Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций






Скачать 300.52 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
страница1/2
Дата публикации25.10.2014
Размер300.52 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2
Литературное чтение. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. 1 класс. УМК «Перспектива»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»

  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Учебный план образовательного учреждения на 2010/2011 учебный год

Программа является авторской.

Программа и материал УМК рассчитаны на 20 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

^ Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;

  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;

  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;

  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;

  • развивать интерес к литературному творчеству;

  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

^ Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;

  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;

  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;

  • культурно-исторический принцип;

  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

Учебник «Литературное чтение» для 1 класса включает семь основных разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам.
Часть 1

  • «Книги – мои друзья».

  • «Радуга – дуга» (произведения малых фольклорных жанров).

  • «Здравствуй, сказка!» (включает народные и авторские сказки, данные для сопоставления, сравнения).


Часть 2

  • «Люблю всё живое».

  • «Хорошие соседи, счастливые друзья».

  • «Край родной, навек любимый».

  • «Сто фантазий».

Разделы имеют художественно-эстетическую, духовно-нравственную направленность, последний («Сто фантазий») нацелен главным образом на развитие воображения и творческих литературных способностей учащихся.

Разделы включают в себя произведения современных писателей, содержание которых близко жизненному опыту младших школьников и интересно им, а также произведения народнопоэтического творчества и классиков отечественной литературы. В 1 классе знакомство с зарубежной литературой ограничивается фольклорными произведениями.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

^ Круг детского чтения. Тематика

1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.

2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).

Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.

^ Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения:

  • способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов;

  • качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.

^ 2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения:

  • полные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка;

  • пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста;

  • воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;

  • формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

^ 3. Воспитание культуры речи и чтения:

  • формирование умения слушать собеседника;

  • развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;

  • развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;

  • развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности;

  • воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому;

  • увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром

^ 1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки:

  • формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов;

  • наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок;

  • сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.

^ 2. Слушание художественных произведений:

  • слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного;

  • слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

^ 3. Перечитывание художественного произведения и его анализ:

  • высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное;

  • соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему;

  • нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям;

  • воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте;

  • наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя); нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу;

  • понимание значения слов и выражений исходя из контекста; сопоставление синонимов;

  • умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

^ 4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами:

  • воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений;

  • сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом;

  • придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя);

  • умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;

  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.


Учащиеся должны уметь:

  • читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;

  • читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;

  • отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;

  • высказать свое отношение к прочитанному.


^ Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Произведения для чтения


Часы

Цели и задачи урока

Планируемые результаты

^ Рекомендуемые приёмы работы


Стр. учебника

Стр. тетради


НРК


КИМ

Календарные сроки

примерные

фактические

Часть I

Темы: «Книги – мои друзья», «Как хорошо уметь читать»

1

^ С.Маршак «Новому читателю». Возникновение письменности


1

Познакомить с книгой «Литературное чтение»; учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого. Дать первоначальное представление о значении книги; стимулировать желание научиться хорошо читать; познакомить с информацией о возникновении письменности; формировать культуру общения с книгой

Иметь представление о книге; умение читать плавно, неторопливо, целыми словами; умение вникать в смысл читаемого. Иметь представление о возникновении письменности; умение общаться с книгой

Знакомство с учебником; с авторами; условными обозначениями; чтение обращения; рассматривание иллюстраций; чтение произведений, обсуждение; объяснение смысла загадки; работа в парах; чтение высказывания К.Ушинского; знакомство с узелковым письмом; рассматривание знаков – иероглифов; творческая работа; составление собственных загадок; беседа о книге

7
10-12










1.03




^ Тема: «Как бы жили мы без книг?»







2

С.Михалков «Как бы жили мы без книг?»



1

Познакомить детей с библиотекой; учить выбирать книги; внимательно рассматривать иллюстрации в учебнике; получать необходимую информацию; познакомить с рекомендательным списком книг; учить читать тексты в медленном и ускоренном темпе

Умение выбирать книги; ориентироваться на тематический указатель; умение работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; умение читать тексты в разном темпе

Знакомство с библиотекой; ориентировка на тематический указатель; рассматривание выставки книг; чтение выбранных книг; запись в библиотеку; чтение отрывка стихотворения С.Михалкова; выставка книг С.Михалкова; подготовка к выразительному чтению; отработка навыка чтения


13-14










5.03




^ Темы: «Мои любимые писатели», «Сказки К.Чуковского»







3

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». «Наш театр». Сказка К.И.Чуковского «Айболит»



1

Рассказать об А.Пушкине; познакомить с выставкой книг; учить читать произведения А.Пушкина. Познакомить со сказками К.Чуковского; инсценировать отрывок; учить выделять слова автора и действующих лиц; отрабатывать выразительное чтение

Знать об А.С.Пушкине; умение читать произведения А.С.Пушкина. Знать произведения К.Чуковского; умение инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц

Выставка книг А.Пушкина; слово об А.Пушкине; выразительное чтение отрывка; анализ; чтение детьми; словесное рисование. Рассматривание выставки книг; беседа по произведениям К.Чуковского; подготовка к инсценированию; чтение отрывка сказки; анализ; выразительное чтение по ролям; выбор лучшего чтеца; обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; рекомендации для чтения стихов и сказок К.Чуковского


20-21


24-26










12.03




^ Темы: «Из книг К.Ушинского». Обобщение по разделу, «Пословица – мудрость народная»







4

^ К.Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому». Загадки. Пословицы, поговорки


1

Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравственного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; дать первоначальное представление о таких нравственных понятиях, как добро, зависть, злость, ложь, милосердие; учить читать выразительно. Познакомить с произведениями малых фольклорных жанров; развивать интерес к произведениям народного творчества; учить отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки, на которые указывает загадка; стимулировать проявление творческой активности

Умение составлять представление о персонаже на основе его поступков; иметь представление о нравственных понятиях; умение читать выразительно; передавать своё отношение к содержанию. Знать произведения малых фольклорных жанров; умение отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки; составлять свои загадки

Знакомство с книгами К.Ушинского; чтение учителем любого произведения К.Ушинского; чтение в парах; обсуждение названия произведения; выявление практического смысла пословицы; обсуждение смысла нравственных понятий; обобщение по теме; самостоятельное чтение рассказа В.Осеевой. Сообщение учителя о произведениях малых фольклорных жанров устного народного творчества; вспомнить загадки и пословицы, изученные в период обучения грамоте; чтение диалога; объяснение смысла пословиц; знакомство с загадками и их чтение; составление загадок; рассматривание репродукции картины А.Киселёва


27
36-37


22-27







15.03




^ Темы: «Песенки разных народов», «Мы идём в библиотеку»







5

Песенки народов разных стран. «Рифма Матушки Гусыни» (англ. песенка)



1

Учить сравнивать фольклорные песенки разных народов, видеть в них общее; воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества разных стран; развивать речь; активизировать формирование навыка выразительного чтения. Продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами народов разных стран; учить выбирать книги для самостоятельного чтения; развивать умение вчитываться в содержание текста, используя приёмы драматизации

Умение сравнивать фольклорные песенки разных народов; находить общее; умение выразительно читать. Умение выбирать книги для самостоятельного чтения; умение вчитываться в содержание текста; использовать приёмы драматизации

Чтение песенок русского народа (с.29-30); отработка выразительного чтения; чтение песенок народов России; знакомство со считалками; обобщение; конкурс на лучшего чтеца. Работа с выставкой книг-сборников народных загадок, пословиц, поговорок; знакомство с самой знаменитой книжкой английского фольклора для детей «Рифмы Матушки Гусыни»; чтение весёлых песенок; распределение ролей с помощью считалки


29-35
46-48



6-7

16-17

18-21

28-31







19.03




^ Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»







6

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». «Шутки – минутки»



1

Обобщить первые представления о малых фольклорных жанрах; закрепить умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; учит выделять загадки разного типа; обогатить речь словами с уменьшительно-ласкательными формами

Умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; умение выделять загадки разного типа; умение использовать различные слова в своей речи

Обсуждение названия темы «Радуга-дуга»; работа по вопросам учебника (с.50-51); дополнительные вопросы и задания к загадкам; дополнительные вопросы к колыбельным песням; «шутки-минутки» (с.49)


49-51


8-15







22.03




^ Тема: «Узнай сказку»







7

Г.Юдин «Почему «А» первая». Т.Коти «Катя и буквы»


1

Пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества; учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций; формировать навык чтения целыми словами; развивать творческие способности; стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки

Умение высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; умение рассказывать по серии иллюстраций; умение читать целыми словами; умение продолжить сказку; придумать иное окончание сказки

Чтение диалога (с.52); обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей; работа с выставкой книг; отработка интонационно-выразительного чтения; коллективное придумывание продолжения сказки; самостоятельное чтение (с.77-78); беседа о сказках и сказочных героях


56-57


34-39







2.04




^ Тема: «Сравни сказки»







8

«Курочка Ряба» (народ. сказка). С.Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака


1

Развивать умение вчитываться в текст; учить сравнивать сказки со сходным содержанием, видеть сходство и различие; развивать умение выразительно читать, предавать настроение персонажа; помочь в составлении продолжения сказки

Умение вчитываться в текст; Умение сравнивать сказки со сходным содержанием; умение выразительно читать, передавать настроение персонажа; умение продолжать сказку

Чтение (с.60-61); отработка чтения целыми словами; демонстрация детской книги «Волк и семеро козлят»; рассказывание сказки по иллюстрациям; чтение сказки С.Маршака; словесное рисование по сказке; работа по вопросам учебника; обобщение


63-64


46-49







5.04




^ Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»







9

«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев «Две лягушки»


1

Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; учить выразительно читать диалоги

Умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; умение отвечать на вопросы; умение следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги

Подготовка к восприятию русской народной сказки; чтение сказки учителем; перечитывание сказки учащимися; обучение чтению диалога; работа над содержанием сказки; выразительное чтение; сопоставление темы урока со сказкой


66-69
70-73










9.04




^ Тема: «Сказки народов России»







10

Татарская народная сказка «Три дочери». Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха»


1

Продемонстрировать сборники народных сказок, заинтересовать детей чтением; познакомить со сказками разных народов России; учить сопоставлять сказки по главной мысли; отрабатывать навык чтения целыми словами; учить выразительно читать

Иметь представление о сказках разных народов; умение сопоставлять по главной мысли; умение выразительно читать

Беседа о сказках; знакомство со сказкой «Три дочери»; анализ; сравнение сказок по главной мысли: «два лентяя» и «Заяц и черепаха»; словесное рисование по сказкам; чтение пословиц (с.85)


80-82
83-84


40-45







12.04



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка по окружающему миру рабочая программа составлена...
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРабочая программа по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРабочая программа по литературе 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Учебник «Литературное чтение» (1, 2 части), 9 – е издание, М.: Просвещение, 2012 год. Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе...
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПланета знаний
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРеспублики Татарстан «Рассмотрено»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск