Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт»






НазваниеУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт»
страница1/6
Дата публикации02.11.2013
Размер0.96 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
наследственное право


Учебно-методический комплекс



Ставрополь

2012


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент
________________ А.Р. Саруханян
«___ » ___________ 2012 года


специальность 030501 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – юрист

Кафедра гражданско-правовых дисциплин


^ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года

Автор-составитель:
К.В. Ображиев – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Рецензенты:
Ю.С. Гунарис – кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института;
А.В. Торгашин – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЮИ РПА Минюста России.


Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по специальности юриспруденция.


© Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012

Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Наследственное право» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.


^ ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Наследственное право» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности юриста – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения в Институте по дисциплине «Наследственное право» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности юриста:

а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).

Роль курса «Наследственное право» для студентов по специальности «Юриспруденция» имеет большое значение.

Наследственное право - одна из специальных дисциплин, вклю­чающая в себя общие основные положения из области наследования. Основные задачи изучения этой дисциплины - это дать возможность студентам юридических специальностей иметь научное представление о порядке наследования, субъектах наследственных правоотношений.

Дисциплина «Наследственное право», изучаемая студентами в девятом семестре помогает им разобраться с одним из важных аспектов гражданского оборота.

Курс «Наследственное право» разработан на основе научных, учебно-методических материалов и программ по данной учебной дисциплине, по которым ведется подготовка специалистов ведущими юридическими вузами Российской Федерации.
^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Общие положения о наследственном праве

Понятие и особенности наследования.

Понятие «наследственное право» в объективном смысле. Предмет наследственного права, его принципы и метод, значение.

Понятие и значение наследственного права в субъективном праве.

Понятие и структура семейных правоотношений. Субъекты наследственного правоотношения. Объекты наследственного правоотношения. Содержание прав и обязанностей участников наследственного правоотношения до и после открытия наследства, а также после приобретения наследства.

Основания возникновения, изменения и прекращения наследственного правоотношения.

История возникновения и развития наследственного права.
^ Тема 2. Источники наследственного права

Определение понятий «законодательство о наследовании» и «источники наследственного права» и их соотношение.

Структура раздела V «Наследственное право» части третьей Гражданского кодекса РФ.

Нормы первой и второй частей Гражданского кодекса РФ.

Федеральные законы, относимые к гражданскому законодательству, содержащие нормы о наследовании. Законы, содержащие нормы о наследовании, но не относимые к гражданскому законодательству.

Роль принципов и норм международного права и международных договоров в регулировании наследования в Российской Федерации.

Понятие источника наследственного права и система источников наследственного права. Характеристика основных источников наследственного права.
^ Тема 3. Правомочия субъектов наследственного права

Правомочия наследодателя и наследников.

Правомочия субъектов, причастных к оформлению и осуществлению наследственных прав: нотариусов, должностных лиц местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации, управомоченных законом совершать действия, связанные с оформлением наследственных прав.

Правомочия лиц, способствующих возникновению и осуществлению наследственных прав: свидетеля составления завещания, представителя наследника, исполнителя завещания, отказополучателя, кредиторов наследодателя, лиц, понесших расходы в связи со смертью наследодателя.

Правомочия субъектов, охраняющих наследство: доверительного управляющего, душеприказчика и др.

Обязанности кредитного учреждения, в котором находится вклад наследодателя, по отношению к его наследникам.
^ Тема 4. Открытие наследства и призвание к наследству

Понятие «открытие наследства». Основания открытия наследства. Установление времени открытия наследства. Способы определения времени открытия наследства. Установление момента смерти гражданина. Документы, подтверждающие факт и день смерти гражданина.

Место открытия наследства. Лица, заинтересованные в определении места открытия наследства. Документы, подтверждающие факт регистрации наследодателя в месте его постоянного проживания. Определение места открытия наследства умершего кадрового офицера, служившего за границей.

Значение времени и места открытия наследства.

Понятие «лежачее наследство».

Понятие «призвание к наследованию». Основания призвания к наследованию субъектов гражданского права. Лица, призываемые в порядке «наследственной трансмиссии». Призвание к наследованию наследника, подназначенного в завещании. Призвание к наследованию по праву представления и по завещательному отказу.

Особенность положения нотариуса в период призвания к наследству.

Лица, которые могут призываться к наследованию, и лица, которые не могут призываться к наследованию..
^ Тема 5. Наследование по завещанию

Понятие завещания. Юридическая природа завещания. Правила, ограничивающие свободу завещания.

Оформление подназначения наследника в завещании. Порядок, особенности оформления завещательного отказа (легата). Особенности оформления завещательного возложения.

Составление завещательного распоряжения на денежный вклад в банке.

Виды форм завещания. Оформление нотариально удостоверенного завещания. Оформление завещания, приравненного к нотариально удостоверенному. Оформление завещания, составленного в чрезвычайных обстоятельствах. Оформление закрытого завещания.

Понятие и значение исполнения завещания. Субъекты, исполняющие завещание. Причины, побуждающие завещателя назначить душеприказчика.

Изменение и отмена составленного завещания. Недействительность завещания.
^ Тема 6. Наследование по закону

Понятие наследования по закону. Отличие наследования по закону от наследования по завещанию. Основные положения наследования по закону.

Понятие родства. Прямая и боковая линия родства. Понятие свойства.

Число очередей наследников по закону. Состав наследников, призываемых в каждой очереди.

Условия призвания иждивенцев наследодателя к наследованию его имущества. Условия, влияющие на порядок призвания иждивенцев к наследованию. Понятие иждивенчества. Понятие нетрудоспособности. Доказательства, подтверждающие нетрудоспособность иждивенца наследодателя. Порядок призвания нетрудоспособных иждивенцев наследодателя к наследованию. Размер наследственной доли нетрудоспособных иждивенцев наследодателя.

Правила наследования усыновленными лицами и усыновителями.

Правила доказывания гражданами своего субъективного права на наследование по закону. Доказательства, используемые гражданами при этом.

Обязанности нотариуса при оформлении наследственных прав лиц, наследующих по закону.
^ Тема 7. Принятие наследства и отказ от него

Понятие «принятие наследства». Особенности и значение принятия наследства как субъективного гражданского права. Особенности принятия наследства как сделки. Порядок и сроки принятия наследства. Основания проставления срока, установленного для принятия наследства.

Форма заявления о принятии наследства. Обязанности нотариуса, получившего заявление о принятии наследства. Последствия принятия наследства.

Особенности наследственного правопреемства при переходе права на принятие наследства (наследственная трансмиссии). Отказ от наследства. Правила совершения отказа от наследства. Запреты на отказ от наследства. Содержание заявления об отказе от наследства. Юридические последствия отказа наследника от наследства.
^ Тема 8. Принятие мер к охране наследственного имущества

Понятие «охрана наследственного имущества». Круг лиц, в интересах которых осуществляется охрана наследственного имущества. Основания для принятия мер к охране наследственного имущества. Субъекты, осуществляющие организацию охраны наследственного имущества, а также его охрану. Срок охраны наследственного имущества. Меры, принимаемые для охраны наследственного имущества.. Законодательство, регулирующее охрану наследственного имущества. Обязанности лиц, ответственных за организацию охраны наследства: нотариусов, должностных лиц органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления и др.

Организация описи наследственного имущества. Лица, участвующие в составлении описи. Порядок составления акта описи наследственного имущества, его содержания и форма. Действия, совершаемые нотариусом после составления акта наследственного имущества.
^ Тема 9. Раздел наследства между наследниками

Различия в правилах раздела наследства и факторы, их определяющие.

Правила раздела наследства при наследовании по закону. Положения, имеющие значение при этом.

Правила раздела наследства при наследовании по завещанию. Положения, имеющие значение при этом.

Правила раздела наследства, применяемые как при наследовании по закону, так и при наследовании по завещанию.

Особенности раздела наследственного имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких наследников.

Порядок государственной регистрации прав наследников на не6движимое имущество после его раздела.

Понятие «необходимые наследники», их доля в наследственном имуществе.

Особенность раздела наследства при наличии среди наследников несовершеннолетних, недееспособных граждан, а также пережившего супруга.

Особенности раздела имущества при наличии у одного из наследников преимущественного права на неделимую вещь, вошедшую в состав наследства. Срок действия такого права со дня открытия наследства. Возможность осуществления преимущественного права на неделимую вещь одним из наследников.
^ Тема 10. Расходы наследников при приобретении наследства

Уплата государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство. Понятие государственной пошлины. Объекты, за выдачу которых взимается государственная пошлина. Ее размеры. Порядок уплаты и возврата уплаченной государственной пошлины. Льготы по уплате государственной пошлины.

Уплата налога с имущества, переходящего в порядке наследования. Понятие налога и его правовое регулирование. Плательщики налога. Объекты налогообложения. Ставки налога. Порядок исчисления налога. Льготы по налогу. Порядок и сроки его уплаты.

Оформление отсрочки и рассрочки платежа налога. Размер платы за отсрочку или рассрочку платежа налога. Определение денежной суммы за отсрочку или рассрочку платежа налога. Взимание недоимки за просрочку уплаты налога.

Ответственность должностных лиц (руководителей нотариальных контор и органов, которым предоставлено право совершать нотариальные действия) за непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления налогов с имущества, перешедшего в порядке наследования.
^ Тема 11. Оформление прав на наследство

Понятие, виды, содержание правообразующего документа – свидетельства о праве на наследство. Порядок и срок получения свидетельства о праве на наследство. Условия его выдачи. Действия наследника при получении от нотариуса отказа в выдач свидетельства о праве на наследство. Особенности получения свидетельства о праве на наследство представителем наследника. Содержание, форма и место выдачи свидетельства о праве на наследство. Субъекты, управомоченные выдавать свидетельства о праве на наследство.

Доказательства относимости гражданина к кругу наследников конкретного наследодателя. Доказательства наличия наследственного имущества и принадлежности его конкретному наследодателю.

Субъекты, которым может быть выдано свидетельство о праве на наследство. Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство пережившему супругу. Количество свидетельств о праве на наследство, выдаваемых по одному наследственному делу. Действия нотариуса после выдачи свидетельства о праве на наследство наследникам. Юридические последствия, возникающие у наследника, принявшего наследство фактическими действиями, в случае неполучения им свидетельства о праве на наследство.
^ Тема 12. Наследование отдельных видов имущества
Виды имущества, имеющие особенности наследования. Права наследодателя такого имущества.

Особенности наследования: приватизированных жилых помещений; вещей, ограниченно обороноспособных; земельных участков; невыплаченных наследодателю денежных сумм в качестве средств к существованию и по договору страхования; имущества, предоставленного наследодателю государством или муниципальным образованием на льготных условиях; государственных наград, почетных и памятных знаков; отдельных видов прав, в частности, связанных с участием наследодателя в коммерческих организациях; долей (вкладов) в коммерческих организациях; прав, связанных с участием наследодателя в потребительском кооперативе; имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства; авторских прав; патентных прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

^ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

9 семестр

Тема 1. Общие положения о наследственном праве

8

2

2

4

Тема 2. Источники наследственного права

8

2

2

4

Тема 3. Правомочия субъектов наследственного права

8

2

2

4

Тема 4. Открытие наследства и призвание к наследству

8

2

2

4

Тема 5. Наследование по завещанию

8

2

2

6

Тема 6. Наследование по закону

10

4

4

6

Тема 7. Принятие наследства и отказ от него

8

2

2

4

Тема 8. Принятие мер к охране наследственного имущества

8

2

2

4

Тема 9. Раздел наследства между наследниками

8

2

2

4

Тема 10. Расходы наследников при приобретении наследства

8

2

2

4

Тема 11. Оформление прав на наследство

8

2

2

4

Тема 12. Наследование отдельных видов имущества

8

2

2

4

Всего по дисциплине.

104

26

26

52


Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения



Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

6 курс

Тема 1. Общие положения о наследственном праве

6

-

-

6

Тема 2. Источники наследственного права

10

1

1

8

Тема 3. Правомочия субъектов наследственного права

10

1

1

8

Тема 4. Открытие наследства и призвание к наследству

11

2

1

8

Тема 5. Наследование по завещанию

11

2

1

8

Тема 6. Наследование по закону

10

2

-

8

Тема 7. Принятие наследства и отказ от него

8

-

-

8

Тема 8. Принятие мер к охране наследственного имущества

8

-

-

8

Тема 9. Раздел наследства между наследниками

8

-

-

8

Тема 10. Расходы наследников при приобретении наследства

6

-

-

6

Тема 11. Оформление прав на наследство

8

-

-

8

Тема 12. Наследование отдельных видов имущества

7

-

-

8

Всего по дисциплине.

104

8

4

92


Тематический план учебной дисциплины

для лиц, обучающихся по сокращенной программе


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

3 курс

Тема 1. Общие положения о наследственном праве

6

-

-

6

Тема 2. Источники наследственного права

10

1

1

8

Тема 3. Правомочия субъектов наследственного права

10

1

1

8

Тема 4. Открытие наследства и призвание к наследству

11

2

1

8

Тема 5. Наследование по завещанию

11

2

1

8

Тема 6. Наследование по закону

10

-

-

10

Тема 7. Принятие наследства и отказ от него

8

-

-

8

Тема 8. Принятие мер к охране наследственного имущества

8

-

-

8

Тема 9. Раздел наследства между наследниками

8

-

-

8

Тема 10. Расходы наследников при приобретении наследства

6

-

-

6

Тема 11. Оформление прав на наследство

8

-

-

8

Тема 12. Наследование отдельных видов имущества

8

-

-

8

Всего по дисциплине.

104

6

4

94


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по изучаемой проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга различных первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять правовые знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, зачете, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.

Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

  1. Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

  2. Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

  3. Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде. При необходимости посетить все доступные магазины (в том числе букинистические, например, сети «Академкнига», или электронные, такие как, например, www.ozon.ru; www.book.ru).

  4. Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата наследственного права как учебной дисциплины.

  5. Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

  1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с текстами (правовыми документами).

  2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

  3. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Поскольку часть вопросов в дисциплине отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

  4. В идеале должен получиться полный конспект по программе наследственного права, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

  5. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

  6. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

  7. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.

Чтение учебника. Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

  1. Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

  2. Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

  3. Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

  4. Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

Чтение рекомендованной дополнительной научной литературы – это одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение наследственного права. Такое чтение предполагает:

  1. Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.

  2. Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

  3. Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

  4. При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по наследственному праву, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Особенности работы преподавателя со студентами по индивидуальному графику. Данная форма работы предназначена для студентов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать аудиторные занятия (лекции или семинары) и изучают наследственное право самостоятельно с систематической отчетностью по пройденным темам на контрольных собеседованиях. Преподаватель совместно со студентом составляет график индивидуальной работы, включающий основные формы отчетности. Если студент не соблюдает графика прохождения контрольных собеседований или демонстрирует во время их проведения плохие знания, преподаватель вправе лишить его возможности работать по индивидуальному плану.

Контрольные собеседования проводит преподаватель, ведущий занятия в студенческой группе. При самостоятельном изучении наследственного права студент руководствуется УМК по наследственному праву.

Подготовка к зачету. Изучение дисциплины «Наследственное право» заканчивается зачетом, который проводится по всему ее содержанию. Форма зачета: ответ на вопросы.

К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.

Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:

  • показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

  • обзор освещения вопроса в его историческом развитии;

  • определение сущности рассматриваемого предмета;

  • основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;

  • факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

  • показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю.
^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс культурология
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс по курсу «экономическая теория»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск