Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения»






НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения»
страница1/14
Дата публикации23.03.2014
Размер1.89 Mb.
ТипОбразовательная программа
top-bal.ru > Психология > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


г. Череповец

2010 г.



2012 г.


Образовательная программа

дополнительного образования детей социально-педагогической направленности

«Этика и правила поведения»

бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в

психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Вологодской области

«Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»


бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в

психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Вологодской области

«Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»


^ Образовательная программа

дополнительного образования детей

социально-педагогической направленности
«Этика и правила поведения»

Возраст обучающихся –6-18 лет

Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, в поведении

^ Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:

Пурышева Светлана Викторовна,

зам. директора по УМР


г. Череповец

2012 г.

^ Пояснительная записка
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем перед образовательными учреждениями, одной из которых является формирование норм этики и правил поведения, социальной адаптации детей и подростков.

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать, учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности детей часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному детьми и подростками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие дети и подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.

Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними. Социальный интеллект включает следующие аспекты:

■ умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;

■ способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;

■ уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);

■ способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.

Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

То есть, важно целенаправленно развивать способности детей к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для детей и подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.

Данная задача обеспечивается организацией педагогических условий и воздействий и реализуется в центре психолого-медико-социального сопровождения через общеобразовательную программу дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения». Дополнительное образование осуществляется в целях единого образовательного пространства и способствует решению жизненно важных проблем, направлено на развитие социального интеллекта, повышение адаптивных возможностей детей и подростков, формирование устойчивой положительной самооценки, позитивного образа «Я», формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы

Сущность данной программы заключается в формировании и коррекции внутренних процессов самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации. Программа «Этика и правила поведения» ставит целью педагогическое руководство этими процессами, активизацию психогенных факторов развития, побуждение детей и подростков к самосовершенствованию и создает условия для развития социального интеллекта, и способствует их адаптации в социуме.

Программа «Этика и правила поведения» направлена на оказание коррекционно-развивающей помощи детям и подросткам.

Организация системы дополнительного образования для детей и подростков основана на личностно-ориентированной модели взаимодействия и компетентностном подходе. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.

^ Цель программы: развитие этических норм и правил поведения на основе формирования социальных компетенций детей и подростков.

Задачи программы:

  • развитие адаптивных возможностей детей и подростков;

  • овладение социально-психологическими компетентностями в социально-культурной, гражданской, и информационно-коммуникативной сферах;

  • формирование адекватного «Я», умения и способности воспитывать, развивать, совершенствовать личность;

  • создание условий для формирования позитивных вариантов саморазвития (адекватность самооценки, познание структуры личности, психосоциальная зрелость и др.).


^ Категория и возраст участников

Дети дошкольного, среднего и старшего школьного возраста от 6 до 18 лет

  • с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;

  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;

  • подвергшиеся различным формам физического и психического насилия;

  • вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;

  • дети-инвалиды.


Организационные условия проведения занятий
Программа рассчитана на одногодичный цикл обучения детей, в течение 34 учебных недель, в количестве 68(34) учебных часов в год.

Занятия проводятся с группой детей 4 – 12 человек, 1-2 раз в неделю.

Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий: для детей дошкольного и школьного возраста занятия организуются во второй половине дня с 15 до 19 часов. Для детей школьного возраста занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 занятия продолжительностью 40 минут, общая продолжительность в течение учебного дня не превышает 1,5 часа. Для детей дошкольного возраста продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возраста: для детей 6 – 7 лет проводится 1 занятие в неделю продолжительностью не более 25 минут. Между занятиями проводится 10 минутный перерыв. Занятия проводятся в оборудованных кабинетах педагога-психолога, игровой комнате, комнате психологической разгрузки. Кабинеты укомплектованы всеми необходимыми методическими материалами.

Занятия проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года. Выбор рабочей программы осуществляется на основе состояния здоровья ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с заключением ПМПК, пожеланиями родителей.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
^ Направления реализации образовательной программы дополнительного образования
Программа «Этика и правила поведения», реализуется по 3 модулям. Каждый модуль конкретизируется определенным направлением деятельности и разделами и представляет собой отдельные рабочие программы дополнительного образования, социально-педагогической направленности, которые созданы по запросам родителей (законных представителей), педагогов и детей, приняты педагогическим советом и являются как авторскими, так и модифицированными. При выборе модуля обучения, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, а также категорию детей, для которых рассчитан данный модуль.


№ п./п.


Наименование модуля


Категория детей

Возраст детей

1.


2.


3.

Развитие эмоционально-волевой сферы
Формирование социально одобряемых моделей поведения

Развитие личностных качеств


Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы; с высокой степень педагогической запущенности.

с высокой степень педагогической запущенности, отказывающие посещать общеобразовательные учреждения; подвергшиеся различным формам физического и психического насилия; вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери; с нарушением эмоционально-волевой сферы; дети-инвалиды.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы; с высокой степень педагогической запущенности.

6-8 лет


12-18 лет

13-18 лет



Логика модулей основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер самосовершенствования личности. Кроме того, прослеживается иерархическая структура потребностей, обоснованная А.Маслоу. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерно внимание к поступкам, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Этому отвечают модуль: «Развитие эмоционально-волевой сферы», которые помогают детям дошкольного и младшего школьного возраста сформировать эмоциональную децентрацию (умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека), произвольную регуляцию поведения и адекватное ролевое развитие.

Для детей среднего и старшего школьного возраста становится важным признание взросления. Модули «Развитие личностных качеств» и «Формирование у подростков социально одобряемых моделей поведения» направлены на формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки, осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, делать выбор, принимать ответственность за свои выбор, а также формировать потребности в самоизменении и личностном росте.
^ Структура программы «Этика и правила поведения»


Программа «Этика и правила поведения»






- модуль «Развитие эмоционально - волевой сферы»;

- модуль «Формирование социально одобряемых моделей поведения»;

- модуль «Развитие личностных качеств»




^ Мониторинг реализации программы дополнительного образования



Методологические основы программы дополнительного образования
Методологическую основу программы «Этика и правила поведения» составляют учения о ведущей деятельности детей и подростков (Д.В. Эльконин, Т.В. Драгунова), о структуре потребностей (А. Маслоу), о психологическом здоровье (И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева).

В качестве системообразующего понятий используется «образ Я» — «Я-концепция» личности (Ч. Кули, 3.Фрейд, Э. Фромм, В. Джеймс, М. Кун, Э. Берн, Р. Берне).Я-концепция личности (образ Я) — это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений человека о себе, на основе которой он строит своё поведение.

Представление человека о себе — это результат деятельности его самосознания. Оно включает в себя, во-первых, осознание своей тождественности (его первые зачатки появляются у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, а также собственным телом), во-вторых, осознание собственного «Я» как активного, деятельного начала в себе, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвёртых, определённую совокупность социально-нравственных позиций.

«Я-концепция» составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющую её формирование (психогенный механизм).Р. Берне определяет «Я-концепцию» как сердцевину развития личности, куда входят осознание себя, а также осознанные и неосознанные ориентации относительно жизненных ценностей, включая идентичность, статус, деяния и стремления. На этой сердцевине и формируются ведущие качества личности. Сначала возникает понимание того, что «Я» — это моё тело. К трём годам понимание своего «Я» у ребёнка расширяется, включая не только собственное тело, но и отношения с другими: «мой папа», «моя мама», «моя игрушка», «моя собака». Развиваясь, человек вбирает в своё «Я» всё больше объектов окружающего мира, свою деятельность, результаты своего труда. Эмоциональная оценка своего «Я» играет огромную роль в формировании характера, системы ценностей, мотивов. Так на основе образа «Я» развивается личность, обладающая внутренним единством, организованная, способная руководствоваться осознанными и устойчивыми целями.

«Я-концепция» — важный регулятор поведения человека, она выполняет следующие функции:

  • служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя;

  • определяет характер обретения нового опыта и особенности его интерпретации;

  • осуществляет регуляцию социального поведения личности;

  • способствует достижению внутренней согласованности личности.

Каждой из вышеназванных потребностей (познавательная, самоутверждения и т.д.) соответствует свой аспект «Я-концепции». Их развитие идёт неравномерно и одновременно во всех направлениях самосовершенствования. Но в школьном периоде развития личности можно выделить некоторые сензитивные периоды для проявления и развития определённых потребностей:

  • 6-10 лет — познание окружающего мира;

  • 10-11 лет — самопознание;

  • 11-13 лет — самовоспитание, самообучение;

  • 13-14 лет — самоутверждение;

  • 14-15 лет — самоопределение;

  • 15-17 лет — самоактуализация.

Общепризнано, что потребности — основа, определяющая интенсивность и направление развития личности. Особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения и совершенствования личностью самой себя. Познавательные потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П. Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки.

В условиях цивилизованного общества познавательные потребности трансформируются в потребности обучения, самообразования. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.

Потребности в самоутверждении синтезируются из первичных потребностей конкурентного существования. В детском обществе, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чём-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.).

Потребность в самовыражении — это трансформация прежде всего половой потребности. В духовной сфере она порождает эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своём окружении. Критерием красоты и гармонии служит оценка окружающих, поэтому главной стороной потребности в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.

Потребность в безопасности проявляется у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.). Потребность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении — тоже проявление потребности в безопасности.

Потребность в самоопределении развивается на базе уже проявившихся потребностей в познании, самоутверждении, самовыражении, защищённости. Это чисто человеческая, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей.

Потребность в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребность реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, её обстоятельств.

Механизм самоактуализации потребностей — познание, испытание и реализация своих личностных возможностей — играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека.

Представляется очевидным, что для оценки качества реализации программы «Этика и правила поведения», необходимы четко прописанные стандарты, на основе которых можно судить об уровне социализации детей и подростков, а также показатели, с помощью которых можно оценивать результаты достижений. С целью решения данных проблем стратегия модернизации общего образования предлагает переход на компетентностный подход.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся.

  • содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

  • смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

  • оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых ребенком на определенном этапе обучения. Фактически в этом подходе понимание знания как наращивание суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата.

Целями образования в аспекте применения компетентностного подхода становятся не знания, умения и навыки, а освоение целостного опыта решения проблем, выполнение ключевых функций.

В настоящее время появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей (А.В. Хуторской, Л.Ф. Иванова, С.Г. Воровщиков, С.Е.Шишов и др.), но, по мнению, Э.Ф. Зеера, О.Е. Лебедева, Т.В. Ивановой понятийный аппарат еще не утвердился.

В нормативных документах, педагогической науке и практике все шире используется понятие «компетентностный подход», который предполагает, что по-новому будут формулироваться цели и задачи современного образования. Он основывается на понятии «компетентность».

Понятие «компетентность» выступает в качестве «узлового», центрального. Оно объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, требует обновления содержания, формируемого «от результата», и обладает интегративной природой (вбирает в себя умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, коммуникативной, бытовой и т.д.). Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств), позволяющее решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

В структуре ключевых компетентностей можно выделить:

♦ компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации);

♦ компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (готовность к выполнению социальных ролей и т.д.);

♦ компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);

♦ компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);

♦ компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, позитивного отношения к семье, домашнему быту).

Ключевые компетентности необходимы в любом виде деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются в способности решать разнообразные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Таким образом, компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации образования, а обучать способам деятельности, т.е. возрастает роль способности использовать полученные знания в мобильной социальной ситуации. Быть компетентным, значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической...
Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, в поведении Срок реализации программы – 1 год

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической...
У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура,...

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической...
В связи с этим особую важность приобретает развитие лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются...

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconОбразовательная программа клуба «Вожатый»
Дополнительная образовательная программа клуба «Вожатый» социально-педагогической направленности разработана на основе авторской...

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconПояснительная записка дополнительная образовательная программа социально-педагогической...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для выпускников 9 классов составлена на основе требований...

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «современные...
Сборник авторских и модифицированных образовательных программ дополнительного образования детей технической направленности. Авторы...

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 12
Воспитательный аспект социально-педагогической работы. Функции социально-педагогической деятельности. Социально-педагогические проблемы...

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической...
В последние годы все больше детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. В связи с тем, что в бытовом общении родители...

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconПояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Есть здорово!»
Дополнительная образовательная программа «Есть здорово!», (далее Программа), социально – педагогической направленности, составлена...

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения» iconПояснительная записка Модифицированная программа дополнительного...
Модифицированная программа дополнительного образования детей культурологической направленности «Английский язык для детей» разработана...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск