Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс






Скачать 457.77 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс
страница1/4
Дата публикации21.01.2015
Размер457.77 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Психология > Конкурс
  1   2   3   4
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс

Педагогического творчества

(2012-2013 учебный год)

Департамент образования и науки Костромской области

ОГБОУ СПО «Галичский аграрный техникум

Костромской области»

Номинация конкурса: Организация досуга и внеклассной деятельности

Методическая разработка

Деловая игра «Супербосс»

(Внеклассное мероприятие по экономическим и финансовым дисциплинам)

специальности «Менеджмент»



Авторы: Веселова, Н.И., Вахнина С.В.

Место выполнения работы: ОГБОУ СПО «Галичский аграрный техникум Костромской области», г. Галич Костромской области. ул. Свободы 59а.

В методической разработке предоставлен опыт проведения внеклассного мероприятия «Супербосс» со студентами 3 курса специальности «Менеджмент». В работе описаны значение и роль деловых игр в учебно-воспитательном процессе, виды, этапы организации и проведения, сценарий деловой игры.

^

Авторы: Веселова Н.И. , Вахнина С.В.

преподаватели

ОГБОУ СПО «Галичский аграрный

техникум Костромской области»


Рецензент: Смирнова Е.А., зам.директора по научно-методической работе ГОУ СПО «Галичский педагогический колледж»



Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии

общепрофессиональных и

специальных дисциплин

по специальностям 080114 «Экономика и

бухгалтерский учет» и 080201 «Менеджмент»

Протокол № 9 от 25.04. 2013г.

Председатель ц/к Веселова Н.И.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

1.Значение деловых игр в учебно-воспитательном процессе………………5

2. Основные принципы конструирования и организации деловой

игры по А.А. Вербицкому…………………………………………………..7

  1. Виды деловых игр…………………………………………………………8

  2. Этапы организации деловой игры………………………………………..12

  3. Позиция преподавателя в деловой игре………………………………….14

  4. Технология проведения внеклассного мероприятия……………………..15

Заключение………………………………………………………………….20

Литература…………………………………………………………………..21

Приложения………………………………………………………………..22

Введение




Личность менеджера в современных условиях становится центральным элементом и главным фактором обеспечения эффективного развития предприятия. Идеальный образ современного менеджера предполагает наличие у него таких качеств как: убедительность, высокий интеллект, уверенность в себе, обаяние, привлекательность, способность к принятию решений, уверенность в суждениях и компетентность, приспособляемость, гибкость и др.


Изучение специальных дисциплин по действующим программам при их обширности и ограниченности отведенных учебным планом часов оставляют студентам мало времени для неформального проявления усвоенных знаний и умений. В определенной мере решить эту проблему помогает проведение внеклассных мероприятий: конкурсов, деловых игр как по отдельной дисциплине, так и по блоку родственных дисциплин.

В методической разработке представлен опыт проведения внеклассного мероприятия «Сепербосс». Со студентами третьего курса, специальности «Менеджмент».

В работе описаны значение и роль деловых (ролевых) игр в учебно-воспитательном процессе, виды, этапы организации и проведения деловой игры, сценарий проведения игры, роль преподавателя при проведении деловых игр.

Деловая игра является межпредметный, затрагивающей дисциплины: менеджмент, управление психологией, управление персоналом, деловое общение, финансовый менеджмент, налоги и налогообложение.

Игра включает 7 этапов: визитная карточка участника игра, дискуссия за круглым столом «Каков он современный руководитель», решение практических задач по дисциплинам «Налоги и налогообложение» и «Финансовый менеджмент», составление плана работы руководителя на день, практические задания по дисциплинам «Деловое общение и Управленческая психология».

Выносимые на конкурс задания является занимательными по форме и проблемными по содержанию, обязательно связанными с изучаемыми дисциплинами. Для поддержания интереса болельщиков и заполнения неизбежных пауз сценарием предусматривается периодическое включение в ход конкурс «Игры со зрителями».


^ Значение деловых игр в учебно-воспитательном процессе

Обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной ситуации контекста конкретной ситуации профессиональной деятельности (А. Вербицкий). Представления о сущности и специфике деловой игры достаточно неопределенны. С одной стороны, в деловой игре видят разновидность имитационного моделирования - игрового построения, представляющего собой «заместителя» реальных жизненных или профессиональных ситуаций, и связывают с исполнением соответствующих данным ситуациям ролей (ролевые деловые игры). С другой стороны, деловую игру рассматривают как способ интенсификации творческой мыслительной деятельности в условиях организации группового и коллективного взаимодействия по выработке последовательности решений в искусственно созданной ситуации, не обязательно требующей ролевого поведения (организационно-деятельностные игры - ОДИ и проблемно — деловые игры — ПДП). В наиболее общем виде деловую игру (ДИ) определяют как системный способ моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучение отдельных лиц и групп принятию решения. Ролевую деловую игру можно рассматривать как способ воспроизведения в учебной деятельности ролевых функций и установок для моделирования процесса принятия производственных решений, возможных взаимоотношений, характерных для конкретной профессиональной деятельности. Деловые игры были впервые разработаны и применены как способ решения производственных задач и метод обучения студентов и производственного персонала в нашей стране в 1930-е гг. В 1957 г. они были введены в учебный процесс подготовки менеджеров в США. В настоящее время деловая игра интенсивно используется в профессиональном обучении как одна из наиболее продуктивных игровых технологий.

Значение деловой игры в профессиональной подготовке специалистов определяется ее многоплановостью, комплексным характером, обеспечивающим одновременное решение многих задач: ДИ создает условия для глубокого и полного усвоения учебного материала на основе системного применения знаний в процессе одновременного решения учебных и моделируемых профессиональных проблем; она позволяет синтезировать знания из разных дисциплин и преодолевать их разобщенность в сознании студента; ДИ позволяет интенсифицировать учебную деятельность студентов, создает условия для развития их творческого мышления в процессе анализа производственных ситуаций и поиска нестандартных способов их решения; участие в ДИ стимулирует развитие личностного потенциала обучающегося, его самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового взаимодействия; ДИ формирует интерес и эмоционально-ценностное отношение к учебной и профессиональной деятельности; ДИ обеспечивает освоение студентом опыта выполнения профессиональных функций, а также овладение им методологией решения производственных проблем; диагностическая функция ДИ заключается в выявлении творческих и профессиональных способностей и ценностных ориентации студентов, в осознании ими своих потенциальных возможностей; психотерапевтический эффект ДИ определяется ее способностью создавать условия для эмоционально-психологической разгрузки студентов, снятия психологических барьеров, воздействия возникающей атмосферы на личностные свойства, овладения способами психологической защиты в трудных профессиональных ситуациях и т.д.

Специфической особенностью деловой игры, в отличие от других технологий коллективного взаимодействия, является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением конкретных учебных задач, с другой стороны — данная деятельность носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью, быть достаточно свободным, раскованным, выступая в определенной роли и снимая те психологические зажимы, которые мешают проявлять свои способности и возможности. Именно данная двуплановость игры обеспечивает ее развивающийся характер и делает игровую учебную деятельность эмоционально привлекательной для участвующих в ней.

Вместе с тем, двуплановость деловой игры порождает некоторые организационные проблемы. Они связаны, прежде всего, с возможностью «переигрывания», т. е. несерьезного отношения студентов к игровой учебной деятельности, приводящего к тому, что не реализуется ее образовательный потенциал. Задача преподавателя - найти верное соотношение учебных игровых действий, обеспечивающих общее и профессиональное развитие личности специалиста. Поэтому преподавателю необходимо хорошо представлять себе не только дидактическую сущность и возможности ДИ, но и методически грамотно проектировать и строить ее в соответствии с определенными принципами.


^ Основные принципы конструирования и организации ДИ по

А.А.Вербицкому

1. Принципы имитационного моделирования конкретных условий и игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. В соответствии с данными принципами преподаватель на этапе проектирования игры должен создать две модели: имитационную модель фрагмента производственной деятельности (с помощью инженерных средств) и игровую модель профессиональной деятельности занятых в этом фрагменте людей (с помощью дидактических средств). Недооценка и слабая проработанность психолого-педагогической составляющей игровой учебной деятельности зачастую ведет к тому, что игра сводится к обычному тренингу, имеющему, по мнению А.А.Вербицкого, совсем иную дидактическую природу и представляющему собой разновидность неимитационного моделирования.
Недопустимо использовать ДИ только для усвоения профессиональных
знаний, которое может осуществляться с помощью других методов обучения.
Игра, прежде всего, должна быть направлена на развитие личности будущего специалиста, овладение им профессиональной деятельностью, развитие профессионального мышления, осуществляемые на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями учебных ситуаций.

  1. Принцип проблемности содержания имитационного моделирования и процесса его развертывания в игровой модели. Сущность данного принципа состоит в том, что в основе ДИ лежит система учебных задач в форме описания конкретных производственных ситуаций, содержащих противоречивые данные, взаимоисключающие альтернативы, неполную информацию и т.д. В процессе игры студенты должны провести анализ этих ситуаций, вычленить проблему, перевести ее в собственные задачи, разработать способы и средства решения и принять это решение, убедить других в его правильности. Процесс решения данных задач осуществляется на основе активного использования и включения в ДИ других методов и технологий обучения (дискуссия, «мозговой штурм» и т.д.).

  2. Принцип совместной деятельности заключается в том, что ДИ развертывается как процесс принятия совместных решений в условиях ролевого взаимодействия и требует психолого-педагогического обеспечения совместной деятельности обучающихся на всех этапах: совместного планирования; распределение функций, ролей; рефлексии результатов деятельности; определения организационных и психологических условий группового взаимодействия. 4.Принцип диалогического общения предполагает включенность каждого участника в совместную деятельность, предоставление права выразить свою точку зрения по всем вопросам, возникающим в игре, что достигается при условии обеспечения каждого студента определенной ролью, предусматривающей активную вовлеченность его в диалог и полилог, а также выбором ситуаций, позволяющих обсудить возникающую проблему с разных точек зрения.

5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности заключается в том, что достижение игровых целей должно служить средством реализации целей обучения и воспитания, развитие личности студента. Ориентация студентов преимущественно на игровые цели формирует мотивацию достижения, сосредотачивает их внимание не на процессе, а на результате работы, пробуждает стремление быть первым, во что бы то ни стало и чаще всего ведет к «переигрыванию», искажению реальной ситуации профессиональной деятельности, неадекватному поведению и неэффективному решению профессиональной проблемы. Осознание студентами двуплановости целей и результатов игры обеспечивается включением их в совместное целеполагание и анализ ее результатов по двум критериям: достижение игровых целей (характер и результат игрового взаимодействия); достижение педагогических целей (усвоение учебного материала, формирование профессионально - и социально-ценных качеств, развитие личностного потенциала будущего специалиста).

^ Виды деловых игр.

Классификация деловых игр может проводиться по разным основаниям.

По целевой направленности выделяют: ситуационные игры — направленные на анализ предложенных ситуаций, преодоление выявленных в них проблем, разрешение данных ситуаций и овладение обучающимися способами действий в данных ситуациях; ролевые (позиционные) игры - решающие преимущественно задачи формирования коммуникативной составляющей профессиональной деятельности, определение ролевой позиции, формирование стереотипов профессионального поведения и его коррекции в общении с окружающими; комплексные игры — сочетающие в себе целевую направленность первых и вторых; организационно-деятельностньте игры -направленные на обучение играющих принципам методологической работы по решению различных производственных задач: системных способов выделения и анализа производственных проблем, организации мыследеятельности, обеспечивающих их решение. По мнению некоторых авторов, данные игры очень сложны и практически не имеют дидактической составляющей, поэтому используются в педагогическом процессе крайне редко.

По степени «закрытости» или «открытости» алгоритмизированности или творческой направленности можно выделить: имитационные игры, в которых осуществляется жесткое моделирование некоторой стандартной реальной или воображаемой ситуации с закреплением определенных ролей, цель которой — принятие соответствующего профессиональным требованиям решения в данной ситуации (по типу решаемых задач они являются ситуационно-дидактическими); инновационные игры - игры открытого типа, имеющие сложную организационную структуру, предусматривающие возможность саморазвития их участников, перераспределение ими ролей в процессе решения поставленных задач (роли не являются строго заданными, а выбираются и развиваются самими участниками в ходе игры). Применяются два решения нестандартных задач и действий в проблемных, сложных ситуациях.

По наличию или отсутствию конфликта в сценарии выделяют:

игры в бесконфликтных (кооперативных) ситуациях, в которых реализуется принцип индивидуальных вкладов». Данные игры характеризуются частичным или полным совпадением интересов играющих, совместной разработкой различных аспектов проблемы (например, расследование преступления в ролях «следователя», «работника уголовного розыска», «экспертов»); игры с нестрогим соперничеством, основанные на конкуренции, соперничестве в разработке одной проблемы, которое делает игру острее и обеспечивает творческую активность студентов в выдвижении новых идей и подходов; игры со строгим соперничеством, основанные на полной противоположности игровых интересов соперников (например, -деловая игра «Судебное заседание»). По степени участия студентов в подготовке ДИ выделяют: игры с предварительной подготовкой студентов, формирующие умение анализировать и систематизировать исходный материал и проектировать возможные действия и ситуации. Разновидностью таких игр являются игры, основанные на включение студентов в активную исследовательскую деятельность уже на этапе подготовки (поиск дополнительной информации, сбор и анализ производственных документов, консультирование у специалистов-практиков и т.д.); деловые блиц-игры без предварительной подготовки студентов, позволяющие создать условия для развития способности к импровизации, оперативного применения знаний, овладения опытом принятия решений в экстремальных ситуациях.

По длительности ДИ могут быть непродолжительными, занимающими часть занятия, или длительными, продолжающимися целое занятие или даже несколько занятий. По способу создания и разрешения проблемных ситуаций различаются: ДИ с изначально заданной проблемной ситуацией, которая может быть разрешена на стадии группового обсуждения и совместного принятия решения. Наметив пути решения, определив ролевое поведение участников, студенты разыгрывают ситуацию, реализуя подготовленный ими сценарий, иллюстрируя принятое решение. Наиболее продуктивна в данном случае первая часть игры; ДИ с проблемными ситуациями, возникающими в ходе самой игры. Сама ситуация не носит проблемного характера и может быть воспроизведена по существующим стандартам (в зависимости от позиции участников, их профессиональных знаний и опыта, творческой направленности) или построена так, что проблемные ситуации возникают в ходе ее, когда участники занимают конфликтные позиции в соответствии с принятыми ими на себя ролями. В таких случаях сценарий не расписан полностью, а лишь намечает основные контуры игры и возможные позиции участников, которые окончательно уточняются уже в игре, в ситуации ролевого взаимодействия. Таким образом, в ходе игры возникают ролевые проблемные ситуации, имитирующие конфликтные отношения ролевого общения, основанные на неизвестном способе или условии действия, анализе затруднений, возникающих в результате недостаточного уровня знаний или предшествующего опыта. Увеличивается доля импровизации, а невозможность полностью реализовать запланированные ранее действия стимулирует рефлексию, аналитическую деятельность студентов в ходе самого процесса взаимодействия. Данный тип ситуационной ДИ обладает наибольшей диагностичностью и творческим потенциалом, в ситуациях импровизации наиболее ярко проявляются ценностные ориентации и творческие возможности личности, развивается способность к принятию нестандартных, творческих решений.

По дидактическим целям и сфере применения можно выделить игры, используемые: для создания проблемной ситуации, обеспечивающей мотивацию и целеполагание студентов при изучении нового материала; организации исследовательской работы студентов (например, для разработки идей и основных аспектов курсового проекта); обеспечения систематизации и обобщения изученного учебного материала на основе его применения в конкретной производственной ситуации; контроля - это ДИ, направленные на проверку уровня усвоения учебного материала, установление степени готовности студентов к профессиональной деятельности («творческий зачет», «творческий экзамен» в виде деловой игры, в процессе которой студенты моделируют ситуации профессиональной деятельности, требующие комплексного применения и творческого использования усвоенных знаний, умений, навыков.

^ Этапы организации деловой игры (алгоритм ДИ).
Алгоритм подготовки и проведения деловой игры определяется ее типом и особенностями имитируемой профессиональной деятельности. В самом общем виде модель ДИ может содержать следующие стадии и этапы.

Подготовка деловой игры.

Этап 1-й, диагностика основных элементов ДИ:

  1. выбор темы и диагностика исходной ситуации;

  2. определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов;

  3. определение структуры ДИ;

  4. диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций;

  5. диагностика объективных обстоятельств, влияющих на ход игры;

Этап2-й, подготовка сценария:

  1. системный анализ исходной информации;

  2. анализ существующих способов решения поставленных проблем;

  3. выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее творческая переработка применительно к данной ДИ;

  4. 4)подготовка сценария.

Проведение деловой игры.

Этап 1-й, ознакомление студентов с исходной информацией:

1) изложение преподавателем исходной информации, совместное

определение задач игры и учебных задач;

2) распределение ролей.

Этап 2-й, подготовка студентов к игре:

  1. анализ исходной информации;

  2. изучение специальной литературы;

  3. подготовка к выполнению ролевых функций.

Этап 3-й, проведение игры:

  1. выполнение участниками ролевых функций;

  2. управление процедурой;

  3. анализ результатов игры студентами;

  4. подведение итогов игры преподавателем.

Особое значение приобретает в ДИ совместное обсуждение ее результатов, анализ полученного опыта. По мнению Д.И.Кавтарадзе, задача преподавателя в послеигровом обсуждении направить выход

накопившейся у студентов психической энергии на поиск и открытие смыслов игры, осознание ее ценности, помочь им прорваться в новый круг понимания: изменения своих представлений о проблеме.раскрытия нового в себе.

Итак, итоговая оценка результатов игры должны быть преимущественно содержательной, смысловой. Система баллов, которая иногда применяется для оценки работы студентов, уводит от цели и смысла игры как средства творческого развития обучающихся и решения других образовательных задач. При этом, безусловно, обсуждая результаты игры, надо предложить студентам отметить, кто внес наибольший вклад в нее, насколько соответствовали действия игроков предписанной роли. Д.Медоуз предлагает выделять шесть ступеней послеигровой дискуссии:

  1. установить проблемы и явления, которые имели место в игре;

  2. определить и показать соответствие игры реальной жизни;

  3. выявить причины поведения участников в игре;

  4. установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;

  5. предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата;

  6. предложить, что нужно изменить в реальной жизни.



^ Позиция преподавателя в деловой игре.

Ведущая роль преподавателя в ДИ на этапах ее проектирования и
разработки, а также при проведении итогов и анализе результатов игры.
При этом важно, чтобы первичный анализ результатов игры и рефлексию
своих действий в ходе ее осуществляли сами студенты. На этапе подготовки студентов к игре преподаватель может выполнять функции консультанта, помогающего найти необходимые материалы, подсказывающего возможные варианты действий в определенных ролях. В некоторых случаях — при достаточно хороших организаторских способностях и подготовленности группы, с целью обучения студентов способам организации ДИ — функция разработки и подготовки игры также может быть передана студентам. В этом случае подведение итогов должно включать в себя анализ эффективности организаторской деятельности студентов.

В ходе игры преподаватель может занимать три позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия участников (позиция эксперта). Наибольшей ценностью обладают игры, основанные на самоорганизации деятельности студентов, но переход к данному типу ДИ должен быть постепенным.

Наибольшие усилия в организации ДИ приходятся на ее подготовительные этапы. Именно от того, как организована работа студентов и преподавателя на этой стадии, зависит ее результативность и эффективность. Как правило, подготовка и проведение игры требует использования системы различных методов, комплекса средств, различных форм работы студентов как в аудитории, так и вне ее.
^

Технология проведения внеклассного мероприятия «Супербосс»


Технологическая карта

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «№2»

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск