Скачать 0.83 Mb.
|
![]() ![]() ![]() Составитель: Педагог-психолог МБДОУ центра развития ребенка детского сада №27 «Дружба» Коновалова Э.С. Содержание Пояснительная записка………………………………………………3 Составляющие программы. Цели и задачи……………………………………....3 Предполагаемые результаты работы……………………………………………4 Оснащение…………………………………………………………………………..4 Результаты реализации программы…………………………………………….5 ^ …………………………………………………6 Литература………………………………………………………………..44 Список приложений……………………………………………………45 Пояснительная записка В рамках Дополнительной образовательной программы (Приложение №2 от 10.10.08 г. к лицензии К №0000831 регистрационный номер 12228 от «15» июля 2008 г.) была составлена Программа работы с семьей, ожидающей ребенка «Матушка», основанная на идее перинатальной педагогики. ^ Психопрофилактическая По мнению многих авторов, развитие внутреннего мира человека определяют: вдохновение, воспитание, движение чувств и мысли. Всё это зарождается ещё во внутриутробном периоде, а развивается на протяжении всей жизни человека, определяя характер его взаимодействия с внешним миром и степень единения с ним. Чем выше степень слияния с окружающим миром, тем здоровее и счастливее человек, умом и сердцем знающий и ощущающий, что он любим и необходим этому миру (вырастая, такой человек способен хранить красоту этого мира и приумножать её). Человеку важно у самых истоков своей жизни (ещё внутриутробно!) ощущать любовь окружающего мира к себе. Первостепенную роль играют здесь близкие ему люди, создавая в своём кругу ту или иную среду, в которой малыш активно «впитывает» (вместе с мамой!) всё, чем «питает» его окружающий взрослый мир. Насколько желанно для родных людей появление малыша на свет, насколько осознанно создаётся здоровая, дружная, позитивная среда, в которую он идёт – настолько вероятнее, что малыш родится более счастливым, здоровым и гармоничным. Ребёнок идёт в конкретную семью, в конкретный образ жизни, поэтому многое зависит от искренне любящих его взрослых. Для таких взрослых, заинтересованных в целостном и направленном развитии ребёнка (и до, и после рождения, в период его роста, становления и взросления) и создана данная программа! Составляющие программы. Цели и задачи Психопрофилактическая программа «Матушка» включает в себя курс из 10 занятий, задачами которого являются: - осознание будущими родителями своих чувств, связанных с наступившей беременностью, через искусство (сказку, песенное творчество, движение) - проработка негативных чувств и нахождение причин их вызывающих; - семейная психология; оптимизация отношения родителей к вынашиваемому ребёнку; - осознание позитивных и негативных чувств по отношению к ребёнку; - оптимизация партнёрских отношений семейной пары; укрепление чувства доверия и принятия партнёрами друг друга; - обучение стратегиям взаимодействия в процессе беременности (приёмам массажа беременных, различные гимнастические комплексы по подготовке к родам и рекомендации по питанию беременных, обустройства быта и т.д.); - обучение будущих родителей основным навыкам ухода за новорожденным и младенцем, принципам и приёмам грудного вскармливания, различным развивающим гимнастикам для малыша, массажу - Периоды адаптации малыша; подготовка к ДОУ. Творчество в семейном воспитании. Роль отца. Продолжительность занятий 1,5-2 месяца (10 занятий), учитывая срок беременности, на котором пара приходит в группу. Возможен Экспресс-курс на больших сроках беременности (3-4 занятия) по индивидуальному плану, индивидуальные занятия. Желательным условием является посещение занятий обоими будущими родителями. В программу занятий включена гимнастика для беременных по специальной методике Н.Н.Ефименко, упражнения на дыхание, метод «Сонатал» (М.Л.Лазарев), просмотр видеофильмов и мини-тренинги с элементами арт-терапии, психодрамы для проработки страхов связанных с процессом родов и послеродовым периодом в жизни женщины и ее семьи. Предполагаемые результаты работы:
Оснащение:
^ Обучение по программе «Матушка» (в период с 01.11.2008 по 01.12.2010 ) прошли 15 семей. Каковы результаты ? - со слов самих родителей - это спокойное радостное ожидание рождения ребенка, ощущение счастья, уменьшение тревоги за жизнь и здоровье как малыша так и всей семьи ; признание ответственности и активной жизненной позиции! Полное принятие и внедрение в жизнь семьи принципов здорового образа жизни, методов саморегуляции психоэмоционального состояния. - Родоразрешение естественным путем – в 14 случаях из 15. - 13 детей (из 15) находились на полноценном грудном вскармливании (от 1 года до 2,5 лет). - индивидуальные телефонные консультации по вопросам психологии материнства и детства ведутся регулярно. Опубликован ряд статей по данной теме исследования в журналах «Психолог в детском саду», «Северо-кавказский психологический вестник»; материалы исследования представлены на конференции во Владимире «Современные подходы к совершенствованию физического воспитания…» (октябрь, 2009), Санкт-Петербурге «Психолого-социальная работа в современном обществе…» (март, 2010),г. Ростове-на-Дону, г.Сочи на Всероссийском семинаре работников дошкольного образования (август 2009г.), городской августовской конференции (2009- 2012г.). Содержание занятий Занятие 1 Тема: Беременность – время закладки психологического и физического здоровья ребёнка. Задачи:
План:
5)Чаепитие, просмотр видеофильма из цикла «Секреты семейного счастья». 1.Тренинг «Знакомство» Участники по кругу представляют себя: называют имя так, как хотели, чтобы их называли в группе, и все остальные сведения по желанию. После чего указывают цель посещения данной группы, что бы хотели здесь узнать, чему научиться. 2. "Правила нашей группы" Задачи школы и предполагаемые результаты работы:
Энергетическая техника «Купание в лучах солнца». - Представьте, что вы держите своего малыша на протянутых навстречу солнечному потоку руках. Получилось? Так и держите! Возвращайтесь к этому образу хотя бы 5-6 раз в день и держите его в солнечной реке как можно дольше, пока не устанут руки. Потом прижмите к себе и укутайте своей нежностью и любовью. Пусть спит кроха… 3. Специальная гимнастика для подготовки к родам; физические упражнения, снимающие нагрузки с позвоночника в период беременности «Цветок Жизни»(Методика Н.Н.Ефименко ) предполагает следующие принципы мировосприятия и жизнедеятельности: - Жизнь – как огромный космический Цветок со своими законами развития. - Человек – как личность: при раскрытии всех своих способностей очень напоминает собой вершину самосовершенствования, своеобразный тысячелепестковый Лотос. - Женщина – как Цветок, носящая в своей утробе, закрытом бутоне, будущую жизнь. При родах бутон раскроется и подарит миру ребенка! - Ребенок – как маленький стебелек будущего цветка, с едва обозначившимся зеленым бутончиком. Красоты цветка пока не видно. Она упрятана за плотным невзрачным узелком. Со временем, под благоприятным воздействием Солнца (силы Природы) и умелым воздействием Садовников (родителей, педагогов, медиков) неприметный и сливающийся с травой побег однажды предстанет во всей своей силе, красоте и неповторимости! Эта философия раскрытия заложенного в женщине божественного и животного потенциала. Шаг за шагом вы должны становится свободными. Распускайте, развязывайте затянутые с самого раннего детства страхи-блоки, которые мешают вам полнокровно жить, наслаждаться своим состоянием, мешают спокойно и радостно носить, ожидая чуда рождения. Раскрывайтесь на здоровье! Распускайтесь наподобие красивого, нежного, благоухающего цветка, подчиняясь законам Природы… Комплекс предложен в Приложении 4 4. Знакомство с элементами метода М.Л.Лазарева «Сонатал» «Психологические установки» - №1 «Отвечать на каждое шевеление малыша голосом, прикосновениями, движениями, исключая ночное время» №2 «Забыть обо всех существующих проблемах» №3 «Ребенок – центр мироздания» Упражнение «Пробуждение внутреннего ребенка» Ответьте на вопрос: Для чего Вы пришли на занятия ? Мотивация??? - для того, чтобы представить мир таким, каким он слышится Вашему ребенку, Вам предстоит вспомнить своё собственное детство. Вам нужно постараться вспомнить весь положительный опыт Вашего детства. Восстановите в памяти те события, которые положительно повлияли на Вашу жизнь. Большую помощь могут оказать фотографии и муз.записи тех лет. Сделайте новый фотоальбом, в котором в хронол. Порядке выложены фото с отображением важных для вас событий, главное – положительно повлиявших на вас. Сделайте описание успешных событий. Сделайте фонотеку любимых песен Вашего детства Песенные программы цикла «Музыка маминого детства»
Колыбельная исполняется стоя. При этом женщина производит плавные покачивания бедрами в такт песни (Упражнение «Люлька»). Исполнять примерно в 20.30.-21.00. (5 минут) Д/задание: 1) Завести дневник с записями событий вашего детства, 2) Записи песен вашего детства. 5.Атмосфера жизни в семье как фактор гармонизации развития ребёнка. Роль отца. Восточная притча: к одному старцу пришла молодая пара с ребёнком пяти дней отроду, с вопросом о том, когда надо начинать воспитывать своего ребёнка. Мудрец ответил им, что они опоздали ровно на 9 месяцев и 5 дней. Цель: Актуализировать переживания, связанные с личным пространством членов семьи; осознание готовности каждого включить в своё личное пространство ребёнка. Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития. Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия. Мать — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку — один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать. Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпением ждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть. Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш. Ребенок подвержен воздействию сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами. Техника: «Совместный рисунок семьи на тему наш дом или дом, где мы будем жить вместе с ребёнком». (Выполнение рисунка под муз. сопровождение. Обсуждение, интерпретация.) Техника: «Составление списка «Спасибо тебе за…» ». ( затем проговаривают друг другу пункты составленного списка) Завершение обсуждения темы. Рефлексия. Занятие 2 |
![]() | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | ![]() | Примерная образовательная программа дополнительного образования детей творческой студии «Волшебный сад» |
![]() | Гбоу цо №1443 имеет Лицензию (регистрационный №031954 дата выдачи 28. 06. 2012г.) на право осуществления следующих образовательных... | ![]() | Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида»... |
![]() | ... | ![]() | Образовательная деятельность в школе осуществляется на основании лицензии 43 №001422, дата выдачи 01. 02. 2012 года, cрок действия... |
![]() | Направленность дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности – военно-патриотическая | ![]() | Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008 |
![]() | Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы школы (перспектива до 2013 2014г г.) | ![]() | Мбоу дод «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» осуществляет свою деятельность на основании лицензии Министерства... |