Скачать 0.82 Mb.
|
Профессиональный конкурс работников образования ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (2012/13 учебный год) УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ![]()
^ Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: профессиональное общение в деятельности заместителя директора по безопасности образовательного учреждения Автор: Новиков Василий Савельевич, к.ю.н., доцент, академик Международной академии дополнительного образования, учитель обществознания и права ^ © Новиков В.С., 2012 2013 год Содержание Введение ………………………………………….3
2. Этапы развития науки по данной проблематике 7 3. Функции профессионального общения 12 4. Механизмы межличностного взаимовосприятия 16 5. Структура профессионального общения 22 6. Коммуникативные барьеры 26
Заключение 73 Литература 76 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Данная работа является первой попыткой разработки психотехнологии выявления очевидцев на месте происшествия в образовательном учреждении. Актуальность определяется также тем, что работники образовательных учреждений не имеют базового психологического образования. Лицо образовательного учреждения определяется взаимодействием педагогических работников и очевидцев на месте происшествия в образовательном учреждении. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями сотрудничества. Чтобы отношения сотрудничества в образовательных учреждениях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого преподавателя. ^ являются процесс и результат взаимодействия участников образовательного процесса на месте происшествия в образовательном учреждении. ^ являются: - научные и учебно-методические работы; - нормативно-правовые акты по данной проблематике. Цель исследования. Разработать психотехнологию сотрудничества для заместителей директоров по безопасности и работников образовательных учреждений. ^ - изучить правила, психотехники и психотехнологии общения; - проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию; - проанализировать научные и учебно-методические работы по данной проблематике; - разработать структуру взаимодействия для участников образовательного процесса; - разработать психотехнологию сотрудничества для работников образовательных учреждений. ^ . Основным методом сбора, анализа, обобщения и систематизации информации и методом познания проблемы исследования является всеобщий универсальный метод познания – материалистическая диалектика. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательного процесса, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное педагогическое общение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов участниками образовательного процесса. ^ составляют данные, полученные методом включенного педагогического общения, научная и учебно-методическая литература по данной проблематике, система повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области. ^ составили нормы права, регламентирующие деятельность участников образовательного процесса. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана психотехнология сотрудничества для работников образовательных учреждений. ^ заключается в том, что впервые раскрыты комплексно функции, межличностные механизмы взаимовосприятия, структура общения, коммуникативные барьеры, психологические приемы, формирующие симпатию. ^ заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы: - в педагогической деятельности участниками образовательного процесса; - в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем; - при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебных пособий и учебников по данной проблематике; - при подготовке справочных и методических материалов для участников образовательного процесса. ^ Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в монографии «Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений».
Коммуникативная профессиональная функция -заключается в добывании заместителем директора по безопасности информации в процессе установления, поддержания, углубления, развития психологического контакта и доверительных отношений с различными категориями граждан и конфиденциального общения со школьниками при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения. Коммуникативная профессиональная функция - доминирующая профессиональная функция в профессиональной деятельности заместителя директора по безопасности. При этом поисковая (познавательная), конструктивная (реконструктивная), организаторская (управленческая), удостоверительная и воспитательная (социальная) функции – реализуются заместителем директора по безопасности только при помощи коммуникативной профессиональной функции.
Рис. 1. Этапы совершенствования коммуникативной профессиональной функции. 2. Этапы развития науки по данной проблематике:
Л.С. Вечер секреты делового общения. -Минск, 1996; Г.Г. Доспулов Психология допроса на предварительном следствии. - М. 1976 г.; Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М.,. 1996 г.; Мицич П. Как проводить деловые беседы, - М., 1987; Новиков В.С. Психологические основы служебного общения оперработника с различными категориями граждан при решении задач ОРД. – М., 1998; Носков В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного службы БХСС - Горький, 1989 г.; Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. - М., 1990 г.; Потеряхин А.Д. Психология управления. Основы межличностного общения. - Киев, 1999 г.; Порубов И.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. -Минск, 1978 г.; Мицкевич В.В. Приемы установления психологического контакта сотрудников ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач. -Минск, 1989 г.; Раинкин С.Е. Психология общения. - М., 1993 г.; Ратинов Л.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1967 г.; Трофимов А.М. Тактика допроса расхитителей. - Горький, 1980 г.; Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствование преподавателя. – М., 1995 г.; Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников ОВД с различными категориями граждан. - М., 1993 г.; Чуфаровский Ю.В. Психология в ОРД правоохранительных органов. - М., 1996 г.; и др.) - это второй уровень развития науки в указанной сфере;
Если мы проанализируем эту отечественную и зарубежную литературу, то можем выделить четыре условные этапа самосовершенствования заместителя директора по безопасности.
Рис. 2. Этапы развития подструктуры опыта личности заместителя директора по безопасности.
В настоящее время граждане на месте происшествия, как правило, уклоняются от служебного общения, отвечая заместителю директора по безопасности, что они "не слышали выстрелов, криков и т.п., не видели правонарушителей" и т.п. Поэтому мы должны не принуждать очевидцев на месте происшествия к служебному общению, а уметь побуждать людей к сотрудничеству или содействию путем установления, поддержания, развития, углубления психологического контакта и доверительных отношений или попытки "войти" в доверие с целью добыть конфиденциальную информацию. Чтобы психологически грамотно выявлять очевидцев на месте происшествия, заместители директоров по безопасности должны уметь устанавливать психологический контакт и "входить" в доверие к различным категориям граждан при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения, поэтому мы рассмотрим:
|
![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы | ![]() | Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование |
![]() | Продолжить работу по формированию у учащихся умений решать иррациональные уравнения | ![]() | Автор: Щербицкая Владлена Сергеевна, педагог-психолог мбдоу №1 «Колокольчик» г. Новоалтайска |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области | ![]() | Автор: Дорофеева Наталья Николаевна, преподаватель народных инструментов мбоудод мдши «Акварель» |
![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка | ![]() | Автор: Проняхина Наталья Равильевна, преподаватель народных инструментов мбоудод мдши «Акварель» |
![]() | Автор: тимергазин владимир хаметович, преподаватель хореографии мбоу дод «дши №10», высшая категория | ![]() | Тема: педагогический проект по формированию толерантности у детей 7-го года жизни |