Моей работы






Скачать 146.27 Kb.
НазваниеМоей работы
Дата публикации22.10.2013
Размер146.27 Kb.
ТипРеферат
top-bal.ru > Психология > Реферат


Х РЕСПУБЛИКАНСКАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ – РЕСПУБЛИКЕ КОМИ»

ДЕВИЧИЙ АЛЬБОМ -

его структура, особенности бытования

и психологическое значение



АВТОР


ПРОЦКАЯ АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА,

ученица 7 г класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

г. Сосногорска»

РУКОВОДИТЕЛЬ


ЗВЕРЕВА ИРИНА ГЕННАДИЕВНА,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

г. Сосногорска»


^ РЕСПУБЛИКА КОМИ

СОСНОГОРСК - 2007

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________3.




  1. НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ДЕВИЧЬЕГО АЛЬБОМА ________________________4.




  1. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕВИЧЬИ АЛЬБОМЫ: СОДЕРЖАНИЕ, БЫТОВАНИЕ, ФУНКЦИИ ___________________________________________________________5-9.




  1. ДЕВИЧЬИ АЛЬБОМЫ НАШИХ МАМ_________________________________10-11.




  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________________12.


ЛИТЕРАТУРА________________________________________________________________13.
ПРИЛОЖЕНИЯ.


ВВЕДЕНИЕ


Тема моей работы: «Девичий альбом, его структура, особенности бытования и психологическое значение».

Проблема – выяснить каковы психологические функции девичьего альбома. Поэтому целью работы стало выявление психологического значения девичьего альбома в зависимости от особенностей его структуры и бытования. Для достижения этой цели я поставила следующие задачи: 1) анализ существующих исследований девичьего альбома в гуманитарных науках, сведений в художественной литературе; 2) сбор девичьих альбомов у  девушек 11 – 13  лет и анализ включенных в них материалов; 3) определение принципов включения материалов в девичий альбом; 4) выявление бытования девичьего альбома методом опроса; 5) выявление психологического значения девичьего альбома в зависимости от структуры и  бытования. Объект исследования — девичий альбом. Гипотезой моей работы стало предположение, что психологическое значение девичьего альбома зависит от  его структуры и  особенностей бытования. Были использованы два метода: качественно-количественный анализ альбомов и  экспертная направленная беседа.

В марте 2006 года я выступила с данной работой на VI школьной научно-практической конференции «Открытие». Работа вызвала неподдельный интерес не только у моих сверстников, но и у учителей. Мне предложили продолжить работу над темой и проанализировать девичьи альбомы восьмидесятых годов XX века - альбомы наших мам.

Так работа «Девичий альбом, его структура, особенности бытования и психологическое значение» получила свое продолжение: была написана глава «Девичьи альбомы наших мам». Появились новые задачи: 1) найти и проанализировать девичьи альбомы 80-х годов XX века; 2) составить вопросник и провести анкетирование среди учителей и мам моих одноклассников с целью выяснения структуры и психологического значения их девичьего альбома.

Был использован ещё один метод исследования - анкетирование.

^ НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ДЕВИЧЬЕГО АЛЬБОМА

Об истории девичьего альбома мы можем узнать в книге Белоусова А.Ф. «Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов» [1], а также в статье Марченко Н.А. «Литературный быт пушкинской поры» [4]. Первые девичьи альбомы появились в России еще в конце ХVIII века и до сих пор не исчезают из нашей жизни. Самый первый альбом, тогда он назывался альбомом барышень, существовал для того, чтобы гости по своему желанию и  по  просьбе хозяйки могли записать туда стихи или нарисовать что-нибудь на  память о себе (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Таким образом, можно говорить о том, что изначально основными функциями девичьего альбома были: «сувенирная» (запись-подарок на память), эстетическая, коммуникативная. Появление у девочки своего альбома свидетель-ствовало и о её взрослении. Такой пример мы находим в произведении писателя ХIХ века В.Ф. Одоевского «Отрывки из журнала Маши» [2, с.88]. В конце ХIХ века девичий альбом из семейной среды стал активно переходить в среду ученическую — в закрытые пансионы и  женские гимназии. Альбом гимназисток был достаточно строг в своей организации. В  них цитировались стихи современных поэтов. Много места отводилось фортепьянным романсам. При этом необходимо отметить, что если раньше в альбомах барышень записи делались, как правило, мужчинами, то в гимназических девичьих альбомах и автором, и адресатом посланий стала девушка. И она стала реже его кому-нибудь давать почитать или заполнить. Девичий альбом в большей степени становится дневником. Из этого можно сделать выводы о том, что основными функциями девичьего альбома XIX являлись эстетическая и функция самопознания. Современные девичьи альбомы существенно изменились. Теперь альбом стал читаться и заполняться не только хозяйкой, но и близкими друзьями. Расширилось содержание альбомов, все также в  него записываются стихотворения и  песни о любви, различные пожелания, шутки. Но появилось и  много нового. Этим новшеством является такое понятие как анкета.

^ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕВИЧЬИ АЛЬБОМЫ: СОДЕРЖАНИЕ, БЫТОВАНИЕ, ФУНКЦИИ

Я ознакомилась с 10 альбомами девочек 11-13 лет (учащихся 5-6 классов нашей школы), побеседовала с их хозяйками. Вот что мне удалось выяснить.

В качестве оформления (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) девочки чаще всего используют рисунки. Обычно изображены в девичьих альбомах котята, щенки, цветочки и сердечки. Рисунки выполнены как хозяйкой альбома, так и теми, кто заполняет анкеты. Также используются всевозможные наклейки той же, как правило, тематики. Довольно часто можно встретить в альбомах фотографии актеров и певцов. Несомненные лидеры - Алсу, Наталья Орейро, Шакира, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Во всех 10 девичьих альбомах центральное место отводилось анкете.

Анкета - это опросный лист, вопросы в  котором касаются интересов и предпочтений ровесников владелицы альбома. Вопросы в анкетах (их количество обычно от 20 до 50) самые разные, так как различны интересы их  хозяйки. Вопросы в анкетах составлены таким образом, чтобы узнать о  заполняющем ее  более полную информацию. Анкетные вопросы я  условно разделила на  несколько групп. Во всех анкетах блоки вопросов располагались примерно в одной и той же последовательности, то есть: 1) Паспортные данные; 2) Личностные характеристики; 3) Очень личные вопросы; 4) Вопросы о хозяйке анкеты; 5) Вопросы философского характера; 6) Заключительные вопросы и просьбы.

^ 1) Паспортные данные (всегда в начале анкеты).

Паспортные данные

Количество

%

Фамилия, имя, отчество или (что гораздо чаще) прозвище.

10

100%

Дата рождения или вопрос: «Сколько тебе лет?»

10

100%

Твой знак зодиака

8

80%

Телефон

8

80%

Адрес

5

50%

Выяснилось, что наиболее значимым для хозяйки анкеты являются не столько «официальное» имя заполняющего, сколько прозвище (у девочек чаще всего ласкательное). Например: не Кристина, а Кристя или Киса, не Динара, а Масяня и др. Номер телефона также важен (выполняет коммуникативную функцию).
^ 2) Личностные характеристики. Это основная часть анкеты, которая позволяет наиболее полно узнать об отвечающем. Во многих анкетах (в 6 из 10) первой заполнительницей выступает сама владелица альбома. Она, отвечая на  свои  же вопросы, во многом «задает» форму ответа. Она рассказывает о себе столько, сколько хочет узнать от других. Если сама владелица альбома отвечает кратко на  свои  же вопросы, то обычно респонденты отвечают аналогично кратко. Лишь немногие пишут более раскрыто, дают ответы с рассуждениями. Если же владелица отвечает подробно на вопросы, то и респонденты чаще делятся своими секретами, и только немногие ограничиваются краткими ответами. Ответы помогают хозяйке выявить «своих», близких ей людей по интересам и увлечениям. Владелица альбома сравнивает свой внутренний мир, свои интересы с ответами друзей и останавливает свой выбор на ком-то, сближается с ним, либо кого-то отвергает как друга. Она сравнивает себя с другими, за счет этого развивается её самосознание.

Вот самые популярные вопросы из этой части анкеты: «Какую музыку слушаешь? Каких авторов (поэтов, прозаиков) предпочитаешь? Твой любимый вид спорта? Любимый актер или актриса, фильм? Любимый цвет глаз, имя, город, блюдо, и т.п.».

^ 3) Очень личные вопросы: «У тебя уже была первая любовь? Твой идеал парня (девушки). Кто тебе нравится из класса?». В данном случае ответы даются в зависимости от доверия хозяйке анкеты. Эти вопросы показывают, что анкета бытует в том кругу, где присутствует личностное доверие. Такая анкета вряд ли попадет в руки случайного человека.

^ 4) Вопросы о хозяйке анкеты: «Твое отношение к хозяйке анкеты. Опиши внешность хозяйки анкеты». В проанализированных мной анкетах на эти вопросы ответили все 100% отвечающих (о хозяйках анкет отзывались всегда положительно). Это ответы, скорее всего, просто говорят о вежливости и тактичности отвечающих.

^ 5) Вопросы философского характера: «Любовь — это…; Веришь ли ты в любовь; Дружба — это…; Счастье — это …; Каким быть лучше: умным или богатым?» Эти вопросы пытаются направить размышления отвечающих на глубокие осмысления актуальных для данного возраста проблем. При ответе на них, очень многое зависит от  интеллекта, мировоззрения отвечающих. Также на характер высказываний влияет и то, как сама хозяйка анкеты ответила на эти вопросы.

В проанализированных мною анкетах респонденты отвечали так: кратко – 6; с юмором – 3; подробно, серьезно, честно – 1. Причем, в  первых двух случаях (кратко, с юмором) респонденты всегда отвечали на все вопросы, а  в  последнем (подробно, серьезно, честно) - некоторые вопросы оставались без ответов. Возможно, это вызвано тем, что отвечающему, порой, проще уйти от ответа, так как на абстрактные вопросы довольно сложно размышлять. Если хозяйка анкеты задает подобные вопросы, то это показывает, что они ее  волнуют, она сама хочет почерпнуть информацию из ответов и обогатить свои знания.

^ 6) Заключительные вопросы и просьбы: «Ваш автограф; Дата заполнения; Подарок хозяйке анкеты (пожелание, рисунок и т.п.); Ваш вопрос хозяйке анкеты».

Итак, анкета выполняет следующие функции: ^ 1) коммуникативную; 2) самопознания (рефлексии); 3) когнитивную (познание окружающего мира); 4) эстетическую; 5) развлекательную.

С  психологической точки зрения анкета положительно влияет на свою обладательницу. Во-первых, она организует отношения между подругами (заглянув в нее, подруги общаются, вовремя реагируют на наступивший День рождения, даже подарок подбирается по вкусу, учитывая интересы). Во-вторых, именно благодаря анкете хозяйка узнает о друзьях что-то новое, а  о  знакомых какую-либо информацию, благодаря которой, она могла бы найти новых друзей. Часто анкету даже называют «дневником дружбы».

Значительное место в современном девичьем альбоме отводится стихам и песням. Как правило, в девичий альбом попадают песни популярные в данное время. В рассмотренных мною альбомах были записаны тексты песен TATU «All about us», Михаила Гребенщикова «Танцы-обниманцы», группы «Корни» «25 этаж», Братьев Гримм «Ресницы», др. Кроме популярных песен в девичьих альбомах встречаются тексты песен, обычно о любви, без указания автора слов. Из беседы с девочками я узнала, что данные тексты чаще всего переписываются из альбомов подруг. Функции «песенника» - когнитивная и развлекательная.

В каждом девичьем альбоме я  встретила согнутый в  треугольник лист с надписью «секрет». В  рассмотренных альбомах это зафиксировано только как шутка, рассчитанная на  любопытных, которые, развернув этот лист, увидят нарисованный кукиш,   выражения вроде «много будешь знать — скоро состаришься» или даже откровенные оскорбления.

В современном девичьем альбоме можно встретить анекдоты, или смешные выражения, в основном, на школьную тему (встречаются даже фамилии одноклассников):

Немалое место в  альбоме занимают пожелания. Их традиционные тексты собираются в альбоме, чтобы затем переписывать на  поздравительные открытки и рассылать их к  каким-либо праздникам (ко Дню рождения или на Новый год). Пожелания не имеют возраста  - они могут быть и старинные, лишь бы не повторялись одному адресату. Могут быть шуточными. Основными функциями пожеланий являются такие функции, как коммуникативная и передача культуры (некоторые пожелания бытуют в девичьих альбомах уже не одно десятилетие, передаваясь из поколения в поколение).

Особое внимание в современном девичьем альбоме уделяется гаданиям. Причем, у  маленьких девочек они довольно примитивны и  выполняют игровую функцию. У девочек постарше акцент делается уже на взаимоотношение с молодым человеком, с другом. В проанализированных альбомах, больше всего распространены следующие виды гаданий: сонник, гадание на картах, гороскоп (та его часть, где дается характеристика человека, а  не предсказание судьбы). Школьницы всех возрастов придумывают гадания и  гадают на все, что их занимает. Обращение девушек к «гадалкам» — это своеобразный поиск ответов на многочисленные вопросы, касающиеся любви, тайны которой для них только открываются.

Часто в девичьих альбомах встречаются цитаты. Цитаты - это фразы, когда-то сказанные или написанные великими людьми. «Цитатник» имеет давнюю традицию. Например, Н. Я. Эйдельман пишет о том, что в Царскосельском лицее у лицеистов были тетради с цитатами [6; с.291]. Девушка, записывая ту или иную цитату, отражает свой внутренний мир, свои чувства, свое отношение к чему-либо или понимание чего-то. Функция «цитатника» — рефлексия [1]. В проанализированных мною альбомах цитат я не встретила. Думаю, что цитаты появляются в альбомах девочек более старшего возраста.
^

Особенности бытования в  зависимости от  содержания


Обычно современный девичий альбом - это не одна тетрадка или блокнот, а несколько. Анкета чаще бытует в  школьной среде, дается для заполнения и  чтения как девушкам, так и  юношам, причем независимо от того, насколько близкие отношения между владелицей и отвечающим. Шутки, анекдоты, пожелания и гадания, как правило, сопровождают анкету - все они не только для себя, но и для других. Такие девичьи альбомы заводятся в лагерях отдыха, школах. Анекдоты, шутки и  гадания обладательница пишет сама, а  пожелания ей  пишут другие. «Цитатник», «песенник» и  «стихошник» заводятся для себя лично, поэтому очень редко даются кому-либо для чтения или переписывания. О личном дневнике, главная функция которого - самопознание, подруги только догадываются, но не имеют возможности видеть, держать в руках, а тем более читать. Из бесед с девочками – владелицами анкет я выяснила, что из 10 у 6 есть личный дневник, в который они записывают интересные, запоминающиеся моменты. Поначалу девочки пытались записывать в дневник всё, что происходило с ними в течение дня, но это продолжалось недолго. Теперь дневник берётся в руки лишь в том случае, если с хозяйкой произошло что-то необычное или смешное.

^ ДЕВИЧЬИ АЛЬБОМЫ НАШИХ МАМ

У наших мам и учителей тоже когда-то были девичьи альбомы. Я составила вопросник и раздала анкеты (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3) мамам одноклассников и нашим учителям. Всего было опрошено 20 человек. Из всех респондентов только один ответил отрицательно на вопрос № 2 «Был ли у Вас девичий альбом?», большинство - 19 человек (95%) - ответили на этот вопрос положительно. Результаты анкетирования - в таблице.

^ Вопросы анкеты

Ответы

%

Всего заполненных анкет

19

95% от числа опрошенных

Пол респондентов

женский

100%

Возраст респондентов

от 23 до 45 лет




Возраст, в котором респонденты имели девичий альбом

с 10 - 12 лет

с 13 лет

в 15 -17 лет

7 (36,8%)

11 (57,9%)

1 (5,3%)

Что входило в девичьи альбомы?


- анкета - 16

- песенник - 16

- стихи - 14

- анекдоты - 1

- пожелания - 12

- гадания - 8

- цитаты - 10

- дневник - 10

84,2%

84,2%

73,7%

5,3%

63,2%

42,1%

52,6%

52,6%

Какую роль играл девичий альбом в жизни респондентов?


- коммуникативную - 9

- самопознания - 10

- когнитивную - 5

- эстетическую - 8

- развлекательную - 14

47,4%

52,6%

26,3%

42,1%

73,7%

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что девичий альбом в жизни наших мам играл не менее важную роль. Некоторые начинали вести свой альбом еще в пионерском возрасте и продолжали вплоть до окончания школы, до отъезда из родительского дома. У некоторых он храниться до сих пор, и анкету в девичьем альбоме мамы спустя 15-20 лет заполнили уже их дочери. Я проанализировала только один девичий альбом 80-х годов XX века. Мне его предоставила учитель немецкого языка нашей школы Мукина Н.Н. Остальные респонденты поделились со мной своими воспоминаниями, на основании которых можно сделать некоторые выводы. Девичий альбом наших мам сильно отличается внешне (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Это были простые школьные тетрадки - одна для анкеты, вторая - песенник и цитатник, третья - личный дневник… Многие вопросы анкеты 80-х сходны с вопросами из анкет моих одноклассниц и складываются все в те же смысловые блоки: 1) паспортные данные; 2) личностные характеристики; 3) очень личные вопросы; 4) вопросы о хозяйке анкеты; 5) вопросы философского характера; 6) заключительные вопросы и просьбы. Бросилось в глаза, что тогда больше было вопросов философского характера, а отвечающие на них были гораздо более серьезны, более ответственно подходили к ответам на подобные вопросы. Это ещё раз подтверждает справедливость вывода: одна из основных функций анкеты - это функция самопознания. Наиболее важным для хозяйки альбома 80-х годов являлись анкета и песенник. Очень интересно было узнать, какие песни были популярны в то время, когда наши мамы были девочками. В песеннике Мукиной Н.Н. мне встретились тексты песен «Соловьиная роща», «Ты мне не снишься», «Соловьи поют, заливаются», «Первоклассница», «Клен» и многих других. Моя мама также вспоминала об этих песнях. Были популярны стихи, пожелания, цитаты и гадания. Выше было сказано, что цитат в альбомах своих одноклассниц я не встретила. А вот в альбоме Мукиной Н.Н. их достаточно. Привожу в пример некоторые из них: «Хорошо, когда собака-друг, плохо, когда друг-собака!», «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее», «Кто умеет ждать, к тому счастье приходит вовремя». Встретились и короткие стихи, которые заполняли свободное место между песнями.

Реже всего в девичьих альбомах встречались анекдоты. Видимо они были менее популярны тогда, нежели теперь. В девичьем альбоме Мукиной Н.Н. анекдоты я тоже не встретила. Почти у каждой в альбоме был согнутый тетрадный лист, в котором хозяйка альбома просила оставить автограф или прочитать стихи и цитаты.

Итак, девичий альбом 80-х выполнял следующие функции (по результатам анкетирования, бесед и анализа альбома Мукиной Н.Н.): развлекательную; самопознания; коммуникативную; развлекательную; эстетическую.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что девичий альбом, несомненно, выполняет определенную психологическую функцию, связанную с возрастом его авторов. В нем отражаются бытующие в соответствующем возрасте и  в современной социальной сфере представления о любви и  дружбе, об отношениях с юношами и подругами, фиксируются этикетные правила, связанные с ухаживанием и дружбой.

Заводит свой альбом почти каждая девочка, но далеко не у каждой хватает терпения аккуратно и терпеливо его заполнять. Обычно после нескольких заполненных друзьями и подругами анкет альбом забрасывается, хозяйка о нем забывает. А через некоторое время заводит новую анкету. У всех девочек, с которыми я беседовала, несколько анкет, у некоторых более трех.

Но бывают и другие случаи, когда анкета перерастает в настоящий девичий альбом со всеми его составляющими и становится тем самым «бумажным другом», которому не только можно доверить все самые сокровенные тайны, но у которого можно и получить ответ на многие самые важные в определенном возрасте вопросы… С ним хозяйка не желает расставаться даже став уже совсем взрослой, мамой взрослой дочери, у которой уже есть свой девичий альбом…

Итак, современный девичий альбом состоит из: анкеты; песенника, куда записываются и стихи, реже цитаты; собрания самых популярных анекдотов, чаще на тему школьной жизни; собрания самых разных пожеланий и гаданий; дневника.

Чаще всего альбомы впервые заводятся в школе в 4-5 классах, как правило, в начале учебного года, а также в летних лагерях отдыха, при переходе в другую школу или класс.

Современный девичий альбом выполняет следующие функции: коммуникативную; самопознания; когнитивную; эстетическую; развлекательную.
ЛИТЕРАТУРА

    1. Русский школьный фольклор. От  «вызываний» Пиковой дамы до  семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. (Статья «Девичий альбом ХХ века») - М., 1998.

    2. Литература. 6 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений // Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2004.

    3. Дети-собиратели и исследователи фольклора. Сост. Балашова О.Б. (Статья Макова А.  «Современные анкеты школьниц как своеобразное бытование традиционного девичьего альбома») - М., 1996.

    4. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. - Журнал «Литература в школе» - №4, 1997, стр. 26-31.

    5. Обухов А.С.  Смех и личность // Журнал «Развитие личности». - М., N3 - 4, 1998.

    6. Эйдельман Н.Я. Словарь и мудрецы // «Твой восемнадцатый век. Прекрасен наш союз…».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моей работы iconПлан воспитательной работы 1,4 класс
На 2010 – 2011 учебный год, исходя из целей и задач воспитательной работы школы, и учитывая особенности классов было выбрано основное...

Моей работы iconНа первом этапе работы основная задача тренера создать участникам...
«Не заставят ли меня делать что-то неприятное? Зачем мне вообще это нужно? Не повредит ли это мне, моей репутации, моей самооценке?»....

Моей работы iconМоей работы
Муниципальный район «г. Сосногорск» моу «средняя общеобразовательная школа №2 г. Сосногорска»

Моей работы iconПочему я выбрала эту тему?
Тема моей исследовательской работы «Литературное творчество великих математиков»

Моей работы iconРоль культуры в моей жизни
Годом культуры. Культура… Что это такое? Какое место она занимает в моей жизни? Какого человека можно считать культурным?

Моей работы iconРуководство для начинающих Эту книгу я посвящаю моей маме, вместе...
Постструктурализм как попытка превратить науку в гуманитарное знание

Моей работы iconГ. Брянска у моей любимой учительницы -учительницы русского языка-...
Каждый, кто встречается взглядом с моей учительницей, понимает, что он добрый человек, интересный, нужный другим людям. И от этого...

Моей работы iconСказка о слове «спасибо»
Цель моей работы: изучить значение, происхождение слова «спасибо» и понять его суть

Моей работы iconКонтрольная работа по теме: «банковская система»
Целью моей работы является: охарактеризовать структуру банковской системы, функции ее отдельных компонентов и исключительную роль...

Моей работы icon«Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение
Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск