Скачать 245.15 Kb.
|
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бекетовская основная общеобразовательная школа» Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» 2 класс Пояснительная записка Рабочая программа «Я – гражданин России» для 2 класса разработана на основе программы курса «Я – гражданин России» автор С.В.Сабина - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы и концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 7-8 лет. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. ^ - воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию; - воспитание и развитие патриотических чувств; - формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот». - развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики. Задачи: - знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами; - сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; - сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; - формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения; - Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края. ^ Количество учебных недель – 34 Количество часов в неделю – 1 Требования к уровню подготовки обучающихся: - ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. ^ - знание истории своего края, убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества; - высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни; - сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом. По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
Должны уметь:
Требования к подготовке обучающихся: Личностные результаты: - осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; - уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. ^ - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.), - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей, - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе), - совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других). ^ - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения, - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России. - умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края; - умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны. Методы и приемы:
Формы проведения
Программа “Я – гражданин России” включает 2 направления: «Азбука нравственности» и «Азбука гражданина», связанных между. Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Окружающий мир», «Литературное чтение». Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражена также и внеклассная работа: проведение классных часов, праздников, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике. 2 класс.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература для педагога: 1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995. 2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995. 3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 4. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. 5. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года №422. 6. Декларация прав человека. 7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006. 8. Закон «Об образовании». 9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности». 10. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 11. Конституция РФ.-М.: Известие, 2002. 12. О гражданско –правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства образования. «Вестник образования» апрель 1996. 13. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 14. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики. – Н. Новгород: Вектор ТиС , 2002. 15. Подборка журналов «Воспитание школьников». 16. Подборка газеты «Граждановедение» (еженедельное приложение «Учительская газета») 17. Подборка журналов «Начальная школа». Литература для учащихся: 1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1995. 2. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 3 класс. – М.: Дрофа, 2002. 3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 4 класс. – М.: Дрофа, 2002. 4. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994. 5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995. 6. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995. Перечень наглядных средств обучения: 1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». 2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города». 3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». 4. Буклет «Региональные символы земли Вологодской». 5. Портрет президента В.В.Путина. 6. Портрет губернатора Кувшинникова. 7. Региональные символы земли Вожегодской. 8. «Государственная символика РФ» - компакт-диск. 9. «История России ХХ век» - компакт-диск. 10. Географические карты РФ, области, города. 11. Таблицы по ПДД. Проверочные тесты. Критерии оценки знаний учащихся. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 12. 10-12 баллов – курс усвоен практически полностью; 8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо; 6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно; менее 6 баллов – курс не усвоен. 1. Закончи предложение: Наша страна называется…. 2. Выбери и отметь правильный ответ: Столица России – город: а) Москва; б) Санкт- Петербург; в) Омск; г) Новосибирск. ^ Главой нашего государства является: а) король; б) губернатор; в) мер; г) президент. 4. Выбери и отметь правильный ответ: Главный закон страны называется: а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка; в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы. ^ Гимн, флаг, герб – это …. 6. Раскрась российский флаг в его цвета: ![]() ^ Документ, защищающий права ребёнка называется: а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка; в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы. ^ Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет; в) 18 лет; г) 20 лет. 9. Закончи предложение: Я имею право на ….. ^ По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации? 11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале? ^ ![]() ![]() 23 февраля День согласия и примирения ![]() ![]() 1 мая День защитника Отечества ![]() ![]() 4 ноября День России ![]() ![]() 12 июня День солидарности трудящихся ^ Как называется наша страна? а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия. 2. Выбери и отметь правильный ответ: Кто является главой нашего государства? а) президент; б) царь; в) губернатор; г) премьер-министр. 3^ т: Чем являются герб, флаг и гимн? а) символами государства; б) символами праздника; в) символами власти 4. ^ Что значит быть гражданином? а) иметь права; б) выполнять законы, иметь права; в) выполнять законы. 5 ![]() Р ___________________ Ф ___________________ Владивосток ^ Что такое законы? а) правила, обязательные для всех жителей страны; б) документ, защищающий права человека; в) документ. ^
8. Выбери и отметь правильный ответ: Какой день стал Днём победы? а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая. 9. Закончи предложение: Какие права имеет гражданин России ….. 10. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России ….
Как ты поступишь в данной ситуации? 12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки. 1. Впиши пропущенные слова. Главой нашего государства является __________________________, а законы создаёт ___________________________________. 2. ^ а) государство - это все люди, живущие в стране; Что такое б) государство - это механизм государство? управления людьми, живущими в стране; в) государство устанавливает законы, которые нельзя нарушать; г) государство – это правительство, армия, милиция, законы. ^ Как выглядит государственный флаг Российской Федерации? а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная; б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная; в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая; г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя. ^ Что такое герб? а) нагрудный знак; б) отличительный знак города, государства; в) эмблема; г) рисунок. 5. Выбери и отметь правильный ответ: До какого возраста человек считается ребёнком? а) до 14 лет; б) до 18 лет; в) до 20 лет; г) до 25 лет. 6. ^ Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке? а) если остался без семьи; б) если проживает в семье; в) если проживает с мамой; г) если проживает с бабушкой. 7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь: ![]() 8. Закончи предложение: Каждый человек имеет право на ……. 9. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России?
а) поздороваешься и сядешь на место; б) поздороваешься и извинишься за опоздание; в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место. ![]() ![]() ![]() ![]() Праздник ![]() ![]() 1 ![]() 1 ![]() ![]() ^ В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас: а) Всеобщая декларация прав человека; б) Конвенция о правах ребёнка; в) Конституция Российской Федерации; г) Устав школы. 2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб: ![]() 3. Выбери и отметь правильный ответ: Кто утверждает важные законы нашей страны? а) президент России; б) правительство Российской Федерации; в) государственная дума; г) народ. 4. Выбери и отметь правильный ответ: С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата? а) с 14 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет; г) с 20 лет. ^ . (Если сможешь, заполни все листки календаря):
6. Закончи предложение: Какие права имеет гражданин России…. 7. Выбери и обведи флаг России: ![]() 8. Соедини линиями название документа и его основное назначение: Документ, защищающий права детей. Конституция России Всеобщая декларация прав человека Основной закон государства Устав школы Документ, где отражены права и свободы человека. Конвенция о правах ребёнка Основной закон школы 9. ^ Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка? а) дети имеют право на заботу и помощь; б) каждый человек имеет гражданские и политические права и свободы; в) каждый человек имеет право на образование; г) каждый ребёнок имеет свои обязанности. 10. ^ Какие обязанности имеет гражданин России…. 11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили. Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася. 12. Если ты остался дома без взрослых: а) Никому не откроешь двери; б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел; в) Откроешь дверь только близким людям. Тезаурус. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу. ^ – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства. Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия. ^ –так в России называют собрание избранных народом представителей , которое разрабатывает и утверждает законы. Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна. ^ флаг, герб и гимн государства. Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности. ^ – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость. ^ обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством. Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности. ^ – нечто плохое, вредное, противоположное добру. Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан. Независимость – самостоятельность, свобода. Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура. Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения. Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста. Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране. ^ – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Президент - глава государства. Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является. ^ – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев). Старина - давнее, давно минувшее время. Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений. Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной. Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. ![]() |
![]() | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» обучения составлена на основе авторской программы «Я – гражданин... | ![]() | В концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу... |
![]() | «Завуч начальной школы» №8, 2011г и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011... | ![]() | России от 17. 12. 2010 №1897 "Федерельный государственный образовательный стандарт основного общего образования на основе авторской... |
![]() | Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность | ![]() | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3классов разработана на основе примерной... |
![]() | Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности... | ![]() | Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов |
![]() | Данная программа организации внеурочной деятельности школьников предназначена для реализации в 1 классе | ![]() | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |