Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс






Скачать 104.55 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Дата публикации20.01.2015
Размер104.55 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Психология > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ - КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/14 учебный год)

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Шенталинский центр психолого-медико-социального сопровождения

( ГБОУ Шенталинский ППМС – Центр, Чилигина Маргарита Витальевна)

(446910, Самарская область, Шенталинский район,

ст. Шентала, ул. Свердлова, д. 82)

Номинация конкурса

Педагогические идеи и технологии: среднее образование
^ Родительское собрание

«Профилактика алкоголизма и наркомании»

Цель: «Рассказать родителям о семейных предпосылках возникновения наркомании. Мотивирование родителей на прохождение тренинга «Родительской эффективности»
Форма проведения: лекция
Участники: родители.
Ход собрания.
Лекция педагога – психолога. Изучение количественных и качественных характеристик наркотизма несовершеннолетних является сложной задачей, что обусловлено в первую очередь, латентным характером данного явления. Многие дети и подростки скрывают свой опыт использования наркотических веществ, демонстрируя при анкетировании социально одобряемую позицию. Поэтому официальная статистика может быть сравнима с верхушкой айсберга и не отражает реальное положение дел. Как утверждают специалисты, данные официальной статистики должны быть увеличены в 8 – 10 раз.

Помимо общего омоложения наркотизма, происходит постоянное снижение возрастной планки начала наркогенной карьеры несовершеннолетних. Средний возраст знакомства с наркотическими или токсикоманическими веществами на сегодняшний день составляет 13 – 14 лет. Около 15% несовершеннолетних потребителей начинают свою наркогенную карьеру в младшем школьном возрасте.

Принято считать, что абсолютное большинство среди тех, кто использует одурманивающие вещества – исключительно мальчики. Половой диморфизм здесь легко объясним. Во-первых, мальчикам в большей степени чем девочкам свойственно поведение, игнорирующее реальную угрозу для жизни или здоровья в пользу соответствующего возрасту стремления испытать себя, самоутвердиться в глазах окружающих. Однако сегодня среди тех, кто использует наркотики около 35% составляют девочки. Таким образом, проблема молодежного наркотизма приобретает постепенно универсальный характер, переставая быть исключительно юношеской.

Кроме того, сегодня среди тех, кто использует наркотические вещества, очень много внешне благополучных детей и подростков. Опасность наркогенного заражения становится одинаковой, как для традиционной «группы риска», так и для тех, кто не вызывает тревоги у взрослых. Таким образом, профилактика должна быть ориентирована на все социальные группы.

В настоящее время общество начинает все больше и больше понимать, что основы здоровья закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений.

Поэтому основной акцент в работе школьного психолога должен ставиться на меры первичной превентивной профилактики, направленной на развитие условий, способствующих сохранению физического и психического здоровья, на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Эффективная профилактика наркомании возможна, если она строится как системное воздействие, способное повысить возможности личности для самореализации в динамичной социальной среде. Отношение к наркотику не существует изолировано от отношения к другим сторонам жизни и поэтому может быть изменено лишь в контексте измененной системы отношений личности в целом. Следовательно, профилактическая работа должна быть направлена на причины, побуждающие подростков употреблять наркотические вещества.

Для многих подростков употребление наркотиков – одна из сторон эксперимента, наряду с модой, музыкой. Они выбирают наркотик из того, что модно, доступно физически и материально. Часто употребление наркотиков – способ обрести минутное удовольствие, избавится от скуки, волнения и напряжения, обусловленных событиями в школе и дома. Наркотики помогают справиться с застенчивостью и неуверенностью, бросить вызов родительской власти и получить признание среди сверстников.

Сильнее всего риск употребления наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. В этот период молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития, с гораздо большим, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения (потребление алкоголя и наркотиков – это лишь одна из возможных форм) возникает, если молодой человек не видит этих задач, либо если решение этих задач является для него или кажется ему невозможным.

Не всегда родители умеют признаться себе в том, что часть ответственности за наркоманию их ребенка лежит на них. Между тем наркомания – это болезнь, от которой нужно лечить всю семью.

Наркомания часто выступает способом решения проблем, которые подростку трудно разрешить самостоятельно в силу недостатка жизненного опыта. Именно в семью он приходит со своими проблемами, но не всегда находит здесь понимание. Непонимание близких воспринимается им более болезненно, чем проблемы в школе или в компании сверстников.

Основные сферы жизни семьи, при патологическом развитии которых повышается риск наркотической зависимости у ребенка.

Родительско-детские отношения – это система чувств родителей к ребенку и ребенка к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга. На протяжении всего детства у ребенка складывается идеализированный образ родителей. Но реальные родители полностью соответствовать этому образу не могут. В подростковом возрасте это противоречие становится для ребенка остро переживаемым. Несоответствие реальных людей идеальным представлениям о них заставляет подростка ощущать чувство опустошения, болезненного отчуждения. Этой болью он не может поделиться с родителями, но она обязательно отражается на отношениях с ними. Отсюда агрессивность подростков. Важной особенностью родительско-детского общения является соответствие вербального и невербального проявления отношений. В семьях наркозависимых часто говорится одно, а подразумевается совсем другое. «Двойные послания» затрудняют ориентирование ребенка в семейной ситуации и искажают ответ на самый трудный для него вопрос – любят ли его родители? Такая ситуация ведет к невротическому развитию личности и становится дополнительным источником отклонений в его поведении. Становясь наркоманом, ребенок дает возможность своим родителям реализовать себя как заботливых, любящих и нужных ему. Поэтому, несмотря на страдания, часто никто не хочет менять сложившуюся систему отношений.

Супружеские отношения. Родители служат эталоном, на который подросток равняется в своих отношениях с противоположным полом. Если в семье супружеские конфликты стали хроническими, то вероятность возникновения наркотической зависимости у ребенка довольно высока. Во-первых, боясь потерять одного родителя в результате развода, ребенок использует для сплочения семьи собственное заболевание. Родители объединяются для спасения ребенка, и семья на какое-то время становится сплоченной. Во-вторых, во время хронических конфликтов один из супругов часто находит поддержку у ребенка, что приводит к формированию симбиотической связи, при которой родитель и ребенок становятся эмоционально полностью зависимы друг от друга. Стремление приобрести хотя бы подобие свободы приводит подростка к наркотикам. В-третьих, если родители заняты выяснением отношений между собой, ребенок оказывается в ситуации эмоциональной отстраненности. Его потребность в любви оказывается неудовлетворенной. В этом случае наркомания – способ обратить на себя внимание. В случае развода родителей у ребенка часто возникает чувство вины, которое вызывает сильное психическое напряжение, а оно снимается с помощью наркотиков. Кроме того, подросток может подсознательно считать себя недостойным жить, следовательно, не верит в возможность прекращения приема наркотиков.

Таким образом, семья может являться для подростка источником психотравмирующих переживаний. В этом случае наркотик может служить способом решения проблем, которые кажутся неразрешимыми.

Выводы:

Семья может являться для подростка источником психотравмирующих переживаний, когда он воспринимает жизнь в семье в целом как конфликтную, насыщенную негативными переживаниями, лишенную теплоты и взаимопонимания.

В этом случае наркотик может служить способом решения проблем, которые кажутся неразрешимыми:

Во-первых, боясь потерять одного из родителей в результате развода, к которому могут привести повторяющиеся конфликты, ребенок добровольно становится «стабилизатором» семейной системы, т.е. использует для сплочения семьи собственное заболевание. Родители в такой ситуации бывают вынуждены «объединиться для спасения ребенка», и семья на какое-то время становится сплоченной.

Во-вторых, при хронических конфликтах между супругами, один из них находит поддержку и близость у ребенка, что приводит к формированию симбиотической связи, т.е. таких отношений между родителем и ребенком, при которых они становятся, эмоционально зависимы друг от друга. Ребенок в наркотике ищет освобождение от такой связи и приобретает хотя бы подобие внутренней свободы.

В-третьих, если родители заняты выяснением отношений между собой, то ребенок оказывается на периферии семейной системы в ситуации эмоциональной отстранённости. Его потребность в любви оказывается неудовлетворенной. Он использует наркотик как способ обратить на себя внимание родителей.

Развод родителей и последующая жизнь в неполной семье могут стать причиной возникновения наркомании у подростка, если он испытывает чувство вины за происшедшее. Сильное психическое напряжение, которое испытывает подросток вследствие чувства вины, можно снять «легким способом» - с помощью наркотиков. Часто подросток не вертит в возможность прекращения приема наркотиков, потому что подсознательно считает себя недостойным жить.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Именно поэтому разработана специальная программа:

-«Тренинг родительской эффективности» для родителей, которые хотят научиться быть эффективными воспитателями своего ребенка.

Психокоррекционная работа с родителями направлена на формирование тех навыков, которые позволяют гармонизировать отношения не только с проблемным подростком, но и в семье в целом, предупредив, таким образом, возникновение ряда семейных драм.

Целью тренинга родительской эффективности является повышение воспитательской компетенции, самопознание себя и своих способов реагирования в различных ситуациях, формирование мотивации к изменению.

ЗАДАЧИ:

1). Отработка навыков конструктивного взаимодействия с ребенком любого возраста;

2). Формирование у родителя умения передавать ответственность ребенку;

3). Повышение чувствительности к ребенку;

4). Выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях;

5). Повышение самооценки родителей и чувства собственного достоинства;

6). Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития;

7). Обучение навыкам самопомощи и оказанию помощи другим;

8). Замена старых неэффективных стереотипов воспитания новым более эффективным поведением.

Эффективность занятий определяется интересом, который родители проявляют к обсуждаемым темам, большим количеством дополнительных вопросов, показывающих, что темы важны и полученные знания и навыки оказывают помощь в построении новых, более конструктивных отношений. А также приходит осознание скрытых, ранее неосознаваемых проблем, существующих в семьях. Свое отношение к занятиям участники высказывают в обратной связи (в письменном виде).

Также весомым показателем эффективности обычно является количество желающих попасть на индивидуальные консультации как сразу после занятий, так и в течение достаточно длительного времени после окончания занятий.

Итогами работы в тренинге будут являться следующие параметры:

  • У участников появляется удовлетворенность собой, понимание себя и других, оптимизм, раскованность, личностная уверенность, уверенность в осуществлении воспитательных функций, терпимость к другим людям.

  • Участники учатся строить отношения в группе, конструктивно разрешать возникающие конфликты, учитывать мнение и индивидуальные особенности партнера по общению, адекватно выражать свои эмоции.

  • По высказываниям участников, групповая работа оказывается более трудной, чем они предполагали, но интересной и продуктивной, т.к. происходит изменение осознания себя и других.

  • Родители начинают лучше понимать своих детей, доверять им.

  • Родители становятся более демократичными в вопросах воспитания и все реже используют авторитарные методы.

  • Родители отмечают, что со стороны детей реже проявляется эгоизм, выражавшийся ранее в негативном поведении по отношению к родителям, улучшилась успеваемость в школе, дети обрели уверенность и стали принимать самостоятельные решения.

  • Родители изъявляют желание заниматься по более углубленной программе личностного развития.



На этом лекция заканчивается. Благодарю всех родителей, отвечаю на вопросы и заканчивает собрание классный руководитель.

(Раздаю памятки для родителей)

^ ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛЮБЯЩИХ СВОИХ ДЕТЕЙ.

  1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Правду о себе люди несут тем, кто способен ее принять, кто может предложить решение проблем или искренне посочувствовать. Если Вы не принимаете своего ребенка таким, какой он есть, то он, скорее всего, перестанет быть искренним с Вами.

  2. Учитесь адекватно выражать свои эмоции. Не устраивайте скандалов по поводу неудачных действий ребенка, на прибегайте к физической силе, демонстрируя, таким образом, свое бессилие. Родителям не умеющим, управлять своими эмоциями , дети часто говорят неправду. В результате родители узнают правду последними, и как правило тогда, когда они уже ничего не могут исправить.

  3. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Ребенок скрывает плохие отметки, потому что родители ждут хороших. Чтобы не разочаровывать родителей, он дает им искаженную информацию о себе. В результате родители начинают жить в иллюзиях.

  4. Не торопитесь искать виноватых. Ребенок ждет сочувствия, а не обвинений. Кроме того поиски виноватого не решают проблем, но отнимают силы и время.

  5. Не демонстрируйте свою беспомощность. Дети не хотят видеть своих родителей несчастными, не хотят быть причиной их страданий. Если ребенок чувствует себя палачом, рассказывая о своих проблемах, то скоро он перестанет о них говорить. В результате родители узнают правду о своем ребенке слишком поздно.

  6. Не торопитесь наказывать. Правда теряет свой смысл, если по умолчанию можно избежать наказания.

  7. Не будьте пессимистами. С ними не делятся тревожными новостями. Кроме того, пессимизм заразителен. А ребенку нужно поверить в себя. Иначе он станет обузой для всех и самого себя.

  8. Учитесь радоваться своим и чужим победам. Тогда с Вами будут делиться радостью, а значит хорошей правдой.

  9. Говорите детям правду. Если ребенок уличает родителей во лжи, то тоже перестает говорить им правду.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «№2»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск