Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе






Скачать 439.62 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
страница1/5
Дата публикации01.10.2014
Размер439.62 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2011г.

ПСИХОЛОГИЯ АВТОРИТАРНЫХ КУЛЬТОВ
И ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.68 «Психология»
очной формы обучения



^ «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор ________________________ /В.Е. Лёвкин/

«8» июня 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии

«8» июня 2011 г., протокол №14.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

^ «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ______стр.

Зав. кафедрой ________________________/Е.Л. Доценко/

«8» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК института психологии и педагогики

«22» июня 2011 г. протокол №15.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/А.В. Арефьева/

«22» июня 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ__________________/С.А. Федорова/

«____»____________ 2011 г.

^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

Лёвкин В.Е.
^

«Психология авторитарных культов и деструктивных сект»



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления «Психология» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011


^ Лёвкин В.Е. Психология авторитарных культов и деструктивных сект. (Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», очная форма обучения). Тюмень, 2011, 28 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: ^ Психология авторитарных культов и деструктивных сект [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


^

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

зав.кафедрой, д.психол.н., проф. Е.Л. Доценко





© Тюменский государственный университет, 2011.

© Лёвкин Вадим Евгеньевич, 2011.

Лёвкин В.Е.
Психология авторитарных культов и деструктивных сект

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030300.62 «Психология»
очной формы обучения


Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10



  1. Пояснительная записка


1.1. Цели и задачи дисциплины:

Методологическая – а) сформировать навыки распознавания секты, отличия секты от иной общественной организации; б) обучить видению особенностей мышления и поведения сектанта; в)

Учебная – дать развернутое представление о религиозных и нерелигиозных сектах и авторитарных культах, на исторических и современных примерах показать особенности данных явлений культуры, обучить методам распознавания угроз, исходящих от авторитарных культов и сект, обучить методам психологической работы с сектантами и людьми пострадавшими от их деятельности.

Мировоззренческая – помочь сформировать свое собственное, ответственное отношение к религиозным и нерелигиозным сектам и культам.
^ Задачи курса «Психология авторитарных культов и деструктивных сект»

  1. Раскрыть понятия авторитарного культа и секты и сопряженные с ними понятия.

  2. Показать историю развития авторитарных культов и сект, современные авторитарные культы и секты.

  3. Продемонстрировать особенности психологии сектанта.

  4. Раскрыть психологические предпосылки, характер влияния, цели и методы влияния авторитарного культа и сект на личность.

  5. Выявить угрозы безопасности личности и общества в деятельности различных культов и сект. Принципы распознавания данных угроз.

  6. Анализ религиозных догматов проповедуемых в авторитарных культах и сектах.

  7. Предоставить методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект.

  8. Помочь сформировать отношение психолога-профессионала к сектам и авторитарным культам, осознать свою роль в обеспечении безопасности личности, организации и общества.

^ 1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Психология авторитарных культов и деструктивных сект» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин (М.2 01).

Для эффективного усвоения дисциплины «Психология авторитарных культов и деструктивных сект» студент должен обладать знаниями в области общей психологии, теорий личности, конфликтологии, психологии общения.

Данная база позволит студенту освоить представления об отличиях секты и авторитарного культа от иной общественной организации или других явлений культуры; об особенностях мышления и поведения сектанта; получить представление о религиозных и нерелигиозных сетках и авторитарных культах в истории и современности; понять цели и методы «работы» сект и авторитарных культов; освоить методы распознавания угроз, исходящих от авторитарных культов и сект; методы психологической работы с сектантами и людьми пострадавшими от их деятельности.

Освоение дисциплины является основой для последующих видов научных работ: «Психотерапия зависимостей», «Психологическая практика».

1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры

  • совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК- 1);

  • самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

  • активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

  • свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК -4);

  • использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК- 5);

  • принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация (ОК- 6);

  • адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК -7);

  • позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК -8);

  • использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК - 10)

  • оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК - 11)

  • анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био - психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

  • профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

  • выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

  • диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

  • созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

  • комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);

  • разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);

  • постановке инновационных профессиональных задач в области научно –исследовательской и практической деятельности (ПК-22);

  • поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);

  • использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).

  • анализу проблемных ситуаций, связанных с рисками и угрозами субъектам различного уровня, а также с деятельностью персонала организации; (ПК-41)

  • созданию эффективных программ, направленных на предупреждение рисков и угроз субъектов различного уровня (ПК-42)

  • созданию психодиагностических методик, адекватных целям профессиональной экспертизы рисков и угроз субъектов различного уровня (ПК-43)

  • умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ПК-44)

  • определению главной проблемы в сложившейся ситуации и ее операционализации (делению на конкретные задачи); выявлению причинно-следственных связей (ПК-52)

  • ориентироваться в механизмах изменений организационной/групповой/семейной системы (ПК-60)

  • отдавать себе отчет (осознавать) цели и их возможные последствия тех или иных вмешательств в систему организационных/групповых/семейных (ПК-61)


В результате изучения курса “Психология авторитарных культов и деструктивных сект” студент должен:

Знать: Отличия секты и авторитарного культа от иной общественной организации или других явлений культуры; особенности мышления и поведения сектанта; представление о религиозных и нерелигиозных сетках и авторитарных культах в истории и современности; цели и методы «работы» сект и авторитарных культов; методы распознавания угроз, исходящих от авторитарных культов и сект; методы психологической работы с сектантами и людьми пострадавшими от их деятельности.

Уметь: самостоятельно определять характер и направленность организации и степень выраженности психологических угроз. Уметь помогать людям выходить из под власти секты.

Владеть: навыками реиндокринации сознания, распознавания деструктивного влияния.




  1. ^ Структура и трудоемкость дисциплины


Семестр 3, аудиторных занятий - 32 часа, из них, практических – 16, лабораторных – 16 часов. Самостоятельная работа - 40 часов. Форма промежуточной аттестации – зачет; контрольных работ - 3. Общая трудоемкость - 2 зачетных единицы, 72 часа.


    ^ Таблица 1.

  1. Тематический план







Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Формы
контроля

Практические занятия в классической форме

Практические занятия в интерактивной форме

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8




Модуль 1.



















1

Понятие авторитарного культа и секты.
История развития авторитарных культов и сект.

1

1

1

1

5

собеседование, тестирование

2

Современные авторитарные культы и секты.
Психология сектантства.

3

1

1

1

5

коллоквиум, тестирование


3

Влияние авторитарного культа и сект на личность
(психологические предпосылки, характер влияния и методы).

5

1

1

1

5

ответ на занятии, тестирование

4

Угрозы безопасности личности и общества в деятельности различных культов и сект. Принципы их распознавания.

7

1

1

1

5

собеседование, тестирование

5

Анализ религиозных догматов проповедуемых в авторитарных культах и сектах.

9

1

1

1

5

комплексные ситуационные задания, тестирование




Модуль 2.



















6

Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект.

11

1

1

3

5

контрольная работа, тестирование

7

Роль психолога в обеспечении безопасности личности, организации и общества.

13

1

1

4

5

комплексные ситуационные задания, тестирование

8

Методы помощи жертвам авторитарных культов и деструктивных сект

15

1

1

4

5

комплексные ситуационные задания, тестирование




Всего




8

8

16

40

72




Итого (часов, баллов):




16

16

40

72


^ Таблица 2.

  1. Планирование самостоятельной работы студентов





    ^ Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    обязательные

    дополнитель­ные

    Модуль 1

    1.1

    Понятие авторитарного культа и секты. История развития авторитарных культов и сект.

    Чтение основных источников

    Составление
    списка
    источников

    1

    5

    1.2

    Современные авторитарные культы и секты.
    Психология сектантства.

    Конспект
    первоисточников


    Сравнительный анализ источников


    3

    5

    1.3

    Влияние авторитарного культа и сект на личность (психологические предпосылки, характер влияния и методы).

    Проведение части занятия

    Выявление особенностей личности представителей сект

    5

    5

    1.4

    Угрозы безопасности личности и общества в деятельности различных культов и сект. Принципы их распознавания.

    Подготовка к контакту с представителями религиозных культов

    Самоанализ
    мотивов

    7

    5

    1.5

    Анализ религиозных догматов проповедуемых в авторитарных культах и сектах.

    Анализ современных систем знаний

    Подготовка
    докладов

    9

    5




    Всего по модулю 1:

    25

    Модуль 2

    2.1

    Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект.

    Чтение основных источников

    Конспект
    первоисточников

    11

    5

    2.2

    Роль психолога в обеспечении безопасности личности, организации и общества.

    Систематизация знаний о доступных технологиях

    Поиск новых коммуникационных возможностей

    13

    5

    2.3

    Методы помощи жертвам авторитарных культов и деструктивных сект

    Практика помощи

    Проблемы при консультировании сектантов

    15

    5




    Всего по модулю 2:

    15




    ИТОГО:

    40



    ^ Таблица 3.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Современные тенденции в психологии личности

+

+

+

+

+




+




2.

Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

+

+

+

+

+

+




+

3.

Организационное консультирование

+

+

+




+

+

+

+

4.

Индивидуальное консультирование

+




+

+

+




+




5.

Групповое консультирование

+

+

+




+

+




+




  1. ^ Содержание дисциплины.


Модуль I. Авторитарные культы и деструктивные секты
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11 апреля 2011 г., протокол №10

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки Отечественная филология (русский язык и литература)

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Филология». Профиль подготовки Отечественная филология (татарский язык и литература)

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
...

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Прикладная информатика» очной формы обучения профиля подготовки «Прикладная информатика в экономике»

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Утверждено редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский...

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconКубанский государственный университет положение о выпускных квалификационных...
Составители: Н. В. Краснова, канд геогр наук, проректор по учебной работе; В. В. Бондаренко, зав отделом стандартизации и метро­логии;...

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconНовосибирский государственный университет экономики и управления...
Министерство образования и науки Российской Федерации новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх»

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
Федякина Л. В., д п н., профессор, проректор по управлению качеством социального образования и учебно-воспитательной работе



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск