Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс






Скачать 285.45 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс
страница1/3
Дата публикации25.01.2015
Размер285.45 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Психология > Конкурс
  1   2   3
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРЕНТ- КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная(коррекционная) общеобразовательная школа № 39VIII вида г. Томска


Включение метода оперантной терапии «Принцип вращающихся дверей» в систему работы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся на первом году обучения со сложными нарушениями развития в условиях специальной (коррекционной школы)

^ Сфера реализации предлагаемого в проекте нововведения:

Коррекционно-развивающий процесс муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 39 YIII вида г. Томска
^ Организация заявитель:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 39 YIII вида г. Томска
Руководитель проекта: Голенцева Зоя Ивановна, директор школы № 39;


^ База выполнения проекта:

- Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 39 YIII вида г. Томска;

Начальная школа: 1 класс – 5 обучающихся; 8 педагогов;

ГЛОССАРИЙ
Абилита́ция (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам, направленные на адаптацию их к жизни.

^ Коррекционная педагогика - это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

^ Сложными нарушениями развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. При этом первичные нарушения, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Так могут сочетаться выраженные нарушения зрения и ДЦП, слуха и ДЦП, зрения и слуха, зрения и речи и тд.

Психопатология детского возраста - медицинская наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно-коррекционного воздействия.

^ Умственная отсталость - согласно современным научным представлениям, понятие "умственная отсталость" имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, связанные с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.

Патопсихология - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в случае психических или соматических заболеваний

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

^ Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (трисомия, см. также плоидность). Существует ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на другие хромосомы (чаще на 15, реже на 14, ещё реже на 21, 22 и Y-хромосому) — 4 % случаев, и мозаичный вариант синдрома — 5 %.

Под словосочетанием «детский церебральный паралич» (ДЦП) специалисты понимают группу нарушений двигательных функций мозга, возникших в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства не прогрессируют. Они возникают с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.
Эпилепсия - заболевание головного мозга, характеризующееся приступами в виде нарушений двигательных, чувствительных, вегетативных или мыслительных функций.

Микроцефалия (от греч. μικρός — маленький и κεφαλή — голова) — значительное уменьшение размеров черепа и соответственно головного мозга при нормальных размерах других частей тела. Микроцефалия сопровождается умственной недостаточностью от умеренной степени до глубокой.

Термин «гидроцефалия» — водянка головного мозга — означает избыточное скопление спинномозговой жидкости в полости черепа (от греческого «hydor» — относящийся к воде и «kephale» — голова).

^ Полевое поведение — понятие, введённое Куртом Левиным для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, т.е. на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов).

СТЕРЕОТИПИИ, механические повторения одних и тех же движений, жестов, поз, слов и оборотов речи, наблюдаемые преимущественно при псих, заболеваниях как одно из проявлений кататонических состояний.

Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

КОРРЕКЦИЯ (лат. correctio) — исправление, выправление характера изменения величины, протекания процесса с целью их поворота в требуемое русло.

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

^ Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

Адаптивное поведение состоит в том, чтобы подчиняться и приспосабливаться к ближайшему социальному окружению. Самореализация при этом неотъемлема от умения избегать конфликтов, от готовности идти навстречу ожиданиям социальной среды, от способности соответствовать требуемым социальным ролям.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Иппо́терапия (от др.-греч. ἵππος «лошадь») — метод реабилитации посредством лечебной верховой езды. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента.

^ Учебное поведение - это противоречивая система мотивов, ценностей, образов, поступков, регламентирующая личностное развитие через вербальное и невербальное обучение, освоение эталонных для личности знаний, навыков, умений

^ Индивидуальная Программа Обучения (ИПО) – это документ, отражающий годовые цели и задачи по определённым предметам, поставленные перед учеником и его учителями.

^ Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Пропеде́втика (от др.-греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

^ Лечебно-охранительный режим - это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на уход, лечение и возвращение пациентов обществу в качестве его полноценных членов, освоивших более целесообразный для сохранения здоровья образ жизни.




^ Краткая аннотация проекта

Проблема сложного дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики. Специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития у детей в Российской Федерации. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения в развитии, среди которых категория детей с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта, ранее считавшаяся «необучаемой». Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов. Можно предположить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов, большая информированность населения в совокупности привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. В связи с этим мы видим, что во многих случаях, там, где детям раньше ставили диагноз глубокой умственной отсталости и советовали их поместить в учреждения социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию и сопровождение в центрах, специальных (коррекционных) школах. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Внимание к этому вопросу относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций, а в Российской Федерации связано с желанием создать необходимые условия для социализации данной категории детей. Совокупный анализ изменяющихся социально-экономических условий, государственно-общественных интересов, запросов семей, имеющих детей-инвалидов, потребностей и возможностей обучающихся, потенциала школы, поставил педагогический коллектив перед необходимостью обновления содержания образования (программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленные НИИ дефектологии датируются 1983 годом), поскольку оно является основой приобретения доступного детям с выраженными нарушениями интеллекта социального опыта.

За последние 3 года резко изменился состав обучающихся нашей специальной (коррекционной) школы № 39. В школу принимаются не только дети с лёгкой (F 70) степенью нарушения интеллекта, но также с умеренной ((F 71) и тяжёлой ((F 72) степенями нарушения интеллекта сочетанными с разными патологиями развития (аутизм, эпилепсия, детский церебральный паралич т.д.). Таким образом, возникла необходимость в комплектовании классов со сложным дефектом. Наблюдается увеличение классов со сложным дефектом ( с 75% в 2009 до 86% в 2012 году). Клиническая неоднородность контингента обучающихся с одной стороны и отсутствие государственного современного научно-обоснованного программно-методического сопровождения с другой, осложняют содержательную сторону коррекционно-образовательного процесса и вынуждают педагогов самостоятельно искать пути решения проблемы недостаточной программной оснащённости.

Основное направление в реализации проекта, мы видим во включении метода оперантной терапии в систему работы службы психолого-медико-педагогического сопровождения. Это значит, что для обучения детей со сложным дефектом должны быть созданы образовательные программы и методики, наиболее полно учитывающие специфику их развития, многоаспектность и сложность дефекта, ориентированные на наличие специальной (реабилитирующей) образовательной

среды (это часть социокультурного пространства, где намеренно созданы условия для развития, роста и совершенствования всех участников образовательного процесса).

Педагоги школы, работая с детьми со сложным дефектом ознакомились с разными исследованиями в области специальной педагогики и психологии:

психоаналитический подход (Б.Беттельхейм)

психодинамический (Э. Кленси)

холдинг – терапия (М. Уэлш)

музыкотерапия, арттерапия, иппотерапия

После изучения различных отечественных и европейских коррекционных подходов, педагогический коллектив для реализации проекта выбрал поведенческую терапию (оперантная терапия –Applied Behavior Analysis; авторы О.И. Ловаас, П. Крантц, Л. Маккланнахан), так как ученики, имеющие сложный дефект, имеют очень маленькую социальную интуицию и им необходимо создать наилучшую интегрированную среду.

Таким образом, поведенческая терапия является социально ориентированной методикой, так как формирует социально приемлемое поведение в тех случаях, когда оно отсутствует или имеются его нарушения. Поведенческая терапия построена как процесс обучения.
^ Основная идея проекта:
- комплексная диагностика;

- формирование адаптивных навыков поведения (в том числе учебного поведения);

- построение индивидуальной коррекционной программы;

- формирование речевых навыков и навыков общения;

- формирование познавательной деятельности;

- обучение навыкам самообслуживания;
Оперантная терапия (принцип вращающихся дверей)

^ Оперантная терапи в условиях школы позволяет создавать для школьников ситуации поисковой активности и изменять нежелательное поведение ребёнка со сложным дефектом (аутизм, отказ от общения, неадекватное поведение, речевые и двигательные стереотипы).

Для стимуляции и закрепления желательного поведения педагоги на индивидуальных занятиях применяют систему поощрений. Такой мотивирующий фактор как подкрепление, позволяет преодолевать равнодушие ученика к взаимодействию. В качестве подкрепления выбирается всё, что в приоритетном плане интересует и привлекает ребёнка (чипсы, конфеты, сладости, игрушки, деньги, приятные виды контакта и вестибулярных ощущений, различные виды деятельности, разрешения).

Методы оперантной терапии с эмоциональным тонизированием и сугубо индивидуальным подходом, являются эффективными для диагностики, обучения, коррекции, адаптации аномальных детей. Уникальность метода заключается ещё и в том, что они применимы к обучающимся самых разных патологий (детям с умственной отсталостью, аутизмом, детям с болезнью Дауна, детским церебральным параличом, задержкой психического развития).

Методика оперантной терапии позволяет стимулировать развитие адекватного восприятия окружающего мира. Она направлена на формирование познавательной деятельности, независимости и самостоятельности у детей со сложными сочетанными нарушениями.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «№2»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск