Программа по дисциплине опд. В 19






Скачать 193.12 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. В 19
Дата публикации03.12.2014
Размер193.12 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Психология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП __

________________________

________________/ Е.Ю. Булыгина/

«______» _ ___ 20__ г.

Обсуждена на заседании кафедры

специальной психологии

Протокол № __ __ от «___»_ ___20 _г.

________________ / А.Ф. Повещенко/

ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД.В.3.19 «Психология детей с аутизмом»


Направление 050716.65 Специальная психология

Квалификация: Специальный психолог

Составитель:

Е.В. Ветерок, канд. психол. наук, доцент

Новосибирск 2011

^ Цели и задачи дисциплины

Цель – ознакомление студентов с особенностями психического развития детей с аутизмом, а также со спецификой образования и сопровождения этих детей.

Задачи:

  1. Ознакомить студентов с понятиями «аутизм» и «расстройства аутистического спектра».

  2. Дать студентам представление об этиологии и вариантах аутизма.

  3. Научить студентов выявлять поведенческие особенности детей с аутизмом, связанные со своеобразием психического развития этих детей.

  4. Сформировать у студентов умение создавать программы психологического сопровождения детей с аутизмом.

Курс осуществляется в следующих формах: лекции и практические занятия студентов.
^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса «Психология детей с аутизмом» студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести определенные умения и навыки.

Студент будет знать:

  • понятия «аутизм» и «расстройства аутистического спектра»;

  • закономерности психического развития детей с аутизмом;

  • группы причин возникновения аутизма;

  • варианты аутизма;

  • психологические особенности детей с аутизмом на разных возрастных этапах.

Студент будет уметь:

  • отграничивать аутизм от сходных состояний;

  • составлять программы сопровождения детей с аутизмом.


^ Объём дисциплины и виды учебной работы

Дневное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

90


6


Аудиторные занятия

42

Лекции

28

Практические занятия

14

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

48

Вид итогового контроля

Экзамен



^ Заочное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

90



5

(у ОЗО 6 лет)

9

(у ОЗО 3,5 года)

Аудиторные занятия

12

Лекции

8

Практические занятия

4

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

78

Вид итогового контроля

Экзамен

^ Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Дневное отделение

п.п.

Тема

Л

ПЗ

СР



Аутизм как нарушение психического развития.

4




4



История изучения детей с аутизмом.




2

4



Этиология аутизма.

4




4



Сравнительное описание вариантов аутизма.

4

2

4



Возрастные особенности психического развития детей с аутизмом.

4




4



Нарушения развития сенсорной и моторной сфер у детей с аутизмом.




2

4



Нарушения в сфере социального взаимодействия у детей с аутизмом.




2

4



Нарушения в сфере социальной коммуникации у детей с аутизмом.




2

4



Особенности развития воображения у детей с аутизмом.




2

4



Своеобразие поведенческих и эмоциональных реакций у детей с аутизмом.

4

2

4



Дифференциальная диагностика детей с аутизмом.

4




4



Психологическое сопровождение детей с аутизмом.

4




4




Итого:

28

14

48



^ Заочное отделение

п.п.

Тема

Л

ПЗ

СР



Аутизм как нарушение психического развития.

1




6



История изучения детей с аутизмом.

1




6



Этиология аутизма.

1




6



Сравнительное описание вариантов аутизма.

1




6



Возрастные особенности психического развития детей с аутизмом.

1




6



Нарушения развития сенсорной и моторной сфер у детей с аутизмом.

1




6



Нарушения в сфере социального взаимодействия у детей с аутизмом.

1




6



Нарушения в сфере социальной коммуникации у детей с аутизмом.

1




6



Особенности развития воображения у детей с аутизмом.




1

6



Своеобразие поведенческих и эмоциональных реакций у детей с аутизмом.




1

6



Дифференциальная диагностика детей с аутизмом.




1

6



Психологическое сопровождение детей с аутизмом.




1

12




Итого:

8

4

78


Содержание дисциплины

Раздел 1. Аутизм как нарушение психического развития

Определение и характеристика понятия «аутизм». Современные исследования и распространенность аутизма.

Раздел 2. История изучения детей с аутизмом

Работы Л. Каннера, Г. Аспергера, Л. Винг и др.

Раздел 3. Этиология аутизма

Генетические факторы, повреждения центральной нервной системы, вирусные инфекционные факторы, структурные и функциональные нарушения мозга, биохимические патологии мозга.

Раздел 4. Сравнительное описание вариантов аутизма

Синдром Аспергера, синдром Каннера и др.

Раздел 5. Возрастные особенности психического развития детей с аутизмом

Ранний возраст, дошкольный и школьный периоды развития детей с аутизмом: особенности развития психических процессов и контактов с окружающими.

Раздел 6. Нарушения развития сенсорной и моторной сфер у детей с аутизмом

Сенсорные и двигательные стереотипии, снижение или повышение разных видов чувствительности и т.д.

Раздел 7. Нарушения в сфере социального взаимодействия у детей с аутизмом

Безразличие по отношению к другим людям, пассивное восприятие социальных контактов, неадекватная манера взаимодействия и др.

Раздел 8. Нарушения в сфере социальной коммуникации у детей с аутизмом

Особенности невербальной и вербальной коммуникации детей с аутизмом: мутизм, эхолалии, перестановка личных местоимений, метафорический язык, неологизмы и т.д.

Раздел 9. Особенности развития воображения у детей с аутизмом

Неспособность использовать воображение в игре с предметами, ограниченный запас действий и т.д.

Раздел 10. Своеобразие поведенческих и эмоциональных реакций у детей с аутизмом

Классификация аутичных детей по разным типам поведения О.С. Никольской. Особенности развития психики детей разных групп.

Раздел 11. Дифференциальная диагностика детей с аутизмом

Отграничение аутизма от умственной отсталости, шизофрении, нарушений развития речи, синдрома Ретта и т.д.

Раздел 12. Психологическое сопровождение детей с аутизмом

Принципы и этапы психологического сопровождения детей с аутизмом. Развитие социальных навыков у детей с аутизмом.
Лабораторный практикум

(не предусмотрен)

^

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Карвасарская Е.Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы... : книга для тех, чья жизнь связана с аутичными детьми / Е. Е. Карвасарская. - Москва : Генезис, 2010. - 400 с.

  2. Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесников. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 345 с.



^

Б) Дополнительная литература


  1. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 288 с.

  2. Никольская О.С. Аутичный ребенок : пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Москва : Теревинф, 2007. - 288 с.

  3. Специальная педагогика : в 3 т. : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева ; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : Академия, 2008. - 400 с.

  4. Специальная педагогика : учебное пособие для пед. вузов : рек. УМО вузов РФ / Л. И. Аксенова и др. ; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : Академия, 2008. - 400 с.

  5. Специальная педагогика : учебное пособие для пед. вузов : рек. УМО вузов РФ / Л. И. Аксенова и др. ; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : Академия, 2007. - 400 с.


Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

  1. Детская патопсихология [Электронный ресурс] : хрестоматия : учебное пособие по курсу "Детская патопсихология" / сост. Н. Л. Белопольская. - Москва : Когито-Центр, 2010. - 351 с.

http://www.biblioclub.ru/book/57341/


  1. Морозова С. С. Аутизм : коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С. С. Морозова. - Москва : Владос, 2007. - 176 с.

http://www.biblioclub.ru/book/55812/


  1. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина ; Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва : Флинта : МПСИ, 2010. - 376 с.

http://www.biblioclub.ru/book/83393/




^ Средства обеспечения освоения дисциплины

Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (202, 302 ауд.). Лаборатория специальной психологии и психофизиологии (318 ауд.). Компьютеры со специальными программами.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ГОУ ВПО «НГПУ», в том числе имеющимися в читальном зале № 3.
^


Формы текущей аттестации


Студентам необходимо выступить с мультимедийной презентацией по одной из предложенных тем для практических занятий. Самостоятельная работа студентов предполагает ответы на вопросы, а также просмотр художественных фильмов, посвященных аутизму: «Человек дождя», «Рай океана», «Выбор Филдера» и др. После просмотра студенты пишут работы по сопоставлению особенностей психического развития героев фильмов с информацией, полученной в течение семестра из специальной литературы.




^ Темы для практических занятий

ДО

ОЗО



Понятие «аутизм» и «аутистические черты личности».

1






История изучения детей с аутизмом за рубежом.

1






История изучения детей с аутизмом в России.

1






Этиология аутизма: прошлое и настоящее.

1






Сравнительное описание вариантов аутизма.

1






Особенности психического развития детей с аутизмом: ранний возраст.

2

1



Особенности психического развития детей с аутизмом: дошкольный возраст.

2

1



Особенности психического развития детей с аутизмом: школьный возраст.

2

1



Обучение и воспитание детей с аутизмом.

2

1



Программы психологического сопровождения детей с аутизмом.

1






Всего

14

4



^

Формы итоговой аттестации


По завершении курса предполагается экзамен, который проходит в устной форме.

Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является:

- полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса;

- демонстрация знаний дополнительного материала;

- чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является:

- в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является:

- недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является:

- недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена.

^

Вопросы к экзамену


  1. История изучения детей с аутизмом.

  2. Причины возникновения аутизма.

  3. Аутистические черты личности.

  4. Парааутистическое поведение.

  5. Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом. Классификация раннего детского аутизма.

  6. Развитие детей с разным уровнем аутизма.

  7. Признаки аутизма.

  8. Отграничение аутизма от сходных нарушений.

  9. Нарушения коммуникативного поведения при аутизме.

  10. Коррекционная помощь аутичному ребенку раннего возраста.

  11. Коррекция речевых расстройств у детей с аутизмом.

  12. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

  13. Коррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с аутизмом.

  14. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом.

  15. Проблемы обучения аутичных детей.

  16. Современные подходы к проблеме детского аутизма в разных странах.

  17. Возможности развития, образования и социализации аутичных детей.

  18. Организация целенаправленного поведения ребенка с аутизмом.

  19. Социальная реабилитация детей с аутизмом.

  20. Психологическое сопровождение детей с аутизмом.

  21. Холдинг-терапия для детей с аутизмом.

  22. Система комплексной терапии аутизма у детей.

  23. Игровая терапия для детей с аутизмом.

  24. Психологическая помощь подросткам с аутизмом.

  25. Поведенческая психотерапия для детей с аутизмом.



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

Курс охватывает проблемы теоретического и прикладного знания. Его цель – систематическое изложение особенностей психического развития детей с аутизмом, а также специфику диагностической и реабилитационной работы с этими детьми. Курс включает разделы, посвященные различным психическим процессам детей с аутизмом.

Виды активных методов и форм обучения: лекции, мультимедийные презентации, самостоятельная работа по психологическому анализу фильмов об аутизме.

Система контроля качества усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: текущий контроль проводится в форме мультимедийных презентаций. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен проводится в устной форме.
^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

В данной рабочей программе присутствуют общие сведения о том, что предстоит делать при освоении курса «Психология детей с аутизмом». В рабочей программе предложены темы, из которых вы можете выбрать любую для подготовки мультимедийной презентации. Презентации должны быть достаточно информативны, читабельны, в них должны присутствовать таблицы, схемы и другой наглядный материал. Максимальное время, рассчитанное на презентацию, 20 минут.

Также в программе указан список основной и дополнительной литературы. Первый список поможет подобрать учебники, охватывающие все темы, а второй рассчитан на более подробное изучение темы, которая вас заинтересует. Вы можете сделать выбор самостоятельно, согласовав формулировку темы с преподавателем. Также обратите внимание на то, что изучение курса в обязательном порядке сопровождается самостоятельной работой. В данном курсе самостоятельная работа предполагает ответы на вопросы и просмотр художественных фильмов, посвященных аутизму: «Человек дождя», «Рай океана», «Выбор Филдера» и др. После просмотра студенты пишут работы по сопоставлению особенностей психического развития героев фильмов с информацией, полученной в течение семестра из специальной литературы.

Итоговый контроль слагается из ответов на вопросы (в устной форме) в процессе экзамена и качества выполнения текущих заданий, а также заданий для самостоятельной работы.





^ Вопросы для самостоятельной работы

ДО

ОЗО



Дайте определение аутизма и опишите наиболее характерные признаки его проявления.

5

7



Перечислите возможные клинико-психологические причины возникновения аутизма.

5

7



Дайте сравнительное описание вариантов аутизма: синдрома Л. Каннера и Г. Аспергера.

5

8



Охарактеризуйте значение страхов в структуре нарушений развития при аутизме.

5

8



Опишите своеобразие познавательного развития детей с аутизмом.

5

8



Опишите особенности игровой деятельности дошкольников с аутизмом.

5

8



Охарактеризуйте основные тенденции в развитии предпосылок учебной деятельности при аутизме.

5

8



Перечислите основные принципы коррекционной работы с детьми с аутизмом.

5

8



Что такое «холдинг-терапия» применительно к работе с аутичными детьми?

5

8



В чем состоит особое значение работы с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми?

3

8



Всего

48

78



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 02
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 4
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...

Программа по дисциплине опд. В 19 iconПрограмма по дисциплине опд. В 29
Составитель: Ярышева А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии ифмип



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск