Программа по дисциплине опд. Ф 7






Скачать 170.05 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Ф 7
Дата публикации06.12.2014
Размер170.05 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Психология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП __

________________/ Е.Ю. Булыгина/

«______» 20 г.

Обсуждена на заседании кафедры

Специальной психологии ИФМИП

Протокол № ____ от «___»_______20 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/

ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД. Ф.3.7 «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»

Специальность 050716.65 Специальная психология

Специализация: Практическая психология и консультирование

Квалификация: Специальный психолог

Составители:

О.М. Разумникова – проф. кафедры специальной психологии, д.м.н.

А.В. Смык – старший преподаватель





Новосибирск 2010

^ ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ОПД. Ф.3.7 Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

Стандарт по основам нейрофизиологии и ВНД предусматривает освоение студентами знаний по следующим основным разделам:

- Онтогенез нервной системы;

- Нервная ткань, классификация клеток и компартментов;

- Рецепторы и эффекторы;

- Рефлексы и рефлекторное кольцо;

- Прямые и обратные связи, координация реакций организма;

- Законы раздражения, баланс возбудительных и тормозных процессов;

- Структура и функции отделов мозга, иерархия функций отделов мозга;

- Латерализация функций мозга;

- Функциональные системы, саморегуляция, гомеостаз;

- Высшая нервная деятельность, условные и безусловные рефлексы;

- Нейрофизиологические механизмы психических процессов;

- Учение о доминанте;

- Значение биоритмов;

- Возрастные особенности функционирования мозга ребенка;

- Регулирующие системы организма, их взаимодействие.
^ Цели и задачи дисциплины

Цель – ознакомление студентов с основами строения, базовыми механизмами, принципами и закономерностями функционирования нервной системы – главной адаптационной системы организма, которая вместе с другими регулирующими системами организма определяет правила его работы и выраженность ответных реакций при воздействии комплекса внутренних и внешних факторов.

Задачи:

- ознакомление студентов с этапами развития нервной системы, начиная с ранних этапов онтогенеза;

- освоение студентами теоретических знаний об основах организации нервной системы в целом и отдельных компартментов в частности;

- усвоение студентами знаний о механизмах, принципах и закономерностях функционирования головного мозга в целом и отдельных компартментов в частности;

- ознакомление студентов с основами высшей нервной деятельности, этапами ее формирования у ребенка;

- освоение студентами знаний о регулирующих системах организма и их взаимодействии.
^ Требования к уровню освоения содержания курса

В процессе освоения основ нейрофизиологии и ВНД студенты должны овладеть знаниями об основных механизмах, принципах и закономерностях организации и функционирования ЦНС, работающей в организме в виде единого структурно-функционального блока с главными адаптационными, гомеостатическими системами.
^

Объем дисциплины и виды учебной работы


Дневное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

78



2



Аудиторные занятия

36

Лекции

18

Практические занятия

18

Лабораторные работы




Самостоятельная работа

42

Вид итогового контроля

зачет


^ Заочное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

78


3



Аудиторные занятия

10

Лекции

6

Практические занятия

4

Самостоятельная работа

68

Вид итогового контроля

зачет



^ Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Дневное отделение

N

Тема

Л

ПЗ

СР

1

Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции. Онтогенез нервной системы

2

2

8

2

Баланс тормозных и возбудительных процессов, саморегуляция. Гомеостаз. Прямые и обратные связи, координация реакций организма

1

1

4

3

Законы раздражения, рефлексы, рефлекторное кольцо, рецепторы, эффекторы

2

2

2

4

Нервная ткань, структура и функции отделов мозга, иерархия функций отделов мозга

2

2

4

5

Системы мозга (лимбическая, ретикулярная формация, специфические, неспецифические и ассоциативные системы)

2

2

4

6

Латерализация функций мозга

2

2

4

7

Интегративные механизмы, функциональные системы, гетерохрония, динамическая локализация функций

2

2

4

8

Высшая нервная деятельность, условные и безусловные рефлексы

2

2

4

9

Этапы формирования ВНД у детей, принцип доминанты

1

1

4

10

Нейрофизиологические механизмы психических процессов и механизмов восстановления и компенсации утраченных функций

2

2

4




Всего

18

18

42


^ Заочное отделение

N

Тема

Л

ПЗ

СР

1

Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции. Онтогенез нервной системы

1




8

2

Баланс тормозных и возбудительных процессов, саморегуляция. Гомеостаз. Прямые и обратные связи, координация реакций организма

1




8

3

Законы раздражения, рефлексы, рефлекторное кольцо, рецепторы, эффекторы

1

1

6

4

Нервная ткань, структура и функции отделов мозга, иерархия функций отделов мозга

1

1

6

5

Системы мозга (лимбическая, ретикулярная формация, специфические, неспецифические и ассоциативные системы)

1

1

6

6

Латерализация функций мозга




1

6

7

Интегративные механизмы, функциональные системы, гетерохрония, динамическая локализация функций







6

8

Высшая нервная деятельность, условные и безусловные рефлексы







8

9

Этапы формирования ВНД у детей, принцип доминанты

1




6

10

Нейрофизиологические механизмы психических процессов и механизмов восстановления и компенсации утраченных функций







8




Всего

6

4

68


Содержание разделов дисциплины

  1. ^ Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции. Нервная, эндокринная и иммунная системы. Афферентные и эфферентные канала их взаимодействия. Интеграция указанных систем, значение для высшей нервной деятельности. Нарушение интегративных связей между системами – как этиопатогенетический фактор развития функциональных и структурных изменений в мозге. Онтогенез нервной системы. Стадии развития нервной системы в эмбриогенезе. Зародышевые листки. Нервный гребень. Нейроэктодерма, нервная пластинка, нервная трубка, мозговые пузыри. Механизмы направленного роста периферических нервов.

  2. ^ Баланс тормозных и возбудительных процессов, саморегуляция, гомеостаз. Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система. Динамическое постоянство структурно-функциональных параметров, механизмы регуляции.

  3. ^ Законы раздражения, рефлексы и рефлекторное кольцо, рецепторы и эффекторы. Структура и механизмы функционирования чувствительных нервных окончаний. Специфические анализаторы головного мозга. Структура и механизмы функционирования эфферентных нервов. Рефлекторное кольцо (структурные элементы, механизмы функционирования).

  4. ^ Нервная ткань, классификация связей отделов мозга, структура и функции отделов мозга, иерархия функций отделов мозга. Серое и белое вещество, отдельные структуры головного и спинного мозга (локализация, связи, функции, роль в формировании ВНД). Кора, подкорковые структуры. Спино-мозговые тракты.

  5. ^ Системы мозга. Лимбическая система (расположение, функции). Ретикулярная формация (расположение, структуры). Специфические и ассоциативные системы.

  6. Латерализация функций. История вопроса. Параметры функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Возможные механизмы формирования, значение для формирования психологических функций. Функциональная асимметрия эндокринной и иммунной систем, значение.

  7. ^ Функциональные системы, гетерохрония, динамическая локализация функций. Теория функциональных систем и гетерохронного системогенеза П.К Анохина.

  8. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Структурные составляющие, механизмы формирования и проявления, значение. Память. Структурные составляющие, механизмы формирования. Эмоции. Структурные составляющие, механизмы формирования. Речь. Структурные составляющие, механизмы формирования. Внимание. Структурные составляющие, механизмы формирования.

  9. ^ Учение о доминанте Ухтомского. Механизмы формирования, значение.

  10. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Саморегуляция, гомеостаз, координация реакций организма.



^

Лабораторный практикум


Не предусмотрен.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Боровец, Елена Николаевна.   Анатомия центральной нервной системы : учебно-методический комплекс / Е. Н. Боровец ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2008.

  2. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность : учебное пособие для мед. вузов : рек. УМО вузов РФ / В. М. Смирнов, С. М. Будылина.  - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 336 с.

  3. Анатомия центральной нервной системы : хрестоматия : учебное пособие / авт.-сост. Т. Е. Россолимо [и др.] ; Моск. психол.-соц. ин-т РАО. - 4-е изд., стер. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2009. - 272 с.



^

Б) Дополнительная литература


  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: Учеб.для вузов (гриф)- СПб.: Лань, 2002.- 416 стр.

  2. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности : учебник для вузов : рек. М-вом образования РФ / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 478 с.

  3. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учебное пособие для пед. вузов по специальностям "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Специальная психология", "Специальная дошкольная педагогика и психология" : рек. УМО вузов РФ / В. М. Смирнов. - Москва : Академия, 2007. - 464 с.


^ Средства обеспечения освоения дисциплины

Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером. На практических занятиях используются компьютерные классы с выходом в Интернет, с установленной средой тестирования АСТ-тест.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ГОУ ВПО «НГПУ», в том числе, имеющимися в читальном зале № 3.
^ Формы текущей аттестации

Промежуточный контроль представляет выполнение студентами домашних заданий к каждому занятию с выставлением оценок. В конце курса проводится научная конференция, на которой студенты выступают с докладами по основным вопросам дисциплины, а затем они пишут контрольную работу.
^ Формы промежуточной аттестации

Итоговый контроль – экзамен в конце 2 семестра.

Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является:

- полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса;

- демонстрация знаний дополнительного материала;

- чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является:

- в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является:

- недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является:

- недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена.
Экзаменационные вопросы по основам нейрофизиологии и ВНД

  1. Предмет изучения нейрофизиологии, ее значение для психологии. Социальное и биологическое в человеке.

  2. Основы онтогенеза нервной системы.

  3. Нейроны (виды, строение, функции).

  4. Глиальные клетки (виды, основы строения, функции).

  5. Мембрана нейронов (строение, функции).

  6. Сенсорные рецепторы (виды, строение, механизмы активации).

  7. Афферентные нервы (основы строения, функции)

  8. Этапы сенсорного восприятия.

  9. Эфферентные нервы (основы строения, функции).

  10. Механизмы передачи нервных импульсов по аксонам.

  11. Синапсы (виды, строение).

  12. Синапсы (механизмы функционирования).

  13. Рефлекторная дуга (основы строения и функционирования)

  14. Кора полушарий головного мозга (основы строения и функционирования)

  15. Гемато-энцефалический барьер (основы строения, функции)

  16. Вегетативная нервная система (основы строения).

  17. Вегетативная нервная система (функциональные свойства отделов ВНС).

  18. Условные рефлексы (определение, механизмы формирования, значение).

  19. Безусловные рефлексы (определение, механизмы проявления, значение).

  20. Привыкание и сенситизация (определение, механизмы формирования).

  21. Типологические свойства ЦНС (история вопроса, механизмы формирования, значение).

  22. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга (история вопроса, возможные механизмы формирования).

  23. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга (значение).

  24. Стресс (история вопроса, виды).

  25. Острый стресс (механизмы формирования, возможные последствия).

  26. Хронический стресс (механизмы формирования, стадии, возможные последствия).



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателям

Программа курса построена на основе интеграции знаний, которая дает возможность познакомиться с нейрофизиологическим аспектом специальной психологии. Ядром комплекса является структурированный в соответствии с целями и задачами курса лекционный материал (темы).   Учебно-методический комплекс предоставляет возможность самостоятельной проверки уровня освоения материала за счет ответов на предлагаемые вопросы и тестовые задания по темам. Особенностью данного учебно-методического комплекса является предоставляемая возможность более углубленного изучения материала путем подготовки рефератов или выполнения творческих заданий по темам курса.

Методическая особенность чтения лекций по курсу «Основы нейрофизиологии и ВНД» должна ориентировать слушателей на аудиальное и визуальное восприятие материала. Использование наглядных пособий, иллюстрирующих основные положения учебного материала, а также графиков, схем и т.д. в образовательном процессе включает зрительную память студентов, облегчает понимание и усвоение материала.

Использование наглядных пособий должно удовлетворять следующим требованиям:

- в слайдах должны быть отражены важнейшие положения лекционного материала;

- количество наглядного материала не должно быть чрезмерным, чтобы не утомлять обучающихся, и не ослаблять восприятие ими учебного материала.

На семинарских, практических занятиях важно создать обстановку самостоятельного творчества студентов. Чтобы превратить занятие из простого обмена информацией в творческую работу, направить его в интеллектуальное русло, необходимо обеспечить условия поиска, свободу выбора решения проблемы и помочь использовать уже имеющиеся знания.

Таким образом, методические рекомендации по подготовке и чтении курса «Основы нейрофизиологии и ВНД» должны быть направлены на решение двух основных задач – сделать занятие (лекцию, семинар) глубоким по содержанию, а по форме – максимально доступной для всех ее слушателей.

Работу с учебно-методическим комплексом следует начинать со знакомства с программой курса. Это позволит обучающемуся сориентироваться в объеме предлагаемого к изучению материала, понять уровень его сложности.

Знакомство с темой следует начать с прочтения всего текстового материала в полном объеме. После завершения изучения содержания темы следует, используя систему контрольных заданий и тестовых вопросов, определить степень знакомства с базовыми положениями лекции.

Безусловно, предлагаемый порядок работы с учебно-методическим комплексом может быть видоизменен и сокращен в зависимости от уровня подготовленности обучаемого и с учётом его индивидуально-психологических особенностей.

Форма проведения занятий: содержание теоретического курса раскрывается на лекциях. Помимо лекционных занятий курс ориентируется на семинарско-практическую работу, которая строится на основе выделенных по каждой теме основных понятий и вопросов, при обсуждении которых используются знания, полученные на лекциях, при проработке рекомендованной литературы, а также материале уже изученных других курсов. Предусмотрены индивидуальные и групповые консультации. По темам курса предусматривается самостоятельная работа студентов с литературой.

Допуском к экзамену служит положительная аттестация при выполнении итоговых контрольных работ, тестовых заданий, включающих вопросы по всем пройденным темам.
^ Методические рекомендации студентам

Для продуктивной аудиторной работы студент должен:

-прежде всего, обращаться к рекомендуемой по дисциплине литературе,

-Знакомиться с возможными источниками интернет-ресурсов по данной дисциплине,

-Проявлять активность на лекциях, которая предполагает:

а) просмотр предыдущей лекции;

б) выполнение мини заданий на лекцию;

в) задавать вопросы во время лекции или по окончании ее, уточняя отдельные положения излагаемого материала;

Вопросы – это путь к более глубокому восприятию и пониманию читаемого курса;

г) при подготовке к семинарским занятиям рекомендуется выбирать не один вопрос, а готовиться по всем вопросам семинара.

Для организации продуктивной самостоятельной работы целесообразно обращаться за рекомендациями, изложенными в методических пособиях по этому вопросу, имеющимся в библиотеке НГПУ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 02
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 4
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...

Программа по дисциплине опд. Ф 7 iconПрограмма по дисциплине опд. В 29
Составитель: Ярышева А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии ифмип



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск