Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы






НазваниеИз опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы
Дата публикации22.02.2014
Размер136 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Право > Документы
УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ   - РЕАЛЬНО.

 

Из опыта организации инклюзивного образования

ГОУ СОШ №1961  г.Москвы.

 

Выступление 4.12.2009 г. на Круглом столе «Инклюзивное образование: опыт, проблемы, поиски».

 

Киося Александр Николаевич (sch1961@yandex.ru) – директор ГОУ СОШ №1961

Мельтюхова Марина Васильевна (marina063@list.ru) – заместитель директора по УВР.

 

1.     Актуальность темы инклюзивного образования.

           Школа № 1961 находится в районе Южное Бутово. В нашем районе проживает более тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 80% - дети школьного возраста. Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.

           В таком  мегаполисе как Москва система специальных коррекционных образовательных учреждений и интернатов развита очень хорошо, и родители наших учеников могут сделать свой выбор в пользу инклюзивного образования осознанно после сравнения.  Так ещё до момента поступления ребёнка в школу они могут познакомиться с работой специального образовательного учреждения,  в котором по профилю заболевания мог бы обучаться их ребёнок, составить своё мнение об этом учреждении, оценить возможности поездки в спецшколу, сравнить специальное учебное заведение с обычной  школой.

           Не все родители готовы сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший. В нашем районе, находящемся на юго-западной окраине Москвы специализированных образовательных учреждений по многим профилям нарушений нет. Так школа II вида для слабослышащих детей находится в Сокольниках (1,5 часа в одну сторону на метро с пересадкой), школа для незрячих детей находится в районе метро Алексеевская (2 часа в одну сторону двумя видами транспорта). Коррекционная школа 1111 находится в районе Котловка, метро Нагорная, интернат №68 – в районе метро Новые Черёмушки.

           Обучаться далеко от дома по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Ехать в час-пик несколькими видами транспорта нелегко и взрослому, что же говорить о ребёнке, жизненные силы которого и без того невелики.

           Для нашей страны инклюзивное образование во многом новая педагогическая практика, и  различные общественные и государственные органы пытаются разобраться в различных аспектах этой необычной для нашей педагогики формы работы. Как и всё новое, инклюзивное образование встречает очень разное отношение и понимание. Это касается, например, позиции некоторых родителей здоровых детей, которые далеко не всегда однозначно положительно относятся к практике совместного обучения их детей и детей с ОВЗ. Некоторые директора школ под инклюзивным образованием понимают прогулки детей, имеющих нарушения здоровья, с дрессированной собакой или катание на лошадях, или уход за кроликами (если в школе они имеются). Где-то упор делается на развивающие игры или медицинские процедуры. Наш опыт инклюзии – это опыт классно-урочной формы обучения детей с ОВЗ. Он накоплен в рамках обычной государственной общеобразовательной школы. Наш опыт обобщён в наших документах, отчётах, публикациях и может быть воспроизведён в любом образовательном учреждении, если оно решит сделать инклюзивное образование частью своей педагогической практики.

 

^ 2.     Отношение родителей и органов управления образованием к инклюзии.

          Принимая во внимание социальный запрос родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, на обучение их детей в общеобразовательной школе, находящейся в непосредственной близости от дома, ГОУ СОШ №1961 под руководством директора Киося А.Н. по инициативе и при помощи Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» в 2005 г. начала работу по созданию модели инклюзивного образования в общеобразовательной школе. В 2007 Юго-Западным окружным управлением образования г. Москвы на базе школы была открыта экспериментальная площадка по данной теме. 

 

^ 3.     Создание доступной среды для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Кто и как создавал доступную среду в ГОУ СОШ №1961.

          Для того, чтобы принять в нашу школу детей со сложными проблемами здоровья необходимо было сформировать в школе новую   материальную и духовную образовательную среду, в которой дети с проблемами здоровья могли бы чувствовать себя комфортно.   Школьное здание стало более доступным для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата благодаря установке за счёт бюджетных средств, выделенных управлением образования ЮЗАО, лифтового подъёмника. За счёт привлечённых средств благотворительных организаций был переоборудован  с использованием дополнительного оборудования и инвентаря туалет, сделан переносной пандус для въезда в здание детей-колясочников. При поддержке благотворительной организации «Камминз» был оснащён ресурсный центр, где дети могут учиться и отдыхать. Местное отделение партии «Единая Россия» района «Южное Бутово» приобрело для школы комплект технических средств для оборудования рабочего места психолога.

            Скажем честно, далеко не все педагоги школы оказались готовы принять саму идею инклюзивного образования, и поэтому в этом направлении проводилась и проводится сейчас планомерная целенаправленная работа, а именно: Российский Университет Дружбы народов оказал помощь в подготовке педагогического коллектива школы к работе со сложными детьми; для учеников и учителей школы сотрудники РООИ «Перспектива», проводили «Уроки доброты», целью которых было преодоление непонимания и предрассудков в отношении людей со сложными проблемами здоровья. Люди с инвалидностью, проводившие эти занятия, на своём примере показывали, как они могут адаптироваться в обществе и реализовывать свои возможности.   РООИ «Перспектива» организовала поездки сотрудников школы в Армению, Германию, Великобританию для изучения имеющегося там опыта инклюзивного образования. Постоянно проводятся семинары, встречи с иностранными специалистами, которые на сегодняшний день имеют большой опыт в области инклюзивного образования. В 2008-2009  учебном году в школе проводились семинары с участием Гэри Банча профессора Йоркского университета г. Торонто (Канада) и Джун Даунинг почётного профессора Калифорнийского университета (США). Таким образом, планомерная работа с учительским коллективом позволила создать в нём пока ещё небольшую группу учителей, готовых взять на себя ответственность за реализацию идеи инклюзивного образования в нашей школе. С ученическим коллективом школы особых проблем не было выявлено.

 

^ 4.     Начальный этап работы экспериментальной площадки в ГОУ СОШ №1961 – создание инклюзивных классов.

           Подготовленный ученический коллектив без проблем принял детей с нарушениями здоровья, но, тем не менее,  учащимся старших классов, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, оказалось слишком сложно переступить порог класса не столько в силу препятствий пространства, сколько в силу собственной психологической неготовности после длительной изоляции в домашних условиях к обучению в среде здоровых сверстников. Это означало, что начинать инклюзию необходимо именно с младших классов школы, а ещё лучше с дошкольной подготовки в группе «Родничок» для того чтобы дети с проблемами здоровья более успешно могли адаптироваться к процессу обучения в школе.

            В 2007 году мы открыли инклюзивный 1 «А» класс, в который были включены 4 ученика с особыми потребностями в обучении. Этим детям на уроке нужна дополнительная помощь, которую оказывает им педагог сопровождения или тьютор.

           Педагогическое сопровождение также относительно новая для нашей школы педагогическая практика. Традиционно считалось, что ребёнок, поступивший в школу самостоятельно должен справляться со всеми задачами учебной и внеурочной деятельности. Эпизодически дополнительную помощь могли оказать ученику специалисты – логопед, дефектолог, психолог. Такие занятия проводятся индивидуально или в группе по определённому расписанию. Однако ученику с проблемами здоровья необходимо постоянное ежедневное сопровождение. В нашей школе сложилась модель двухуровневого сопровождения в зависимости от потребностей ученика. Первый уровень – сопровождение ученика тьютером.   Главная задача тьютора  в нашей модели инклюзивного образования – оказывать ребёнку физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в школьном здании. Оказалось также, что очень важен эмоциональный контакт тьютера с его подопечным, ведь ему приходится выполнять не только  механическую, но и  педагогическую воспитательную работу. Своим примером  здравый взрослый показывает окружающим детям то, как следует относиться к ребёнку с проблемами физического здоровья, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать. Работу тьютера может выполнять подготоленный социальный педагог или воспитатель, родитель. Мы надеемся, что в  старших классах роль тьютера смогут выполнять подготовленные одноклассники ребёнка с ОВЗ, но на данном этапе обязательно нужен взрослый.

             Некоторым детям с особенностями развития недостаточно только физического сопровождения, специфика их нарушений требует, чтобы сопровождающий обладал методиками специальной коррекционной педагогики. Отсюда вырисовывается второй уровень сопровождения  ребёнка с ОВЗ – это постоянное педагогическое сопровождение ученика  специалистом. Например, ребёнку с нарушением слуха необходим сурдопедагог, ребёнку с нарушением зрения – тифлопедагог. Только при таком сопровождении возможно обучение ребёнка с нарушениями здоровья в общеобразовательном классе. В этом случае педагогом сопровождения может быть дефектолог, учитель, прошедший переподготовку или даже родитель, получивший специальное образование. Так в 2009-10 учебном году в школу в 1в коррекционный класс был принят незрячий ученик Смышляев Нестор 2001 г.р..   Мама Нестора Смышляева Анита   ко времени поступления ребёнка в школу получила специальное образование тифлопедагога. Она считала, что при сохранном интеллекте её ребёнок с такой особенностью развития сможет обучаться в общеобразовательной школе. Родители Смышляева Н. осознанно сделали выбор в пользу общеобразовательной школы после изучения системы и возможностей образования незрячих детей в специальной школе III вида.  Смышляева  А. была принята на работу в школу для осуществления специального педагогического сопровождения ученика 1 «В» класса Сышляева Нестора. В настоящее время ребёнок обучается в школе, успешно усваивает учебный материал, полностью адаптирован в классном коллективе. Нами рассматриваются и другие возможности привлечения здравых родителей к тьюторству либо к педагогическому сопровождению.

            Присутствие в классе ребёнка со специфическими нарушениями требует и от учителя данного класса постоянного обучения и овладения методиками разноуровневого, дифференцированного обучения, работы в тесном взаимодействии с педагогом сопровождения, чтобы получить высший результат обученности ребёнка ребёнка.

           В 2008 г. инклюзивный класс продолжил свою работу, учащиеся успешно перешли во 2-ой класс, сейчас это 3-ий класс. Во 2 «А» классе   также обучаются ещё 3 ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  В 3-х первых классах обучается по одному ребёнку с нарушением слуха и с нарушением зрения, два ученика имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Результатом обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе стало то, что все они успешно осваивают программу общеобразовательной школы, полностью адаптированы в ученическом коллективе, имеют друзей, одноклассники оказывают им посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности.

             Наш опыт показывает, что дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке могут активно участвовать не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, в праздниках и концертах, могут петь, читать стихи, исполнять роли, участвовать в играх и конкурсах. Большую помощь школе также оказывают хорошо организованные родители детей с проблемами здоровья.

 

^ 5.     Развитие эксперимента – создание классов «Особый ребёнок»

          В рамках эксперимента  в 2006 г. в нашу школу пришли дети со сложными нарушениями психофизического здоровья (синдром Дауна, ранний детский аутизм (РДА), задержка психического развития). Мы считали, что эти дети также имеют право на обучение. Они нуждаются в развитии коммуникативных способностей, в воспитании в речевой среде, в коррекционной психолого-педагогической помощи. Главное, что может и должна дать школа этим детям – позитивную социализацию в обществе через процесс обучения и общения с другими детьми. Дети с проблемами психофизического здоровья обучаются в классах «Особый ребёнок», где с ними занимаются квалифицированные педагоги и психологи. 

          В классах «Особый ребёнок»  как учителем, так и педагогом сопровождения может работать только педагог, имеющий специальное образование или переподготовку. Роль педагога сопровождения здесь особенно велика, поскольку он фактически также выполняет функции учителя в процессе индивидуальной работы с ребёнком. В процессе урока индивидуальной работе с учеником отводится главная роль, поскольку ребёнок с тяжёлыми нарушениями с большим трудом может организовать свою учебную деятельность самостоятельно. Здесь ему необходима постоянная помощь и внимание учителя. Особую роль в таком классе играют и учебные пособия. Их роль состоит в том, что с их помощью учитель ориентирует ребёнка на то или иное действие на уроке,   например, достать тетрадь, сделать динамическую паузу, разминку и др. Карточки, обозначающие действия ученика в данный момент урока, крепятся на магнитной доске. Кроме того, с помощью карточек букв или цифр ученик может составить слово, пример, показать решение задачи. Ребёнок с трудом владеющий речью или не говорящий совсем может показать уровень овладения грамотой, правильно вставив букву в нужное слово. Дети учатся правильно соотносить предмет с группой предметов, делать выбор нужного объекта из ряда подобных, до некоторой степени обобщать.

            Результатом работы классов «Особый ребёнок» стало то, что за год обучения в 1 классе у учеников нынешнего 2 «В» класса были сформированы общеучебные навыки. Они могут заниматься подряд 4 урока, на уроке соблюдают правила поведения на уроке, поднимают руку, выходят к доске, выполняют задания у доски и в тетради, выполняют домашние задания.   Дети с синдромом раннего детского аутизма успешно осваивают программу специальной коррекционной школы VIII вида. В этом учебном году педагоги класса увидели возможность организовать занятия с учащимися по учебным пособиям для общеобразовательной школы соответствующего класса.

           У детей формируются социальные навыки, они учатся самостоятельно одеваться, посещают школьную столовую во время перемены, самостоятельно кушают, ведут себя адекватно в школьном коллективе. Ученики нынешнего 3 «В» класса к концу первого года обучения знали буквы и цифры, имели начальные навыки письма, имели представление о школе, об окружающем мире. К концу второго года обучения ученики класса научились читать слоги, слова по слогам, писать слова и словосочетания печатными буквами. Дети с синдромом Дауна решают простые задачи в пределах 20, различают геометрические фигуры на плоскости и объёмные фигуры (цилиндр, конус, куб). В процессе занятий продолжается формирование речевых навыков, дети могут отвечать на вопрос учителя простыми предложениями, комментировать свою работу, у них увеличился словарный запас, понимая смысл нового слова, дети начинают употреблять его в своей речи. У детей развивается мелкая моторика, они аккуратнее выполняют работу по раскрашиванию рисунков, видят ограничительный контур, самостоятельно и адекватно подбирают цвета для рисунка.

 

^ 6.     Социализация детей с ОВЗ.

          Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах. В 2006 г. учащимися нашей школы был сделан проект «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делали фотографии друг друга, своих друзей, школы, города. Их работы составили большую фотовыставку, которая экспонировалась в мэрии Москвы, в посольства США, а сейчас находится в нашей школе. В течение трёх лет на базе нашей школы №1961  проходит турнир по настольному хоккею «Крепкий орешек», организатором которого является муниципалитет района Южное Бутово совместно с общественными благотворительными организациями. Ученики школы активно принимают участие в турнире.  В ноябре 2008 г. учащиеся с ОВЗ участвовали  в интеллектуальной Интернет-викторине «Эрудит», которую проводил Центр дополнительного образования «Дистантное обучение». Галерея «Листок» в мае 2009 г. проводила выставку работ одарённых детей и молодёжи с ограниченными физическими возможностями «Мечты сбываются…». В этой выставке принимали участие работы учащихся инклюзивных классов и классов «Особый ребёнок». Участники выставки были награждены дипломами и подарками. 

 

 

^ 7.     Необходимость дальнейших шагов по развитию инклюзивного образования.

          Мы уже отмечали выше, что существует и другое  понимание инклюзивного образования: занятия со специально обученными собаками, уход за лошадьми и т. д.   Понятно, что не все школы готовы сейчас проводить учебные занятия для детей с проблемами здоровья. Однако, важно, чтобы администрация и учителя школ нашего округа осознали необходимость начала такой работы.  И в тех школах, где есть понимание нужности и важности инклюзивного образования, эта работа началась бы. Конечно, вопрос об инклюзии ребёнка в каждом конкретном случае решается исходя из желания родителей, индивидуальных особенностей ребёнка и возможностей школы включить его в учебный процесс, но главное о чём нужно помнить – это то, что ребёнок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей, педагогов и специалистов. 

            В период нынешнего экономического кризиса первыми его ощущают те, кто слабее, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители. Поэтому именно сегодня им больше всего необходима забота и поддержка государства и общества, и одним из видов помощи может стать полная, а не декларативная реализация идеи инклюзивного образования. Положительный опыт нашей  обычной общеобразовательной школы по организации инклюзивного образования детей с проблемами здоровья показывает, что данная задача выполнима.  Однако отсутствие необходимой нормтивно-правовой базы серьёзно тормозит эту работу, мы как бы в подполье. Необходимо скорейшая разработка и принятие на региональном и федеральном уровне   типовых положений об инклюзивной школе, инклюзивном классе, классе «Особый ребёнок» хотя бы по аналогии с существующими документами для дошкольных образовательных учреждений. Инклюзивной школе необходимо особое штатное расписание, в котором бы были заложены ставки тьютеров, педагогов сопровождения, а   кроме соответствующих педагогических ставок были бы ставки техника по обслуживанию специального оборудования, шофёра, механика по обслуживанию автотранспорта, выделенного Департаментом образования в 2009 г., обеспечение этого автотранспорта расходными материалами. На основании Положения об инклюзивной школе, инклюзивному классу необходимо дополнительное финансирование, позволяющее привлекать к работе наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их дополнительное обучение и расширение должностных обязанностей.

         Соответствующим Положением должно определяться также то, какой документ получат ученики инклюзивных классов, имеющие нарушения здоровья по окончании школы. Особенно это касается учащихся классов «Особый ребёнок». Понятно, что это не может быть аттестат общеобразовательной школы с соответствующим выставлением оценок. Это должен быть другой документ, который отражал бы  определенную учебную успешность учащихся этого класса.

         Современная школа должна максимально использовать и технические достижения для обучения детей с ОВЗ, например, специальные программы, позволяющие детям с ОВЗ использовать информационно-коммуникационные технологии и возможности Интернет-пространства.

         Очень важной остаётся задача выстраивания вертикали инклюзивного образования, начиная с ДОУ  и заканчивая  колледжем или ВУЗом. При этом необходимо также  развивать сеть профессиональных школ и трудовых центров, где бы ученики с ОВЗ по достижении определённого возраста могли бы реализовать знания и навыки, полученные ими при обучении в школе, в своей профессиональной деятельности. При этом они могли бы, выполняя посильную и полезную обществу работу, хотя бы частично себя обеспечивать и не быть иждивенцами у государства.  Такой опыт имеется, например, в Германии.  Отсутствие этой чёткой просматриваемой перспективы часто не позволяет  школе внедрять и развивать инклюзивное образование. А родителям ребёнка с ОВЗ принять правильные решения, касающиеся образования их  детей, поскольку они могут иметь либо завышенные ожидания эффективности поучаемого образования, либо вообще не видеть смысла в обучении ребёнка.

           Хочется отметить также, что инклюзивное образование важно не только само по себе. Возможности и методики инклюзивного образования могут работать на всех детей.Образовательная среда инклюзивной школы должна формировать у всех детей убеждённость в ценности образования для достижения жизненного успеха, толерантное отношение к людям в чём-то отличающихся от большинства, умение сопереживать и помогать тому, кто рядом, кто этом нуждается, проявлять лучшие свои человеческие качеств в конкретной повседневной практической деятельности.   

 

  Ноябрь 2009 г.             

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы iconПрограмма курса экологического воспитания школьников начальной школы...
Гоу сош с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров»№368 г. Москвы

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы icon№1200 воуо г. Москвы
Председатель методобъединения учителей иностранных языков гоу сош №1200 г. Москвы

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы iconИз опыта работы заведующей мбдоу №32 «Сказка» Зиганшиной О. Н
С этой токи зрения успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы iconПервоклассники на уроке информационных технологий: из опыта работы гоу нош №1701 г. Москвы
Начальная школа №1701 Зеленоградского учебного округа Г. Москвы с 2000 года работает в составе Городской экспериментальной площадки...

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы iconПубличный доклад гоу сош №1224
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1224 с углубленным изучением английского языка Северного...

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени ноо

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы iconКалендарный план работы гоу сош №629 на февраль 2011 года №
Индивидуальные консультации для ответственных от учреждений образования за посещение учащимися объектов культуры города Москвы и...

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы icon«Спектакль – сказка «Лесная аптека» для учащихся начальной школы»
Г. Д. Шилкина, учитель начальных классов высшей категории гоу сош №1914 г. Москвы

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы icon«Спектакль – сказка «Лесная аптека» для учащихся начальной школы»
Г. Д. Шилкина, учитель начальных классов высшей категории гоу сош №1914 г. Москвы

Из опыта организации инклюзивного образования гоу сош №1961 г. Москвы icon«Спектакль – сказка «Лесная аптека» для учащихся начальной школы»
Г. Д. Шилкина, учитель начальных классов высшей категории гоу сош №1914 г. Москвы



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск