Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России»






Скачать 245.15 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности «Я гражданин России»
Дата публикации05.05.2014
Размер245.15 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Право > Программа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бекетовская основная общеобразовательная школа»

Программа

внеурочной деятельности

«Я гражданин России»
2 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа «Я – гражданин России» для 2 класса разработана на основе программы курса «Я – гражданин России» автор С.В.Сабина - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы и концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся 7-8 лет.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

^ Цели программы:

- воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;

- воспитание и развитие патриотических чувств;

- формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».

- развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.

Задачи:

- знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;

- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

- формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;

- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.

^ Программа рассчитана на 34 часа

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 1
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
^ Предполагаемый результат деятельности:

- знание истории своего края, убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

- высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

- сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

  • историко-культурное, духовное наследие своей страны,

  • нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,

  • основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.


Должны уметь:

        • применять полученные знания на практике;

        • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

        • формировать собственную позицию;

        • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Требования к подготовке обучающихся:

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

^ Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

^ Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Методы и приемы:

  • диалоги; элементы дискуссий

  • игры-практикумы;

  • проблемные ситуации;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • конкурсы, викторины;

  • беседы.


Формы проведения

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

  • экскурсия, поход

  • практическое занятие, викторина

  • встречи с участниками исторических событий


Программа “Я – гражданин России” включает 2 направления: «Азбука нравственности» и «Азбука гражданина», связанных между.

Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражена также и внеклассная работа: проведение классных часов, праздников, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.

2 класс.




^ Название темы

Кол-во

часов

Содержание

1.

Здравствуй, школа!

1 ч.

Устав школы.

Правила поведения в школе.

2.

Из истории государства российского

1ч.

Урок Российской истории

3 - 4

Символы государства.


2ч.

Государственная символика России.

Неофициальные символы России


5.

Моя малая Родина.


1ч.

Путешествие по карте Вологодской области.

Экскурсия в школьный музей.

6.

Мой край родной



1ч.

С чего начинается Родина (Заочная экскурсия по Вожегодскому району)

7.

Наше село


1ч.

Знакомство с достопримечательностями

села. Экскурсия

8.

Широка страна моя.


1ч.

Путешествие по городам России (города Вологодской области)

9.


Широка страна моя.

1ч.

Города «золотого кольца России»

10.

Моя семья.


1ч.

Права и обязанности членов семьи.

11.

Я и семья


1ч.

Профессии моих родителей

12.

Права и обязанности ребёнка


1ч.

Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.

13.

Люблю природу русскую


1ч.

Люблю природу русскую

14.

Люблю природу русскую

1ч.

О братьях наших меньших

15.

Всякий человек в деле познаётся.

1ч.

Экскурсия в библиотеку

«Писатели – детям».

16.

Спешите делать добро

1ч.

Выявление правильных и ошибочных представлений о доброте и добрых делах.

17.

Я и коллектив.

1ч.

Я и мои друзья.

18.

Мы - жители планеты Земля.

1ч.

Как устроен мир

19.

Закон об охране окружающей среды.

1ч.

Красная книга природы

20.

Будь природе другом

1ч.

Правила поведения в природе

21.

Если хочешь быть здоров.


1ч.

Здоровье и безопасность

Опасности глазами детей


22.

Спорт и здоровье

1ч.

Путешествие в страну здоровья

Зачем человеку отдых?

23.

Спорт и здоровье



1ч.

Режим дня в жизни школьника

24.

Путешествие в страну дорожных знаков.

1ч.

Правила дорожного движения.

25.

Ты – пассажир

1ч.

Пассажирский транспорт.

Правила поведения в поезде, в автобусе, в самолете.

26.

Есть такая профессия – Родину защищать.

1ч.

День защитника Отечества.

27.

Мамин праздник.

1ч.

Международный женский день 8 марта.

28.

Мы идём в гости.

1ч.

Правила поведения в гостях.

29.

Русский народ и его истоки


1ч.

Родина в стихах русских поэтов

30.

Знаменательные даты в нашей жизни


1ч.

Праздник весны и труда



31.

Знаменательные даты в нашей жизни

1ч.


День Победы


32.

Я и семья


1ч.

История моей семьи в истории моей страны

33.

Встреча с тружениками тыла и детьми войны

1ч.

Песни и стихи военных лет



34.

Итоговое занятие.

Мой край родной



1ч.

Экскурсия по селу «Красивое село»


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература для педагога:

1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995.

2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.

3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.

5. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года №422.

6. Декларация прав человека.

7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.

8. Закон «Об образовании».

9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».

10. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

11. Конституция РФ.-М.: Известие, 2002.

12. О гражданско –правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства образования. «Вестник образования» апрель 1996.

13. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

14. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики. – Н. Новгород: Вектор ТиС , 2002.

15. Подборка журналов «Воспитание школьников».

16. Подборка газеты «Граждановедение» (еженедельное приложение «Учительская газета»)

17. Подборка журналов «Начальная школа».
Литература для учащихся:

1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1995.

2. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 3 класс. – М.: Дрофа, 2002.

3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 4 класс. – М.: Дрофа, 2002.

4. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994.

5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.

6. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.
Перечень наглядных средств обучения:

1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».

2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».

3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».

4. Буклет «Региональные символы земли Вологодской».

5. Портрет президента В.В.Путина.

6. Портрет губернатора Кувшинникова.

7. Региональные символы земли Вожегодской.

8. «Государственная символика РФ» - компакт-диск.

9. «История России ХХ век» - компакт-диск.

10. Географические карты РФ, области, города.

11. Таблицы по ПДД.

Проверочные тесты.
Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.
1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Омск; г) Новосибирск.
^ 3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мер; г) президент.
4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
^ 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….
6. Раскрась российский флаг в его цвета:


^ 7. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
^ 8. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на …..
^ 10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?
^ 12. Соедини линиями дату и название праздника:




23 февраля День согласия и примирения



1 мая День защитника Отечества



4 ноября День России



12 июня День солидарности трудящихся


^ 1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

а) президент; б) царь;

в) губернатор; г) премьер-министр.

3^ . Выбери и отметь правильный ответ:

Чем являются герб, флаг и гимн?

а) символами государства;

б) символами праздника;

в) символами власти

4. ^ Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

а) иметь права;

б) выполнять законы, иметь права;

в) выполнять законы.

5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название:
Р ___________________

Ф ___________________


Владивосток



^ 6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

а) правила, обязательные для всех жителей страны;

б) документ, защищающий права человека;

в) документ.
^ 7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:


Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.




1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.




Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.





8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..
10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….



  1. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.

Как ты поступишь в данной ситуации?
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.

1. Впиши пропущенные слова.

Главой нашего государства является __________________________,

а законы создаёт ___________________________________.
2. ^ Выбери и отметь правильные утверждения:

а) государство - это все люди,

живущие в стране;

Что такое б) государство - это механизм

государство? управления людьми,

живущими в стране;

в) государство устанавливает законы,

которые нельзя нарушать;

г) государство – это правительство,

армия, милиция, законы.

^ 3. Выбери и отметь правильный ответ:

Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
^ 4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что такое герб?

а) нагрудный знак;

б) отличительный знак города, государства;

в) эмблема;

г) рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

До какого возраста человек считается ребёнком?

а) до 14 лет; б) до 18 лет;

в) до 20 лет; г) до 25 лет.

6. ^ Выбери и отметь правильный ответ:

Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

а) если остался без семьи;

б) если проживает в семье;

в) если проживает с мамой;

г) если проживает с бабушкой.

7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:

8. Закончи предложение:

Каждый человек имеет право на …….
9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?


  1. Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

  2. Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.
12. ^ Объясни названия праздников.

Праздник

Событие, которое дало название празднику

9 Мая - День Победы
12 июня — День независимости России

12 апреля - День космонавта

^ 1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:

а) Всеобщая декларация прав человека;

б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Конституция Российской Федерации;

г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы нашей страны?

а) президент России;

б) правительство Российской Федерации;

в) государственная дума;

г) народ.
4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

а) с 14 лет; б) с 16 лет;

в) с 18 лет; г) с 20 лет.
^ 5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):


январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь


















6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….


7. Выбери и обведи флаг России:

8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:


Документ, защищающий права детей.


Конституция России

Всеобщая декларация прав человека

Основной закон государства

Устав школы

Документ, где отражены права и свободы человека.

Конвенция о правах ребёнка

Основной закон школы


9. ^ Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

а) дети имеют право на заботу и помощь;

б) каждый человек имеет гражданские и политические права и

свободы;

в) каждый человек имеет право на образование;

г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. ^ Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.

Тезаурус.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

^ Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

^ Государственная дума –так в России называют собрание избранных народом представителей , которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

^ Государственные символы- флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

^ Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.

^ Закон –обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

^ Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.

^ Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

^ Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Я гражданин России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» обучения составлена на основе авторской программы «Я – гражданин...

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности Клуб знатоков «Я-гражданин России»
В концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу...

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconПояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России»
«Завуч начальной школы» №8, 2011г и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011...

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconПрограмма внеурочной деятельности «Школьная Риторика»
России от 17. 12. 2010 №1897 "Федерельный государственный образовательный стандарт основного общего образования на основе авторской...

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconКлассный час «Я маленький гражданин России» Внеклассное мероприятие «Я гражданин России»
Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconРабочая программа Внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3классов разработана на основе примерной...

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconПрограмма внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный английский»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош с. Сотниково
Данная программа организации внеурочной деятельности школьников предназначена для реализации в 1 классе

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» iconПрограмма внеурочной деятельности рабочая программа внеурочной деятельности...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск