Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4»






НазваниеРабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4»
страница1/6
Дата публикации08.08.2014
Размер0.71 Mb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании ШМО Заместитель директора по ВР Директор МБОУ «СОШ№4»

Руководитель ШМО нач. классов ___________/М.Б. Елистратова/ __________/Ю.В.Гаврилов/

___________/Л.М.Зруллина/

Рабочая программа

по сопровождению и психолого-педагогической подготовки

дошкольников к обучению в МБОУ «Средней общеобразовательной школы №4»

г. Лениногорска

Республики Татарстан

педагога-психолога II квалификационной категории: Сагдеевой Екатерины Вячеславовны

2013-2014 учебный год

^ Пояснительная записка

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться.

Готовность, это определенный уровень психического развития ребенка. Это, как иногда многие считают, не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. И каждая ступень требует от ребенка определенной готовности.

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться психические функции. А тренировать их заранее невозможно, так они у дошкольника просто отсутствуют. И управлять этим развитием должны специалисты. Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат либо в сфере общения ребенка со взрослым (понимание условности вопросов учителя, ее особой внутренней позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в системе взаимоотношений и взаимодействии со сверстниками (умение слушать товарища и следить за его работой, способность содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия и т. д.), либо причины затруднений связаны с особенностями самосознания детей (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя).

Программа занятий предназначена для работы с дошкольниками 6-7 летнего возраста и направлена на сохранение психического здоровья детей и усвоение приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

^ Цели программы: Развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.

^ Основные задачи:

- Совершенствование движений и сенсомоторное развитие (мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии;

- Развитие отдельных аспектов психической деятельности (зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, пространственно-временных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов – цвет, форма, величина);

- Развитие основных мыслительных операций (навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации – на базе овладения основными родовыми понятиями; умения работать по словесной инструкции; умения планировать свою деятельность;

- Развитие разных видов мышления (наглыдно-образного, словесно-логического – умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- Развитие эмоционально-личностной сферы (расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса; формирование учебной мотивации; развитие функций прогноза, планирования и саморегуляции; приобретение навыков группового взаимодействия).

^ Объем программы и формы работы:

Занятия проводит педагог-психолог. Цикл занятий рассчитан на 5 месяцев по 1 разу в неделю. Продолжительность – 30 минут. Количество занятий – 19.

^ Форма работы:

Групповая, индивидуальная, консультирование родителей и педагогов.

Количество детей в группе: 7-15 – человек.

Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизации, навыков общения). Также используются упражнения на развитие высших психических функций; штриховка, дорисовывание, складывание, составление рассказов, кроссворды, загадки и т.д. На всех занятиях обязательны наглядные материалы. Для успешного выполнения заданий дети сначала получают точную инструкцию.

Занятия проводятся с детьми после проведенного диагностического обследования. На занятие зачисляются дети, которые показали низкие результаты и вошли в «группу риска», а также дети с заниженной самооценкой и изолированные.

^ Структура занятия:

-Разминка;

-Упражнения по теме;

-Работа в тетради;

-Игра, разного рода;

-Рефлексия.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. В программе использовались игры, упражнения направленные на развитие внимания, мышления, восприятия, слуховой и зрительной памяти. Обучение обобщать и классифицировать по общему признаку. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяю­щихся условиях без потерь для своего психологиче­ского здоровья. Для развития умения детей кон­структивно общаться, налаживать дружеские взаимоот­ношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
^ Основные принципы построения программы:

-Уважение личности ребенка;

-Развивающий характер обучения;

-Непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором программный материал располагается последовательно, с учетом возрастающей детской компетенции;

-Использование ресурсов игры как универсального средства, обеспечивающего широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания.

Целесообразность проведения с дошкольниками игровых занятий, специально направленных на развитие личностно-эмоциональных и регуляторно-когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, обусловлена уникальностью этого возрастного периода, характеризующегося его повышенной сензитивностью.

Программа поможет органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми «затратами» приобрести новый статус ученика, постепенно овладевать умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и приумножив при этом достижения дошкольного периода развития.
^ Ожидаемые результаты:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны;

- Узнавать предметы по заданным признакам;

- Классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;

- Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- Давать полное описание объектов и явлений;

- Видеть временные рамки своей деятельности;

- Определять последовательность событий;

- Ориентироваться в пространстве;

- Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- Критически относиться к результатам своей деятельности;

- Опосредовать свою деятельность речью;

- Знать правила поведения в обществе;

- Замечать и исправлять недостатки собственного поведения.

^ Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Форма контроля

Сроки проведения

Кол-во часов



Занятие 1.

1.Игра – разминка «Овощи»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Нос-пол-потолок»

6. «Волшебные квадратики»

7. Игра «Путаница»

8. Рефлексия

Наблюдение



1-я неделя ноября

30 мин



Занятие 2.

1.Игра – разминка «Домашние животные»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Выложи по образцу»

6. Игра «Совушка-сова»

7. Рефлексия

Наблюдение

2-я неделя ноября

30 мин



Занятие 3.

1. Игра-разминка «Птицы»

2. Игра «Летает-не летает»

3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам»

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Упр. «Найди недостающий предмет»

7. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя ноября

30 мин



Занятие 4.

1. Игра-разминка

2. Упр. «Слова на букву»

3. Корректурная проба

4. Пальчиковая гимнастика

5. Работа в тетрадях

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя

ноября

30 мин



Занятие 5.

1. Игра-разминка «Цветы»

2. Корректурная проба

3. Игра «Какое что бывает»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Игра «Бывает -не бывает»

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Геометрические фигуры»

8. Рефлексия

Наблюдение

1-я неделя декабря

30 мин



Занятие 6.

1. Игра-разминка «Цветы»

2. Корректурная проба

3. Упр. «Третий лишний»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Игра «Сесть-встать»

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Геометрические фигуры»

8. Рефлексия

Наблюдение


2-я неделя декабря

30 мин



Занятие 7.

1.Игра-разминка «Транспорт»

2. Загадка

3. Корректурная проба

4. Пальчиковая гимнастика

5. Работа в тетрадях

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Упр. «Геометрические фигуры»

9. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя декабря

30 мин



Занятие 8.

1.Игра-разминка «Транспорт»

2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам»

3. Корректурная проба

4. Пальчиковая гимнастика

5. Работа в тетрадях

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Упр. «Геометрические фигуры»

9. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя декабря

30 мин



Занятие 9.

1. «10 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Съедобное –не съедобное»

4. Корректурная проба

5. Физ. минутка

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Найди девятое»

8. Упр. «Выложи по образцу»

9. Рефлексия

Наблюдение

2-я неделя

января

30 мин

10.

Занятие 10.

1. «10 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Съедобное –не съедобное»

4. Корректурная проба

5. Физ. минутка

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Найди девятое»

8. Упр. «Таблицы внимания»

9. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя

января

30 мин

11.

Занятие 11.

1. «10 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Летает -не летает»

4. Корректурная проба

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Игра «Путаница»

9. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя

января

30 мин

12.

Занятие 12.

1. «10 картинок»

2. Игра «Для чего это нужно»

3. Корректурная проба

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

8. Рефлексия

Наблюдение

1-я неделя

февраля

30 мин

13.

Занятие 13.

1. «10 картинок»

2. Игра «Для чего это нужно»

3. Корректурная проба

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Игра «Отгадай, что это»

8. Рефлексия

Наблюдение

2-я неделя

февраля

30 мин

14.

Занятие 14.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Корректурная проба

3. Упр. Для коррекции зрения

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Физ. минутка

8. Игра «Слушай хлопки»

9. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя февраля

30 мин

15.

Занятие 15.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Упр. «Ритм»

3. Корректурная проба

4. Упр. Для коррекции зрения

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Физ. минутка

9. Игра «Отгадай, что это»

10. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя

февраля

30 мин

16.

Занятие 16.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Упр. «Ритм»

3. Корректурная проба

4. Физ. минутка «Четыре стихии»

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. упр. «Продолжи ряд, начатый художником»

9. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

10. Рефлексия

Наблюдение

1-я неделя

марта

30 мин

17.

Занятие 17.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Корректурная проба

3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

4. Графический диктант

5. Физ. минутка «Четыре стихии»

6. Упр. «Найди такую же картинку»

7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

8. Рефлексия

Наблюдение

2-я неделя марта

30 мин

18.

Занятие 18.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Корректурная проба

3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

4. Графический диктант

5. Физ. минутка «Четыре стихии»

6. Упр. «Найди тень»

7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

8. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя марта

30 мин

19.

Занятие 19.

1. Игра «Слушай внимательно»

2. Игра «Что изменилось»

3. Сказка о внимательном Иванушке

4. Корректурная проба

5. Физ. минутка «Четыре стихии»

6. Подвижная игра по желанию детей

7. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя марта

30 мин




Итого:

Недель - 19

9,5 часов
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconРабочая программа По литературе мбоу средней общеобразовательной школы №8
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11...

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconРабочая программа Рождественской средней общеобразовательной школы
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом...

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconРабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы «Истоки»
Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconПрограмма мбоу средней общеобразовательной школы №3 имени А. С. Пушкина г. Орла Оглавление
Данный документ разработан педагогическим коллективом : Мартыновой Л. Н. – завучем школы, Глотовой Е. А. – руководителем шмо учителей...

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы...

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconРабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconПриказ №12 от 17. 10. 2012г. Образовательная программа муниципального...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г. Богородицка Тульской...

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconРабочая программа Предмет
Настоящая рабочая программа по английскому языку для средней общеобразовательной школы 5 класс составлена на основе

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconОсновные и общеобразовательные программы мбоу средней общеобразовательной школы №60 г. Пензы

Рабочая программа по сопровождению и психолого-педагогической подготовки дошкольников к обучению в мбоу «Средней общеобразовательной школы №4» iconАнализ работы библиотеки мбоу линдовской средней общеобразовательной...
Работы библиотеки мбоу линдовской средней общеобразовательной школы за 2012 – 2013 учебный год



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск