Учебно-методический комплекс право социального обеспечения






НазваниеУчебно-методический комплекс право социального обеспечения
страница1/18
Дата публикации30.10.2013
Размер2.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Уровень основной образовательной программы Бакалавриат
Направления подготовки 030900.62 Юриспруденция

Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная
Срок освоения ООП Нормативный
Кафедра Гражданско-правовых дисциплин

МОСКВА, 2013

Нормативную правовую базу разработки УМК составляют:
-Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года №464.;

-Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в последних редакциях);

-Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

-Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
- Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от 17 мая 2012г. Протокол №8
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013года

При разработке настоящего УМК использованы материалы ^ Учебно-методического комплекса   «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»  высшего профессионального образования специальности 030501.65  ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, подготовленного Буяновой М.О., профессором  кафедры гражданско-правовых дисциплин МНЮИ, доктором юридических  наук, Холиковым И.В., доктором юридических наук, доцентом, Павловской О.Ю.  кандидатом юридических наук 
Рецензент: Кирикова В.В., кандидат юридических наук, доцент

Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ.

Учебно-методический комплекс составлен с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс».

© МНЮИ

Оглавление


^ РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ. ТЕКУЩИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 13

РАЗДЕЛ 10. ГЛОССАРИЙ (СЛОВАРЬ) 143

^ РАЗДЕЛ 11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 145



РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины

Целью изучения данной учебной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций на основе овладения системой знаний, формирование у студентов целостного представления о правовом регулировании отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами, субсидиями, различными формами социального обслуживания и связанных с ними процедурных и процессуальных отношений как предпосылки для правильного применения правовых норм на практике.
^ Задачи освоения учебной дисциплины: реализация требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области основ права социального обеспечения, обеспечить уяснение концепции и основных положений нового законодательства о социальном обеспечении, особенностей их реализации в современных условиях.

Содержание учебного курса составляют: основные понятия изучаемой отрасли права, ее предмет и метод, история формирования и развития; источники и принципы правового регулирования; состав и содержание правоотношений; и поэтому не только отражает состояние правовой науки, но и учитывает потребности практики, формулируя нерешенные вопросы.


    1. ^ Дидактические единицы содержания учебного курса

Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы:

Формирование российской государственной системы социального обеспечения, перспективы ее развития в условиях рыночной экономики. Формы социального обеспечения. Понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли и как научной дисциплины. Предмет, метод отрасли и научной дисциплины.

Международные акты как источники права социального обеспечения:

Конституция Российской Федерации и Основы законодательства РФ о праве граждан на социальное обеспечение.

Федеральные законы, регулирующие пенсионное обеспечение.

Федеральные законы, регулирующие обеспечение граждан страховыми выплатами и социальными пособиями

Законы РФ и Законы субъектов Российской Федерации., закрепляющие систему льгот

Формирование в России федеральной системы социального обеспечения .

Виды общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.

Виды пенсионных правоотношений.

Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж.

Исчисление общего, специального и страхового (смешанного и специального) стажа.

Страховой стаж.. Порядок исчисления страхового стажа.

Основные положения пенсионной реформы, осуществленной в 2010 г. Валоризация трудовых пенсий..

Основные принципы определения размеров пенсий.

Понятие пенсии по старости.

Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для отдельных категорий граждан.

Пенсии за выслугу лет

Пенсии по инвалидности

Пенсии по случаю потери кормильца

Пенсионное и дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий, социальные пенсии. Круг лиц, обеспечиваемых пенсиями на условиях, предусмотренных для военнослужащих.

Назначение, перерасчет, индексация, выплата и доставка пенсий.

Пособия, компенсационные выплаты и жилищные субсидии по системе социального обеспечения

Медицинская помощь и лечение. Виды медико-социальной помощи

Социальное обслуживание Общая характеристика системы социального обслуживания

Льготы по системе социального обеспечения

Общая характеристика системы льгот .
1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Право социального обеспечения» относится к профессиональному циклу Б3. ООП (базовая часть) по направлению «Юриспруденция».
^ 1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

Дисциплина базируется на курсах цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, входящих в модули философия, экономика безопасность жизнедеятельности , цикла информационно-правовых дисциплин, входящих в модуль информационные технологии в юридической деятельности . Дисциплина «Право социального обеспечения»». основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Теория государства и права», «Трудовое право», «Семейное право» «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право». Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Право социального обеспечения», используются обучаемыми при изучении других дисциплин профессионального цикла ООП.

^ 1.3.2.Объем и виды учебной работы по дисциплине
ООП- Юриспруденция,

Код дисциплины по УП – Б.3.Б.20 ,

Трудоемкость – 5 ЗЕТ, 180 часов


^ Трудоемкость (часов) по видам обучения

Форма обучения

очная

очно-заочная

заочная

Аудиторные

72

46

14

Активные и интер-активные (в том числе)

16

12

4

Лекции

18

14

4

Семинарские и практические

54







Самостоятельная работа студентов

81

98

157

Экзамен

27

36

9

Итого

180

180

180


^ 1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
1.4.1 Требования к освоению компонентов компетенции ПК – 5

Знать:

1. Источники права социального обеспечения

2. Практику правоприменения в сфере права социального обеспечения

Уметь:

1. Комплексно анализировать и юридически грамотно разрешать вопросы, возникающие в юридической практике при регулировании отношений, входящих в предмет права социального обеспечения

2. Составлять гражданско-правовые договоры, регулируемые нормами права социального обеспечения

Владеть:

1. Навыками ознакомления с юридической практикой

2. Методами применения законодательных и иных нормативных правовых актов


^ 1.4.2 Требования к освоению компонентов компетенции ПК – 6

Знать:

1. Источники права социального обеспечения

2. Практику правоприменения в сфере права социального обеспечения

3. Виды юридических фактов, регулируемых правом социального обеспечения

Уметь:

1. Анализировать действия субъектов гражданских правоотношений в сфере социального обеспечения и определять юридические последствия этих действий

2. Анализировать юридически значимые обстоятельства, сопутствующие юридическим

Владеть:

Приемами юридически корректной квалификации фактов и обстоятельств


^ 1.4.3 Требования к освоению компонентов компетенции ПК – 7

Знать:

1. Элементы, методы правотворческой деятельности в области права социального обеспечения

2. Существенные составляющие нормативных правовых и иных актов в праве социального обеспечения

Уметь:

1. Составлять различные нормативно-правовые и иные документы, регламентирующие правоотношения в сфере социального обеспечения

Владеть:

1. Юридической терминологией в сфере права социального обеспечения

2. Способами построения нормативных правовых и иных актов


^ 1.4.4.Требования к освоению дисциплины
Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:

- основные положения права социального обеспечения

-сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, отношений в праве социального обеспечения, правовой статус субъектов и участников данных отношений

- действующее социально-обеспечительное законодательство, законодательство о социальном страховании, пенсионном обеспечении, сущность и содержание понятий категорий, институтов права социального обеспечения, правовых статусов субъектов отношений по социальному обеспечению;

- правоприменительную, в т.ч. судебную практику.
Уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями права социального обеспечения

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними отношения в праве социального обеспечения

- анализировать, толковать и правильно применять нормы законодательства в области права социального обеспечения

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом

- осуществлять правовую экспертизу нормативных актов

- давать квалифицированные юридические консультации по праву социального обеспечения ;

-правильно толковать и применять действующее законодательство к конкретным ситуациям; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов;
Владеть:

- юридической терминологией права социального обеспечения ;

- навыками работы с законодательством о социальном обеспечении ;

- навыками: анализа различных правовых явлений в области социального обеспечения, юридических фактов, правовых норм и правоотношений; анализа правоприменительной и правоохранительной практики в социального обеспечения; разрешения правовых проблем и коллизий в праве социального обеспечения; реализации правовых норм; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина средствами права социального обеспечения ;

- понятиями и категориями права социального обеспечения;

-навыками работы с правовыми актами по вопросам регулирования социально-обеспечительных правоотношений и навыками анализа правоприменительной практики;

- навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм законодательства о социальном страховании, пенсионном обеспечении, законодательства о государственном социальном обеспечении, в том числе в целях защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов социально-обеспечительных отношений.
^ РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.

При реализации программы дисциплины «Право социального обеспечения» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий занятия проводятся в виде лекций, практические занятия сочетаются с интерактивными методами обучения, предусматривающими решение юридических задач по рассматриваемым темам, подготовку докладов студентов, дискуссии по спорным вопросам. Самостоятельная работа предполагает подготовку домашних заданий, приобретение навыков использования ПК для поиска нормативных актов, судебной практики, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изменений и дополнений в законодательство о социальном обеспечении.

По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии:

1.лекции;

2. активные / интерактивные формы практических занятий;

3.семинарские и практические занятия в традиционной форме;

4. самостоятельная работа;

5.подготовка к экзамену

6 подготовка к контрольным работам и тестированию
В ходе организации образовательного процесса по освоению дисциплины используются следующие инновационные технологии:


    1. Дискуссия (тренинг)– форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем.

    2. «Круглый стол» - один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога .

    3. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и нескольких вариантов ответов по каждому из них, из которых студенту следует определить правильный. Данная форма проверки степени усвоения студентами содержания учебной дисциплины используется при проведении блиц-контроля по отдельным темам учебного курса, при проведении зачетов, а также в самостоятельной работе студентов.


Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в соответствующих разделах настоящего УМК.
^ 2.2. Формирования компонентов компетенций

Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2


^ Таблица № 2.
Образовательные технологии по освоению компетенций



Компоненты компетенций, подлежащие освоению при изучении дисциплины


^ Образовательные технологии по освоению соответствующих компонентов компетенций

Условные обозначения форм обучения:

О-очная форма обучения; ОЗ-очно-заочная форма обучения; З-заочная форма обучения

Лекции

(Л)

Семинарские и практические занятия (ПЗ)

Задания на

самостоятельную работу (З)


Подготовка к контрольным работам

Подготовка к тестированию

Подготовка к экзамену

Компетенция ПК – 5

Знать:

1. Источники права социального обеспечения


Лекции по всем формам обучения

т .№ 1-18

О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2

По темам № 1 – 17

Для всех форм обучения

+




+

2. Практику правоприменения в сфере права социального обеспечения


Лекции по всем формам обучения

т .№ 1-18




По темам № 1 – 17

Для всех форм обучения




+

+

Уметь:

1. Комплексно анализировать и юридически грамотно разрешать вопросы, возникающие в юридической практике при регулировании отношений, входящих в предмет права социального обеспечения

2. Составлять гражданско-правовые договоры, регулируемые нормами права социального обеспечения


Лекции по всем формам обучения

т .№ 1-18

О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2




+







Владеть:

1. Навыками ознакомления с юридической практикой

2. Методами применения законодательных и иных нормативных правовых актов




О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2


По темам № 1 – 17

Для всех форм обучения








+

Компетенция ПК – 6

Знать:

1. Источники права социального обеспечения


Лекции по всем формам обучения

т .№ 1-18




По темам № 1 – 17

Для всех форм обучения

+

+

+

2. Практику правоприменения в сфере права социального обеспечения

3. Виды юридических фактов, регулируемых правом социального обеспечения





О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2

По темам № 1 – 18

Для всех форм обучения







+

Уметь:

1. Анализировать действия субъектов гражданских правоотношений в сфере социального обеспечения и определять юридические последствия этих действий


Лекции по всем формам обучения

т .№ 1-18




По темам № 1 – 17

Для всех форм обучения




+




2. Анализировать юридически значимые обстоятельства, сопутствующие юридическим фактам






О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2

По темам № 1 – 17

Для всех форм обучения







+

Владеть:

  1. Приемами юридически корректной квалификации фактов и обстоятельств







О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2

По темам № 1 – 18

Для всех форм обучения

+












Компетенция ПК – 7










Знать:

1. Элементы, методы правотворческой деятельности в области права социального обеспечения


Лекции по всем формам обучения

т .№ 1-18




По темам № 1 – 17

Для всех форм обучения







+

2. Существенные составляющие нормативных правовых и иных актов в праве социального обеспечения

Лекции по всем формам обучения

т .№ 1-18




По темам № 1 – 18

Для всех форм обучения




+

+

Уметь:

1. Составлять различные нормативно-правовые и иные документы, регламентирующие правоотношения в сфере социального обеспечения





О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2

По темам № 1 – 17

Для всех форм обучения

+







Владеть:

1. Юридической терминологией в сфере права социального обеспечения




О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2

По темам № 1 – 18

Для всех форм обучения







+

2. Способами построения нормативных правовых и иных актов





О – ПЗ № 1-6

ОЗ – ПЗ №1-4

З – ПЗ № 1-2

По темам № 1 – 18

Для всех форм обучения

+







^ Примечания к таблице 3:

1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции. Ниже в скобках указаны условное обозначение формы обучения и номера тем Тематических планов.

2. Содержание подготовки к зачету приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения.

    1. ^ 2.3. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины


Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков в сфере права социального обеспечения.

Задачами активного и интерактивного обучения по дисциплине являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;

- овладение методикой и практическими навыками;

-систематизация практических навыков исследования нормативно – правовых документов.

- обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;

- приобретение навыков публичных выступлений.

Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения. Осуществление занятий в интерактивной форме возможно с применением следующих образовательных технологий:

Адаптивное обучениеспособ организации учебного процесса с учётом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения.

Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи.

Деловая играметод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы.

Круглый столодин из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив..

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (вопросы к зачёту и практические задания, используемые в ходе текущего контроля).

Тренингформа интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении (практические занятия по темам).
Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга.

Цель и содержание практических занятий в активной форме изложены в планах проведения практических занятий .
^ План тренинга включает:

  1. Подготовленные преподавателем варианты задания (не менее двух по каждой теме практического занятия ) с четко определенной предметной областью работы и практической направленностью.

  2. Отчетность студентов по выполнению задания.

  3. Обзор проведенного тренинга.

  4. Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.


Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания норм законодательства применительно к теме практического занятия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconКурсы 3/3; 2 Семестр (семестры) 5/5;3 Зачет 5/5;3
Учебная программа «Право социального обеспечения» составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Право социального...

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconУчебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров
Налоговое право: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. Е. В. Соболева. – Киров.: филиал...

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная графика
Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании Учебно-методической комиссии роат. Протокол №4 от 01. 07....

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная графика
...

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconУчебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconЖилищное право
Жилищное право: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт сост. Т. Е. Ложкина. – Киров: филиал...

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconЧастное право
Римское частное право: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. В. Н. Дряхлов. – Киров:...

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconУчебно-методический комплекс уголовное право направление 030900 юриспруденция
«Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Дисциплина «Уголовное право» относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Она логично...

Учебно-методический комплекс право социального обеспечения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «органическая химия»
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки инженеров и бакалавров направления «Строительство»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск