Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас»






Скачать 282.54 Kb.
НазваниеТематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас»
страница1/2
Дата публикации10.05.2014
Размер282.54 Kb.
ТипТематическое планирование
top-bal.ru > Право > Тематическое планирование
  1   2
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВО 2-ой ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«МИР ВОКРУГ НАС»

(2 часть общеобразовательной программы,

формируемая участниками образовательного процесса)

Опыт проектирования программы «Мир вокруг нас» составлен тьюторомстажировочной площадки ИПК и ППРО ОГПУ Колисниченко Татьяной Николаевной по авторским материалам воспитателя Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения №56 г. ОрскаБатуринойНатальи Юрьевны.

^ УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Вашему вниманию предоставлен опыт наполнения содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательного процесса, обобщенный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» («Системные обновления дошкольного образования в условиях модернизации», модуль 6, темы 6.3.5, 6.3.6; «Актуальные проблемы организации деятельности методических объединений педагогов дошкольного образования в условиях модернизации муниципальных систем дошкольного образования», модуль 4, тема4.3.3).Предлагаемый для рассмотрения опыт проектирования дополнительной образовательной программы отражает системные обновления содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГТ.

Для присвоения опыта Вам необходимо ознакомиться с текстовым материалом (согласно представленному плану).

План.

  1. Особенности проектирования содержания дополнительной образовательной программы, направленной на удовлетворение потребностей и интересов детей дошкольного возраста.

  2. Структура дополнительной образовательной программы «Мир вокруг нас» (содержательное наполнение ООП ДОв части, формируемой участниками образовательного процесса)

  3. Актуальность проблемы развития предпосылок правовой компетентности старших дошкольников

  4. Формы образовательной деятельности, реализуемые в процессе развития предпосылок правовой компетентности старших дошкольников

  5. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас»

  6. Литература

Текстовые материалы опыта размещены на сайте ИПКиППРО ОГПУ: www. orenipk.ru в рубрике «Проекты», обращаться к странице проекта ФЦПРО «Модернизация муниципальной системы дошкольного образования», п.8 «Диссеминация опыта», МДОАУ №56 г. Орска, позиция «Вторая часть ООП ДО, формируемая участниками образовательного процесса».

^ Содержание дополнительной образовательной программы

  1. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «Мир вокруг нас»

^ Сущность опыта - С введением в деятельность дошкольных образовательных учреждений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655) у педагогов возникла необходимость формирования 2-ой части программы.

Вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Социально-личностное направление развитиядошкольника приобретает на современном этапе качественно новое содержание, реализуемое с учетом культурно-исторического и деятельностного подходов.

Программа «Мир вокруг нас» (2-я часть общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса) направлена на становление культурно-антропологических практик ребенка старшего дошкольного возраста (правовых и свободных; целостности личности; культурной идентификации, расширения возможностей) в процессе освоения содержания адаптированного варианта Конвенции ООН о правах ребенка.


Новизна программы «Мир вокруг нас» (далее Программа) - Создание системы развития универсальных предпосылок правовой компетентности старших дошкольников в совместной деятельности детей и педагогов (в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности); в самостоятельной деятельности детей (специально организованная предметно-развивающая среда); в совместной деятельности с семьей.Освоение правовых норм и правил в специфических для дошкольников видах деятельности (в познавательно-исследовательской, проектной и игровой деятельностях; в чтении художественной литературы; в моделировании и др.) способствует глубокому осмыслению содержания текста Конвенции, введению детей в мировую правовую практику.

Главное – Социальные проблемы в нашей стране являются следствием массового низкого уровня владения культурно-антропологическим знанием и опытом проектирования собственной деятельности. Культурно-антропологической практикой образования являются практики безопасного вхождения ребенка в мир культуры посредством интериоризации правовых и свободных практик, а также практик культурной идентификации, целостности телесно-душевно-духовной организации и возможностей ребенка (С.В. Масловская).

Доступность - Программа может быть использована при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, дополнительном образовании детей, в частных и семейных детских садах.

Результативность - Результаты освоения детьми содержания программы определяются уровнем развития интегративных качеств личности дошкольника. В системе мониторинга представлена динамика развития интегративных качеств дошкольников 5, 6 и 7 лет.

^ Основные понятия:

Социально-личностное развитие- процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей.

^ Культурно-антропологические практики – практики безопасного вхождения ребенка в мир культуры посредством интериоризации правовых, свободных практик, а также практик культурной идентификации, целостности телесно-душевно-духовной организации и возможностей человека в условиях постнеклассической реальности.

^ Правовые практики – практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

^ Практики культурной идентификации в детской деятельности - это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения им себя в мире культуры.

^ Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности – способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

^ Практики свободы – практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

^ Практики расширения возможностей ребенка – практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления деятельности.

^ Понятийный словарь для детей:

Республика – государство, верховные правители которого выбираются населением на определенный срок.

Царство (королевство) – государство, которым правит царь (король). Когда царь (король) умирает, власть переходит к его сыну.

Гражданство – принадлежность человека к какому-либо государству. Государство обязано защищать интересы своих граждан (например, полиция обеспечивает нашу безопасность), а граждане имеют свои обязанности перед государством.

Религия – вера в существование Бога. У разных народов сложились разные представления о Боге, поэтому мы различаем разные религии (христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм).

^ Исповедовать религию – открыто признавать какую-либо религию, выполнять ее требования и обряды.

Политические взгляды – представления человека о том, как должно быть устроено общество и государство.

Раса – одна из групп, на которые условно делится человечество в зависимости от внешних физических признаков. По цвету кожи мы различаем белую, черную и желтую расы.

Документ – люди вместе принимают какое-либо решение, записывают это решение на бумаге и ставят свои подписи в знак того, что никто не нарушит своего обещания.

Союзы – тесная связь, объединение людей, которые имеют общие интересы или делают одно дело, хотят добиться одной цели.

^ Всеобщая декларация прав человека – документ, одобренный на собрании представителей стран-членов Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. С тех пор этот день во всем мире отмечается как международный День защиты прав человека.

^ Международная Конвенция ООН о правах ребенка–документ, одобренный на собрании представителей стран-членов Организации Объединенных Наций (ООН) 11 ноября 1989 года.

  1. ^ Структура Программы в части, формируемой участниками образовательного процесса представлена:

  • пояснительной запиской (обоснование актуальности проблемы развития предпосылок правовой компетентности, необходимости углубления содержания направления социально-личностного развития дошкольниковв процессе освоения содержания адаптированного варианта Международная Конвенция ООН о правах ребенка; описание возрастных особенностей социально-личностного развития дошкольников вусловий реализации Программы, целеполагание, определение форм образовательной деятельности детей);

  • проектированием воспитательно-образовательного процесса (решение образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей (в процессе проведения режимных моментов и непосредственно образовательной деятельности); в самостоятельной деятельности детей (в специально организованной предметно-развивающей среде); в совместной деятельности с семьей (развитие предпосылок правовой компетентности ребенка в условиях семейного воспитания, семейные проекты); тематическое планирование образовательной деятельности по программе);

  • содержанием психолого-педагогической работы по освоению программы (содержание разделов программы, интеграция содержания образовательной области «Социализация» с другими образовательными областями);

  • планируемыми результатами освоения Программы (промежуточными и итоговыми: уровень развития интегративных качеств детей дошкольного возраста на возрастных этапах –6, 7 лет);

  • системой мониторинга (разработана на основе системы мониторинга Примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий», программы «Детский сад 2100»).

  • литературой, используемой в процессе разработки Программы.



  1. ^ Актуальность проблемы развития предпосылок правовой компетентности дошкольников. Актуальность проблемы определяется повышенным вниманием государства и общества к обеспечению максимальной защиты интересов детей через реализацию их прав и свобод. Решение этой проблемы на разных уровнях (государство, общество, образование) позволяет укрепить позиции демократии, обеспечить права и свободы человека, создать условия формирования функционально грамотной личности, подготовленной к самореализации в быстро изменяющемся мире.

Необходимость разработки Программы социально-личностного направления развития детей дошкольного возраста обусловлена потребностью каждого ребенка в исследовании различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе культуры социальных отношений и взаимодействия. Правовые нормы и положения, регулирующие отношения и взаимодействие, подлежат осмыслению на самых ранних этапах развития личности и формируются в различных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, чтении художественной литературы, трудовой и др.). Понимание детьми необходимости соблюдения правопорядка, позитивное отношение детей к праву и закону обеспечивает им защиту от посягательств со стороны других людей и способствует формированию их человеческого достоинства.

^ Целью Программы является: формирование предпосылок правовой компетентности старших дошкольников в процессе освоения адаптированного варианта Конвенции ООН о правах ребенка.

^ Задачи Программы:

  • развивать личностные качества старших дошкольников на основе ценностного осмысления прав и свобод ребенка;

  • формировать физические качества старших дошкольников и потребность в здоровом образе жизни в условиях правовой предметно-развивающей среды;

  • формировать познавательную активность старших дошкольников в правовом поле образовательной деятельности.



  1. ^ Формы образовательной деятельности, реализуемые в процессе формирования читательской культуры старших дошкольников. Организация образовательной деятельности детей в процессе освоения Программы осуществляется в двух моделях: совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей) и самостоятельной деятельности детей.

Автор программы рассматривает организацию образовательногопроцесса в проектной деятельности, предусматривающей освоение прав и свобод детей всего мира; в исследовательской деятельности, предполагающей самостоятельность в добывании знаний и выводах о правовых практиках; в утренних сборах, способствующих развитию навыков общения, осознанию социальной значимости индивидуального знания; в режимных моментах как возможностиприобретения опыта реализации правовых практик и практик свободы личности.

^ Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Совместная

деятельность с семьей

Режимные моменты

НОД

Проблемные ситуации:

  • эмпатические проявления (личностная идентификация с группой, социумом, интерес и желание лучше узнать себя и других),

  • этические знания(понимание и умение объяснить общечеловеческие ценности).

^ Социальная мотивация (потребность в успехе, положительной оценке социума) - участие в праздниках, развлечениях и др.

Личностная мотивация (личная и ценностная стимуляции) - участие в конкурсах, соревнованиях, презентация авторских творческих продуктов.


^ Исследовательская деятельность по изучению прав ребенка:

  1. Моя любимая книжка (ситуации нарушения прав ребенка в произведениях художественной литературы; осмысление прав, свобод и ответственности).

  2. Где родился – там и пригодился (исследование культурного наследия малой родины)

Проектная деятельность детей:

        1. Семья – 7 Я. («Семейный альбом» группы).

        2. Дети планеты Земля (мультимедийная презентация: стихи, мультфильмы, песни).

        3. Книжка прав и ответственностей в детских текстах и иллюстрациях: правила и законы для жизни в группе (подведение детей к осознанию того, что не все «хочу - не хочу» имеют правовые основы).

^ Чтение художественной литературы и анализ с позиции нравственно-правовых норм (народные и авторские сказки; рассказы Н. Носова, В. Драгунского: стихи В. Маяковского и др.).

^ Чтение литературы о законах, правах и ответственности человека:

  1. Азбука прав человека (Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей), / проект В.Г. Бейлинсона созданный по книге бразильской писательницы Руфь Роша.

  2. Права детёнышей. Перевод "Конвенции о правах ребенка" на детский язык + Конвенция о правах ребенка Григория Остера.

^ Игры-тренинги, направленные на формирование позитивного отношения друг к другу:

«Назови ласково»,«Свеча», «Разноцветный букет», «Комплименты».

Диалектическая игра «Хорошо-плохо»

^ Предметно-развивающая среда, способствующая формированию общепринятых норм и правил поведения:

Центр игровой деятельности:

Атрибутика для развертывания игровых сюжетов и их интеграции:

  1. Отражение окружающей действительности в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Мой дом», «Школа», «Больница», «Аптека», «Полиция» и др.

  2. Отражение навыков толерантного поведения в сюжетно-ролевых играх «Путешествие по всему миру», «Путешествие по городам и весям Родины»; «Иностранный гость в моем родном городе» и др.

  3. Игрушки, настольно-печатные и дидактические игры, формирующие представления о мире и самом себе:

  • куклы в национальных костюмах;

  • предметы народных промыслов;

  • символика разных стран;

  • дидактические игры: «Иностранный гость», «Родной край», «Традиции и обычаи разных стран», «Семья», «Наш дом – планета Земля».

Центр читательской деятельности и литературного сочинительства:

  1. Иллюстрированные варианты Декларации и Конвенции (адаптированные варианты).

  2. Иллюстрации к произведениям деткой литературы (формулирование прав, свобод и ответственности за их реализацию на основе иллюстраций).

^ Центр художественного творчества

Материалы для изобразительной деятельности; правила использования материалов.

Детско-родительские проекты:

  • составление генеалогического древа и его презентация ребенком;

  • создание семейного герба(эмблемы) и его презентация ребенком;

  • создание фотоальбома «Семейные традиции» (5-7 страниц) и его презентация ребенком;

  • участие в групповом проекте «Семейный альбом группы» (оформление семейной страницы).

Участие родителей в исследовательской деятельности детей:

1. Исследование произведений художественной литературы на предмет выявления ситуаций нарушения прав ребенка (акцент на правах, свободах и ответственности).

2.Исследование и анализ представлений о правах и свободах мамы, папы, ребенка, выработка единых «семейных прав и свобод».





  1. ^ Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас»

Программа рассчитана на образовательную деятельность в старшей и подготовительной к школе группах (2 года).

Тематический план непосредственно образовательной деятельности в старшей группе представлен^ 4-мя разделами: «Право на жизнь»; «Право на имя»; «Право знать своих родителей и право на их заботу»;«Право на жилье и его неприкосновенность».

Тематический план непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе представлен ^ 6-ю разделами: «Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание»; «Право на образование»; «Право на тайну переписки»; «Право на сохранение своей индивидуальности»; «Право пользоваться своей культурой и родным языком»; «Право на гражданство».

В процессе проведения режимных моментов учитывается уровень осведомленности детей в правовых нормах и правилах и обеспечивается практическое применение этих знаний в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Приобретение правых знаний и упражнения в их применении способствуют становлению правовых практик (самостоятельная деятельность детей) и обеспечивают:

  1. интерес и активность ребенка в изучении основных документов о защите прав человека (адаптированные для данного возраста варианты документов, игровые формы организации образовательной деятельности);

  2. уважительное отношение и потребность в исследовании расовых и национальных особенностей человечества;

  3. осознание своих прав и свобод и признание прав и свобод каждого человека на планете; реализацию прав и свобод в различных видах детской деятельности и ответственности за реализацию прав и свобод других детей;

  4. активность детей в социально значимой деятельности.

Наиболее ярко правовая компетентность дошкольников проявляется:

  1. в игровой деятельности, организуемой детьми самостоятельно (режиссерские и спортивные игры);

  2. в художественно-творческой деятельности детей, требующей взаимодействия со сверстниками (сюжетосложение и последующая реализация сюжета в сюжетно-ролевой игре; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре и др.);

  3. в проектной коллективной детской деятельности (создание общего продукта);

  4. в индивидуальной или семейной проектной деятельности (осознание значимости собственной деятельности «для других»).

В совместной деятельности с семьей организуются проектная и исследовательская деятельности изучению.

^ Тематическое планирование образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» в старшей группе (на примере одного раздела, реализуемого в течение 6-ти недель)

пп

Раздел/ Тема

Объем

в мин.

Интеграция

образовательных

областей

Содержание образовательной деятельности

^ Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие

с семьей

режимные моменты

занятия, проекты,

исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

I.

Конвенция ООН о правах ребенка. Право на жизнь

1.1

Проект: «Дети планеты Земля: как живут дети на всей планете»

12 мин.

12 мин.

12 мин
25 мин

Познание
Социализация
Коммуникация
Художественное творчество
Музыка
Физическая

культура

Утренние сборы:

  1. Глобус - модель планеты Земля. (Материки, океаны, моря, озера реки, горы и равнины).

  2. Глобус - модель планеты Земля. (Страны и их границы).

  3. Сколько в мире стран! (Россия, Англия, США, Франция, Япония, Китай). Символика стран (флаг), название столиц).

  4. Сколько в мире стран! (Расовая и национальная принадлежность).

  5. Страна, в которой я живу! (Столица России, символика России, страны-соседи).

  6. Главный город России (Москва с древних времен и до наших дней: достопримечательности).

Вечер, после сна

Сюжетно-ролевые игры:

  1. Сюжетосложение «Путешествие по России» («как будто» мы экскурсоводы по Москве: экскурсия для иностранцев).

  2. Сюжетосложение «Путешествие по России» («как будто» мы экскурсоводы по Орску: экскурсия для иностранцев).

Чтение художественной литературы:

  1. Г. Остер. Права детёнышей. Перевод "Конвенции о правах ребенка" на детский язык + Конвенция о правах ребенка.




Занятие 1.

Как живут дети на всей планете?

  1. Конвенция ООН о правах ребенка: право на жизнь (рассказ воспитателя, мультимедийное сопровождение).

  2. Совместное целеполагание и планирование: что знаем о детях планеты? что хотели бы узнать? где эти знания мы можем получить?

  3. Для чего будем изучать жизнь детей на планете? (предполагаемый продукт)

^ Центр игровой деятельности:

Атрибутика для развертывания игровых сюжетов «Путешествие по России» и их интеграции с сюжетами: «Семья», «Больница», «Аптека», «Полиция» или др.

^ Центр познавательной деятельности:

  • глобус, атлас мира, атлас России;

  • Энциклопедия для дошкольников (закладки для изучения символики разных стран; флоры и фауны на разных континентах; расовых групп).

Центр читательской деятельности и литературного сочинительства:

  • иллюстрированный вариант Конвенции ООН о правах ребенка (адаптированный вариант);




Детско-родительские проекты:

  • составление генеалогического древа и его презентация ребенком;

  • создание семейного герба (эмблемы) и подготовка его презентация ребенком.

Исследовательская деятельность:

  • исследование любимой ребенком сказки на предмет выявления ситуаций нарушения прав человека (право на жизнь).




1.2

Проект «Дети планеты Земля: что нового узнали о жизни на планете?»


12 мин.

12 мин.

12 мин
25 мин

Занятие 2.

Что нового узнали о жизни детей на планете?

  1. Демонстрация собранных материалов и их классификация: жизнь дана на добрые дела.

  2. Предполагаемый продукт проектной деятельности, обсуждение формы его представления (если дети затрудняются в выборе формы продукта и его содержательном наполнении,

педагог приводит их к мысли

о том, что им необходимо будет:



1

2

3

4

5

6

7

8













  1. Решение проблемных ситуаций, описанных в сказках (Что произошло? Как поступили герои? Как им, на ваш взгляд, следовало поступить?)

^ Подготовка индивидуальных продуктов проекта (рисунки, аппликации, скульптуры; оформление альбомной странички, составление рассказа, заучивание стихов и песен, др.)

Прогулка:

  1. Игра (игры-эстафеты, игры-соревнования, подвижные и спортивные игры: правила и ответственность за их выполнение).

  2. Труд (личностная и социальная значимость бытового труда, труда в природе).

  3. Наблюдение (оберегаем право на жизнь каждого существа).




1) поделиться новыми знаниями с родителя, педагогами и детьми других групп;

2) заинтересовать всех результатом проектной деятельности).


  • русские народные сказки, подобранные в семье для изучения ситуаций нарушения права на жизнь (иллюстрированные книжки).

Центр художественного творчества:

  • символика России;

  • символика городов России (гербы);

  • символика родного города (Орск);

  • рисование по мотивам русских народных сказок







1.3

Проект «Дети планеты Земля: об этом должны знать все!»

12 мин.

12 мин.

12 мин
25 мин

Занятие 3.

Об этом должны знать все!

Презентация продуктов проектной деятельности (право на жизнь):

  1. Выставка продуктов творческой деятельности по теме «Дети планеты Земля» (рисунок, аппликация, лепка).

  2. Представление общего продукта проектной деятельности (фильм, альбом, содержащий представления детей о Конвенции ООН о правах ребенка).



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе...
В основном решаются задачи образовательной области «Познание», а также представлены области «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье»,...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconТематическое планирование курса «Геометрия вокруг нас» 2 класс

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconТематическое планирование курса «Геометрия вокруг нас» 2 класс

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности Тема непосредственно...
Тема непосредственно образовательной деятельности:«Путешествие в деревню к бабушке Аринушке»

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconУрока Мир вокруг нас в технологии деятельностного метода Тема урока...
Задачи: Расширять кругозор и активный словарный запас, предоставив различную информацию о деревьях нашего края, развивать речь учащихся,...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconКалендарно-тематическое планирование стр. 3-4 Формы и средства контроля...
Элективный курс «Вокруг тебя мир» для 5 класса разработан на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconПерспективное планирование непосредственно образовательной деятельности...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в 1 младшей группе

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconПланирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений...
Мир вокруг нас: программа и темат планирование для нач шк кн для учителя/ А. А. Плешаков

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconПрограммные задачи
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности в средней группе по программе «Развитие»

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Мир вокруг нас» iconПрограммные задачи
Разработки непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по программе «Развитие»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск