Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»






НазваниеКурсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»
страница1/8
Дата публикации25.10.2014
Размер1.28 Mb.
ТипКурсовая
top-bal.ru > Психология > Курсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


КУРСОВАЯ РАБОТА:

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДЗАЩИТА
направление 050400.62 Психолого-педагогическое образование

(квалификация (степень) «бакалавр»)

профиль «Психология образования»

^

Методические рекомендации




Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 1 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2012 г.

Авторы-составители:


Двоеглазова М.Ю., канд. психол. наук, доцент МГПУ

^ Синкевич И.А., канд. пед. наук, доцент МГПУ.

Рецензенты:

Прялухина А.В., кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске)

^ Недосека О.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГГУ

ВВЕДЕНИЕ
Написание курсовой работы направленно на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов, обучающихся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профилю «Психология образования», и формирование их готовности к самостоятельному проведению научных исследований через освоение такой формы организации учебно-познавательной деятельности как выполнение студентами научно-исследовательской работы по конкретной теме.

Курсовая работа представляет собой исследовательскую работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна быть актуальной и соответствовать современному уровню научно-технического развития. Курсовая работа представляется в виде, позволяющем судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в работе результатов, должна свидетельствовать о наличии у студентов первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Курсовая работа закрепляет полученную информацию в виде текстового и демонстрационного материала, в которых автор упорядочивает по собственному усмотрению накопленные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, не опираясь на авторитет, традиции или веру, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых для научного сообщества норм и критериев.

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200, бакалавр, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

  • способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

  • готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);

  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

В процессе обучения студенты выполняют исследования в рамках двух курсовых работ. На 2 курсе студенты, обучающиеся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования», пишут курсовую работу по дисциплине «Общая и экспериментальная психология». На 3 курсе курсовая работа выполняется по предмету «Психолого-педагогическая диагностика». Тематика курсовых работ представлена в приложении.

Оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений характеризуют содержание курсовой работы. Содержание курсовой работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

Исходя из того, что курсовая работа – это лишь первая ступень к научно-исследовательской деятельности, ведущая к поступлению в магистратуру, аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, она не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова.

Целью разработанных методических рекомендаций является оказание помощи студентам, обучающимся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профилю «Психология образования», при написании курсовых работ и их успешной аттестации. В методических рекомендациях определен весь процесс подготовки курсовой работы от выбора темы до ее публичной предзащиты. Рассмотрены общие требования к содержанию, структуре, объему, отражены вопросы научного руководства и контроля процесса выполнения работы со стороны выпускающей кафедры.

Авторы желают студентам, обучающимся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования», успехов и уверены, что знания и теоретические навыки, полученные во время обучения в вузе, обязательно помогут им в дальнейшей практической работе.

  1. ^ Курсовая работа как форма представления результатов исследования

Курсовая работа (КР) – это исследовательская работа, которая представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой конкретных проблем, определяемых спецификой данной профессионально-образовательной программы с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором для решения теоретических и прикладных задач направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиля «Психология образования». Курсовая работа как форма самостоятельной учебной деятельности студентов направлены на:

  • совершенствование психологических знаний по отдельным темам, их углубление по интересующей студента проблеме;

  • обучение применению этих знаний для решения прикладных задач;

  • формирование умений и навыков психологического исследования, научно-исследовательской работы;

  • приобретение умений и навыков практической психологической работы.

В процессе проведения научных исследований студенты по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профилю «Психология образования» должны овладеть следующими умениями:

  • работать с основной научной литературой по проблеме;

  • последовательно излагать сущность рассматриваемых вопросов;

  • интерпретировать понятийный и терминологический аппарат;

  • владеть стилем научного изложения (уровень языковой грамотности);

  • грамотно оформлять рукописи (научного текста);

  • определять методы решения проблемы, выбирать методики научно-психологического исследования;

  • обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные, оценивать и доказывать эффективность проведенного исследования или психологической коррекции;

  • формулировать выводы и психолого-педагогические рекомендации;

  • вести дискуссию на предзащите курсовой работы.

Задачи и требования к выполнению курсовых работ по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профилю «Психология образования» определяются кафедрой психологии. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют следующие типы научных исследований, представленных в курсовых работах:

  1. Эмпирические исследования ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных, выявления и анализа документов и фактов. Квалификационные признаки:

  • постановка конкретной задачи эмпирического исследования;

  • характеристика объекта исследования, используемой информации, методов её сбора и обработки;

  • представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов (новых фактов), их значения для соответствующей отрасли знаний.

  1. Прикладные исследования ориентированы на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени. Квалификационные признаки:

  • характеристика объекта исследования и решаемой прикладной задачи, включая интерпретацию решаемой задачи с точки зрения существующего научного инструментария, характеристика избранной методологии и методики её решения;

  • характеристика используемых данных (фактов), степени их надёжности, адекватности применяемых методов их анализа;

  • изложение результатов исследования (и/или предлагаемых решений) и аргументов в пользу полученных выводов (решений) в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач; характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом изучения.

  1. Комплексные исследования решают одновременно задачи двух или более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методологические и теоретические и т.д.).

Применяется комплекс признаков, отвечающий набору исследовательских задач, решаемых в КР. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Основное содержание представленной к предзащите научной работы может быть апробировано в форме докладов в ходе научно-практических конференций разного уровня организации (Всероссийских, региональных и пр.).
^ II. Методология научного исследования

Для студента важно знать не только основные положения, характеризующие КР, но и иметь представление о методологии и организации научно-исследовательской работы на всех этапах выполнения КР. Упрощенный алгоритм работы над КР представлен в схеме 1.

Схема 1

Алгоритм работы над курсовой работой


  1. Выбор темы и постановка проблемы исследования.

Планирование этапов исследования.

  1. Теоретический анализ современного состояния решения данной проблемы по различным информационным источникам. Планирование экспериментального исследования

контроль

  1. Моделирование предмета исследования. Теоретическое обоснование и эмпирическая проверка адекватности созданной модели.

НЕТ

ДА

контроль

НЕТ

ДА

  1. Обработка полученных эмпирических данных и их интерпретация.

  1. Апробация полученных данных.

  1. Обработка полученных эмпирических данных и их интерпретация.

контроль

ДА

НЕТ

контроль

ДА

НЕТ



  1. Оформление результатов исследований в форме научных статей, методических разработок, курсовой работы.

  1. Защита курсовой работы.


^ 2.1. Выбор темы курсовой работы

Первым этапом работы над КР является выбор темы исследования. Тематика курсовых работ разрабатывается выпускающими кафедрами. Тема КР должна отражать основную область специализации студента и, как правило, должна быть связана с планами основных научно-исследовательских работ соответствующих кафедр. Кроме того, тема работы формируется на основе учета научных интересов и возможностей студента, продемонстрированных при выполнении предыдущих курсовых работ и прогнозов результатов исследований в выбранной научной области.

Тема – это не просто название курсовой работы, это намечаемый результат научного исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Тема КР может в дальнейшем уточняться и конкретизироваться, так же, как и название работы. Название курсовой работы должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Не следует допускать в заглавии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Тематика курсовых работ регистрируется в журнале и утверждается на заседании кафедры.
^ 2.2. Методологический аппарат курсовой работы

Одним из наиболее важных оценочных критериев курсовой работы (КР) является качество подготовки методологического аппарат. Именно по нему прежде всего судят об уровне ее «научной добротности».

Методологический аппарат КР располагается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о том, как обоснована актуальность темы работы, как сформулирована проблема и цель исследования, объект и предмет, какие задачи оно решает и какие гипотезы проверяются, на каких теоретико-методологических основаниях строится работа, насколько убедительно сформулирована новизна и значимость (практическая) полученных результатов пр. Т.е. методологический аппарат КР состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить первое общее впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетентности студента. Т.о., методологический аппарат является одним из наиболее важных элементов курсовой работы, которому следует уделять особо серьезное внимание. В этой связи представляется целесообразным подробно рассмотреть каждый из разделов с целью разъяснения общей методики их подготовки.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. Важность предпринимаемого исследования состоит в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи. Актуальность темы проверяется в ходе изучения решений директивных органов (например, «Закон об образовании РФ» и пр.), научно-координационных советов, материалов психологических и социологических исследований и т.п.

При обосновании актуальности темы исследования недопустимо ссылаться на политическую ситуацию в стране и мире, поскольку подлинная наука не допускает коньюктуры. Политизация при оценке актуальности в недавнем прошлом нашей страны приводила зачастую к сужению спектра направлений научных исследований, исключению из них тех направлений, которые не пользовались поддержкой правящей партии, что приводило к необъективности научных разработок.

При обосновании актуальности выбранной темы необходимо избегать часто допускаемой ошибки – нужно обосновывать актуальность конкретной темы работы, а не направления исследований в целом. Актуальность обычно состоит из показа задач, стоящих перед исследователем, в рамках выбранного научного изыскания. Указывается то, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным. На этой основе формулируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями объекта изучения. Выявленное противоречие может быть как в теории, так и в практике.

Примеры формулировки противоречий: «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью изучения (применения) …. подхода и отсутствием методик выявления…», «Без знания…. сейчас невозможно… В тоже время … до сих пор не разработаны….» и пр.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблемы имеет важное значение, поскольку она в очень большой степени определяет стратегию исследования и направление научного поиска. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Т.о., проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. с положением, которое также необходимо разрешать). Считается, что проблемы – это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так одновременно, потому что специфической чертой проблемы является то, что для ее решение необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.

Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Рассмотрим типичный порядок действий, которые нужно выполнить при постановке проблемы. Прежде всего необходимо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать предположительное описание ожидаемого результата. Для того, чтобы построить проблему необходимо:

  • «расщепить» ее на подвопросы, без ответов на которые невозможно получить ответа на основной проблемный вопрос;

  • сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;

  • ограничить поле изучения в соответствии с потребностью исследования и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Для оценки проблемы необходимо осуществить следующие действия:

  • выяснить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.;

  • проверить наличные возможности и предпосылки;

  • выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы;

  • найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой.

Для обоснования проблемы нужно:

  • установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами;

  • привести доводы в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

  • постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы.

Вслед за проблемой исследования определяется его цель, объект и предмет.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)...
Б 3 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconОбразовательная программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое...
Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистра» должен обладать...

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины математический анализ...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины математический анализ...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с...

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
В настоящей Примерной основной образовательной программе высшего профессионального образования по направление подготовки 021900 Почвоведение...

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconАннотация к рабочей программе дисциплины «Античная литература» Кафедра...
Цель программы – сформировать основные представления об античной литературе как о ведущей дисциплине в осмыслении истории литературы...

Курсовая работа: подготовка, оформление и предзащита направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050700. 62...
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск