Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур?






Скачать 85.03 Kb.
НазваниеКакова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур?
Дата публикации22.04.2014
Размер85.03 Kb.
ТипВопрос
top-bal.ru > Право > Вопрос
Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? Для начала рассмотрим наглядно, каким образом развитие мелкой моторики ребенка влияет на его речь?




Рассмотрим Карту речевых зон У. Пенфилда. Цветом показаны речевые зоны Цифрой 1 обозначена область двигательных проекций,

цифрой 2 - область чувствительных проекций
Бросается в глаза, что речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью.

Рассмотрим образно проекции двигательных областей в мозгу.

Человечек Пенфилда.



Можно заметить, что его пропорции соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорит о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большее влияние на развитие активной речи ребенка.

Возникает также вопрос: Может быть, развитие речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?

Исходя из этого предположения, были проведены следующие наблюдения. Было отобрано 19 здоровых, но неговорящих детей в возрасте 1 года 1 месяца - 1 года 3 месяцев. Детям 1-й группы была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Остальные (2-я группа) - период бодрствования проводили в манеже, где их движения были ограничены: куда бы ребенок ни пополз (или пошел), он натыкался на барьер или на других детей. В обеих группах ежедневно с каждым ребенком проводились двухминутные занятия по развитию речи, Когда сравнивались результаты, полученные в обеих группах, было видно, что возможность свободного передвижения, которую имели дети 1-й группы, несколько облегчила возникновение звукоподражания. Однако успех был меньше, чем ожидался.

Второй эксперимент. Было взято три группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев: в каждой группе занятия велись по своему плану.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Ежедневные занятия по развитию речи - 2,5 минуты

Никаких дополнительных занятий

Ежедневно 20 минут свободного передвижения по полу

Ежедневно 20 минут тренировки пальцев в играх (нанизывание пуговиц на проволоку, складывание пирамид и т.д.)






Вероятно, вы уже догадались, какие результаты были получены? Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше (в 7 раз быстрее, чем в 1-й группе), но оно оказалось и более совершенным.

Интересно, что через несколько дней у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне занятий: например, ребенок брал куклу и трогал ее нос, глаза, поднимал со стола крошку хлеба, вертел ее и т. п.

Известно и то, что в последние 5–10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему?

1. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. 2. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). 3. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Когда мы сопоставляем все эти факты, то, естественно, приходим к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

1. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

2. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются; его речь делается более выразительной.

3. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития.
^

Этапы разучивания игр:


 Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

  1. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

  2. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

  3. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

  4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:


  1. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение.

  2. Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

  3. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

  4. Используйте максимально выразительную мимику.

  5. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

  6. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

  7. Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Игры станут особенно интересны, если  для его пальчиков ребенка свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др. Можно предложить вязаных персонажей, картонных человечков с дырочками для пальцев.

Какая же связь между словарем и сердцем? Оказывается, самая прямая. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т. е. выплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен.
(Представьте, если бы мы выплескивали свои эмоции на окружающих. Да ни друзей, ни семей бы не сохранить.) Эмоция требует «переработки». Один из механизмов такой переработки — словесное оформление, т. е. анализ эмоций с помощью слов, понятий. Основы эмоционального словаря закладываются в раннем детстве.

А если слов нет?

Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, нервов, сосудов, гипертонией и т. д. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах — болезнь,

И поэтому мы учим малыша

-сначала всматриваться, вслушиваться,

- учим быть внимательными к своим ощущениям,

-тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы,

- а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей.

Что же мы включаем в понятие «овладение языком чувств»?

  1. Во-первых, это овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность «прояснить», определить желания, цели, ощущения и самоощущение.

  2. Во-вторых, это овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты.

  3. В-третьих, это освоение большого пласта «волшебных слов», т. е. слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.

  4. В-четвертых, это умение делать комплименты, т. е. составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов: не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы.

  5. В-пятых, это умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словами, а также читать «язык тела».

Основы овладения эмоциональным словарем, отмечают психологи, закладываются в раннем детстве, в 2—3 года. Но наблюдательность за эмоциональной жизнью тоже, поразительна. Когда же ребенку не хватает слов, он создает свои, «авторские».

Вот примеры, как собранные из психологического словаря детей:

—— Я не тебе плачу, а маме!
— Я ушиблась, упала сегодня! — Плакала? — Нет! Никто же бы не услышал.
— Когда конфету держишь во рту — она вкусная, а когда в руке — невкусная.

— Безумительно люблю кисанек.
— Мама сердится, но быстро удобряется.
— Не хмурь лицо! Убери грозительный палец!

Эмоциональные состояния «одномоментные» могут словесно определяться так: «больнуло», «заплохело», «тошнуло разок».

Итак, речь, речевое поведение усваиваются подражанием,

Чтобы разобраться в себе, в своих чувствах, человек должен уметь переводить эмоции в словесный план. Как-то само собой получилось так, что мы, взрослые, очень категорично и двухмерно все оцениваем: «хорошо — плохо», «нормально — ненормально», «черное — белое», «уважаю — не уважаю», «люблю — не люблю». И это перенимают дети.

Слишком рано пытаемся внушать малышам нравственные нормы, забывая, что в 2—3 года ребенок не дорос до абстрактных понятий, он ориентируется через ощущения: приятно — неприятно, нравится — не нравится. «Хорошо» и «плохо» для него может означать «вкусно — невкусно».

Но ведь ребенку необходимо разобраться в своем состоянии, в своих эмоциях, особенно если он находится в группе сверстников, в детском саду, где неизбежны столкновения интересов. К сожалению, «столкновения интересов» разрешаются прозвищами, жалобами. А взрослый вместо того, чтобы помочь малышам «прояснить чувство», добавляет негативное, «навешивает ярлыки»: «Ах ты драчун! Как тебе не стыдно», а обиженного утешает: «Мы его наказали. Ты не плачь. Плакать стыдно».Таким образом, наложен запрет на переживания. А ведь так необходимо «оречевление» переживаний.

И еще. Не следует оценивать взрослыми мерками детский проступок. Мы же воспитатели, профессионалы и знаем, что ребенок еще не в состоянии полностью управлять своим поведением. Когда ребенок совершил проступок, то и осуждать будем проступок, а не личность. Каждый ребенок хочет быть хорошим, любимым, поэтому не устраиваем судилища, не чувствуем себя победителями, а переживаем, искренне расстраиваемся вместе с ребенком, огорчаемся — учимся трудному искусству прощать; прощать и забывать, не «тыкая» потом. Не боремся с недостатками, а помогаем их перерасти. Вот здесь и будет создаваться свой язык чувств, эмоций.

Очень важно то, что формирование языка чувств может начаться только тогда, когда будет реализовано право ребенка на то, чтобы его выслушали? Каждый имеет право быть выслушанным — должно стать законом нашей жизни. И поэтому воспитатель не станет отмахиваться от малыша, ссылаясь на то, что есть более важные дела. Ребенок прекрасно понимает, «считывает» с лица, с позы, жестов и наше настроение, и состояние, и отношение к нему. (Посоветуйте и родителям дома тоже беседовать не только о том, что было в детском саду, что ел, как спал, во что играл, но и о том, что ребенка радовало, что удивляло, огорчало, что рассмешило, что испугало, т. е. чем жила его Душа.)

Предлагаем некоторые упражнения из практики для расширения «эмоционального» словарного запаса

  1. Рассматриваем картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем какое настроение этого человека, предполагаем, почему оно такое.

  2. Подбираем слова, подходящие к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

  3. Подбираем слово к картинке с печальным сюжетом.

  4. Обыгрываем сюжеты сказок в кукольном театре, обращая внимание на настроение и чувства персонажей.

  5. Предлагаем ребенку отыскать картинку-пиктограмму подходящую для героя сказки.

  6. Придумываем игры с подражанием мимики взрослого. Показывая эмоции и обязательно проговариваем их название.

  7. Обращаемся к играм на ковролине.

  8. Читаем стишки. Особенно уделяя внимание тем строчкам, где характеризуются какой- либо персонаж, его настроение, внутреннее состояние. Дети запоминают их мгновенно и часто очень к месту используют.

Например из стихов В. Лисичкина:

Что такое нетерпенье?
Для примера скажем так:
В доме варится варенье
И не сварится никак.

Или из Эммы Мошковской:

Встало солнце кислое,
Смотрит — небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло...
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье,
Потому что кислое
Было настроенье.

«Земляничное варенье поднимает настроенье».

Пополняется словарный запас этого «фонда» через пример взрослых, или, как сейчас принято говорить, через усвоение моделей поведения. Если в речи взрослых изобилие «будь добр, разреши, извини, прости, я не хотела» и т. п„ то и без всякого специального тренинга- научения дети эти слова переймут, позаимствуют. Так что начнем с себя. И помним, что единственная, самая глобальная цель, к которой мы стремимся, это счастливый малыш!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconЭкономический рост. Измерение и факторы. Какова взаимосвязь инвестиций и экономического роста?
Решить задачу: На основе нижеприведенных данных определите валовой внутренний продукт, чистый продукт, национальный доход

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconФормирование положительной «Я – концепции» через творческую и проектную деятельность
Здоровье – сложное многомерное явление современного мира, исследуемое с позиции разных наук. Как педагогический феномен он отражает...

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconЭкономический рост. Измерение и факторы. Какова взаимосвязь инвестиций и экономического роста?
Решить задачу: На основе нижеприведенных данных определите валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный...

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconВыявления ре чевых недостатков
Принципиальное значение имеет применение системного подхода к анализу речевых нарушений, что предполагает выяснение не только того,...

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconДорогие ребята! Хочу поздравить вас с наступающим днем Святого Валентина...
Какой город, на ваш взгляд, более романтичный? И что вам ближе: идеальная, на первый взгляд, заграница или родная Родина (извините...

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconРабота с эпиграфами Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?
А какова главная ценность? ( Главная ценность, несомненно, сама жизнь. Стихотворение Э. Асадова)

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconСпастись ещё возможно
Иларием. И самое главное — его ожидает чудесное духовное преображение под воздействием всех этих невероятных на первый взгляд событий,...

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconНиколай Михайлович Амосов Мое мировоззрение.
Какова судьба человечества? Существует ли «стрела прогресса» в эволюции мира? Какое счастье возможно для человека и общества, что...

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconПодробная, пошаговая инструкция по удалению баннера блокирующего...
Вот его скрин: Причем файл hosts на первый взгляд чистый! И даже его редактирование не помогает ни в какую

Какова взаимосвязь таких на первый взгляд разных структур? iconКирилл Михайлович Взаимодействие государственных и предпринимательских...
Имере формирования такого узла в Домодедовском городском округе Московской области дается оценка возможностей реализации градостроительных...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск