Скачать 0.76 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства» Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебного года Номинация: Организация воспитательного процесса ^ молодежи в системе профессионального образования^ Чкалова О.Л., преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», Нижний Новгород 2014 год ^ Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» отмечается, что «в стране в основном создана система патриотического воспитания граждан. В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания». Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование и модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания. Определение сущности гражданского образования мы находим в Письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», где указано, что оно: - имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе; - основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук; - носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений; - представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин; - должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки. В «Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы» определяются существующие противоречия между: - декларируемыми в нормативных правовых актах задачами повышения роли гражданского образования в современных условиях, формирования гражданственности у молодежи и не разработанностью путей и средств их реализации на региональном уровне; - необходимостью интеграции российского и международного образования в сфере гражданского становления личности и отсутствием механизмов ее осуществления в регионе; - наличием отдельных, созданных зачастую стихийным, эмпирическим путем, программ, моделей, технологий реализации гражданского образования и отсутствием целостного научно-методического обеспечения развития региональной и муниципальных систем гражданского становления личности; - необходимостью организации системы гражданского образования детей и молодежи и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к решению данной задачи. Исходя из вышеизложенного, субъектами гражданско-патриотического образования являются учреждения муниципальных органов образования, т.е. обучающиеся школ. Следует отметить, что практически ни в одном документе федерального и регионального уровней нет упоминания о развитии гражданско-патриотического воспитания в системе профессионального образования, подразумевается, что эти типы учреждений должны основываться на программах для общеобразовательных учреждений. Но не стоит забывать о специфике образовательных учреждений профессионального образования. Мы считаем, что необходима программа, включающая систему мероприятий в данном направлении. Наши выводы не случайны. Они основываются на социальной обстановке внутри нашего образовательного учреждения, такая же ситуация, как правило, и в других учреждениях такого же типа и вида. В настоящее время в ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства» обучается 341 человек. Из них:
В Государственном Образовательном учреждении среднего профессионального образования «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства» около 80 % контингента составляют юноши, и только небольшое их количество может всесторонне подготовиться к воинской службе. Общаясь с обучающимися, мы, к сожалению, наблюдаем негативную реакцию на наше мнение. Некоторые считают, армия – это бесполезно потраченное время. Но среди опрошенных большой процент и тех, кто готов был бы отдать свой долг Родине, если бы не те известные всем проблемы, которые существуют в воинских частях. Но не только это беспокоит будущих солдат, многих смущает их физическая неподготовленность, слабая выносливость, кто-то не желает надолго расставаться со своими родными и близкими, кого-то пугает то, что он не «впишется» в новый коллектив, не сумеет адаптироваться в новых для себя условиях. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию 2007 г. отметил, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность». В связи с вышеизложенным, возникла необходимость создания «Центра гражданско-патриотического воспитанию молодежи в системе профессионального образования, который бы позволил аккумулировать ресурсы образовательного учреждения на повышение уровня гражданско-патриотического воспитания через систему мероприятий, фестивалей, программ и конкурсов т.д., а так же способствовать повышению готовности юношей к службе в Вооруженных Силах РФ.
2. Нормативные и концептуальные основания организации деятельности Центра Нормативно-правовой основой деятельности центра являются государственные и региональные требования:
^ Гражданско-патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Военно-патриотический компонент: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Духовно-нравственный компонент: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров. Историко-краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. Социально-патриотический компонент: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Спортивно-патриотический компонент: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Данная база воспитательных подходов должна, суммируясь, сформировать личность, обладающую:
3. Структура и содержание деятельности Центра 4. Этапы проекта: Первый этап – подготовительный. Предполагает решение следующих задач:
Второй этап – внедренческий, связан с постановкой задач организации деятельности Центра:
Третий этап – обобщающий, направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением результатов работы Центра, определением эффективности реализуемых форм и методов организации гражданско-патриотического воспитания молодежи в системе профессионального образования:
5. Имеющийся проектный задел Наше образовательное учреждение уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся и достигло следующих результатов:
6. Планируемые результаты проекта
7. Показатели эффективности реализации проекта
8. Предполагаемые партнеры проекта
|
![]() | Номинация конкурса: — Организация учебного процесса и управление учебным заведением | ![]() | Номинация конкурса: «Организация учебного процесса и управление учебным заведением» |
![]() | Название работы: Программа первичной профилактики компьютерной зависимости у подростков | ![]() | Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование |
![]() | Автор: Колесникова Елена Владимировна, руководитель структурного подразделения, вторая квалификационная категория | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №85 «Гвоздика» |
![]() | Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) | ![]() | Номинация конкурса: Организация учебного процесса и управление учебным заведением |
![]() | Основная цель всех видов форм взаимодействия доу с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами,... | ![]() | Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование |