Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование»






Скачать 157.23 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование»
Дата публикации08.02.2015
Размер157.23 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Право > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА



В МАГИСТРАТУРУ
по направлению

44.04.01 «Педагогическое образование»
по образовательной программе

«Менеджмент в образовании»


Армавир

2014

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» по образовательной программе «Менеджмент в образовании»
Пояснительная записка

Программа вступительного собеседования составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», предъявляемыми к профессиональной готовности выпускников специалитета и бакалавриата.

Данная программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру факультета технологии, экономики и дизайна направление подготовки «Педагогическое образование» по образовательной программе «Менеджмент в образовании».

Магистерская программа «Менеджмент в образовании» предусматривает подготовку в области профессионального образования и осуществления инновационной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
^ Цель собеседования: определить уровень готовности абитуриента к продолжению обучения по уровню магистратуры.
Задачи:

  1. Определить степень владения базовым методологическим, теоретическим, методическим и технологическим аппаратом педагогической науки как основы для восприятия комплекса дисциплин магистратуры.

  2. Выявить уровень развития логического, теоретического и эмпирического мышления абитуриента.

  3. Выявить уровень сформированности исследовательских умений абитуриента.

  4. Определить степень готовности использовать различные группы компетенций в процессе обучения по магистерской программе.



^ Содержание программы

Раздел 1. Введение в инноватику и прогнозирование

Научные достижения и научно-технические инновации. Инноватика как научный базис инновационной деятельности. Риск как признак инновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии. Теория инноваций как обобщение инновационной теории и прикладных исследований в сфере организации и управления инновационной деятельностью. Основные понятия и терминология. Роль теории инноваций в современном мире.

^ Раздел 2. Исторический опыт инновационной деятельности

Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и их анализ. Важнейшие открытия и их роль в развитии цивилизации.

Инновационная активность как важнейший фактор общественного развития. Анализ современного уровня инновационной активности.

Статистика инноваций. Идентификация инноваций. Международная стандартизация и классификация инноваций. Мониторинг инновационной деятельности. Инновации в сфере образования.

^ Раздел 3. Теории инновационного развития

Макроэкономические теории и модели общественного развития как предпосылка формирования теории инноваций. Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева. Вклад Й. Шумпетера в теорию инноваций. Мотивация инноваций. Концепция научно-технического прогресса. Философские и социальные аспекты развития цивилизации.

Долгосрочное прогнозирование развития образования и методы анализа динамики технологических изменений. Современные инновационные теории. Системотехнический подход. Социально-экономический подход.

Основные факторы инновационного развития образования. Периодизация общественного развития с позиций теории инноваций. Научно-технические эры: движущие силы развития и причины сменяемости. Жизненный цикл образовательного уклада, продукта, технологии. Цикличность инновационных процессов. Типы инновационного поведения учреждений образования и их классификация. Закономерности формирования и смены стереотипа инновационного поведения.

^ Раздел 4. Проектирование содержания и структуры программы развития образовательного учреждения (ОУ)

Требования к структуре программы развития. Цель и задачи программы развития.

Условия успешного осуществления программы развития ОУ. Этапы разработки программы развития ОУ. Паспорт программы развития ОУ. Информационная справка и проблемно-ориентированный анализ деятельности ОУ. Концепция и миссия образовательного учреждения. Разработка плана действий.

Экспертиза содержания и структуры программы развития ОУ. Критерии экспертной оценки программы развития ОУ. Процедура согласования и экспертизы программы развития ОУ. Экспертиза содержания и структура программы развития ОУ.

^ Раздел 5. Образование как феномен педагогической науки и практики.

Многозначность понятия «образования». Образование как ценность, система, процесс и результат обучения и воспитания человека. Современные трактовки смысла понятия образования. Образование как процесс становления и развития личности.

Образование как результат освоения индивидом системы знаний, умений и различных компетенций. Образование как социальный институт и сфера человеческой деятельности.

Анализ основных понятий теории образования: «система образования», «образовательная программа», «образовательный стандарт», «образовательный маршрут», «образовательная система», «уровни образования», «образовательное учреждение», «образовательная деятельность».

Образование как процесс: цели образования, содержание образования, средства и формы получения образования, результаты образования. Образование и самообразование человека. Уровни образования современного человека. Образование как развивающаяся открытая и динамическая система.

Образование как социальная функция современного общества. Образование как фактор развития человека и общества, государства и его экономики. Свойства образования в современном мире: гуманизация, демократизация, индивидуализация, дифференциация, информатизация и др. Непрерывное образование и обеспечение преемственности образования. Проблема учета и оценки достижений и развития учащихся. Проблема качества образования. Современные подходы к модернизации образования. Глобальные тенденции развития современного образования в мире и в отечественной образовательной практике.

Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования РФ в мировое образовательное пространство. Болонский процесс и перспективы российского высшего образования. Государственные и частные вузы. Проблемы современного высшего образования: ЕГЭ, государственные и платные формы образовательных услуг, рынок образовательных услуг и специалистов - выпускников вуза, отбор абитуриентов, проблема качества деятельности вуза и качества высшего образования и пр.

^ Раздел 6. Педагогическая теория. Наиболее известные педагогические теории и концепции.

Образование как объект междисциплинарных и комплексных научных исследований. Предметное поле исследований проблем современного образования.

Проблемы философии, психологии, социологии образования.

Примеры педагогических концепций и педагогических фактов. Ценностно- смысловое поле, эвристический и прогностический потенциал педагогической теории в отношении к образовательной практике и процессу ее развития. Теория обучения. Теория воспитания. Эдукология - теория образования и образовательных систем. Понятие «модели» обучения, воспитания и образования.

Анализ результатов научных исследований по проблемам высшего образования.

Результаты сравнительного анализа систем образования в разных странах мира – результаты исследований по сравнительной педагогике. Теория развития образовательных систем. Теория управления качеством образования.

Теория развивающего обучения. Теория когнитивного обучения. Теория модульного обучения. Теория проблемного обучения. Теория дифференцированного и многоуровневого обучения. Теория личностно-ориентированного обучения. Теория и модели содержания образования. Теория и классификация методов обучения.

Теоретические основания моделирования образовательных систем. Модели дошкольного и школьного образования. Модели среднего профессионального и высшего образования. Модели послевузовского образования.

Основания для типологии современного образования. Наиболее известные типологии современного образования.

^ Раздел 7. Технологический подход в образовании.

Понятие технологизации образования. Направления технологизации: технизация и технологический подход. Технологический подход как образовательный подход к потроению всего учебного процесса. Причины развития технологического подхода в образовании. Направления развития технологического подхода в образовании. Процесс реализации технологического подхода. Отличительные черты технологического подхода: гарантированность результата на каждом отрезке образовательного процесса и оперативная обратная связь.

Разряды технологий обучения: инновации-модернизации и инновации-трансформации.

Технология обучения. Педагогическая технология. Образовательная технология. Внутренняя дифференциация образовательного процесса при использовании технологий обучения и воспитания. Проектирование использования образовательной технологии. Роль диагностики и прогнозирования в использовании образовательных технологий. Классы образовательных технологий: «традиционные методики», модульно-блочные технологии, цельноблочные технологии, интегральные технологии. Характеристика классов.

^ Раздел 8. Образовательные технологии в отечественной и зарубежной образовательной практике.

Государственный образовательный стандарт: концепция, базисный учебный план, стандарты основных образовательных областей учебных курсов, система измерителей. Принципы образовательных технологий. Параметры образовательного процесса, построенного с применением технологий обучения и воспитания: целеполагание, диагностика, дозирование заданий, логическая структура, коррекция.

^ Анализ инновационного опыта в разработке новых педагогических технологий.

Виды педагогических технологий и общая характеристика (задачная, диалоговая, личностно ориентированная, компьютерная, тестовая и др.). Идеи и принципы, лежащие в основе разработки таких технологий.

^ Анализ форм организации педагогического процесса. Курсовая форма обучения.

Лекционно-семинарская форма обучения. Индивидуальная, групповая и коллективная формы обучения. Дистанционное обучение и другие современные виды обучения в отечественной и мировой образовательной практике.

^ Проблемы современного школьного образования: ЕГЭ, государственные и платные формы образовательных услуг, рынок образовательных услуг, отбор школьников в специализированные и массовые школы, проблема качества деятельности учителя и качества школьного образования и пр. Инновации в зарубежных школах: система Монтессори, Вальфдорская школа, школа Френе, школа «без учителя» и др.

^ Модели высшего образования. Модель классического университетского и профессионально-ориентированного высшего образования в России. Современная многоуровневая модель подготовки специалиста. Анализ ведущих идей, лежащих в основе современных технологий вузовского образования. Критерии и показатели эффективности процессов в сфере высшего образования.

Выборочная характеристика современных образовательных технологий: метод кейсов, ТОГИС, технология РКМЧП и др. и представление результатов работы групп.

^ Раздел 9. Социально-психологические основы деятельности руководителя

Понятие о руководителе и лидерстве. Власть и влияние. Власть и авторитет. Формы власти и влияния: власть, основанная на вознаграждении; власть, основанная на принуждении; законная власть; власть примера (влияние через харизму); экспертная власть. Влияние через убеждение и участие. Типы лидерства. Роль руководителя в системе управления, его функции.

Основные качества руководителя: профессиональные, деловые, личностные, организаторские способности руководителя. Понятие имиджа. Составные компоненты: профессионализм и компетентность, нравственная надежность менеджера, гуманитарная образованность менеджера, психотехнологическая подготовленность. Требования к имиджу руководителя. Принципы создания имиджа.

^ Раздел 10. Психологические проблемы и трудности субъектов образовательного процесса

Субъекты образовательного процесса в школе: ученики, учителя, администрация школы, родители. Субъекты вузовского образования: студенты, преподаватели, ректорат, аспиранты и докторанты, соискатели и стажеры, сотрудники высшего учебного заведения.

Трудности и ошибки в работе учителей и руководителей школ в работе с педагогическим коллективом, учениками и их родителями. Трудности и ошибки в работе преподавателей вузов со студентами, деканата в работе со студентами и их родителями, коллективом преподавателей и отдельными кафедрами. Проблемы школьного и вузовского коллектива.

Организация рефлексивного анализа профессиональной и инновационной деятельности в сфере образования. Факторы неуспешности профессиональной деятельности педагогов: информационный и профессионально-личностный барьеры, уровень методологической, предметно-научной, психолого-педагогической культуры и др.

Нормы, методы оценки и формы контроля учебных достижений обучающихся в школе и вузе. Балльная, рейтинговая и другие системы оценки учебных достижений.

Проблемы контроля и оценивания учебных достижений обучающихся. Проблемы взаимоотношений участников образовательного процесса в школе и вузе. Проблемы научно-методического, материально-технического, ресурсно-кадрового, организационно- информационного обеспечения образовательного процесса в школе и вузе.

Анализ причин и источников стимулирования специалистов сферы образования к инновационной деятельности, творчеству и повышению качества профессиональной деятельности. Анализ отрицательных моментов и неудач в ходе инновационных поисков, практики обучения, воспитания и развития в сфере школьного образования. Анализ отрицательных моментов и неудач в ходе практики обучения в вузе, организации образовательной деятельности студентов и подготовки специалистов.

^ Раздел 11. Значение использования оценочных средств в области образования

Понятие оценочных средств в образовании. Применение мониторинга в различных областях человеческой деятельности. Классификация систем мониторинга. Процессная система как совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи. Образовательное учреждение как сложная социально-педагогическая система.

Целостный педагогический процесс как образовательная система.

Факторы, влияющие на качество измерений. Мониторинг, измерение и оценивание. Примеры систем мониторинга и оценивания в образовательных системах других стран. Отечественные системы мониторинга и оценивания на федеральном, региональном, местном уровнях.

Компетентностный подход и оценивание качества результатов обучения. Портфолио. Кейсы. Анкетирование. Принципы создания компетентностно ориентированных заданий. Подходы к оценке результатов выполнения компетентностно ориентированных заданий.

^ Раздел 12. Организация делопроизводства в образовательном учреждении

Организация документооборота (движения документа с момента создания или получения до исполнения или отправки), хранение документов и их использование.

Значение делопроизводства в образовательном учреждении. Службы: документации и секретарская. Законодательные акты, регламентирующие делопроизводство.

Законодательные акты РФ в сфере информации и документации.

Правовые акты нормативного и инструктивного характера. Методические документы по делопроизводству образовательных учреждений.

Требования к текстам служебных документов: краткость и точность изложения информации, исключение двоякого толкования, объективность и достоверность информации, составление простых документов, структурирование текста документа, широкое использование трафаретных и типовых текстов при описании повторяющихся управленческих ситуаций.

Язык и стиль служебных документов: нейтральный тон изложения, точность и ясность изложения, исключение повторов и отсутствие излишних подробностей, употребление устойчивых, шаблонных словосочетаний, употребление специальных терминов, использование сокращенных слов и др.

Требования, предъявляемые к бланкам документов. Бланки документов в унифицированной системе организационно-распорядительской документации.


      1. Примерные вопросы к собеседованию

  1. Содержание инноватики и прогнозированич

  2. Проектирование содержания и структуры программы развития образовательного учреждения (ОУ)

  3. Образование как феномен педагогической науки и практики.

  4. Педагогическая теория. Наиболее известные педагогические теории и концепции.

  5. Технологический подход в образовании.

  6. Образовательные технологии в отечественной и зарубежной образовательной практике.

  7. Социально-психологические основы деятельности руководителя

  8. Психологические проблемы и трудности субъектов образовательного процесса

  9. Значение использования оценочных средств в области образования

  10. Организация делопроизводства в образовательном учреждении

  11. Классификация методов управления, их содержание.

  12. Сущность контроля. Стадии, объекты, формы, средства реализации контроля.

  13. Модели мотивации персонала ОУ. Их классификация, преимущества и недостатки.

  14. Лидерство как высший стиль руководства.

  15. Стиль управления: классификация, преимущества и недостатки.

  16. Конфликт. Его сущность и классификация конфликтов. Стратегия разрешения конфликтов.

  17. Стрессы и их роль в менеджменте. Классификация стрессов. Управление стрессами.



^ IV. Критерии оценки

40 баллов – слабо выраженные мотивы выбора профессии педагога;

- фрагментарные педагогические знания (отсутствие прочности усвоения системы педагогических знаний; слабая сформированность обобщенных педагогических понятий; низкая степень осведомленности сущности менеджмента в образовании; частично сформированные умения использовать имеющиеся знания для решения профессиональных задач);

- слабое осознание социальной значимости педагога; частичная удовлетворенность своим профессиональным выбором; частичная сформированность системы ценностных ориентаций на использование менеджмента в ОУ; сомнение в правильности выбора профессии;

- частичная готовность к менеджменту; - частичная готовность иногда следовать усвоенным идеям в инновационной деятельности и повседневной жизни.

^ 50 – 70 баллов – проявление мотивов, имеющих частичную педагогическую направленность, но удовлетворенность профессиональным выбором;

- педагогические знания носят описательно-констатирующий характер; представления о сущности и содержании менеджмента в образовании расплывчаты;

- проявление положительного отношения к педагогической деятельности; понимание значимости профессии педагога;

- наличие желания реализовывать инновационную деятельность в образовательных учреждениях; следовать усвоенным идеям в инновационной деятельности и повседневной жизни.

^ 80 – 100 баллов - доминирование мотивов, свидетельствующих о непосредственной педагогической направленности; удовлетворение своим профессиональным выбором;

- систематизация педагогических знаний; четкое осознанное представление о сущности инновационной деятельности;

- высокий уровень сформированности системы педагогических ценностей;

- готовность следовать своим педагогическим принципам и идеалам в инновационной деятельности и повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации, - 1991. - 157 с.

  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.

  3. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). - М.: Искусство. Лига. - 1994. - ТЛ. - 356 с.

  4. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании, - Тюмень, 1990. - С 3-9.

  5. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь - М., 1980.

  6. Загвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. - М., 1991.

  7. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976.

  8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогически поисках. - М., 1994. - 222 с.

  9. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1992.

  10. Корнелиус X. Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. М., 1992.

  11. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М, 1993-46 с

  12. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М., 1992. - 52 с.

  13. Менеджмент в управлении школой / Науч.ред. Т.И. Шамова. М., 1992.

  14. Методическая работа в школе: организация и управление / Под ред. M.M. Поташника. - 2-е изд. - М., 1990.

  15. Некрасова Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. Калининград, 1989.

  16. Новикова Л.И., Куракин A.T. Путь к творчеству. - М., 1966.

  17. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. - 1992. - № 3-4.

  18. Поташник М.М. Право на эксперимент //Народное образование. - 1989.-№ 9.

  19. Поташник М.М., Хомерики О.Т. Структуры инновационного процесса в обра­зовательном учреждении // Магистр. - 1994. - № 5.

  20. Пригожий А.И. Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации). - М., 1990,

  21. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. - М., 1989.

  22. Теория и практика педагогического эксперимента. - М., 1979.

  23. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М.Поташника и В.С. Лазарева. - М, 1995. - 464 с.

  24. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., 1992.

  25. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

  26. Харрис Т. Я - хороший, ты - хороший. - М, 1993.

  27. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов АВ. Развитие школы как инноваци­онный процесс. - М., 1994. - 62 с.

  28. Хомерики О.Г. Иновации в практике обучения / Педагогика. - 1993. - № 2. - с.41-44.

  29. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив, - М., 1990.

  30. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой - М., 1992.

  31. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

  32. Шукшунов В.Е. Инновационное образование: парадигма, принципы реализа­ции, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. - 1994. - №2.-С.13-18.

  33. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М.М.Поташника. - М., 1991.

  34. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. - М., 1992.

  35. Акофф Р. Менеджмент в XXI веке. Преобразование корпорации. Пер. с англ. - Томск: Изд-во Том. ун.-та, 2006. – 418 с.

  36. Глызина М. П., Дуброва Л. И., Иванова Е. А., Резванов А. А. Современный менеджмент. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 350 c.

  37. Друкер П.Ф., Макьярело Д.А. Менеджмент. Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2011. – 704 с.

  38. Коэн А. Курс менеджмента МВА. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2007. – 507 с.

  39. Мильнер Б. З. Теория организаций: учебник для вузов.-7-е изд., пераб. и доп./ Б.З.Мильнер. М.: Инфра-М, 2008. – 413 с.

  40. Олянич Д.В. Сравнительный менеджмент: курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 317c.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Стандарта по направлению 44. 04. 01...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Стандарта по направлению 44. 04. 01...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену магистратуру по программе «Социально-педагогическая поддержка различных...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск