Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)»






НазваниеУчебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)»
страница1/13
Дата публикации30.10.2013
Размер1.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский филиал (г. Томск)

Кафедра уголовно-правовых дисциплин


УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ

(часть Особенная)

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной формы обучения

(уголовно-правовая специализация)

издание переработанное и дополненное

Томск – 2008
Уголовное право России (часть Особенная): учебно-методический комплекс / Составители канд. юрид. наук С.М. Будатаров и канд. юрид. наук И.И. Тазин. – Томск: ГОУ ВПО «Западно-Сибирский филиал Российской академии правосудия», 2008. – 171 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)».

Учебно-методический комплекс включает темы для изучения дисциплины, нормативные акты и литературу, вопросы и задачи для семинарских и практических занятий, примерную тематику рефератов, курсовых, дипломных работ, а также вопросы к зачету и экзамену. К работе приложены отдельные постановления Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ.


Составители:

- доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской Академии правосудия, кандидат юридических наук С.М. Будатаров;

- заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской Академии правосудия, доцент, кандидат юридических наук И.И. Тазин.

Рецензенты:

  • доцент кафедры уголовного права ЮИ ТГУ, кандидат юридических наук, доцент Н.В. Ольховик

  • начальник кафедры уголовного права и уголовного процесса Томского филиала Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук В.В. Севрюков


Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 4 от 28 ноября 2007 г).

Утверждён Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 8 от 21 декабря 2007 г).

©Западно-Сибирский филиал РАП, 2008

©Будатаров С.М., Тазин И.И., 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение ……………………………………………………………………..

4

Объем дисциплины (в часах) и виды учебной работы……………………

6

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………….


6

Перечень основных нормативных актов и литературы…………………..

12

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО (Особенная часть)»

13

Темы семинарских занятий……………………………………………….

20

Тема 1. Преступления против жизни и здоровья………………………………………...

20

Тема 2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности……………….

31

Тема 3. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности……………………………………………………………………………………...


39

Тема 4. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………………………...


45

Тема 5. Преступления против семьи и несовершеннолетних…………………………..

52

Тема 6. Преступления против собственности……………………………………………

59

Тема 7. Преступления в сфере экономической деятельности…….…………………….

69

Тема 8. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях…………………………………………………………………………………


80

Тема 9. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка……………………………………………………………………………………….


84

Тема 10. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности………………………………………………………………………………


96

Тема 11. Экологические преступления……………………………………………………

105

Тема 12. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта…

112

Тема 13. Преступления в сфере компьютерной информации……………………………

118

Тема 14. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства…………………………………………………………………………………..


122

Тема 15. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления…………………………………..


128

Тема 16. Преступления против правосудия……………………………………………….

138

Тема 17. Преступления против порядка управления……………………………………..

143

Тема 18. Преступления против военной службы…………………………………………

151

Тема 19. Преступления против мира и безопасности человечества……………………..

156

Тематика курсовых работ………………………………………………….

162

Тематика дипломных работ……………………………………………….

164

Вопросы к зачету, экзамену……………………………………………….

166


ВВЕДЕНИЕ
Уголовное право России (часть Особенная) является базовой дисциплиной среди дисциплин уголовно-правового цикла.

Изучение этой дисциплины на дневном отделении складывается из аудиторных занятий (лекций, семинаров), консультаций, тестирования, выполнения контрольных работ и т.п. Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер. Семинары проводятся по наиболее сложным темам курса с целью углубленного изучения студентами теоретического (лекционного) материала и привития им умений и навыков анализировать нормативный материал, а также правильно применять на практике соответствующие этим ситуациям нормы права.

Особенностью учебного процесса по заочной форме обучения является то, что значительная часть вопросов отводится студентам для самостоятельного изучения. В период установочных сессий студентам-заочникам прочитываются лекции по наиболее узловым и центральным разделам спецкурса. Отдельные вопросы могут рассматриваться на семинарских занятиях. Остальное время отводится на самостоятельное изучение дисциплины.

Работа студента над дисциплиной предполагает самостоятельное изучение юридической литературы, а также правовых актов Российской Федерации. При изучении учебного курса следует помнить об изменениях, вносимых в законодательство. Для этого необходимо использовать Собрание законодательства РФ, Российскую газету и другие официальные источники, а также электронные справочно-правовые системы («Гарант», Консультант» и т.д.).

При изучении дисциплины студентам рекомендуется пользоваться современными статистическими данными о состоянии преступности в стране и регионе, материалами судебной практики, публикуемыми в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ». Кроме того, студентам необходимо использовать материалы журналов «Российский судья», «Уголовное право», «Российский следователь», «Российское правосудие» и т.д.
^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ (ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ)»
В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами дисциплины «Уголовное право России (часть Особенная)» достигаются следующие цели:

- усвоение студентами элементов, признаков и уголовно-правовой природы составов преступлений по УК РФ;

- усвоение правил и закономерностей квалификации отдельных составов преступлений по УК РФ.

^ Задачами дисциплины являются:

- изучение и анализ статей УК РФ и материалов судебной практики;

- изучение и анализ уголовно-правовой литературы;

- решение казусов с целью закрепления полученных теоретических знаний.

^ В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- существующие теоретические представления о составах преступлений по УК РФ;

- положения законодательных и иных правовых актов раскрывающих положения Особенной части УК РФ;

- судебную практику по вопросам Особенной части уголовного права России.

^ В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

  • правильно трактовать положения статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации и осуществлять правильную квалификацию преступных деяний.



^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (В ЧАСАХ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Всего часов

189

189

Аудиторные занятия в том числе:

140

22

- лекции

70

12

-семинары

70

10

Самостоятельная работа

28

157

НИРС

21

10

Форма итогового контроля

Зачет, экзамен**

Зачет*, экзамен**


*контрольная работа;

**курсовая работа
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
При изучении дисциплины особое значение отводится самостоятельной работе студента. Формы и методы самостоятельной работы студента во многом зависят от самого студента. Однако не будет лишним использовать данные рекомендации. Они позволят повысить качество подготовки к занятиям.

В процессе самостоятельной работы студент должен ознакомиться с содержанием настоящего учебно-методического комплекса (УМК). Желательно просмотреть УМК от начала и до конца.

Студенту при подготовке к лекции следует учитывать, что они, как правило, затрагивают устоявшиеся (догматические) положения Общей части уголовного права России. Многие из этих положений можно найти в любом учебнике по уголовному праву. Полезность лекции заключается в следующем: 1) студент, внимательно прослушавший лекцию, автоматически запоминает около 9-15% информации; 2) на занятии высказывается позиция лектора, которая будет полезна при подготовке к зачетам и экзаменам; 3) лекция как бы «заряжает» студента на углубленное познание уголовного права; 4) после лекции проще изучать учебник или иной материал; 5) на лекции часто даются полезные советы, ссылки на важную литературу.

Семинарские занятия требуют активной работы студента. Полезность семинарского занятия: 1) формируются навыки выступления и ораторского мастерства, которые крайне необходимы юристу; 2) преподаватель отмечает наиболее активных студентов, что в перспективе, при прочих равных условиях, влияет на получение зачета или оценки по экзамену; 3) демонстрация знаний на семинарском занятии в последствии может сыграть положительную роль при получении характеристики для трудоустройства, рекомендации при поступлении в аспирантуру и т.д.; 4) активная работа на семинарском занятии позволяет запомнить от 15 до 65% информации в зависимости от методики проведения занятия; 5) семинарское занятие в системе подготовки юристов по сути является единственным вариантом проверки теоретических знаний практическим путем.

Одним из способов активного поведения студента на семинарском занятии является выступление. Для выступления необходимо:

- научиться четко, полно и кратко формулировать теоретические положения в виде определений (дефиниций);

- научиться раскрывать основные черты, признаки, значение и роль изучаемого уголовно-правового термина, категории, института;

- научиться использовать в качестве доказательства своих суждений реальные жизненные факты, нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, взгляды известных ученых.

Студенту рекомендуется готовиться к семинарскому занятию как можно раньше. Для этого следует:

- ознакомиться с содержанием плана семинара;

- прочесть свой конспект лекции по данной теме;

- изучить рекомендуемые нормативно-правовые акты и дополнительную литературу;

- решить практические задачи (устно или письменно), предусмотренные планом семинара или рекомендуемые преподавателем.

Не менее значимым элементом семинарского занятия является поведение студентов в процессе его проведения. Нужно научиться слушать выступления своих коллег, быть готовым вступить в дискуссию, приводя веские доводы, обосновывающие обсуждаемый тезис или опровергающий его. Скверными следует признать манеры, когда студент перебивает выступающего, пытается перекричать коллегу.

После окончания обсуждения очередного вопроса и подведения итогов целесообразно вносить в свой конспект поправки и дополнения, исправлять ошибки. Такой конспект в конце изучения курса окажет значительную помощь при подготовке к зачету (экзамену).

Таким образом, в процессе семинарского занятия, отвечая на поставленные вопросы, студент должен показать умения и навыки работы с нормативными актами, умения анализировать и оценивать различные ситуации, готовить аргументированные выступления, грамотно и убедительно говорить, логически правильно строить свои мысли и, в конечном итоге, формировать глубокие и прочные знания по предмету.

^ Практические занятия направлены на приобретение, отработку и закрепление студентами практических умений и навыков, применения теоретических знаний для решения практических задач.

При подготовке к практическому занятию студенты должны:

- изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу;

- ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций;

- основываясь на положениях действующего законодательства, решить задачи и ответить на поставленные в задачах вопросы;

- широко использовать судебную практику, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ.

При решении задач студенты должны дать развернутые и аргументированные ответы со ссылками на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и иной нормативный материал. Для этого рекомендуется внимательно прочитать задачу, хорошо уяснить изложенные обстоятельства и анализируя их, а также текст закона, используя теоретические положения, доказать правильность приведенного решения. В ходе обсуждения задачи преподаватель может усложнять ее, вводя дополнительные условия, не сформулированные в тексте задачи, изменять конкретные обстоятельства, модифицировать правовую ситуацию, включать новых участников и т.п. Для успешного решения предложенных практических ситуаций рекомендуем ознакомиться и использовать предложенный алгоритм решения задач.

Задания по решению практических ситуаций могут выполняться как в учебное время, непосредственно на практических занятиях, так и во вне учебное время, в виде домашних заданий, с последующим представлением на проверку преподавателю или их анализом на занятиях. Для этого у студентов, помимо тетрадей для записи лекций, должны быть тетради для выполнения практических заданий, которые могут быть сданы преподавателю для проверки.

Для решения конкретной задачи, предложенной в учебно-методическом комплексе, существенным является два момента. Первый – процесс, алгоритм установления, исходя их фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, признаков того или иного преступного деяния. Второй – результат, т.е. решение казуса и защита своей позиции по задаче.

Алгоритм решения задач тесно связан с понятием «квалификация преступлений». Квалифицировать (от латинского qualis - качество) – значит, относить какое-либо конкретное явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. Квалификация преступлений – это «установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой»1. В сфере уголовного права квалификация предполагает выбор конкретной правовой нормы (пункта статьи, части статьи, статьи УК РФ), которая предусматривает уголовную ответственность за случай, предложенный в задаче. Таким образом, студент, решая задачу, дает ему юридическую оценку путем указания на соответствующую уголовно-правовую норму, содержащую все признаки состава этого преступления.

^ Алгоритм решения задач имеет психологический и логический аспекты. Психологический аспект есть мыслительный (творческий) процесс. Логический аспект суть применение правил логики. В целом алгоритм решения задач представляет собой совокупность мыслительных приемов, подчиненных законам логики. С практической стороны, вышесказанное можно представить в следующем виде:

1) Анализ фактических обстоятельств дела, предложенных в задаче;

2) Выбор (отыскание) соответствующей статьи УК РФ;

3) Удостоверение в правильности (подлинности) текста УК РФ, содержащего нужную норму, и установление его юридической силы. Студент должен предвидеть возможность отмены, изменения или дополнения используемой им для квалификации деяния статьи УК РФ;

4) Уяснение смысла и содержания уголовно-правовой нормы;

5) Соотнесение фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, с уголовно-правовой нормой;

6) Принятие решения.

7) Подготовка вариантов ответов на контраргументы.

Уместно заметить, что вывод (решение) по задаче должен содержать:

1. Ссылку на статью (пункт, часть статьи) Особенной части УК РФ, предусматривающий данный вид преступления.

2. В случае необходимости должна быть ссылка на статью (пункт, часть статьи), устанавливающей наказуемость приготовления, покушения или соучастия в совершении определенного преступления либо иным образом дополняющая или конкретизирующая норму Особенной части УК РФ. Следует заметить, что на статью Общей части УК РФ следует ссылаться лишь в сочетании со статьей Особенной части УК РФ.

3. Указание на признаки состава преступления, т.е. на то, что нарушил виновный (объект уголовно-правовой охраны), какое действие (бездействие) совершило лицо (объективная сторона преступного деяния), кто в задаче субъект преступления и какова субъективная сторона общественно опасного деяния.

Практика проведения семинарских и практических занятий показывает, что вероятность правильного решения задачи увеличивается, если студент использовал логические приемы2.

Литература в учебно-методическом комплексе предложена в минимальном объеме. При необходимости расширения и обновления круга источников следует использовать возможности современных информационных систем («ГАРАНТ», «Консультант+», «Кодекс» и т.д.). При написании курсовых, выпускных квалификационных работ дополнительные источники может рекомендовать научный руководитель.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 1996. - № 25.

  3. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 18 июня 1997 г. N 32/15 "О порядке разрешения некоторых актуальных вопросов, возникших в связи с введением в действие Уголовного кодекса Российской Федерации и изменениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР".

  4. Барышева Е.А., Будатаров С.М., Ведерникова Л.В., Елисеев С.А., Пилипенко В.Г. Учебно-методические материалы для изучения Особенной части уголовного права России. – Томск: Томский филиал Кузбасского института ФСИН России, 2007 - 251 с.

  5. Галахова А.В. Раскрытие признаков субъективной стороны состава преступления в судебной практике // Российское правосудие. – 2008. - № 6. - С. 41-52.

  6. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - 2-е изд-е., перераб. и доп. - М.: «Юрист», 2001.

  7. Практикум по угольному праву. Для студентов юридических вузов / Отв. ред., заслуж. деятель науки Российской Федерации, док. юрид. наук, проф. И.Я. Козаченко. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

  8. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, проф. А.И. Рарога, проф. А.И. Чучаева. - Изд. доп. - М: ИНФРА-М: КОНТАКТ, 2005. - 553 с.

  9. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. - 2-е изд., испр. и доп. - М: ИНФРА- М, 2005. - 448 с.

  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - "Юрайт", 2007.

  11. Уголовный закон в практике районного суда: науч.-практ. пособие / Под ред. А.В. Галаховой. - М: Норма, 2007. - 1024 с.

^ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс для очной и очно-заочной форм обучения
Составитель: профессор кафедры международного права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент Толстых В....

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУголовное право. Особенная часть
У261 Уголовное право. Особенная часть: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. Т....

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методическое пособие по курсу
Предназначено для студентов всех специальностей очной и очно-заочной форм обучения, изучающих данный курс

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения квалификации «Бакалавр»
Гражданское право. Вторая часть. / Сост. Н. Е. Сосипатрова, А. В. Петухова, Е. А. Плешаков. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет,...

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов бакалавриата Армавирской государственной педагогической академии по направлению...

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс уголовное право направление 030900 юриспруденция
«Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Дисциплина «Уголовное право» относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Она логично...

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconПрограмма дисциплины «Уголовное право» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б в. 01 Экономическая теория (часть1) «Макроэкономика»
Умк по дисциплине «Экономическая теория» составлена в соответствии с фгос впо, с учебным планом по специальности 050100. 62, утвержденным...

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconОсновы административного права
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск