Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»






НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
страница1/14
Дата публикации14.01.2014
Размер1.98 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Министерство образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра социальной педагогики и социальной работы

ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки:

050700.62 «Педагогика»

профили:«Детская практическая психология», «Управление дошкольным образованием»

(бакалавриат)

Красноярск 2013

УМКД составлен ст. преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы, к.п.н. Черкасовой Ю.А.

УМКД обсужден на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы
"4" сентября 2008 г.
Заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы

д.п.н., профессор Т.В.Фуряева
Одобрено учебно-методическим советом ФППД

"28" августа 2008 г.
Председатель НМСС ФППД _____________________О.В.Груздева

(ф.и.о., подпись)
Протокол согласования

с другими дисциплинами направление 050700.62 «Педагогика» профиль «Управление дошкольным образованием», «Детская практическая психология»
на 2013/ 2014 учебный год


^ Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Сравнительная педагогика

Педагогики детства







Основы коррекционной педагогики и специальной психологии

Коррекционной педагогики








^ Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 2013/2014 учебный год

В УМКД вносятся следующие изменения:

      1. Обнослена карта литературного обеспечения.

      2. Дополнены задания для самостоятельной работы студентов к теме 7 и 2.

      3. Дополнен лекционный материал.


УМКД пересмотрен и одобрен на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы "___" сентября 2013г.

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой социальной педагогики

и социальной работы д.п.н., профессор Т.В.Фуряева
Директор института СГТ Е.А. Викторук

"_____" сентября 2013г.

Пояснительная записка
Данный учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с обновленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В его основу положены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050700 «Педагогика».

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Зарубежная педагогика детства» состоит из следующих элементов:

1. Пояснительной записки, которая ориентирует в составе и содержании УМКД «Зарубежная педагогика детства»

2. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя:

2.1. рабочую модульную программу дисциплины «Зарубежная педагогика детства»;

2.2. учебно-методическую карту дисциплины «Зарубежная педагогика детства»;

2.5. карту литературного обеспечения дисциплины «Зарубежная педагогика детства»;

2.6. технологическую карту дисциплины.

3. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Зарубежная педагогика детства».

4. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Зарубежная педагогика детства», который представлен тестами, контрольными работами.

5. Вопросов к зачету.

6. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные проблемы современной зарубежной педагогики детства и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентам.

7. Рабочей тетради.

8. Конспектов лекций.

Министерство образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра социальной педагогики и социальной работы

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки:

050700.62 «Педагогика»

профили: «Детская практическая психология», «Управление дошкольным образованием»

(бакалавриат)

Красноярск 2012
Пояснительная записка

Современная отечественная дошкольная педагогика пере­живает в настоящее время период « очевидной стагнации» (В.Т. Кудрявцев). Для его преодоления необходима активная внутринаучная рефлексия дошкольной педагогики как науки о чрезвычайно значимом самоценном периоде в развитии и становлении каждого человека, как науки о детстве. Наука о детстве не может ограничиваться изучением сущности, содер­жания и организации педагогического процесса в условиях государственного учреждения. Эта научная традиция, отражающая объективно существующую педагогическую реальность - создание и развитие государственной системы дошкольного образования как первого звена школьного образования, получила значительное развитие в отечественной дошкольной педагогике и психологии. Не случайно отечественную дошкольную педагогику справедливо называют педагогикой детского сада. Она накопила мощный психологический и педагогический научный потенциал в виде совокупности идей, принципов, соответствующих им технологий. Она опирается на наши культурно-исторические педагогические корни, обладает системностью и концептуальностью, ярко вы­раженной способностью ориентировать педагогическую практику. Вместе с тем российская дошкольная педагогика активно обра­щается к исследованиям самого феномена детства, которое по сути своей является междисциплинарным понятием, переосмысливает сущность педагогического сопровождения, образования ребенка, для которого детский сад должен стать в первую очередь прост­ранством жизни, бытия, реализации своих базовых потребностей на фоне становления новых типов взаимоотношений со взрослыми. Налицо процесс актуализации наряду с обновленными гносе­ологическими аспектами онтологических смыслов в научном знании. В этом контексте особую значимость приобретает соотнесение отечественной научно-исследовательской парадигмы в области педагогики детства с другой культурно-образовательной исследовательской традицией.

Процесс понимания своего «сущего», т.е. процесс выработки собственных научных концепций и ориентиров, в общем русле перехода гуманитарной науки из неклассической в постнеклассическую фазу развития предполагает выстраивание активного диалога разных педагогик. Не случайно современные методологи в области педагогики подчеркивают мысль о важности удержания альтернативы, о возможности «услышать голос Иного» как другой научной традиции в педагогической науке о детстве.

Курс «Зарубежная педагогика детства» в своей структурной организации состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен раскрытию организационно-правовых и социально-педагогических рамок развития теории и практики дошкольного воспитания в западной Европе конца XX - начала XXI вв. Во втором разделе «Теория дошкольного воспитания» представлены результаты авторского психолого-педагогического анализа разных теорий, развиваемых в русле философской антропологии, эволюционно-биологических учений, социально-психологических идей сис­темного плана современных западных ученых. В третьем разделе курса раскрывается практика дошкольного воспитания за рубежом. При этом главный фокус сосредоточен, с одной стороны, на анализе государственных систем дошкольного воспитания в разных по своим культурным традициям странах - Германии, Италии, Японии, США. С другой стороны, программа курса дает воз­можность ознакомиться с педагогическими решениями актуальных современных проблем дошкольного воспитания, общих для большинства стран, включая Россию. К этим проблемам относятся проблемы качества деятельности детских садов, совместного воспитания детей с разными возможностями и потребностями, создания предметно-пространственной среды жизни детей, сообразной их природе и др.

^ Цель курса заключается во введении будущих педагогов дошкольного образования в современную педагогику дошкольного детства за рубежом, а также ознакомления их с практическим путями организации и решения актуальных практических проблем дошкольного воспитания в разных странах.

^ Задачи курса:

  • систематизировать и соотнести имеющиеся знания об отечественных теоретических концепциях психолого-педагогического сопровождения дошкольного детства с западными

  • раскрыть современные направления развития педагогики дошкольного детства за рубежом

  • помочь студентам в понимании важности организационно-правовых и социально-педагогических предпосылок для развития и реформирования системы дошкольного воспитания в разных странах

  • рассмотреть особенности организации государственных систем дошкольного воспитания в разных странах, выявить тенденции их развития

  • раскрыть практические пути решения актуальных для дошкольной практики проблем воспитания и образования детей дошкольного возраста

^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Модуль 1. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Особенности сравнительных психолого-педагогических исследований и образовательных практик в разных странах.

^ Отечественные междисциплинарные концепции детства:

этнографическая концепция детства (Г.Н. Виноградов); психологическая концепция самоценности и развития детства А.В. Запорожца; психологическая концепция развивающего образования детей дошкольного возраста детей как представителей особой субкультуры (В.Т. Кудрявцев); современное детство как социально-психологический феномен (Фельдштейн Д.И.);

^ Западные концепции детства: этнокультурная концепция М. Мид; историческая концепция Ф.Арьеса; психо-историческая концепция Л.д.Моза; психоаналитические и неопсихоаналитические концепции детского развития (3. Фрейд, А. Фрейд, Э Эриксон), теория когнитивного детского развития (Ж. Пиаже) и др.

^ Педагогические смыслы современного детства: детство как ценность, детство как процесс, детство как пространство жизни, детство как культура, детство как обобщенный объект (Н.Ф.Голованова)

^ Культурологический подход в исследовании детства: Ребенок в мире культуры (Р.М. Чумичева); Детство как субкультура, имеющая свое пространство (М.В. Осорина); Образы детства в отечественной и западной детской литературе (Эпштейн Н.М.)

^ Особенности детской субкультуры содержание (детские игры, фольклор, правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, философствование, словотворчество, эстетические представления детей, религиозные представления и др. Сравнение детской и взрослой субкультур.
Модуль 2 ^ ТЕОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Педагогика детства в русле философско-антропологических идей

Экзистенциально-феноменологические концепции воспитания ребенка

(М.Лангефельд, Х.Маха)

Антропософская концепция воспитания (Р. Штейнер) Синтетически-антропологическая концепция педагогического сопровождения (М. Монтессори)

Эволюционно-биологическое (этологическое) направление развития педагогики детства за рубежом. Основные понятия педагогической этологии (Б. Хасенштейн)

Этологическая концепция среды жизни и воспитания детей дошкольного возраста (С. Байер-Климпфингер, Г. Нейвирт)

Этологическая концепция социального поведения детей дошкольного возраста (К. Граммер)

Биодетерминистская концепция игрового поведения дошкольников (Г. Гетцер, Б. Хасенштейн, Э. Эриксон).

Социально-психологическое (экологическое) направление развития педагогики детства за рубежом. Экопсихологические трактовки педагогических понятий. Экопсихологическая концепция игры как средства индивидуальной и социальной идентичности ребенка-дошкольника (В. Эйнзидлер, Г. Могель)

Воспитание ребенка в семье в системно-экологических психолого-педагогических теориях (В. Петцхольд, К. Шнеевинд, Г. Могель).
Модуль 3. ^ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЗА

РУБЕЖОМ

3.1. Организационно-правовые и социально-педагогические рамки
развития практики дошкольного воспитания в западной Европе конца
XX-начала XXI вв.

Дошкольное детство в социальной политике стран ЕЭС (70-90-е гг.) Западноевропейская система дошкольного воспитания и попытки ее реформирования, начиная с 70- х гг. XX вв. (Первый этап - 70-80-е гг., второй этап - 90-е XX вв. и начало XXI вв.). Социально-ситуативная модель реформирования (программа социального воспитания детей дошкольного возраста).

  1. Альтернативные системы дошкольного воспитания: детский сад М. Монтессори, Вальдорфский детский сад.

  2. Системы дошкольного воспитания. Организация институционального дошкольного воспитания в Европе: Германии, Австрии, Франции, Италии. Система Реджио Эмилии как наиболее прогрессивный вариант дошкольного воспитания в детском саду. Особенности организации дошкольного воспитания в детских садах Японии, Китая. Дошкольное воспитание в англоязычных странах (США, Англия, Новая Зеландия).

3.4. Актуальные проблемы современной дошкольной практики:

  • Образовательные программы в практике западных детских садов. Сравнительный анализ программ воспитания и образования (Австрия, Германия,Россия)

  • Качество работы детского учреждения. Вопросы оценивания. Экспертные диагностические методики ( Хармс К., Титце В.,Г.Лой, К.Шнайдер, Г.Дитрих, Г.Лаевен, Б.Андрее и др.).

  • Совместное воспитание детей с разными возможностями и потребностями

  • Организация предметно-пространственной среды жизни детей в детском саду (разные модели в сравнительном плане с отечественными)

  • Развитие психосексуальной культуры детей дошкольного возраста

  • Сотрудничество детского сада и семьи

  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание дошкольников в духе мира


^ Тематический план

(очная форма обучения)

Наименование разделов и тем модуля

Количество часов

всего

лек.

сем.

лаб-практ.

с/р.

1

2

3

4

5

6

^ 1. Детство как предмет междисциплинарных исследований

Тема 1. Отечественные междисциплинарные концепции детства

10

2

2




6

Тема 2. Западные концепции детства

10

2

2




6

Тема 3. Педагогические смыслы современного детства

8

2

2




4

Тема 4. Культурологический подход в исследовании детства

10

2

2




6

Тема 5. Особенности детской субкультуры

8

2

2




4

^ 2. Теория дошкольного воспитания за рубежом

Тема 6. Философско-антропологическое направление зарубежной детской педагогики

10

2

2




6

Тема 7. Эволюционно-биологическое (этологическое) направление зарубежной детской педагогики

10

2

2




6

Тема 8. Социально-психологическое направление (экологическое) зарубежной детской педагогики

10

2

2




6

^ 3. Практика дошкольного воспитания за рубежом

Тема 9. Организационно-правовые и социально-педагогические рамки
развития практики дошкольного воспитания в западной Европе конца
XX-начала XXI вв.


10

2

2




6

Тема 10. Альтернативные системы дошкольного воспитания: детский сад М. Монтессори, Вальдорфский детский сад

10

2

2




6

Тема 11. Системы дошкольного воспитания Западной Европы, Японии, Америки

10

2

2




6

Тема 12. Актуальные проблемы современной дошкольной практики

10

2

2




4

^ Всего по модулю

114

24

24




66

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050700. 62...
...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050700. 62 «Педагогика»
Направление: 050700. 62 «Педагогика», профили «Управление дошкольным образованием», «Детская практическая психология», «Социальная...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История образования и педагогической мысли» с другими дисциплинами направления...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б5»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс психология и педагогика
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция, 080100. 62 Экономика, 080200. 62 Менеджмент

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России»
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория и история русской литературы Культурология — 031400. 62 Форма подготовки очная

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс Методология культурологии Направление 031400. 62 «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск