Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок?






Скачать 65.62 Kb.
НазваниеМожно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок?
Дата публикации25.01.2015
Размер65.62 Kb.
ТипВопрос
top-bal.ru > Право > Вопрос
Профилактика заболеваний глаз

у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Лекция для родителей

Более 95% информации об окружающем мире человек получает через глаза. Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок?
Процесс формирования зрения особенно интенсивно протекает в период с 1-го по 5-ый год жизни ребенка, когда параллельно с ростом и развитием всего детского организма наблюдается рост и развитие всех элементов глаза, формирование его оптической системы. Этот процесс отражается на остроте зрения (способности глаза видеть предметы четко). Острота зрения, равная 1,0D (норма) формируется у ребенка только к 6-7 году жизни. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркость (способность хорошо видеть предметы вдали) в различной степени выраженности, которая в дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) значительно преобладает над нормальным зрением. Однако в возрасте от 3-х до 7-ми лет причиной снижения остроты зрения может быть близорукость. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других. Поэтому необходимо самое пристальное внимание к зрению детей и максимальное расширение мероприятий, направленных на профилактику болезней глаз. Задача родителей сводится к созданию максимально благоприятных условий для правильного возрастного развития зрения ребенка.

^ Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять негативным влияниям внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

1. Организация занятий и их продолжительности. Основными занятиями дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже – чтение и письмо, деятельность, требующая постоянного активного участия зрения. Общая продолжительность таких занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением. Профилактику неправильных зрительных привычек у детей, следует начинать уже с 2-3-х лет. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности 30-35см, не надо забывать о правильном положении тела - не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным. Учите детей периодически моргать, не смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Превратите эти упражнения для ребенка из игры в привычку.

Уместно в данном случае также отметить негативное влияние чрезмерного увлечения родителей ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста, когда еще несформировавшийся глаз вынужден подвергаться значительным нагрузкам, что приводит к перенапряжению, и, в конечном итоге, может стать причиной расстройств и заболеваний глаз.

Игровая деятельность также воздействует на зрение. Время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, мозаики, головоломки и т.д.) целесообразно уменьшить. Для развития зрения полезны любые игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и двигаются. Полезны игры с использованием мяча.

Время нахождения ребенка за просмотром телепередач, как и длительность занятий с компьютером должны быть разумно ограничены. Непрерывное пребывание перед экраном телевизора или монитора не должна превышать 30 минут. Оптимальное расстояние составляет 2,0-5,5м от экрана телевизора, и 40см от монитора. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение, ориентированное таким образом, чтобы свет не попадал в глаза.

^ 2. Организация режима дня и двигательная активность. Важным условием нормального роста и развития не только органа зрения, но и всего детского организма является соблюдение основных режимных моментов, чередующих различные виды деятельности, и обеспечивающих, в том числе, дневной отдых и полноценный ночной сон. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми и прогулками на свежем воздухе. Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать. В свободное время стимулируйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В перерывах между занятиями следует предоставлять детям возможность походить, сделать несколько физкультурных упражнений, посмотреть в окно вдаль.
^ 3. Гимнастика для глаз ребенка. Упражнения общеразвивающего характера необходимо сочетать с гимнастикой для глаз, имеющей многоцелевое значение. Упражнения обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус глазных мышц, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышают способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Если ребенок трет ладошками глаза и жалуется на усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно приблизительно 5 секунд.

  • Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

  • Вытянуть правую руку вперед, следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

  • В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.

  • Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

  • Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Такую гимнастику для глаз  можно представить ребенку в виде игры уже в два года.
^ 4. Организация условий быта. Традиционно подобные рекомендации затрагивают гигиену освещения во время зрительной работы. В этом плане необходимо отметить, что свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, желательно с левой стороны, чтобы тень правой руки не затеняла рабочую область, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время суток. Относительно предметов интерьера искусственное освещение необходимо ориентировать таким образом, чтобы отраженный свет от стеклянных и зеркальных поверхностей, а также яркие блики, не попадали в поле зрения ребенка во время работы.
^ 5. Профилактические медицинские осмотры. Лучший способ избежать глазных болезней у детей - это регулярное проведение медицинских осмотров (в возрасте 3-х лет - 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет - 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем больше шанс своевременно их скорректировать.

Поводом для обращения к врачу может стать любой из нижеперечисленных симптомов:

  • у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз (нужно наблюдать внимательно, так как данный симптом может быть слабовыраженным или появляться периодически). Надо насторожиться даже, если это проявляется только в моменты переутомления или стресса;

  • чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого;

  • косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание при рассмотрении предметов;

  • нарушение зрительно-моторной координации;

  • проблемы, связанные с перемещением в пространстве – ребенок ударяется о стоящие предметы, роняет вещи на пол, долго ищет оброненную вещь;

  • ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам;

  • ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой;

  • ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;

  • ребенок трет глаза в процессе чтения или после непродолжительного чтения; постоянно ведет пальцем по строчке при чтении; способен читать только в течение очень непродолжительного времени;

  • ребенок жалуется на головные боли, переутомление глаз, боли в глазах;

  • тошнота и головокружение при зрительной нагрузке; укачивание; двоение в глазах.


^ 6. Профилактика травматизма. Причиной снижения зрения может стать травматизация органа зрения. Основные правила по снижению риска травм очень просты:

  • не храните лекарства и бытовую химию в зоне доступа детей;

  • не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей: в помещении не помещайте спальное место ребенка напротив слепящего света, на прогулках используйте коляску с тентом или надевайте ребенку панамку с козырьком;

  • коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм, которые он сам может себе нанести по неосторожности;

  • не оставляйте без присмотра детей, занимающихся с предметами, которые могут травмировать глаза (ножницы, стеки, карандаши и др.), учите правильной работе с ними;

  • учите правильному обращению со столовыми предметами (вилками, ножами).


^ 7. Профилактика инфекционных заболеваний глаз. Инфекционными (“заразными”) заболеваниями являются заболевания поверхностных оболочек глаза (конъюнктивы и роговицы), которые вызываются бактериями или вирусами. Передаются они через предметы быта (полотенца, подушки и др.) и руки, загрязненные слезной жидкостью или гнойными выделениями глаз больного. Проявления заболеваний данной группы сходны: после контакта с больным или на фоне острого респираторного заболевания появляются покраснение глаз, светобоязнь, слезотечение и/или обильные выделения из глаз.

Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний являются: соблюдение правил личной гигиены, использование индивидуальных полотенец, индивидуального постельного белья, изоляция больного и предметов его обихода. В целях личной гигиены всегда используйте чистые салфетки и чистые носовые платки.


Следуя нашим несложным советам,

Вы сможете, многое сделать для охраны зрения Ваших детей,

а значит для их будущей жизни!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconКак восстановить и укрепить зрение?
Последствием этого является близорукость и дальнозоркость, плохое, слабое зрение. Комплекс простых, но эффективных упражнений для...

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconСекреты хорошей памяти
Она есть у каждого человека. У одних она хорошая, у других не очень, но когда человек теряет ее, вместе с ней он теряет и свое прошлое....

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? icon«Будни психолога»/декабрь 2009
Вы радуетесь этому от всей души. Может, у Вас сегодня «не задался денёк с утра», а может просто плохое настроение и много дел и проблем....

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconСочинение Гац Маргариты, ученицы 7 «В» класса
Мама. Сколько смысла можно вложить в это слово, сколько эмоций Не было бы ее, не было бы и меня! Она самый дорогой и любимый в мире...

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconФилипп: Когда дано задание, и другой человек делает что-то не так,...
Если у тебя такое впечатление, что дело действительно принимает скверный оборот, другими словами, это касается не только одних деталей...

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconК заветным годам
«И в час досуга можно расти, если разумно его провести», «Человек, который понимает природу, благороднее, чище», «Счастье – это быть...

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconСопровождайте свои действия словами
Озвучивайте любую ситуацию но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза....

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconМ. А. Булгаков Бессмыслица искать решение, если оно и так есть. Речь...
Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconМ. А. Булгаков Бессмыслица искать решение, если оно и так есть. Речь...
Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него

Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок? iconМдоу црр – детский сад №20 «Сказка» Памятка для воспитателей
Цвет играет немаловажную роль в жизни человека. Без этого жизнь была бы скучной и серой. Человек приобретает цветное зрение не сразу,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск