Скачать 0.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра психологии ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050700.62 Направление подготовки: «Педагогика», профиль «Психологическое образование», квалификация (степень) бакалавр КРАСНОЯРСК 2012 УМКД составлен к.психол.н., доцентом А.А. Дьячук, к.психол.н., доцентом О.М. Миллер Обсужден на заседании кафедры психологии «_07_»_сентября_2011 г. Заведующий кафедрой И.Г. Маланчук к.психол.н., доцент Одобрено научно-методическим советом специальности «Психологическое образование» «___»____________2011 г. Председатель НМСС Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ» с другими дисциплинами специальности ^ на 2012/13 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии "___"___ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Оглавление
^ Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История психологии» для студентов заочной формы обучения по специальности 050700.62 по направлению «Педагогика», профиль «Психологическое образование» состоит из следующих элементов:
В учебном плане по данной дисциплине предусмотрена контрольная работа, которая выполняется в виде реферата. К данной дисциплине имеется рабочая тетрадь. ^ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления «Педагогика». Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г. Дисциплина «История психологии» относится к базовой (обязательной) части предметов профессионального цикла для подготовки студентов по направлению «Педагогика», профиль «Психологическое образование», квалификация (степень) бакалавр. Введение Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП: 1) обеспечивает приобретение знаний об этапах развития психологии как науки и практики, наиболее значимые события в развитии психологии; 2) способствует дальнейшему усвоению основных направлений и школ отечественной и зарубежной психологии в их историческом становлении; 3) осуществляет получение студентами историко-биографических и научно-биографических сведений о ведущих психологах мира, содержании их важнейших трудов. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в: -способности осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий; -умении выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций; -умении анализировать современные психологические представления с точки зрения их историко-научного происхождения, соотносить тенденции развития психологии с общеисторическими, культурными и общенаучными тенденциями Поставленные задачи служат обеспечению образовательных интересов личности студента, имеют высокий потенциал с точки зрения удовлетворения требований заказчиков к выпускникам данного профиля в современном мире. Глубокое профессиональное освоение любой науки предполагает не только знание фактов, понятий и теорий, современного состояния, но и ее истории, пройденного исторического пути. Разработка теоретических и методологических проблем психологии невозможно без обращения к историческим посылкам, которые привели к постановке данной проблемы, к истории понимания и разрешения ее на разных исторических этапах, с разных методологических оснований. Исторический пласт рассмотрения основных вопросов психологии, ее предмета, становления психопрактик необходим и ценен для решения задач, возникающих в современном познании человека. Включение в исторический контекст позволяет понять сущность психологических концепций, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Выделить методологические и теоретические основания применения различных методов и процедур исследования психологии, возможности применения для решения определенных задач, исследовательских и практических. При разработке содержания учебного курса учитывались основные линии исторического движения психологии, главное внимание уделялось оформлению общепсихологических идей и их воплощению в базовых отраслях психологии – как научно-теоретической, так и прикладной и практической. Содержание ориентировано на анализ развития, прежде всего, западноевропейской, российской и североамериканской психологии. Структура курса определяется хронологическим принципом, отражающего последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. При освоении курса необходимо учитывать его межпредметные связи с социально-гуманитарными дисциплинами «Философией», «Историей», «Культурологией», с дисциплинами профильной подготовки «Методология и методы психологии», «Психология познания», «Психология личности» и др. Цель преподавания дисциплины – становление научного мировоззрения, исторического мышления студентов, подготовка их к решению исследовательских проблем, формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории. Задачи преподавания дисциплины:
Технология процесса обучения по дисциплине «История психологии» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Развитие психологии в рамках представлений о душе Тема 1. ^ История науки как развитие ее предмета, метода, объяснительных принципов. Основные задачи и методы историко-психологического анализа знаний о человеке. Развитие понятий о психологических явлениях в контексте исторического (культурного, цивилизационного) развития и динамики картин мира. Понимание значения данных истории науки для современной теории и практики. Различные подходы к периодизации развития психологии. Тема 2. ^ Общая характеристика развития античной мысли. Мифологическое представление о душе: анимизм, гилозоизм. Появление первых психологических концепций, возникновение идей о функциях души и закономерностях (Логосе) ее развития. Проблемы познания и этики в трудах Платона. Аристотель - его вклад в развитие науки. Развитие психологических идей в эллинистический период. Общие научные проблемы античности. Значение античной психологии Тема 3. ^ Общая характеристика развития психологических воззрений в Средневековье. Основные достижения психологии в раннем (IV–ХI вв.) и позднем (ХII–ХV вв.) средневековье. Психологические взгляды арабских мыслителей, концепции Ибн-Сины и Ибн-Рошда. Формирование основы для материалистических подходов к психике Уильямом Оккамом и Дунсом Скотом. Психологические проблемы, связанные с различными аспектами возрожденческого гуманизма. Модуль 2. Философский этап развития психологии Тема 4. ^ Общая характеристика психологических воззрений в Новое время на фоне общей картины развития европейской культуры. Рационализм как принцип познания. Интроспективное понятие о сознании. Учение Р. Декарта о природе психического. Концепция Лейбница. Эмпиризм как принцип новой психологии. Учения Ф. Бэкона, Дж. Локка. Универсализация принципа ассоциации у Д. Гартли; становление психологического ассоцианизма. Тема 5. ^ . Особенности мироощущения и специфика культуры эпохи Просвещения. Ньютоновская механика и ее влияние на формирование научных идей Д. Гартли. Ассоциативная психология. Д. Беркли, Д. Юм - дальнейшее развитие интроспективных представлений. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, К.А. Гельвеций и Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо). Проблема активности в немецкой психологии XVIII–XIX вв. Психологические воззрения Гербарта. Идея конфликта представлений; роль бессознательного; возможности применения математики к психологическому материалу. Позитивизм О. Конта. Поиски объективного метода исследования психики в концепциях Д. С. Милля, А. Бэна и Г. Спенсера. Тема 6. ^ Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. Эксперимент как основной метод исследования человека. Вклад Ч. Дарвина в понимание принципов развития человека. Теория эволюции и естественный отбор как основные приспособительные механизмы жизнедеятельности живых существ. Создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа в развитии психологии. Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие экспериментальной психологии в Европе и в Америке в конце ХIХ - начале XX в. Альтернативные программы построения психологии. Рефлекторная теория психического процесса М.И.Сеченова. Описательная психология В. Дильтея и оформление гуманитарного направления в психологии. МОДУЛЬ 3. Научный этап развития психологии Тема 7. ^ . Создание экспериментальной психологической лаборатории и института. Принцип структурализма, его судьба в психологии. Развитие идей Ф.Брентано К.Штумпфом и феноменологами. Функционализм в европейской и американской психологии. Психологические воззрения У.Джеймса. Вюрцбургская школа исследований мышления. Психологические идеи во французской (Ж.Шарко, И. Бернгейм) и швейцарской (Э. Блейлер) психиатрии, их влияние на психологию. Французская социологическая школа. Появление прикладных отраслей психологии. Развитие дифференциальной психологии (Ф.Гальтон), разработка тестов. С.Холл и открытие первой лаборатории по исследованию ребенка; становление возрастной психологии. Становление социальной психологии. Методологический кризис психологии. Тема 8. ^ Варианты выхода из кризиса, образование различных научных школ в Европе и Соединенных Штатах Америки. Основные психологические направления. Бихевиоризм, необихевиоризм, социальный бихевиоризм. Гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Келер, К.Коффка). "Теория поля" К. Левина. Психоанализ и неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Э. Эриксон и др.). Современные направления и отрасли психологии. Генетическая психология Ж. Пиаже. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Направления когнитивной психологии. Экзистенциальная психология и логотерапия В. Франкла. Тема 9. ^ Основные направления дореволюционной отечественной психологии. Естественнонаучные (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев) и гуманитарно-философские (Вл. Соловьев, П. Юркевич, Н. Бердяев и др.) направления в отечественной психологии. Взгляды Г. Челпанова, К. Корнилова, Н. Ланге. Развитие и судьба педологии в России. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Вклад Выготского в развитие отечественной науки. Формирование и развитие деятельностного подхода как основного методологического принципа отечественной психологии (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Современное состояние отечественной психологии. Основные научные школы и проблемы (комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий). Тематический план изучения дисциплины «История психологии» по направлению «Педагогика», профиль «Психологическое образование» (2 курс - 3 курс)
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины ____________________________ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ____________________________ (наименование) для студентов основной образовательной программы специальности 050700.62 по направлению «Педагогика», профиль «Психологическое образование» (наименование, шифр) по заочной форме обучения
|
![]() | Направление: 050700. 62 «Педагогика», профили «Управление дошкольным образованием», «Детская практическая психология», «Социальная... | ![]() | Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История образования и педагогической мысли» с другими дисциплинами направления... |
![]() | Умкд составлен ст преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы, к п н. Черкасовой Ю. А | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма... |
![]() | Направление/ специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ![]() | Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника... |
![]() | Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция, 080100. 62 Экономика, 080200. 62 Менеджмент | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины История культуры стран и регионов Направление/ специальность — 031400. 62,культурология | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Теория и история русской литературы Культурология — 031400. 62 Форма подготовки очная |