Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика»






Скачать 278.02 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика»
страница1/3
Дата публикации19.01.2014
Размер278.02 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Л.Н. ТОЛСТОГО

Кафедра практической психологии и педагогики

Программа вступительных испытаний

для поступающих в магистратуру по профилю
«Педагогика»

(«Педагогическая психология»)

УТВЕРЖДЕНО:

на Учебно-методическом совете

факультета психологии

« » 200 г.

ПРОТОКОЛ №

Декан факультета психологии

__________________Т. И. Лях

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании кафедры

практической психологии

« 27 » 03 200 9 г.

^ ПРОТОКОЛ №

Зав. кафедрой

практической психологии

и педагогики

_____________М.А.Кувырталова

Тула – 2009
1. программа по педагогике

1.1.Содержание программы по педагогике

РАЗДЕЛ I. Введение в педагогическую деятельность.

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.

Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения.

Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

^ РАЗДЕЛ II. Теоретическая педагогика.

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Структура педагогической науки.

Методология педагогической науки и деятельности. Методы педагогических исследований. Вклад в современную отечественную педагогику методологов В. В. Краевского, В. И. Загвязинского и др.

Теории целостного педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Многообразие образовательных программ. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса. Ребенок как объект и субъект образовательного процесса. Развитие личности ребенка в образовательном процессе. Факторы развития личности.

Теории обучения и воспитания. Процесс обучения, его функции, структура, закономерности и принципы. Научные основы содержания общего образования и его отражение в нормативных документах (учебный план, программа, учебники). Современные концепции содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В.С. Леднев). Стандартизация образования.

Методы, приемы и средства обучения. Различные подходы к классификации методов и средств обучения. Условия выбора методов обучения.

Формы организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная система обучения Я.А. Коменского. Современный урок: требования к нему и пути совершенствования.

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса. Содержание воспитания. Актуальные проблемы практики воспитания.

Система методов и форм воспитания, их классификация. Средства воспитания. Оптимальные условия выбора методов и форм воспитания.

^ РАЗДЕЛ III. Практическая педагогика.

Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.

Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач.

Психолого-педагогическая диагностика. Диагностические методики изучения детей. Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях.

Технология педагогической поддержки детей разного возраста (техника педагогической помощи, техника педагогического взаимодействия, техника педагогического содействия).
Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Условия обеспечения здоровьеоберегающей среды в школе. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Педагогический контроль. Современные средства оценки достижений учащихся. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.

Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах.

Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе Классный руководитель, его функции и содержание деятельности. Воспитательная работа с классным коллективом школьников, с добровольными общественными объединениями.

Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах.

Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Современные информационные технологии в обучении школьников.

^ РАЗДЕЛ VI. История образования и педагогической мысли

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

^ Проблема личности учителя в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Истоки гуманистических идей педагогики. Античность: идеи духовно-нравственного воспитания (Конфуций), самопознания и самосовершенствования (Сократ), воспитание через организацию школ (Платон), природосообразность воспитания (Аристотель), представление о человеке как целостности тела и души, гармоничности его развития и др. Средневековье: приоритет духовного начала, понимание природы человека как единство его телесной и духовной сущности, зарождение идей трудового воспитания и др. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, М. Монтессори, Л.Н. Толстой и др.).

Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. (В. А. Лай, Э. Торндайк, Дж. Дьюи, метод проектов У. Х. Килпатрика, Белл-Ланкастерская система, Вальдорфская школа). Реформаторская педагогика в России (К. Н. Вентцель, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, лабораторно-бригадный метод 20-30 гг. СССР, и др.).

Основные реформы образовательной политики XX в.

Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем.

^ РАЗДЕЛ V. Сравнительная педагогика.

Сравнительная педагогика как наука, ее предмет, задачи и назначение. Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики. Тенденции развития образования в мире и его реформы в начале XXI века. Идеи Болонского процесса. Права учащихся на образование: международный опыт.

Особенности организации международных форм образования (международный колледж и другие международные школы). Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие). Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA.) Подготовка учителей за рубежом. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России. Деятельность международных культурных и образовательных центров в России. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

^ РАЗДЕЛ VI. Практикум по решению профессиональных задач.

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи

Оценка решения задачи. Анализ собственной деятельности.

Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Технологии оценки их достижений. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

Проектирование профессионального самообразования.

Диагностические методики изучения детей.

Использование разных средств коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.)

^ РАЗДЕЛ VII. Этнопедагогика и этнопсихология.

Этнопедагогика и этнопсихология, их предмет и задачи. Основные характеристики этноса и нации. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины. Ее связь с другими гуманистическими науками. Мир детства: понятие и современные проблемы.

Культурная идентичность современного школьника. Взаимозависимость возраста ребенка и его национально- культурной идентификации.

Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира. Средства народного воспитания. Влияние мировых религий на воспитание. Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций. Культура межнационального общения. Формирование этнотолерантности. Трудовое воспитание в различных этнических социумах.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / М.В.Буланова-Топоркова, А.В.Духавнева, В.С.Кукушин, Г.В.Сучков - М. Март 2006.

  2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований (1-изд.) учеб. пособие / Н.М.Борытко. М.: Академия, 2008.

  3. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами / С.В.Воробьёва. М.: АКАДЕМА, 2007.

  4. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В.А.Сластёнина. М.: АКАДЕМА, 2007.

  5. Галагузов, А.Н. Социально-педагогические задачи / А.Н.Галагузов, М.А. Галагузова, И.А.Ларионова. М.: ВЛАДОС, 2008.

  6. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход / Л.И. Гриценко. М.: Академия, 2005.

  7. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. / В.В.Гузеев - М., НИИ школьных технологий, 2004.

  8. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли. / А.Н. Джуринский. – М.: Владос, 2007.

  9. Ерёмина, Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Ерёмина. М.: ВЛАДОС, 2008.

  10. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога (2-е изд., испр.) учеб. пособие / В.И.Загвязинский. М.: Академия, 2008.

  11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: уч.пос. для ст.высш.пед.учеб.зав. / В.И. Загвязинский. М: Академия, 2007.

  12. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: уч.пос. для ст.высш.пед.учеб.зав. / В.И. Загвязинский. М: Академия, 2004.

  13. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах (2-е изд., испр.) учебное пособие / В.И. Загвязинский. М: Академия, 2008.

  14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образовательного учреждения /А.К. Колеченко СПб. КАРО, 2005.

  15. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2007.

  16. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  17. Осмоловская, И.М. Дидактика / И.М. Осмоловская. М.: АКАДЕМА, 2008.

  18. Педагогическое проектирование / Сост. Е.Ю. Ромашина, О.В. Чукаев; Науч. руководитель А.А. Орлов – Тула, Инфа, 2003.

  19. Педагогическое проектирование / Под ред. В.А.Сластёнина. М.: АКАДЕМА, 2007.

  20. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000. – 576 с.

  21. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина – М.: Школьная пресса, 2002.

  22. Психолого-педагогическая диагностика. 2-е изд. / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, 2005.

  23. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко - М., НИИ школьных технологий, 2005.

  24. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко - М. НИИ школьных технологий 2005.

  25. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии. /Г.К.Селевко М. НИИ школьных технологий, 2005.

  26. Сластёнин, В.А. Психолого-педагогический практикум / В.А.Сластёнин. М.: АКАДЕМА, 2008.

  27. Теория и практика образовательной технологии /Науч. редактор В.В.Гузеев - М. НИИ школьных технологий, 2004.

  28. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли. / В.Г. Торосян. - М.: Владос, 2006.

  29. Хуторский, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторский - М. ВЛАДОС-ПРЕСС 2005.

  30. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И.Шамовой. М.: АКАДЕМА, 2007.

  31. Шайденкова, Т.Н. Воспитательные системы современной общеобразовательной школы. /Т.Н. Шайденкова. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003.

  32. Шакуров, М.В. Социальное воспитание в школе / Под ред. А.В. Мудрика. М.: Академия, 2004.

  33. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей. / Т. И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005.

  34. Шуркова, Н.Е. Педагогическая технология. / Н.Е. Шуркова - М., Педагогическое общество России, 2005.

  35. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе / Под ред. Мудрика. М.: Академия, 2004.


2. программа по психологии

2.1. Содержание программы по психологии
^
РАЗДЕЛ I. Психология человека

Психология как наука; предмет психологии. Исторический обзор развития психологического знания. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Субъект; индивид, личность, индивидуальность. Познание, общение, деятельность; поведение. Сознание и самосознание. Функциональная и структурная организация психики; процессы, состояния, свойства. Интегративные психические образования: мотивационные, аффективные, темпераментные, сенсорные, психомоторные, мнемические, интеллектуальные, речевые, коммуникативные, регуляторные, креативные, нравственные. Психологическая компетентность и психологическая культура как психические образования человека

^ РАЗДЕЛ II. Психология развития

Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека. Созревание и развитие. Социокультурный фон развития. Понятие возраста. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития.

Психическое развитие в разные возрастные периоды (новорожденность, младенчество, дошкольное детство, младший школьник, подросток, юноша, период зрелости, старость): биологические основы развития, социальная ситуация развития, основные психические новообразования, кризисы развития, развитие общения, развитие познавательной сферы, развитие личности, ведущий вид деятельности, развитие Я-концепции. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития человека. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Психологическое сопровождение развития человека.
^
РАЗДЕЛ III Социальная психология

Социально-психологические явления. Социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности; социальная психология личности. Социальный интеллект и социальная компетентность. Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия; общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании.
^
РАЗДЕЛ IV. Педагогическая психология

Психологические основы модернизации образования. Ключевые компетентность и их развитие в процессе школьного обучения. Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя. Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Учебная деятельность. Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания. Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования. Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Типы неуспевающих учащихся. Психологические детерминанты отставания в учении. Психология взаимодействия в системе: учитель — ученик — класс. Психологические характеристики профессии учитель. Профессионально важные качества. Педагогические способности. Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс и результат труда. Профессиональное самосознание и самосознание педагога. Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя. Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогического консультирования родителей.

^ РАЗДЕЛ V. Психология семьи и семейного воспитания

Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях. Методы повышения педагогической культуры родителей. Правовые основы семейного воспитания. Психологическое консультирование родителей. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.

^ РАЗДЕЛ VI. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии

Цели и задачи курса. Норма и отклонения от неё в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии человека. Комбинированные нарушения, их причины. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека. Основные ступени развития и социализации детей и подростков при наличии отклонений, задержек развития (медико-биологических, психологических, социально- психологических). Современные теории и системы воспитания и коррекции поведения лиц с проблемами в развитии. Система социальных институтов для оказания консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи. Адаптация детей с нарушениями в развитии к системе общего образования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограммы вступительных испытаний для поступающих в Международный...
Вступительных испытаний по «Истории» для поступающих на 1 курс для обучения по основной образовательной программе высшего профессионального...

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 080100...
Программа предназначена для поступающих в магистратуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по направлению 080100 «Экономика»...

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconИнститут филологии и межкультурной коммуникации Программа вступительных испытаний по литературе
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего общего образования

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру направление 08
Программа вступительных испытаний утверждена на Совете Института экономики, управления и международных отношений протокол №10 от...

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограмма вступительных испытаний по экономической теории для поступающих...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Укажите верные составляющие стратегии маркетинга и правильный порядок их перечисления

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе...
...

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Финансовое право»
Вступительный экзамен в магистратуру относится к видам вступительных испытаний для лиц, желающих поступить в магистратуру

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограмма вступительных испытаний в 2013/2014 уч г. для лиц, поступающих...
Экономическая теория и экономическая практика. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Кругообороты благ и доходов

Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по профилю «Педагогика» iconПрограмма вступительных испытаний в аспирантуру по специальности...
Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности 13. 00. 01. – «Общая педагогика, история педагогики и образования»...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск