Программа по дисциплине опд. Ф 6






Скачать 168.49 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Ф 6
Дата публикации21.01.2015
Размер168.49 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Психология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП __

________________/ Е.Ю. Булыгина/

«______» 20 г.

Обсуждена на заседании кафедры

Специальной психологии

Протокол № ____ от «___»_______20 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/
ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД. Ф.3.6 «Основы генетики»


Специальность 050716.65 Специальная психология

Специализация: Практическая психология и консультирование

Квалификация: Специальный психолог


Составители:

О.М. Разумникова – проф. кафедры специальной

психологии

А.В. Смык – старший преподаватель




Новосибирск 2010

^ ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ОПД. Ф.3.6. Основы генетики

Госстандарт по основам генетики предусматривает освоение студентами знаний по следующим основным разделам:

- генотип и фенотип;

- наследственность и изменчивость, классификация изменчивости;

- наследственные и средовые факторы, хромосомная теория наследственности, гены и их взаимодействие, классификация мутаций, мутагенные факторы;

- антропогенетика, классификация болезней на основе генетических механизмов, характеристика и особенности наследственных и ненаследственных заболеваний, характеристика и особенности генных и хромосомных болезней, аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный и сцепленный с полом типы наследования.

Наследование психических болезней, наследственные и приобретенные формы умственной отсталости, наследственная патология органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата

- роль наследственности в задержке развития и патологии речи;

- медико-генетическое консультирование;

- методы пренатальной диагностики, характеристика отдельных видов профилактики и лечения наследственных болезней.
^

Цели и задачи дисциплины


Цель – ознакомление студентов с законами наследственности и изменчивости в норме и при патологии.

Задачи:

- ознакомление студентов с основами общей генетики, значением «генетического» и «средового» в формировании индивидуальных особенностей человека;

- освоение студентами основ генетики поведения;

- ознакомление студентов с практическими аспектами основ генетики.
^ Требования к уровню освоения содержания курса

В процессе освоения дисциплины студенты должны овладеть знаниями об основных законах наследственности и изменчивости в норме и патологии.
^

Объем дисциплины и виды учебной работы


Дневное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

78


4



Аудиторные занятия

38

Лекции

18

Практические занятия

20

Лабораторные работы




Самостоятельная работа

40

Вид итогового контроля

зачет


^ Заочное отделение (6 лет)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

78


3


Аудиторные занятия

8

Лекции

6

Практические занятия

2

Лабораторные работы




Самостоятельная работа

70

Вид итогового контроля

зачет


^ Заочное отделение (3,5 года)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

78


У


Аудиторные занятия

2

Лекции




Практические занятия




Лабораторные работы




Самостоятельная работа

76

Вид итогового контроля

зачет


^ Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Дневное отделение

N

Тема

Л

ПЗ

СР

1

Предмет и задачи генетики. Законы Менделя. Взаимодействие генов, Пенетрантность и экспрессивность.

2

2

4

2

Митоз и мейоз. Работы Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности

2

3

6

3

Молекулярная генетика. Мутации

2

3

6

4

Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга. Эволюционная генетика

2

2

4

5

Методы исследования генетики человека. Генетика поведения животных

2

2

4

6

Дискретные поведенческие признаки человека, передающиеся по наследству. Непрерывные поведенческие признаки человека, передающиеся по наследству

2

2

4

7

Умственные способности: генотип и среда

3

3

6

8

Генетическая и культурная преемственность поведенческих признаков

3

3

6

Всего




18

20

40


^ Заочное отделение (6 лет)

N

Тема

Л

ПЗ

СР

1

Предмет и задачи генетики. Законы Менделя. Взаимодействие генов, Пенетрантность и экспрессивность.

1




6

2

Митоз и мейоз. Работы Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности

1




8

3

Молекулярная генетика. Мутации

1




10

4

Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга. Эволюционная генетика

1

1

10

5

Методы исследования генетики человека. Генетика поведения животных




1

12

6

Дискретные поведенческие признаки человека, передающиеся по наследству. Непрерывные поведенческие признаки человека, передающиеся по наследству

1




10

7

Умственные способности: генотип и среда







8

8

Генетическая и культурная преемственность поведенческих признаков

1




6

Всего




6

2

70


^ Заочное отделение (3,5 года)

N

Тема

Л

ПЗ

СР

1

Предмет и задачи генетики. Законы Менделя. Взаимодействие генов, Пенетрантность и экспрессивность.

1




6

2

Митоз и мейоз. Работы Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности







10

3

Молекулярная генетика. Мутации







10

4

Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга. Эволюционная генетика







12

5

Методы исследования генетики человека. Генетика поведения животных







12

6

Дискретные поведенческие признаки человека, передающиеся по наследству. Непрерывные поведенческие признаки человека, передающиеся по наследству







10

7

Умственные способности: генотип и среда







10

8

Генетическая и культурная преемственность поведенческих признаков

1




6

Всего




2




76


Содержание разделов дисциплины

  1. ^ Предмет и задачи генетики. Зарождение генетики как науки. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Пенетрантность и экспрессивность генов.

  2. Митоз и мейоз, этапы и механизмы. Основные положения работы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Аллельные гены.

  3. Молекулярная генетика. Работы Крика и Уотсона. Строение нуклеиновых кислот. Комплементарность азотистых оснований. Нуклеотиды. Гены. Синтез белков. Мутации (причины, виды и последствия).

  4. Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга. Работы С.С. Четверикова. Эволюционная генетика.

  5. ^ Методы исследования генетики человека. Роль наследственности в формировании поведения. Дискретные поведенческие признаки человека, передающиеся по наследству. Непрерывные поведенческие признаки, передающиеся по наследству.

  6. ^ Формирование умственных способностей человека. Роль наследственности и факторов окружающей социально-природно-техногенной среды в указанном формировании.

  7. Генетическая и культурная преемственность поведенческих признаков.



^

Лабораторный практикум


Не предусмотрен.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Бабков В.В. Заря генетики человека : Русское евгеническое движение и начало медицинской генетики / В. В. Бабков ; Ин-т истории естествознания и техники РАН. - Москва : Прогресс-Традиция, 2008. - 800 с.

  2. Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики : руководство для самоподготовки / Н. А. Курчанов. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2010. - 63 с.

  3. Никольский, Владимир Иванович.    Генетика : учебное пособие для вузов по специальности "Биология" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Никольский.  - Москва : Академия, 2010. - 256 с.



^

Б) Дополнительная литература


  1. Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А. Морозов ; под ред. А. Ю. Асанова. - Москва : Академия, 2003. - 224 с.

  2. Мастюкова Е.М. Основы генетики : Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учебное пособие для пед. высш. учеб. заведений : доп. М-вом образования РФ / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под общ. ред. В. И. Селиверстова, Б. П. Пузанова. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

  3. Попова Л. А. Основы генетики в коррекционной педагогике : учебное пособие для пед. вузов : доп. УМО вузов РФ / Л. А. Попова, Т. П. Степанова ; под ред. В. П. Соломина.  - Санкт-Петербург : Корона-Век, 2007. - 176 с.


^ Средства обеспечения освоения дисциплины

Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером. На практических занятиях используются компьютерные классы с выходом в Интернет, с установленной средой тестирования АСТ-тест.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ГОУ ВПО «НГПУ», в том числе, имеющимися в читальном зале № 3.
^ Формы текущей аттестации

Промежуточный контроль представляет собой выполнение студентами домашних заданий к каждому занятию с оценкой знаний на практических занятиях. В конце каждого семестра проводится конференция, на которой студенты выступают с докладами по основным теоретическим и практическим аспектам генетики (докладчикам выставляются оценки), а затем студенты пишут контрольную работу.
^ Формы промежуточной аттестации

По завершении курса студенты сдают зачёт. Зачёт проходит в форме итогового тестирования в компьютерном классе по дисциплине (АСТ-тест).
Примеры тестовых заданий:

1. Задание {{ 1 }} ТЗ № 1

Главными свойствами наследственности являются:

 скорость изменений и их выраженность

 совокупность гистонных белков

 консервативность и изменчивость

 масштабность и вектор изменений

 неоднородность и масштаб изменений

 валидность и достоверность изменений

2. Задание {{ 2 }} ТЗ № 2

Генетика - это наука о:

 родителях

 детях

 внуках

 правнуках

 наследственности

 совокупности

3. Задание {{ 3 }} ТЗ № 3

Слово ГЕНЕЗИС переводится с греческого как:

 вырождение

 восхождение

 саморазвитие

 усложнение

 увеличение

 рождение, происхождение

4. Задание {{ 4 }} ТЗ № 4

Мендель родился:

 23 июня 1823 г.

 22 июля 1822 г.

 22 августа 1821 г.

 21 сентября 1835 г.

 20 июня 1822 г.

 22 июля 1826 г.

5. Задание {{ 5 }} ТЗ № 5

Свои классические опыты с посевным горохом Мендель производил на:

 дачном участке

 личном огороде

 участке земли при монастыре

 муниципальном участке земли

 участке земли в лесу

 соседском участке земли

6. Задание {{ 6 }} ТЗ № 6

До начала скрещивания Мендель отобрал из:

 34 сортов гороха только 8 пар

 35 сортов гороха только 9 пар

 32 сортов гороха только 10 пар

 36 сортов гороха только 8 пар

 38 сортов гороха только 9 пар

 32 сортов гороха только 8 пар

7. Задание {{ 7 }} ТЗ № 7

Каждая из пар сортов гороха, отобранных Менделем в самом начале работы для скрещивания отличалась от другой по:

 альтруистическому признаку

 альтернативному признаку

 аллегорическому признаку

 асимметричному признаку

 симметричному признаку

 арифметическому признаку

8. Задание {{ 8 }} ТЗ № 8

В результате длительного самоопыления внутри каждой из отобранных пар сортов гороха в начале работы Мендель создал:

 грязные линии

 загрязненные линии

 чистые линии

 белые линии

 сильные линии

 совместные линии

9. Задание {{ 9 }} ТЗ № 9

Parentas - это:

 дети

 братья

 сестры

 бабушка

 дедушка

 родители

10. Задание {{ 10 }} ТЗ № 10

Hibrida - это:

 помесь

 замес

 состав

 материал

 изоляция

 композит
^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателям

Программа курса построена на основе интеграции знаний, которая дает возможность познакомиться с биологическим аспектом специальной психологии. Ядром комплекса является структурированный в соответствии с целями и задачами курса лекционный материал (темы).   Учебно-методический комплекс предоставляет возможность самостоятельной проверки уровня освоения материала за счет ответов на предлагаемые вопросы и тестовые задания по темам. Особенностью данного учебно-методического комплекса является предоставляемая возможность более углубленного изучения материала путем подготовки рефератов или выполнения творческих заданий по темам курса.

Методическая особенность чтения лекций по курсу «Основы генетики» должна ориентировать слушателей на аудиальное и визуальное восприятие материала. Использование наглядных пособий, иллюстрирующих основные положения учебного материала, а также графиков, схем и т.д. в образовательном процессе включает зрительную память студентов, облегчает понимание и усвоение материала.

Использование наглядных пособий должно удовлетворять следующим требованиям:

- в слайдах должны быть отражены важнейшие положения лекционного материала;

- количество наглядного материала не должно быть чрезмерным, чтобы не утомлять обучающихся, и не ослаблять восприятие ими учебного материала.

На семинарских, практических занятиях важно создать обстановку самостоятельного творчества студентов. Чтобы превратить занятие из простого обмена информацией в творческую работу, направить его в интеллектуальное русло, необходимо обеспечить условия поиска, свободу выбора решения проблемы и помочь использовать уже имеющиеся знания.

Таким образом, методические рекомендации по подготовке и чтении курса «Основы генетики» должны быть направлены на решение двух основных задач – сделать занятие (лекцию, семинар) глубоким по содержанию, а по форме – максимально доступной для всех ее слушателей.

Работу с учебно-методическим комплексом следует начинать со знакомства с программой курса. Это позволит обучающемуся сориентироваться в объеме предлагаемого к изучению материала, понять уровень его сложности.

Знакомство с темой следует начать с прочтения всего текстового материала в полном объеме. После завершения изучения содержания темы следует, используя систему контрольных заданий и тестовых вопросов, определить степень знакомства с базовыми положениями лекции.

Безусловно, предлагаемый порядок работы с учебно-методическим комплексом может быть видоизменен и сокращен в зависимости от уровня подготовленности обучаемого и с учётом его индивидуально-психологических особенностей.

Форма проведения занятий: содержание теоретического курса раскрывается на лекциях. Помимо лекционных занятий курс ориентируется на семинарско-практическую работу, которая строится на основе выделенных по каждой теме основных понятий и вопросов, при обсуждении которых используются знания, полученные на лекциях, при проработке рекомендованной литературы, а также материале уже изученных других курсов. Предусмотрены индивидуальные и групповые консультации. По темам курса предусматривается самостоятельная работа студентов с литературой.

Допуском к зачёту служит положительная аттестация при выполнении итоговых контрольных работ, тестовых заданий, включающих вопросы по всем пройденным темам.
^ Методические рекомендации студентам

Для продуктивной аудиторной работы Студент должен:

-прежде всего обращаться к рекомендуемой по дисциплине литературе,

-Знакомиться с возможными источниками интернет-ресурсов по данной дисциплине,

-Проявлять активность на лекциях, которая предполагает:

а) просмотр предыдущей лекции;

б) выполнение мини заданий на лекцию;

в) задавать вопросы во время лекции или по окончании ее, уточняя отдельные положения излагаемого материала;

Вопросы – это путь к более глубокому восприятию и пониманию читаемого курса;

г) при подготовке к семинарским занятиям рекомендуется выбирать не один вопрос, а готовиться по всем вопросам семинара.

Для организации продуктивной самостоятельной работы целесообразно обращаться за рекомендациями, изложенными в методических пособиях по этому вопросу, имеющимся в библиотеке НГПУ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 02
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 4
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...

Программа по дисциплине опд. Ф 6 iconПрограмма по дисциплине опд. В 29
Составитель: Ярышева А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии ифмип



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск