МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор – проректор по учебной
работе ___________ /Иванов В.А./
«___»_______________________20___ г.
Программа учебной практики
Б.5. «Инструктивно-методический лагерь»
Направление подготовки
050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Йошкар-Ола 2011 1. Цели учебной практики формирование у студентов целостного представления об организации и содержания профессиональной педагогической деятельности в Детском оздоровительном лагере.
^
Создавать мотивационно-ценностное отношение к предстоящей педагогической деятельности в Детском оздоровительном лагере (ДОЛ),
Формировать осознанное отношение к необходимости самообразования и самоподготовки к практической работе в ДОЛ,
Формировать умение планировать свою деятельность
Пополнять банк организационно-методических и практических разработок, необходимых для педагогической деятельности.
^
Учебная практика «Инструктивно-методический лагерь» (Б.5) входит в блок «Учебная и производственная практика».
Для успешного решения поставленных задач педагогической практики студенты овладевают теоретическими знаниями предметов входящих в блок общепрофессиональных дисциплин.
Необходимыми условиями для овладения практическими навыками в процессе педагогической деятельности в ДОЛ являются знания по общей и экспериментальной психологии (Б.3.2.1), по теории обучения и воспитания (Б.3.2.2.), по социальной педагогике (Б.3.2.9), социальной психологии (Б.3.2.5), психологии подросткового возраста (Б.3.3.5), культурно-досуговой деятельности в социуме (Б.3.24) и т.д.
В ходе практики студенты-практиканты должны овладеть следующими умениями и навыками:
наблюдать и анализировать организацию жизнедеятельности детей в ДОЛ, оценивать ее соответствие современным педагогическим требованиям и правилам, выявлять ее воспитательно-образовательную эффективность;
анализировать деятельность педагога-воспитателя, направленную на реализацию задач полноценного развития личности ребенка, видеть эти специфические особенности данной деятельности в отрядах детей разных возрастов;
пользоваться простейшими методами социально-педагогического и психологического исследования, количественным и качественным анализом собранных материалов;
формировать заботливое отношение к детям, их здоровью и настроению, стремление постоянно совершенствовать свои педагогические навыки и умения;
^
Учебная с выездом в детские оздоровительные лагеря. 5. Место и время проведения учебной практики
Местом проведения учебной практики «Инструктивно-методический лагерь» являются 4 детских оздоровительных лагеря, реабилитационных центра как на территории Республики Марий Эл, так и за её пределами.
Между факультетом педагогики и психологии Марийского государственного университета и 4 детскими оздоровительными лагерями и реабилитационными центрами, такими как:
МООУ «Детский лагерь им. В.Дубинина», МООУ «Детский лагерь Электрон» (ООО «Комфорт»), Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка», ГУ РМЭ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ «Журавушка, заключены договоры о сотрудничестве.
Сроки проведения учебной практики с 30 мая по 5 июня 2011 г.
Распределение студентов на практику осуществляется дифференцированно, с согласия кафедры и факультетского руководства.
Студент-практикант имеет руководителя-методиста из числа преподавателей кафедры дошкольной и социальной педагогики и непосредственного руководителя по месту прохождения практики.
На время практики студенты прикрепляются к отрядам Детского оздоровительного лагеря, активно участвуют в организации и проведении работы с детьми, педагогами, родителями в соответствии с заданиями практики.
^
В результате прохождения данной учебной/производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
готов использовать знания различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно - досуговую (ОПК-5);
способен организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6)
^
Общая трудоемкость учебной практики составляет 1,5 зачетных единицы (54 часа).
№
п\п
| ^
| Виды учебной/производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
| 1.
2.
3.
4.
| Психолого-педагогическая работа
Воспитательная работа Учебно-методическая работа
Оформительская работа
пространства;
| 1.Изучение и анализ деятельности педагога–воспитателя.
2.Проведение социометрического обследования среди детей в отряде.
3.Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в отряде.
Разработка планов мероприятий воспитательной работы с детьми (конспекты, программы мероприятий отрядного и /или общелагерного характера).
2.Проведение воспитательных мероприятий с детьми (отрядных и /или общелагерных мероприятий).
1. Составление календарного плана работы педагога–воспитателя.
2.Составление конспектов тематических мероприятий;
1. Оформление результатов социометрического обследования среди детей отряда;
2. Работа с отрядом в течение смены, тематическое оформление
| Собеседование
Проверка и анализ конспектов программ мероприятий с детьми
Взаимопроверка составленного календарного плана и конспектов тематических мероприятий Проведение конкурса оформления отрядных уголков
| ^
Технология проблемного обучения
| Технология традиционного обучения
| Технология учебного проектирования
| Технология моделирования групповой работы
| Технология формирования групповой сплоченности
| Технология проблемного обучения
| Технология круглого стола
| Технология диспута
| Технология традиционного обучения
| Технология самостоятельной работы студентов
| Технология моделирования групповой работы
| Технология критического мышления
| Технология группового и коллективного взаимодействия
| Технология проблемного обучения
| Технология традиционного обучения
| Технология учебного проектирования
| Технология моделирования групповой работы
| Технология формирования групповой сплоченности
| Технология проблемного обучения
| Технология круглого стола
| Технология диспута
| Технология традиционного обучения
| Технология коллажирования
|
^
АПО-это Мы или Основы социальной педагогики в детском лагере: Учебно-методическое пособие. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2003.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Курс лекций. – МГИК, 1993
Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. – М., 1992
Афанасьев С.П. Сто отрядных дел / Афанасьев, Сергей Павлович, Коморин, Сергей.- 2-е изд.- Кострома: Метод. центр "Вариант",2002-112
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.
Бочарова Н. .И Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для ст-тов пед. вузов. - М.: Академия,2001. - 208с.
Тетрадь вожатого: сборник методических рекомендаций в помощь организаторам отдыха и оздоровления детей.- М.: Логос, 2004.
Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: Методическое пособие.- М.: Академия, 2003.
Народное творчество. Социокультурная деятельность в сфере досуга. Вып.1 / Гос. Российский Дом народного тв-ва. Российская Гос. б-ка ИНФОРМКУЛЬТУРА; Сост. и ред. Т.В.Зорина. - М.: [Б.и.],1995. - 96с.
^
По итогам практики студенты представляют групповому руководителю следующие документы:
По учебной практике «Инструктивно-методический лагерь»
Дневник практики, в котором фиксируется деятельность студента каждый день,
План-сетку проведения общелагерных мероприятий, проанализированных и проведенных.
Сценарный план 2-3 тематических мероприятий.
Характеристика на студента – практиканта, подписанная педагогом-воспитателем и руководителем Детского оздоровительного лагеря.
Указанная документация сдается на проверку в папке групповому руководителю в первые три дня после практики.
Для проведения итоговой конференции студенты готовят творческий групповой отчет в свободной форме (миниатюры, спектакли, выставки, плакаты), отражающие наиболее интересные моменты практики.
^
Литература
а) основная:
АПО-это Мы или Основы социальной педагогики в детском лагере: Учебно-методическое пособие. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2003.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Курс лекций. – МГИК, 1993
Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. – М., 1992
Афанасьев С.П. Сто отрядных дел / Афанасьев, Сергей Павлович, Коморин, Сергей.- 2-е изд.- Кострома: Метод. центр "Вариант",2002-112
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.
Бочарова Н. .И Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для ст-тов пед. вузов. - М.: Академия,2001. - 208с.
Волков В.Н. Культурология. – Иваново, 1997
Воловик А.Ф. Педагогика досуга: Учебник / А.Ф Воловик, В.А Воловик; Акад. пед. и соц. наук; Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта,1998. - 240с
Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: практическое пособие.- М.: Аркти, 2007.
Деятельность вожатого в многоуровневой воспитательной системе детского оздоровительного лагеря: пособие для организаторов развивающего досуга.- Уфа, 2006.
б) дополнительная:
Тетрадь вожатого: сборник методических рекомендаций в помощь организаторам отдыха и оздоровления детей.- М.: Логос, 2004.
Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: Методическое пособие.- М.: Академия, 2003.
Народное творчество. Социокультурная деятельность в сфере досуга. Вып.1 / Гос. Российский Дом народного тв-ва. Российская Гос. б-ка ИНФОРМКУЛЬТУРА; Сост. и ред. Т.В.Зорина. - М.: [Б.и.],1995. - 96с.
^
№п/п
| Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
| Перечень оборудования и технических средств обучения
| 1
| 121
| Видеокассеты с записью уроков в педагогическом училище, конспекты уроков, учебные планы, программы, презентации на дисках, рефераты, визуальные средства обучения.
| 2
| 353
| Проектор LG RD-JT90
Ноутбук Acer Travel Mate
Экран на штативе Matte White 180
Доска интерактивная SMART BOARD 680
|
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование и профилю подготовки Психология и социальная педагогика.
Автор:
Рецензент:
Программа утверждена на заседании кафедры дошкольной и социальной педагогики Протокол № 10 от 14.06.2011г.
|