В оргкомитет Областного конкурса






НазваниеВ оргкомитет Областного конкурса
страница1/6
Дата публикации22.10.2013
Размер1.05 Mb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Психология > Конкурс
  1   2   3   4   5   6
В Оргкомитет Областного конкурса

«Организация ППМС сопровождения детей с ОВЗ обучающихся инклюзивно »

Заявление

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Озеро-Крачинская средняя общеобразовательная школа

Направляет для участия в Областном конкурсе «Организация комплексного ППМС сопровождения образования в условиях инклюзивной школы»:

  1. Заявление на участие в конкурсе

  2. Описание практики организации в МБОУ Озеро-Карачинской СОШ ППМС сопровождения образования;

  3. Программы дополнительного образования;

  4. Материалы, иллюстрирующие практику реализации ППМС сопровождения в МБОУ Озеро-Карачинской СОШ

Конкурсные материалы разработаны авторским коллективом в составе: педагога-психолога Грибенщиковой Ксении Викторовны, социального педагога Паршаковой Светланы Владимировны, логопеда- дефектолога Рудштейн Анны Игоревны.

Авторский коллектив в составе:

Грибенщикова Ксения Викторовна

Паршакова Светлана Владимировна,

Рудштейн Анна Игоревна.

Согласен на публикацию и на иные формы распространения представленных на Конкурс материалов (с обязательной ссылкой на образовательное учреждение и авторство).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Озеро-Карачинская средняя общеобразовательная школа

Директор школы: Грибенщиков Александр Дмитриевич

Авторский коллектив: Грибенщикова Ксения Викторовна Паршакова Светлана Владимировна, Рудштейн Анна Игоревна.

Контактная информация: Грибенщиков Александр Дмитриевич. oksosh63@mail.ru телефон: 8-383-67-41-131, Новосибирская область, Чановский район, курорт Озеро-Карачи, ул. Школьная 63.

Описание практики организации в МБОУ Озеро-Карачинской СОШ ППМС сопровождения образования;

До 2004 года в нашей школе не было ни одного специалиста сопровождения, только с 2004 года в штат педагогов пополнился педагогом-психологом и социальным педагогом, а в 2006 году логопедом-дефектологом. Дети с ограниченными возможностями здоровья в большей части обучались «на дому» т.е. учителя предметники проводили уроки в домашних условиях учеников. Дети с ОВЗ были изолированы от школы, оторваны от коллектива. Из-за такой формы обучения специалисты не могли комплексно, системно осуществлять коррекционную, развивающую и др. виды помощи. Поэтому работа специалистов осуществлялась в основном с детьми, обучающимися в школе. Помощь детям с ОВЗ до 2010 года оказывалась эпизодически по мере необходимости. В связи с тем, что наше правительство обратило внимание на детей с ОВЗ и стали внедрять в школы инклюзивное обучение, наша школа не осталась безучастной. С 2010 году МБОУ Озеро-Карачинская СОШ реализует проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в школьном образовательном пространстве», что поспособствовало созданию ППМС.

ЦЕЛЬ

Определение и организация в МБОУ Озеро - Карачинской СОШ адекватных условий развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с их специальными образовательными потребностями.
^ ЗАДАЧИ ППМС


  • Своевременное выявление и комплексное обследование детей школьного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении, поведении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.




  • Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

  • Решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка.

  • Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуальных коррекционных программ.

  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды.

  • При положительной динамике и компенсации отклонении в развитии – определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам

  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение образовательной программой, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности.


^ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

В последние годы в нашей школе наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Привычные, «шаблонные» методы обучения, когда ученик с ОВЗ общается только с учителями предметниками, становятся не эффективными. Такие дети в большинстве случаев со школьной скамьи выходят неготовыми к взрослой, самостоятельной жизни. У некоторых из них из-за узкого круга общения не сформированы навыки конструктивного взаимодействия. Они скованы, неуверенны в себе, в своих силах и возможностях, чаще всего закомплексованы. В силу своих умственных и физиологических возможностей они имеют скудный багаж знаний. Чаще всего такие дети после окончания школы не могут поступить в учебные заведения, а следовательно устроиться на работу.

В сложившейся ситуации большая доля ответственность возлагается на родителей и учителей, которые не знают, как правильно обучать, воспитывать и социализировать. Именно поэтому мы считаем необходимым создать в нашей школе психолого – медико-педагогическое сопровождение, в состав которого входят специалисты (психолог, соц. педагог, логопед-дефектолог и т. д.), которые помогают в разработке рекомендаций и индивидуального образовательного маршрута.

^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


  • Раннее выявление детей, имеющих отклонения в развитии.




  • Разработка рекомендаций социального педагога, педагога-психолога, логопеда-дефектолога педагогам, родителям для обучения и воспитания детей с ОВЗ.

  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

  • Положительная динамика развития детей с ОВЗ: повышение учебно-познавательной мотивации, усвоение школьных программ. Успешная социализация детей с ОВЗ в школьном образовательном пространстве и т.д.

  • Изменение вида инклюзии (с эпизодической и частичной на полную инклюзию)

  • Формирование банка данных, отражающей актуальное развитие детей с ОВЗ, динамику их состояния, овладение образовательными программами.

  • Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

^ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

  • Пополнение портфеля достижений учащихся с ОВЗ.

  • Мониторинг прохождения образовательных и внеучебных программ.

  • Диагностирование уровня социализации, адаптации, умственного и физического развития детей с ОВЗ.

  • Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация в соответствии с Локальными актами ОУ.

  • Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности работы группы сопровождения.

^ СИСТЕМА ППМС

ППМС нашей школы регламентируется нормативно-правовой базой:

  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;

  • Закон об образовании РФ от 22.08.04г. N 122-ФЗ;

  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. N 1591-1;

  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;

  • ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации N 124 -ФЗ от 24 июля 1998 г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.;

  • Положение о Службе практической психологии образования в Российской Федерации, принятое решением Коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. N 7/1;

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 года N120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Письмо министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901-6 от 27.03.2000г.

Центральным моментом работы каждого специалиста службы сопровождения является система ПМПк. Консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для ППМС сопровождения обучающихся.

ПМПк нашей школы имеет комплект документации регламентирующей ее работу:

  • Положение о ПМПк

  • Приказ о создании ПМПк

  • Договор между образовательным учреждением и родителями обучающихся о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении

  • Диагностическая карта психолого – медико - социальной помощи ребенку

  • Карта психолого - медико - логопедической и социальной помощи ребенку

  • Заключения педагога

  • Представление логопеда для ПМПк

  • Представление психолога для ПМПк

  • Заключение школьного ПМПк

  • Журнал записи детей на ПМПк

  • Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк


В распоряжении школы имеются:

  • Спортивный зал (оснащен тренажерами и спортивным инвентарем);

  • Актовый зал;

  • Игровая комната (имеет мягкую мебель, ковровую дорожку, телевизор, DVD плейер, развивающие игры);

  • Кабинеты:

- медицинского работника,

- логопеда,

-психолога и социального педагога (музыкальный центр, развивающие игры, компьютер, методическая литература);

  • Библиотека (которая имеет методическую литературу по педагогике, психологии, дефектологии. Специальная подборка книг для родителей, педагогов, учеников);

  • Школьный музей;

  • Столовая;

  • Компьютерный и медиакласс (оснащен видеотекой (аудиокассеты и DVD диски), интерактивной доской, компьютеры);

  • Учебные кабинеты.

В нашей школе работает 34 учителя- предметника, а также педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, логопед-дефектолог, по совместительству инструктор ЛФК, учитель СБО и тьютер.

В составе комиссии ПМПК работают: педагог-психолог, социальный педагог, логопед-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник школы, учителя высшей квалификационной категории. Все они имеют высшее профессиональное образование. Первую или высшую квалификационную категорию. Специалисты ПМПК осуществляют экспертно-диагностическую, консультативную и сопровождающую деятельность.

Положительным моментом в работе комиссии является то, что отсутствует частая сменяемость членов ПМПК (в течение последних 5 лет состав постоянный, кроме социального педагога), что позволяет организовывать систематическое и планомерное наблюдение за детьми, способствует повышению качества работы комиссии в рамках межведомственного взаимодействия.

Планирование направления деятельности ППМС определяется согласно школьному годовому плану, где отражаются значимые периоды развития и специфика работы нашей школы. Учителями предметниками ежегодно разрабатываются учебные программы для детей с ОВЗ. На сегодняшний день мы имеем специальные коррекционные программы 8 вида (для 2, 6,7 классов). В школе реализуются программы дополнительного образования:

Профилактические

  • «Ура, мы в первом классе», для учащихся 1 класса ,цель: профилактика дезадаптации первоклассников.

  • «Первый раз в пятый класс», для учащихся 5 класса, цель: предупреждение и преодоление трудности в учебе учащихся,

  • «Ступенька роста» для учащихся «группы риска», цель: преодолеть трудности в социальной адаптации

  • «Навстречу себе и счастью» для учащихся среднего школьного возраста, цель: профилактика употребления ПАВ и суицидального поведения.

  • «Мой выбор» для учащихся 8-9 класса, направлен на обучение самостоятельному, осознанному выбору профессии.

  • «Здоровый путь к успеху» для учащихся школы, цель: укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.

  • «Дружный класс», цель: преодоление социально-эмоциональных проблем и профилактику агрессивного поведения.

Коррекционно-развивающие:

  • «Читаю с удовольствием» для учащихся младшего школьного возраста, цель: профилактика и преодоление нарушения чтения, обусловленных элементами ОНР, ФФН, расстройством внимания.

  • «Примеры - это легко» » для учащихся младшего школьного возраста, цель: профилактика и преодоление нарушения счета, обусловленных элементами ОНР, ФФН, расстройством внимания.

  • «Вверх по ступенькам» для учащихся младшего школьного возраста, цель: развитие познавательной сферы младших школьников.

  • «Актеры» для учащихся младшего школьного возраста, цель: формирование адекватной самооценки.

  • «Особый ребенок» для детей с гиперактивностью, цель: развитие эмоционально-волевой сферы.

  • «Шаг за шагом» для среднего школьного возраста, цель:

  • «В мире спокойствия» для старшего школьного возраста, цель: обучение подростков конструктивным формам разрешения конфликтов.

  • «Вместе весело шагать» для учащихся младших классов, цель: коррекция эмоциональных состояний, тормозящих процессы развития.

  • «Я в мире с собой», цель: коррекция агрессивного поведения.

При реализации плана ППМС используем групповую и индивидуальную форму работы со всеми участниками образовательного процесса.

Диагностический блок помогает в выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации детей с ОВЗ.

Профилактико - коррекционный блок направлен на предупреждение и преодоление проблем: в обучении, в эмоционально-волевой сфере, проблем выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения, формирования здорового образа жизни детей с ОВЗ.

Консультационный блок помогает в оказании помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении, воспитании, в межличностных отношениях, профессионального и досугового самоопределения, формирования здорового образа жизни детей с ОВЗ.

Экспертный блок – участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих разъяснения ситуаций членами группы сопровождения.

Вся работа ППМС строится с учетом следующих принципов:

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

Принцип научности;

Принцип ориентации на «зону ближайшего развития»;

Принцип единства диагностики и коррекции;

Принцип комплексности методов психологического воздействия;

Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей.

В ходе работы ППМС мы наблюдем изменения в отношениях к детям с ОВЗ, учителя стали вводить в практику преподавания новые методы и приемы обучения. Учащиеся школы стали толерантнее по отношению друг к другу. У детей с ограниченными возможностями здоровья появилась возможность почувствовать себя полноправными членами школьного коллектива. Большинство родителей активно сотрудничают со специалистами группы сопровождения. Родители знают, что им окажут своевременную квалифицированную помощь. Все это способствует формированию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

Внутренний контроль организован следующим образом:

Курирует работу ППМС заместитель директора по учебно-воспитатаельной работе проверяет наличие планов работы, ведения журналов учета деятельности каждого члена службы сопровождения, а также аналитических отчетов о проделанной работе.

Согласно утвержденному плану образовательного учреждения проводятся совещания и педагогические советы при директоре, на которых группа сопровождения делятся сведениями об уровне развития детей с ОВЗ, о динамике изменений, выделяют факторы, способствующие успешному обучению или осложняющее его. Дают рекомендации по внесению изменений в образовательных маршрут учащихся, а также намечают пути дальнейшей работы.

Мониторинг ППМС.

График №1

Уровень школьной адаптации детей с ОВЗ за 2 последних года.

Вывод: на графике №1, мы видим увеличение количества детей адаптированных к школьной жизни за 2 года с 15% до 65%.

График №2

Динамика эмоционального состояния детей с ОВЗ за 2 последних года.

Вывод: из графика №2 мы видим, что к 2012 году процент детей с негативным и нейтральным отношением к школе заметно сократился, а увеличился процент учащихся с положительным эмоциональным фоном.

График №3

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

Вывод: для всех детей с ОВЗ разработаны ИОМы.

График №4

Разработка рекомендаций по вопросам воспитания и обучения для родителей детей с ОВЗ и учителей.

Вывод: из графика №4 мы видим, что для учителей и родителей детей с ОВЗ 100% разработаны рекомендации по обучению и воспитанию.

График №5.

Охват детей с ОВЗ коррекционно-развивающими, профилактическими программами.

Вывод: из графика №5 видно, что увеличивается количество вовлеченных в профилактическую и коррекционно-развивающую работу.

График №6.

Охват детей с ОВЗ вовлеченных во внеклассную работу.

Вывод: из графика №6 видно, что увеличивается количество детей задействованных внеучебной деятельностью.

Программы дополнительного образования.

Аннотация.

Задержка психического развития часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов и т.д. Коррекционно-развивающая программа «Вверх по ступенькам» предназначена для детей младшего школьного возраста с ЗПР и направлена на разрешение круга проблем связанных со школьной не успешностью. Коррекционные занятия носят комплексный характер в связи с комплексом проблем. Каждое занятие объединяет в себе задания и упражнения на развитие нескольких функций: памяти, внимания, мышления и т.д. Программа состоит из подготовительного, мотивационного, когнитивного и педагогического блоков.

Программа «Вверх по ступенькам» будет полезна и интересна не только педагогам-психологам, но и учителям – дефектологам и социальным педагогам.

МБОУ Озеро-Карачинская средняя общеобразовательная школа

Коррекционно-развивающая программа «Вверх по ступенькам», направленная на развитие познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития.

Программу разработала Грибенщикова Ксения Викторовна педагог-психолог 1 квалификационной категории.

Год создания программы 2009.

Пояснительная записка

Программа «Вверх по ступенькам» является психолого-педагогической коррекционно-развивающей программой дополнительного образования и предназначена для решения круга проблем, связанных с школьной неуспешностью для детей с ОВЗ. Данная программа актуальна для нашего поселка и образовательного учреждения т.к. в последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Социально-экономический статус данной категории детей низкий, в основном это дети из неполных и неблагополучных семей: в школу приходят не подготовленными, дошкольного образования, как правило, не получают. При поступлении дети с ЗПР испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью, имеют недостаточный уровень развития памяти, внимания (что приводит к неравномерной работоспособности), поверхностное восприятие не дает детям находить существенные характеристики вещей и предметов. Учащиеся с ЗПР испытывают трудности в формировании образных представлений, словесно-логическое мышление не соответствует возрастным нормам. Низкий уровень развития познавательной сферы обучающихся 7 вида не позволяет им усваивать в полном объеме школьную программу.

Коррекционно-развивающая программа «Вверх по ступенькам» среднесрочная рассчитана на 26 занятий по 30-35 минут, составлена на основе модификации нескольких программ разных авторов (С.Антонова, О.Н. Истратова, И.О. Перькова, И.Р. Битянова, И.И.Мамайчук).

Программа «Вверх по ступенькам» реализуется в соответствии с целью образовательного учреждения, которая предполагает всестороннее развитие личности и успешность её адаптации в социуме. Программа имеет связь с программами диагностического блока (это диагностика особенностей познавательного развития), что помогает уточнить диагноз и работать конкретно на проблему; так же связь с групповыми программами развивающего и коррекционного блока, целью которого является развитие познавательной сферы школьников.

Участниками данной программы являются ученики с ЗПР, педагог-психолог, родители обучающихся, учителя 1-х классов.

Цель программы: развитие познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Задачи программы:

  1. Развитие школьной мотивации

  2. Развитие памяти.

  3. Развитие внимания.

  4. Развитие мышления, воображения и речи.

  5. Развитие мелкой моторики рук.

  6. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Научные, методологические и методические основания программы:

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с задержкой психического развития детей. Исследователи отмечают, что эти дети в семилетнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, памяти, внимания. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. В специальных исследованиях Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпина отмечается у детей, с задержкой психического развития, неполноценность пространственного анализа, зрительно-моторной координации.

Особенно существенно их отставание в развитии мышления и речи. Специалисты подчеркивают, что большинство из таких детей отстают от нормально развивающихся сверстников как в развитии наглядного (действенного и образного), так и понятийного (словесно-логического) мышления. Это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети в овладении навыками письма и чтения, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приемов вычисления и т.д. Особенности познавательной деятельности, психофизического развития изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие речевого развития.

Программа «Вверх по ступенькам» составлена с учетом теории и идей следующих ученых, таких как С.Л. Рубинштейн - Психическое развитие зависит от того, насколько средства, содержания и методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. Они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития

- Идеи С.Л. Рубинштейна о том, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития, т.е., нельзя отрывать изучение индивидуальных особенностей от изучения особенностей возрастных.

- Идея Брунера подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудия развития когнитивных процессов, согласно которой развитие познавательных процессов неотделимо от развития речи.

- Развитие познавательных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. (Пиаже)

^ Принципы отбора и его организации:

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- деятельностный принцип коррекции;

- принцип комплексности методов психологического воздействия;

- принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей;

- принцип научности;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- принцип ориентации на “зону ближайшего развития”.

^ Обоснование необходимости реализации данной программа для достижения указанной цели и решения поставленных задач:

Реализация программы «Вверх по ступенькам» необходима и актуальна в данном возрасте, т.к. именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для коррекции всех психических процессов. Так после реализации программы у детей с ЗПР возможны: усвоение коррекционной программы, повышение школьной мотивации, улучшение взаимоотношений в системе “учитель-ученик”. В случае того, если вовремя не начать работу, ситуация может усугубиться в отношениях с одноклассниками, учителями, возможно проявление деструктивных форм поведения, появление вредных привычек.

^ Структура и содержание программы:

Форма реализации программы: групповая, направленная на развитие познавательной сферы младших школьников с ЗПР.

^ Содержание программы

Реализуемые блоки и их цели:

- Подготовительный блок:

Цель: предоставление информации о целях коррекционно-развивающей программы.

- Мотивационный блок:

Цель: способствовать развитию учебной мотивации школьников.

- Когнитивный блок:

Цель: развитие познавательных процессов.

- Педагогический блок:

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей и учителей в вопросах развития познавательной сферы школьников с ЗПР.

  1. ^ Тематический план



Блок

Цель

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Подготовительный

блок

Предоставление информации о целях коррекционно-развивающей программы.

1 занятие (15 минут)

15-20 минут

2.

Мотивационный блок

Развитие учебной мотивации

3 занятия

3 часа (30-35 минут)




  1. «Я - школьник»

Помочь осознать первоклассникам, позицию школьника.

1







  1. «Учиться - здорово»

Развивать желание учиться

1







  1. «Ученье-свет, а не ученье - тьма»

Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

1




3.

Когнитивный блок

Развитие познавательных процессов учащихся.

20

занятий

20 часов (30-40 минут)




1.«Запоминай -ка»

Развитие памяти: зрительной, слуховой, образной, двигательной, кратковременной, долговременной т.д.

5







2.«Внимательные дети»

Развитие внимания:

устойчивости, переключения, объема, распределения.

5







3.«Хитрые задачки»

Развитие мышления:

наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое.

5







4.«Понимать друг друга - легко».

Способствовать развитию речи: развитие активного и пассивного словаря, развитие кругозора учащихся.

5




4.

Педагогический блок

Ознакомить родителей и педагогов со способами развития познавательной сферы школьников.

2 занятия







  1. «Лекторий с педагогами»

Предоставление информации педагогами по способам и методам развития познавательной сферы школьников с ЗПР.

1







  1. «Родительское собрание»

Предоставление информации родителям по развитию познавательной сферы детей с ЗПР

1




^ Содержание программы

Мероприятие «Ученье – свет, а не ученье тьма».

Цель: укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимые.

Время: 30 – 35 минут

Ход занятия:

^ 1.Ритуал приветствия

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Инструкция: «Добрый день. Наше занятие мы начнем необычного приветствия. Каждый из вас будет выходить в центр круга, и здороваться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, здороваясь с ним.»

^ Разминка «Надо ли учиться?»

Цель: настроить детей на работу

Инструкция: «Ребята, как вы думаете, зачем надо учиться?»

Психолог выслушивает ответы всех детей, делает обобщение.

Игра «Отгадай профессию»

Цель: познакомить детей с миром профессий, качествами которыми должен обладать представители профессий.

«Ребята, наверное, у всех есть мечта или представление о вашей будущей профессии. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай профессию», в которой вы должны по очереди имитировать движения, которые выполняются при вашей профессии. Остальные дети отгадывают, кем хочет быть, одноклассник, и называют качества, которыми должен обладать представитель этой профессии».

Примечание: перед тем как дети начнут показывать профессии, психолог должен показать первым на примере и вспомнить с детьми, какими качествами могут обладать тот или иной представитель профессии.

Беседа: «Кто мы?»

Цель: сознание позиции школьника.

«Дети, скажите, пожалуйста, а вас можно назвать работниками? – ответы детей. Кем вы сейчас работаете? – ответы детей. Какими должны быть ученики? Что нужно для вашей работы?»

Прежде чем мы начнем работать дальше мы с вами немного поиграем в игру «Воздух, вода, земля, огонь» попрошу вас встать, если я говорю Воздух - вы поднимаете руки вверх, Вода – руки перед собой, Земля –руки опускаете вниз, Огонь – круговые движения рук, но я буду вас путать, например буду говорить Вода, а руки поднимать вверх, вы должны не запутаться и показать правильное положение рук.

Цель: активизация детей на дальнейшую работу.

«Испытание»

Цель: показать, какими качествами должен обладать ученик, повышение самооценки первоклассников.

«Ребята, вы сказали, что ученик должен быть внимательным и умными и все запоминать, мы сейчас проверим, с помощью игр, а вы такими являетесь?»

Первая игра «Алфавит» поможет определить, внимательны ли вы?

Детям предлагаются посмотреть на карточки с буквами алфавита, все ли в них верно?

^ БАВГД, КЛ8НМ, АБВГД.

Ответы детей. Молодцы ребята! Вы все правильно, заметили, это вам дает право прейти к следующей игре «Чего не стало».

Игра «Чего не стало» позволит исследовать вашу память. Психолог показывает от 6до 10 предметов, в течение небольшого промежутка времени дети запоминают какие предметы они видят. Затем предметы закрываются, дети называют предметы, которые запомнили. Игра повторяется 3-4 раза.

Молодцы ребята! Переходим к следующей игре «Хитрые задачки», которая покажет, как вы умеете мылить.

Каждому ребенку раздаются карточки с заданиями:

  1. Продолжи ряд (по необходимости можно разобрать аналогичные примеры вместе)



…….

…….

  1. Заполни пустые клеточки:






























Психолог. Вот какие вы все внимательные, умные, значит – все вы можете учиться хорошо, и всем присваивается звание ученика.

^ Ритуал прощания

Цель: развитие навыков рефлексии, подведение итогов занятия.

Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось и не понравилось на занятии?»

«Спасибо, до свидания» дети встают в круг и предают мяч со словами «Спасибо, до свидания!»

^ Описание условий, методов, инструментария реализации программы:

Для отслеживания степени эффективности были использованы следующие методы:

Входная диагностика:

- Методика «Четвертый лишний » (наглядный материал) цель: определение способности к обобщению, умению дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

- Методика «Четвертый лишний » (словесный материал) цель: определение способности к обобщению понятий, умения вычленять существенные и несущественные признаки.

- Методика «Последовательные картинки» цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

- Методика «Продолжи ряд» цель: выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.

- Методика «Зрительная непроизвольная память» цель: определение объема зрительного непроизвольного запоминания.

- Методика «Зрительная произвольная память» цель: определение объема произвольного запоминания.

- Методика «Слуховая произвольная память» цель: определение слухового запоминания словесного материала.

- Методика «Раскрашивание кружков» цель: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.

- Матрица с кольцами Ландольта цель: определение продуктивности, устойчивости, распределения внимания.

- Методика «Мотивация учения» цель: определение мотивов к учению.

- Методика «Расскажи по картинкам» цель: определение активного словарного запаса

А также методы:

- беседа;

- наблюдение;

- сбор анамнестических данных.

Итоговая диагностика:

Методы: наблюдение, беседа, изучение рабочих тетрадей детей.

Методики:

- Методика «Четвертый лишний » (наглядный материал) 2 набор карточек цель: определение способности к обобщению, умению дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

- Методика «Четвертый лишний » (словесный материал) 2 набор слов цель: определение способности к обобщению понятий, умения вычленять существенные и несущественные признаки.

- Методика «Последовательные картинки» 2 набор карточек цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

- Методика «Продолжи ряд» 2 набор заданий цель: выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.

- Методика «Зрительная непроизвольная память» 2 набор карточек цель: определение объема зрительного непроизвольного запоминания.

- Методика «Зрительная произвольная память» 2 набор карточек цель: определение объема произвольного запоминания.

- Методика «Слуховая произвольная память» 2 набор слов цель: определение слухового запоминания словесного материала.

- Методика «Раскрашивание кружков» цель: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.

- “Корректурная проба” цель: определение уровня устойчивости внимания.

- Таблицы Шульте цель: определение объема внимания.

- Методика «Мотивация учения» цель: определение мотивов к учению.

- Методика «Расскажи по картинкам» цель: определение активного словарного запаса

Источник методик: - «Психологическая диагностика отклонений развития детей» младшего школьного возраста под научной редакцией Л.М. Шипицыной – СПб.: Речь, 2008г.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В оргкомитет Областного конкурса iconПоложение о проведении муниципального тура областного конкурса «Лидер чтения – 2014 года»
Муниципальный тур областного конкурса «Лидер чтения – 2014 года» (далее Конкурс) проводится в рамках областного межведомственного...

В оргкомитет Областного конкурса iconПоложение о проведении областного конкурса
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведении областного конкурса «Дети рисуют сказки народов России» (далее именуется...

В оргкомитет Областного конкурса iconО проведении областного конкурса «Новогодняя сказка»
Правительства Ульяновской области от 25. 12. 2009 №425-п «О проведении областного конкурса «Новогодняя фантазия»

В оргкомитет Областного конкурса iconО проведении областного заочного конкурса детского творчества
Настоящее положение определяет порядок и условия проведения областного заочного конкурса детского творчества «Святые хранители семьи»...

В оргкомитет Областного конкурса iconО муниципальном этапе областного конкурса музеев образовательных учреждений
Настоящее положение определяет цель, задачи, порядок организации и проведения областного конкурса музеев образовательных учреждений...

В оргкомитет Областного конкурса iconПоложение о проведении муниципального этапа областного конкурса творческих...
Муниципальный этап областного конкурса творческих и исследовательских работ "С малой родины начинается Россия" (далее – Конкурс)...

В оргкомитет Областного конкурса iconИтоги ΙΙ этапа Открытого областного конкурса поэтов и исполнителей «Томск поэтический»
Декабря 2012 года в Томске состоялся ΙΙ этап многоэтапного открытого областного конкурса поэтов и исполнителей «Томск поэтический»....

В оргкомитет Областного конкурса iconО проведении областного конкурса
Оренбургской области №01-21/206 от 4 февраля 2013 года «О проведении конкурсов» в октябре 2013 года будет проведен финал областного...

В оргкомитет Областного конкурса iconНекипелова С. И., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества»
Оргкомитет обеспечивает распространение информации об условиях проведения конкурса, принимает на рассмотрение конкурсные работы,...

В оргкомитет Областного конкурса iconПриказ №581 Об итогах муниципального этапа областного конкурса «Новогодний серпантин»
Муниципальный этап областного конкурса «Новогодний серпантин» проводился с целью создания условий для выявления и развития способностей...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск