РФ с некоторым опережением начинаются и текут в данном регионе.

У этого региона есть своя культура, свои правовые традиции.

Черчилль: «Судьба 2-ой мировой войны будет решаться в Югославии».

Судьба «больших соседей» зависит от того, что происходит в Восточной Европе.

Данный регион имеет самостоятельное значение в правовом отношении.

Методология науки КПЗС.

Методология – это мировоззрение (идеологическая ориентация) и система методов, которыми ученый руководствуется в своем исследовании.

В советском праве преобладающими методами были:

- диалектика

- компаративизм (сравнительно-правовой)

- нормативизм и позитивизм

Тенденции очень живучи, поэтому методы очень устойчивы.

Но трансформация произошла.

Раньше существовало марксистское мировоззрение.

В незначительной мере применялись такие методы, как:

- социологический

- политико-исторический

- статистический

Сейчас господствует либеральное мировоззрение.

Система методов:

- компаративизм

- политологический

- социологический

- нормативистский

Важно узнать, насколько новые нормы востребованы практикой.

Коммунистические иллюзии:

Классовая борьба – неизбежный фактор всех процессов.

Существует проблема правовых семей, а именно соотношение основных тенденций КП в странах Центральной и Восточной Европы в развитии главных семей права и современные тенденции развития КП в странах Центральной и Восточной Европы.

Ранее страны Центральной и Восточной Европы принадлежали к социалистической семье права.

Наиболее яркая черта этой семьи – это другой подход к социальной роли права.

Основной постулат: Можно изменить социальные отношения при помощи права. Эта тенденция сохраняется. Неудобоваримый институт – конституционные основы общественного строя.

Нормы-принципы и нормы-определения.

Подарок социалистической идеологии: Конституция – это во многом план-проспект для будущего.

Раздел «Конституционные основы общественного строя» - это проект общественного договора между государством, обществом и индивидом.

Возможность появления такого раздела – это признание марксистско-ленинской идеологии.

Хотя в социалистической семье остались в настоящее время только Куба и Китай.

Либеральное мировоззрение и коммунистическое в чём-то родственны. Они направлены на изучение экономических характеристик. Именно экономические институты являются первостепенными.

Экономика как ступор: Какая экономика, такое и государство.

Также влияет геополитика, которая является достаточно важной наукой. Она претендует на роль мировоззрения в обществе. Геополитическое положение важно. Общество и государство рассматриваются в связи с географическим положением. Пространство как судьба государства. Например, с точки зрения геополитики причина распада Югославии заключается в том, что Югославия всегда была конгломератом территорий, которые тяготели к разным геополитическим факторам (суши и моря). Геополитический фактор не является главным для обывателей. Геополитика – наука власти и для власти, наука тех, кто управляет и властвует. Она ссылается на статистические данные, на социологические данные. Геополитика как наука возникла в середине 20 века и сразу стала претендовать на звание науки.

Силы суши или теллюрократия.

Силы моря или талассократия.

С точки зрения геополитики к силам моря относятся США, Великобритания; к силам суши – Россия и Германия.

Из этого можно трактовать и особенности правовых систем.

Для романо-германской правовой семьи характерны:

- иерархичность

- устойчивость

- неготовность к трансформации

- ценности коллективизма важнее, чем ценности индивидуализма.

Для англо-саксонской правовой семьи характерны:

- текучесть нормативов

- готовность постоянно меняться и приспосабливаться

- торговля, конкуренция

Геополитический метод очень важен.

Уроки геополитики отражаются в институтах:

- федерализма

- президентства

- основ конституционного статуса личности

Другие институты также можно связать с геополитическими мотивами.

Источники КПЗС и их специфика.

  1. Конституция

Арсенал источников шире, чем просто Конституции.

  1. Конституционные законы.

Это законы, изменяющие Конституцию, но не искажающие её смысла.

  1. Существование большого количества подзаконных актов.

В Польше Правительство издает подзаконный акт. Он может касаться только государственных органов и не может касаться ни граждан, ни юридических лиц.

4) Хартии и декларации

В период трансформации (по опыту Чехословакии) – Конституция была дополнена Хартией о правах человека. Чехословакия распалась, а Хартия продолжает действовать и в Чехии, и в Словакии.

В Словакии Хартия – это отдельный раздел Конституции.

5) Меньшее значение имеют акты Президента.

Особенности периодов развития и трансформаций.

1-ый этап трансформации

1) изменение политического режима: от либерального к авторитарному или от либерального к тоталитарному

2) Переход от демократической республики к советской республике. Характерно наличие Президиума или Совета (так называемы коллективный Президент)

3) Политический плюрализм сменился на политический монизм (однопартийная система). Но она не такая, как в РФ (СССР). Её специфика в том, что в ней есть множественность политический партий. Кроме рабочей партии создаются дружественные партии, позволяется «дышать» некоторым либеральным партиям.

4) множественность форм собственности, среди которых частная собственность занимает главное место, сменяется на административно-командную систему экономики (главной формой собственности становится государственная собственность). Остается, однако, мелкотоварное производство:

- кустари, кооперативы

- в Польше всегда существует фермерское хозяйство

Экономика не идентична варианту, который существовал в СССР (жёсткая плановая экономика).

5) социальная структура – она достаточно равномерна. Социального расслоения нет. Социальные права считались естественными правами.

2-ой этап трансформации

1) Революционные преобразования существенно коснулись предмета – отношений государства – общества – человека, в т.ч. произошла деидеологизация общества. Также страны разделились по политическим режимам, преимущественно наблюдается уход от тоталитаризма и авторитаризма к демократическому режиму и либерализму.

2) стремление построить государство и сформировать форму права в соответствии с либеральными, демократическими ценностями – перейти от республики советов к традиционным демократическим формам правления. Форма правления – республика. Система органов государственной власти меняется. Конституционная юстиция появляется повсеместно. Изменяется статус судебной власти – появляются независимые судьи. Появляются омбудсманы – правозащитники. Исчезают местные государственные органы, вместо них появляются органы местного самоуправления. Исчезают «коллективные главы государств» - Президиумы, Государственные Советы. Вместо них появляются президенты. В зависимости от страны, он может быть активным или формально введенным. Это был совершенно новый институт.

Развитие происходит по классическому образцу. В этих странах есть конституционно-правовая традиция, потому что институты органов государственной власти сохранили свою традицию.

Верховная палата контроля в Польше, Сейм, Сенат исторически существовали в этой стране.

Президент унаследовал от польского монарха свой статус. В отличие от России политико-правовые институты власти более системны. Социальные права защищаются через суды.

3) принцип равноправия всех форм собственности. На конституционном уровне охраняются и защищаются предпринимательская деятельность, конкуренция, защита от монополизма, приватизация.

  1. кардинально изменился статус индивида (в 80-80-е гг. 20в.). После 2 мировой войны правовой статус личности не был представлен в Конституциях большим количеством статей. Ранее т.е. на Западе существовала судебная защита прав человека первого поколения (как личности). В 80-90-х гг. страны Восточной Европы изменили структуру института прав человека:

    1. место: личные права и свободы

    2. место: политические права и свободы

    3. место: социально-экономические права и свободы

Для сравнения в советский период:

1 место: социально-экономические права и свободы

2 место: политические права и свободы

3 место: личные права и свободы (причем их перечень был гораздо уже, чем в других странах).

Существует систематизация стран по группам.

3 группы стран:

1) Польша, Венгрия, Словакия, Чехия

2) Болгария, Румыния, Словения, Македония, Хорватия, Босния и Герцоговина, Сербия, Черногория

3) Страны Азии: Китай, Вьетнам, Южная Корея

Критерии систематизации стран по группам:

1) Целостность конституционно-правовой традиции данной страны. Предполагается, что соответствующее государство имеет долгие традиции государственного и конституционного строительства. Они могут не совпадать, но присутствуют.

Например, для Польши характерны длительные традиции, как государственные, так и конституционно-правовые. Для Венгрии характерны долгие государственные традиции, но недолгие правовые. Особенности становления и развития конституционно-правовой традиции. Традиция – это стереотип нормирования в сфере КП, стереотипы восприятия основных правовых институтов, процедур и социально-правовых феноменов, которые сложились в той или мной стране. Социально-правовой феномен – власть.

2) экономический критерий. Насколько страна развита, входит ли в ЕС

3) геополитический критерий. Характеризует, насколько страны объединены географическим положением, общностью, насколько сопоставимы при анализе правовых институтов. Удобнее сравнивать страны, у которых геополитическое расположение одинаково.

4) общекультурный ил духовный фактор. Сюда входят также идеологический, религиозный фактор.

5) общность с другими странами, в частности со странами Западной Европы, близость к романской или германской правовой семье. (Некоторые авторы называют такой критерий).

Польша ближе к Франции.

Болгария к Германии.

Чехия и Словакия долгое время находились под влиянием Германии

6) степень развитости страны.

Чехия и Словакия ближе к Польше и Венгрии, чем к Болгарии.

7) идеологический критерий (т.е. в зависимости от тяготения государства к той или иной идеологической концепции, которая отражена в Конституции)
Польша

Польша – первая страна в Европе, в которой была принята конституция (03.05.1791 года). Причем это была вторая после Конституции США конституция в мире.

По богатству и содержательности конституционно-правовых традиций Польша вполне может соперничать с Францией.

Помимо Конституционного акта содержит ещё и Малые Конституции.

1648 – 1668 годы:

Польская политическая система стала рушиться.

До этого момента политическая система сохраняла жизнеспособность. Это обеспечивалось традицией ублажения королевской власти и феноменом политической ответственности короля.

Взаимоотношения польской шляхты и короля строились на основе взаимоуважения и политической ответственности короля.

Но в этот период появилась магнатская олигархия.

Прерогатива короля растворяется в увеличении полномочий Сейма, Сената и органов МСУ – сенниках.

Преобладала тенденция ослабления королевской власти: чем больше полномочий предоставлялось Сейму, тем менее эффективной была его работа. Сейм стал сценой для магнатских столкновений. Это блокировало государственную машину. Постепенно Сейм из органа аристократии превращался в «хранителя старых норм».

Вето Сейма было абсолютным.

Сенат составило дворянство. Этот орган был как бы посредником между королевской властью и шляхтой, находился в подчинении у Сейма. Аналогичный Сенат существует и сейчас.

Что касается исполнительной власти, то аппарат был весьма слабым, главные государственные должности были пожизненными.

Сильный лидер (канцлер Андрей Замойский) появился с 1650 (1750) года.

1773 год – Первый раздел Польши.

Под влиянием самодостаточности и самосознания появляется Конституция.

1-ая Конституция Речи Посполитой.

Принята 3 мая 1791 года.

Характеристики:

  1. Конституция определяет принцип гражданский, а не сословный, но первое место все равно занимает Шляхта.

  2. Принцип равноправия не признается

  3. Привилегии есть у землевладельцев

  4. Но при этом крестьяне находятся под государственной опекой

  5. Королевская власть наследственная. Король освобождается от ответственности перед Шляхтой за сохранение золотых шляхтинских привилегий.

  6. Суд – коллегиальный орган

  7. В органах суда есть преимущество у средней шляхты, а не у магнатов

  8. Есть принцип разделения властей

  9. Преобладание власти у двухпалатного Сейма

  10. Король практически не нес ответственности перед государственными органами и подданными, но был связан системой контрасигнатуры; таким образом существовал парламентский контроль за действиями короля.

  11. Конституция либеральная: она содержит принцип разделения властей, свободы гражданам.

Польша могла бы состояться как самостоятельное государство.

Но 2-ой и третий разделы Польши прекращают это развитие.

Александр I предусмотрел автономию для Польши.

20-ый век

Конституция 20 февраля 1919 года

Конституция 17 марта 1921 года

Существует такой термин, как «малая Конституция». Эта конституция была принята 20 февраля 1919 г. Она определяла структуру высших органов власти в стране. Она являлась правовой основой формирования органов государственной власти и МСУ до принятия текста Конституции. «Малые конституции» и в последующем закрепляли именно вопросы, касающиеся систему государственных органов.

Характеристика Конституции 17 марта 1921 года.

Конституция была достаточно демократичной, наряду с традиционными политическими правами закрепляла и целый ряд социально-экономических прав.

По Конституции 1921 г. формой правления в Польше была парламентская республика.

Законодательное собрание Польши состояло из 2 палат (законодательных органов):

  • Сейм

  • Сенат

Сенат слабее Сейма.

Президент избирается законодательным собранием, которое именуется Национальным Собранием, действует по указаниям Совета Министров. Правительство ответственно перед Сеймом.

Уже тогда за нарушение Конституции Президент и члены Совета Министров могли быть привлечены к конституционной ответственности перед Государственным Трибуналом. Такого рода правосудие осуществляется обычно только в демократическом правовом государстве.

У конституционной юстиции было множество функций.

Существовала Верховная палата контроля, которая проверяла законность действия Правительства, государственных органов, проверяла законность финансово-административной деятельности, следила за исполнением бюджета.

В 1926 г. после переворота в мартовскую Конституцию внесли изменения:

1) усилились полномочия исполнительной власти, в том числе и Президента, ему принадлежит право роспуска Парламента по инициативе Совета Министров, он может издавать Указы, имеющие силу закона

2) Парламент обладает полномочием принимать бюджет, но если он своим правом не воспользуется, тогда Президент может ввести в силу правительственный проект бюджета, если он не принят и не отвергнут.

Т.е. реальная власть принадлежит Президенту и Правительству.

23 апреля 1935 г. была принята 3-я Конституция Польши:

Эта Конституция оформила тоталитарный политический режим

  1. были ограничены политические права граждан

  2. основные государственные полномочия принадлежали Президенту

  3. роль Парламента была сведена к минимуму

  4. усиливается роль Сената, который стал формироваться на цензовой основе

После второй Мировой войны вернули к действию Конституцию 1921 года. Но при этом Сенат прекратил действовать вообще.

Потом начались многочисленные конституционные преобразования.

В 1947 г. была принята Декларация прав и свобод человека, а также «Малая» конституция страны.

Законодательная власть принадлежала Сейму. В структуре органов государственной власти появился Государственный Совет, председателем которого был Президент республики. Государственный Совет образуется Сеймом из состава Сейма. Это постоянно действующий орган сейма. В СССР аналогом был Президиум Верховного Совета СССР.

Правительство формировалось на основе парламентского большинства, его финансовая деятельность контролировалась Верховной палатой контроля, формируемой Сеймом.

Действовали и положения Конституции 1921 г.

Постепенно началось преобразование традиционной системы в систему Советов.

В 1950 г. была устранена прежняя система местного самоуправления, вместо органов местного самоуправления появились местные органы государственной власти; они носили название Национальные советы.

Фактически их полномочия осуществлялись их Президиумами. Установился диктат советской администрации на местах.

22 июня 1952 была принята 4-я Конституция Польши

Оформилось господство польской рабочей партии.

Формирование конституционно-правовых институтов шло снизу. Социализм в стране утверждался медленно (а не рывками, как в СССР).

Данная конституция была принята по подобию Конституции СССР 1936 года(Сталинской Конституции).

Основные полномочия принадлежали Государственному Совету. Институт Президента был ликвидирован. Сейм действовал сессионно. Правительство назначалось и отзывалось Сеймом, а в период между сессиями – Государственным Советом.

Правительство было подконтрольно Государственному Совету.

Первый Секретарь Польской рабочей партии избирался в состав Государственного Совета.

Государственный Совет – коллективный глава государства, коллективный президент, обладающий к тому же и законодательными полномочиями.

Верховная Палата Контроля и Государственный Трибунал исчезли.

Но при этом сохраняется уважительное отношение к мелкотоварному производству, охрана индивидуальной собственности кустарей, крестьян, ремесленников и личной собственности граждан.

Польша в период экономической реформы 90-ых годов отличается тем, что идея охраны такой собственности не была для нее новой.

Конституция 1976 г.

Польша – социалистическое государство. Восстановлена Верховная палата контроля. Она при этом является органом, подконтрольным Совету Министров.

Сохранили демократические элементы.

Польша – первое государство, в котором произошли институциональные изменения в конституционно-правовой сфере.

1980-е гг. – были проведены реформы в конституционно-правовой сфере в связи с тем, что общество не доверяло государству. Был создан «социализм с человеческим лицом».

С 1980 г. начинают постепенно приниматься новые законы. Изменился статус Верховной палаты контроля. Верховная палата контроля выводится из-под контроля Совета Министров.

В 1982 году учреждаются 2 органа конституционного контроля:

1. Конституционный трибунал. Его решения – это решения надзорной инстанции. Последнее слово при отмене закона отдавалось Сейму

2. Государственный трибунал – рассматривал дела о преступлениях высших должностных лиц государства, принимал решения о должностных преступлениях

В 1987 году были приняты законодательные предписания о референдуме.

В 1988 году – Положение о собственности территориального самоуправления.

1) Основа для строительства демократической модели власти должна начинаться с правовой модели МСУ и прав человека.

2) Создание правовой основы для строительства МСУ

В 1988 году учреждены:

1) Высший административный суд страны.

2) уполномоченный по гражданским правам, который стал впоследствии не просто декоративным элементом, а уважаемым конституционно-правовым институтом.

Период с апреля по декабрь 1989 года имели особое значение для трансформации.

1) произошло восстановление Сената

2) был упразднен Государственный Совет

3) был восстановлен Президент.

Сенат и Президент имели право вето.

Введен институт контрасигнатуры со стороны соответствующих министров. Большая часть полномочий Президента требует контрассигнатуры.

Для независимой судебной системы были введены

1) несменяемость судей

2) судьи назначались Президентом по рекомендации Всепольского Судебного Совета.

31 декабря 1989 года была принята новая редакция Конституции Польши, которая и отразила все произошедшие в стране изменения.

В 1990 году были утверждены прямые выборы народом Президента

Лех Качиньский – нынешний Президент Польши. Бывший мэр Варшавы.

Этап трансформации завершен.

1992 года – принята «малая» конституция

2 апреля 1997 года – принята последняя Конституция Польши (ныне действующая).

Особенности Конституции 1997 года:

Есть разделы, которых обычно нет в Конституциях.

Очень подробно регламентированы:

- права и свободы

- источники права

- раздел «О финансах» - обычно такой раздел есть в Конституциях стран Западной Европы, но не Восточной.

- специальный раздел, посвящённый только контрольным органам

В преамбуле отражен принцип дополнительности (субсидиарности).

Принцип субсидиарности – это один из компонентов религиозной доктрины католицизма.

Это принцип, посвященный взаимоотношениям между обществом и государством. Общество при принятии решений по экономическим и социальным вопросам важнее.

В экономическом и социальном плане общество имеет приоритет перед государством (государство обязано вмешиваться, только когда общество не справляется с какой-либо проблемой). Государство оказывает помощь, когда местные сообщества не могут оказать помощи.

Раздел 3 Конституции посвящен источникам права, что подчеркивает стремление польского законодателя восстановить правовую основу осуществления политической деятельности в стране.

Источниками являются:

- Конституция

- законы

- законы, которыми ратифицируются международные договоры, а также распоряжения.

Это особый вид нормативно-правовых актов. Они издаются:

- Президентом

- специальными структурами по уполномочию, специально обозначенном в законе

Уполномочие определяет орган, круг вопросов, переданных ему для урегулирования, директивы, касающиеся содержания данного акта.

Нормотворчество может осуществляться только указанными в Конституции органами.

Ст. 149 Конституции содержит список таких органов:

- Президент

- Министры (Совет Министров, но применительно к этим структурам)

Распоряжения, изданные министрами, могут быть отменены по представления Совета Министров.

Это говорит о возможности делегированного законодательства.

Ещё один источник – это постановления.

Приказы председателя Совета Министров

Постановления председателя Совета Министров

Акты имеют внутренний характер, обязывают организационные единицы, которые подчинены тому, кто выдал соответствующий приказ или распоряжение.

Они не распространяются ни на граждан, ни на юридических лиц.

Особо в данном разделе стоят акты органов территориального управления и местных органов администрации.

Они действуют в пределах конкретной территории.

Иерархия нормативно-правовых актов дается в Конституции для упорядочения нормотворчества различных органов.

Избирательное право – появилось много нового

Есть ещё ряд особенностей, характеризующих документ

Последовательность разделов Конституции 1997 года

РАЗДЕЛ I РЕСПУБЛИКА

РАЗДЕЛ II СВОБОДЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Для этого раздела характерна чёткая структуированность, в нем выделяется несколько подразделов.

  1. общие принципы

  2. личные права и свободы

  3. политические права и свободы

  4. экономические, социальные и культурные свободы и права

  5. средства защиты прав и свобод

  6. обязанности

2 из этих подразделов – 1-ый и 5-ый – это нетрадиционные разделы в структуировании конституции.

Структуирование этого раздела связано с разделом 1 «республика». Польский законодатель не делал этого. Существует преемственность по отношению к 1-й и 2-й конституциям Польши – построены на идее построения государства, которое должно заботиться об уважении свобод и справедливости.

Особенности раздела 1 «Республика».

В нем дается характеристика государства Польши. Частично это характеристика не совпадает с тем, что есть в «Основах конституционного строя» РФ.

Польша – социальная республика, общее благо всех граждан. Вводится категория «благо». Реформы в Польше в конце 20 века направлены на повышение благополучия.

Государство должно быть в готовности обеспечить благополучие общества.

Характеристики Польского государства:

- демократическое (ст. 2)

- единое (ст. 3)

- верховная власть принадлежит нации

- нация реализует свою власть

- независимая республика (ст. 5)

- блага культуры являются источником самобытности польской нации

- Республика Польша оказывает помощь полякам, находящимся за рубежом, - это характерная формула для всех стран Восточной Европы.

- Конституция – это высший закон страны

- В Польше действует принцип приоритета международно-правовых норм

Следующие вещи упоминаются в начальной части Конституции.

Вначале – ценности республиканской формы правления.

Ст. 10 – перечислены высшие органы государственной власти.

Другая форма общественной власти – власть политических партий и объединений. Их финансирование открытое, должна быть установлена цель.

Цель – это влияние демократическими методами на формирование политики государства.

Действует принцип политического плюрализма.

Обеспечена свобода создания и действия политических партий.

Они создаются и действуют на основе добровольности и равенства членства. Это противостоит советской модели.

Свобода создания профсоюзов.

Установлены запреты для функционирования политических партий:

- тоталитарные методы в программе и практике: фашизм, нацизм, коммунизм;

- расовая и национальная ненависть

- запрет на применение насилия для захвата власти или влияния на политику

- запрет на сокрытие втайне структур и членства в политической партии

Республика Польша обеспечивает свободу печати и иных СМИ.

Особенность заключается в непосредственном указании на ряд естественных прав уже в разделе 1 «Республика» в связи с характеристикой различных форм публичной власти.

Особенность – децентрализация, прямо заявленная в Конституции.

Для того, чтобы территориальные единицы выполняли публичные задачи, требуется вмешательство государства.

Вмешательство на основе закона

Территориальные единицы – это особый коллектив.

Они объединяют самоуправляющиеся сообщества.

Это третья форма публичной власти, обозначенная в республике Польше.

Есть и 4-ая форма публичной власти (ст. 17) – посредством закона можно создавать профессиональное управление лиц, занятых в профессиях, требующих публичного доверия.

Можно применять и другие формы, но при этом создание не должно ограничивать:

- свободу профессиональной деятельности

- свободу предпринимательства

2 социальные ценности, которые республика Польша должна защищать усиленно:

- семья и брак

- предки: ветераны войн и инвалиды

Экономические средства, которыми пользуется государство для достижения целей:

Основы экономического устройства Польши – ценности:

  1. свобода хозяйственной деятельности

  2. частная собственность

  3. солидарность, диалог и партнерство в экономической сфере – это характеристики социального рыночного хозяйства

  4. собственность и право наследования, а также возможность лишения имущества только в публичных целях и только со справедливым возмещением

  5. ограничение свободной хозяйственной деятельности возможно только с учётом важного публичного интереса и только посредством закона.

  6. указание на значимость крестьянского хозяйства

Основа аграрного хозяйства – это семейное крестьянское хозяйство. Идет перекличка этой идеи с идеей самостоятельного территориального сообщества как двигателя демократии

  1. труд находится под охраной республики Польша. Польша следит за условиями труда.

Взаимоотношения религии и государства.

Отношения между республикой Польшей и католическим костёлом определяется международными договорами, заключёнными между Польской республикой и Ватиканом, а также законами. Обозначен приоритет международных договоров в сфере свободы совести.

Особенности польской государственности.

Диктатура Пилсудского Йозефа. Его называли воица Пилсудский.

После этого стала ясной особая роль вооруженных сил.

Вооруженные силы служат охране независимости и неделимости территории и сохраняют нейтралитет в политических делах и подлежат контролю в соответствии с законом со стороны общественности.

Ни один компонент конституционализма невозможен без достаточного уровня прав и свобод. Республика должна руководствоваться принципами:

- естественного происхождения прав и свобод, подчеркивающих достоинство человека

Государство должно обеспечит достоинство человека. Достоинство человека безусловно.

- свобода человека, которая подлежит правовой охране

Как государство намерено охранять свободу?

Принцип: каждый обязан охранять права других.

Никого нельзя принуждать к тому, к чему его не обязывает право.

Ограничения по пользованию.

  1. предусмотрены только в законе

  2. только тогда, когда это необходимо в демократическом государстве для его безопасности, публичного порядка, охраны окружающей среды, здоровья, публичной морали и охраны прав других лиц.

  3. Данные ограничения не могут отменять сущность прав и свобод

Конституционный трибунал оценивает, правильно ли государство применило случаи необходимости.

Принцип равенства перед законом и судом.

Равное обращение со стороны публичных властей.

Не только суды, но и государственные учреждения должны соблюдать принцип равенства.

Запрет дискриминации в социальной, экономической и политической жизни.

Законодатель не ограничивает в данной формуле некоторые права.

Особо подчёркивается равенство мужчин и женщин и то, как государство обеспечивает это равенство.

- равное право на образование, занятость и продвижение по службе

- равное право на одинаковое вознаграждение за равный труд

- равное право на социальное обеспечение

- равное право на занятие должностей, получение публичных отличий и наград

Принципы гражданства.

Польское гражданство приобретается путем рождения по принципу крови, а другие случаи приобретения гражданства предусмотрены путём закона – натурализация.

Остальные случаи – их перечень открытый.

Запрет на лишение гражданства: только по своей воле польский гражданин может отказаться.

Защита прав национальных и этнических меньшинств.

Раздел о защите прав и свобод.

Средства.

  1. право каждого на возмещение вреда, причиненного человеку действиями органа публичной власти, если эти действия противоправны

  2. запрет принятия законов, которые закрыли бы судебный путь для восстановления нарушенных прав и свобод

  3. право на обжалование судебных решений и определений первой инстанции

  4. право каждого в порядке, установленным законом обратиться в конституционный трибунал, если конституционные права и свободы были нарушены

  5. право каждого обращаться к уполномоченному по гражданским правам, если они были нарушены

  6. ст. 81 Конституции – восстановление права на труд, на помощь малообеспеченным, на условия труда, соответствующие нормативам, можно добиваться только в границах, определенных законом, то есть нельзя защитить в судебных органах, ссылаясь только на Конституцию, значит, прямое действие норм Конституции ограничено

РАЗДЕЛ I РЕСПУБЛИКА

РАЗДЕЛ II СВОБОДЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

  1. общие принципы

  2. личные права и свободы

  3. политические права и свободы

  4. экономические, социальные и культурные свободы и права

  5. средства защиты прав и свобод

  6. обязанности

РАЗДЕЛ III ИСТОЧНИКИ ПРАВА

РАЗДЕЛ IV СЕЙМ И СЕНАТ

Этот раздел структуирован.

  1. Депутаты и сенаторы

  2. Организация и деятельность Парламента

  3. Референдум

РАЗДЕЛ V ПРЕЗИДЕНТ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАЗДЕЛ VI СОВЕТ МИНИСТРОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

РАЗДЕЛ VII ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ VIII СУДЫ И ТРИБУНАЛЫ

  1. суды

  2. трибуналы (Конституционный трибунал)

РАЗДЕЛ IX ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ОХРАНЫ ПРАВА

  1. Верховная палата контроля

  2. Уполномоченный по правам человека

  3. Всепольский Совет радиовещания и телевидения

Он защищает и обеспечивает свободу информации.

Пилсудский был популярен.

Но поляки не смогли смириться с тем, что в СМИ ввели цензуру.

РАЗДЕЛ Х ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

РАЗДЕЛ XI ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Изменяется Конституция просто. Порядок изменения по сравнению с другими странами – гибкий. Хотя если говорить строго – жесткий. То есть полугибкий.

Закон об изменении Конституции должен быть принят Сеймом и Сенатом в одинаковой редакции.

Субъекты законодательной инициативы:

- либо Сенат

- либо 1/5 депутатов Сейма (законного числа депутатов)

Сейм большинством в 2/3 голосов, а Сенат абсолютным большинством принимают изменения в Конституцию, при этом те 2/3 и и абсолютное большинство присутствуют от обычного кворума, то есть от 50% депутатов. Таким образом, нужно немного голосов, чтобы Конституцию изменить.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconМеждународная научно-практическая конференция «Трансформация социально-экономического...
Восточно-Сибирского государственного технологического университета, отделение статистики, анализа данных и демографии гу-вшэ 16 –...

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconПрограмма элективного курса "История религий"
Учащийся должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета – уберечь школьников от воздействия тоталитарных...

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconВнеклассное мероприятие по трудовому обучению «Поём славу пуговице»
Ведущий. Ребята, ежедневно мы пользуемся такими предметами, как нож, вилка, ложка, зеркало и никогда не задумываемся, откуда они...

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconИспользование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников...
Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация icon1. Рассказать ученицам, как записано толкование слов прости, извини, в разных толковых словарях
Девушки, давайте порассуждаем с вами над такими простыми словами, как «прости» и «извини»

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconУмеем ли мы прощать?
Ребята, давайте порассуждаем с вами над такими простыми словами, как «прости» и «извини»

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconУмеем ли мы прощать?
Ребята, давайте порассуждаем с вами над такими простыми словами, как «прости» и «извини»

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconСпецифика и состав
«лирическое событие» — как граница, как результат встречи надындивидуального и индивидуального опыта. Такой подход позволяет уточнить...

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации
Последнее является несовместимым с такими профессиями как ветеринарный врач, зооинженер, биолог-экспериментатор

Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация iconМ. Ю. Фиш 3 в своей диссертации затрагивает вопросы бунинской антропологии...
Особое внимание уделяется восточной теме, буддистским мотивам, связям художника с интеллектуально-эстетическими течениями эпохи –...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск