Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”?






Скачать 305.13 Kb.
НазваниеЧто попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”?
страница1/4
Дата публикации19.04.2014
Размер305.13 Kb.
ТипВопрос
top-bal.ru > Право > Вопрос
  1   2   3   4

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Жестокое обращение с детьми

 

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого обращения с детьми их родителями? Какие действия учителя можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть? 

Cамым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

  Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. Это словосочетание впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не расшифровывалось.

Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

  ^ Формы жестокого обращения

  Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

 Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

 Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

 Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

 

^ Признаки жестокого обращения с детьми

  Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);

  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

  По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

  Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

 

  ^ Ответственность за жестокое обращение с детьми

 Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

 Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

 

    1. ^ Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.

Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

  1. ^ Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.

Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

  1. ^ Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.

Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

  1. ^ Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».

Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привелегию).

  1. ^ Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо.

Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

  1. ^ Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.

Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

  1. ^ Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.

Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

  1. ^ Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.

Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

8.Физическое насилие в любом виде пугает

Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

    1. ^ Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти

кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?

Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

10. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное

поведение «на людях».

К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.

Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах - анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

Почему дети кусаются?

Иногда дети напоминают необузданных диких зверят, которые больно кусают родителей, сверстников и знакомых. Покусанные мамы и папы недоумевают. Почему их малыши, которых они так любят, некрасиво себя ведут. Неужели всему виной погрешности воспитания?

Дети начинают кусаться еще в младенческом возрасте. Так они поступают не только когда режутся зубки, но и когда хотят показать свою радость. Малыши начинают пробовать различные предметы, удовлетворяя познавательное любопытство. Обидно то, что с «прорезывателей» и игрушек карапузы переходят на родителей. Некоторые дети быстро отучаются от вредной привычки, когда кусают папу или маму и видят искаженное от боли лицо родителя. Для многих малышей это настоящее потрясение.

Опасаясь за свои игрушки, малыш кусает детей, которые хотят поиграть его машинками или куклами. Ребенок с помощью укусов выражает усталость и снимает накопившееся напряжение. Часто дети пускают в ход зубы, потому что не чувствуют защиты со стороны мамы и папы. Иногда вредная привычка является ни чем иным, как средством манипуляции родителями в целях получить какую – то игрушку или сладости.

Обычно дети кусаются максимум до года. Их привычка не носит агрессивного характера. Если же ребенок продолжает пробовать окружающих на зуб в 2, а то и в 4 года, то стоит бить тревогу. Поведение малыша красноречиво говорит о недостатке внимания со стороны родителей, о страхах, которые в нем присутствуют. Если ребенок кусается, то на это надо отреагировать должным образом. Будет неправильно шлепать малыша или кричать на раздраженного карапуза. Психологи советуют не стыдить ребенка и не заставлять его просить прощение. Лучше всего строго объяснить, почему нельзя кусаться. Так же можно сделать акцент, что Тане, которую ребенок обидел поступком очень больно, она плачет. Хорошее воздействие будет оказано на «кусаку» если мама попросит его подойти и пожалеть укушенного родителя или другого ребенка.

Любящим мамам и папам следует определить, в каких случаях малыш кусается, и какие чувства им движут. Бывают ситуации, когда между родителями очень плохие отношения. Ребенок кусает маму, чтобы папа пожалел ее или же наоборот. Таким образом, малыш хочет вернуть семье ласку и доброту по отношению друг к другу. Конечно, это происходит на подсознательном уровне, поэтому порой трудно понять, чем ведом ребенок, когда кусается.

^ Почему кусание может перерасти в привычную форму реагирования у ребенка после 3 лет? 

1 причина: Родители используют множество запретов или физически наказывают ребенка. С помощью кусания ребенок выражает протест против множества родительских запретов, выказывая таким образом свой гнев. Механизм запретов работает только тогда, когда родители предоставляют альтернативу. Например: «Нельзя рисовать на стене, но можно вот на этом куске ватмана». Нужно соблюдать равновесие между «можно» и «нельзя».
Физические наказания в ответ на кусание не только не решают проблему, а вызывают еще большую агрессию у малыша.

2 причина: При недостатке внимания малыш кусанием хочет привлечь взрослых к своим самым простым потребностям, которых они, возможно, не замечают.

При избыточном внимании со стороны родителей или одного из них, ребенок может проявлять агрессию по отношению к тем людям, которые, по его мнению, отнимают его «законную собственность» – маму.

3 причинаЗакрепление и проигрывание ребенком тех моделей поведения, которые он видит в семье или в группе. Если в семье взрослые часто выясняют отношения с позиции силы, с помощью криков, то и ребенок усваивает этот способ решения конфликтов и выброса накопившейся злости, гнева, всего того негатива, который ему демонстрируют взрослые. По исследованиям психологов, агрессивное поведение детей возрастает в несколько раз, если выяснение отношений между взрослыми достаточно часто является фоном во время игры.

4 причина: Неспособность ребенка в силу возрастных особенностей выплеснуть негативные эмоции в социально приемлемой форме (то есть без причинения ущерба окружающим)
Существующие специальные упражнения, способы помогут выплеснуть гнев и снять эмоциональное напряжение.

Когда вы играете с ребенком, ни в коем случае не покусывайте его! Для вас это шутка, а малыш может принять такое поведение как руководство к действию.

Аутоагрессия


Иногда ребенок оставляет глубокие следы от укусов на собственных руках или ногах. Для грудных детей это скорее реакция на боль, дискомфорт, который родители вовремя не замечают. Для детей постарше подобные укусы – это агрессия против самого себя, желание наказать себя раньше, чем это сделают родителей. Этот прием позволяет отвлечь родителей от совершенного ребенком проступка: они будут беспокоиться из-за его действий, а наказание пройдет стороной. Также это может быть признаком желания саморазрушения. За этим лежат возможные переживания ребенка о ненужности, отверженности его личности в семье.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconЧто попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”?
Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого...

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconЖестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые...

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconЖестокое обращение с детьми — порочный круг насилия
Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями....

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconУрок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение»
Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением;...

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconКонспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"
Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих...

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconЗадачи: Профилактика и предупреждение жестокости и насилия в семье...
РБ. Жестокое обращение наносит вред физическому, психическому здоровью детей и имеет тяжёлые социальные последствия, главное из которых...

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconТема: «Обращение»
Цель: формирование у учащихся сущности понятия «обращение», его значения, видов, функции

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconВперв понятие «культура» встреч в «Тускуланских бе­седах» римск полит...
И хотя понятие К. может противо­пост природе, но в еще больш степени связано с ним, дополн его. Формиров челов, становл его как челов,...

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconУ автора детских сказок В. Сутеева есть произведение под названием:...
Вместо пользы виден отрицательный результат происходящего: главный герой заболевает желтухой (все замечают это, когда кожа его становится...

Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? iconПонятие предпринимательства
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск