Программа по дисциплине дпп. В 25






Скачать 119.34 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине дпп. В 25
Дата публикации12.02.2015
Размер119.34 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Психология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП __

________________________

________________/ Е.Ю. Булыгина/

«______» _ ___ 20__ г.

Обсуждена на заседании кафедры

специальной психологии

Протокол № __ __ от «___»_ ___20 _г.

________________ / А.Ф. Повещенко/
ПРОГРАММА по дисциплине

ДПП.В.4.25 «Спецсеминар по общей психологии»

«Психология одаренности»

Направление 050716.65 Специальная психология

Квалификация: Специальный психолог
Составитель:

Е.В. Ветерок, канд. психол. наук

Новосибирск 2011

^ Цели и задачи дисциплины

Цель – оказание помощи в освоении проблематики одаренности, подготовка студентов к реализации их личностного и творческого потенциала в работе с одаренными детьми.

Задачи:

  1. Ознакомить студентов с понятиями «одаренность» и «одаренный ребенок».

  2. Выстроить представления о феномене одаренности с учетом существования разных теорий.

  3. Определить значимые психолого-педагогические проблемы одаренности.

  4. Проанализировать теоретические подходы к исследованию одаренности и творчества в отечественных и зарубежных концепциях.

Курс осуществляется в следующих формах: лекции и практические занятия студентов.
^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса «Психология одаренности» студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести определенные умения и навыки.

Студент будет знать:

  • понятия «одаренность» и «творчество»;

  • отечественные и зарубежные концепции исследования одаренности и творчества;

  • биологические и социальные основы формирования одаренности;

  • методы развития одаренности у детей.

Студент будет уметь:

  • использовать исследовательские подходы в создании условий развития детской одаренности.


^ Объём дисциплины и виды учебной работы

Дневное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

100

8

Аудиторные занятия

48

8

Лекции




-

Практические занятия




-

Лабораторные работы

48

8

Самостоятельная работа

52

8

Вид итогового контроля

Зачет

8


^ Заочное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

100


А

Аудиторные занятия

12

Лекции

-

Практические занятия

-

Лабораторные работы

12

Самостоятельная работа

88

Вид итогового контроля

Зачет

^ Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Дневное отделение

п.п.

Тема

Лаб.

СР



Определение одаренности

4

5



Соотношение биологического и социального в развитии одаренности

4

5



Исторический обзор развития проблемы одаренности, исследовательские методы

4

5



Факторные модели интеллекта

4

5



Концепции творческой одаренности

4

5



Концепция возрастного подхода к феноменам детской одаренности

4

5



Стратегии диагностики и методы комплексной оценки одаренности учащихся

4

5



Особенности личности одаренных людей

4

5



Психологическая работа по выявлению и развитию одаренных детей

8

6



Роль семьи в содействии развитию одаренности

8

6




Итого:

48

52



Заочное отделение

п.п.

Тема

Лаб.

СР



Определение одаренности

1

8



Соотношение биологического и социального в развитии одаренности

1

8



Исторический обзор развития проблемы одаренности, исследовательские методы

1

8



Факторные модели интеллекта

1

8



Концепции творческой одаренности

1

8



Концепция возрастного подхода к феноменам детской одаренности

1

8



Стратегии диагностики и методы комплексной оценки одаренности учащихся

1

8



Особенности личности одаренных людей

1

8



Психологическая работа по выявлению и развитию одаренных детей

2

12



Роль семьи в содействии развитию одаренности

2

12




Итого:

12

88


Содержание дисциплины

Раздел 1. Определение одаренности

Одаренность как системное качество личности, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Признаки одаренности: инструментальный и мотивационный аспект. Виды одаренности.

Раздел 2. Соотношение биологического и социального в развитии одаренности

Биогенетические и социогенетические теории развития. Взаимодействие генотипа и среды. Психофизиологические механизмы дивергентного и конвергентного мышления.

Раздел 3. Исторический обзор развития проблемы одаренности, исследовательские методы

Этапы исследования одаренности. Изучение уровня когнитивных процессов, диагностика уровня интеллекта, исследование творческих способностей.

Раздел 4. Факторные модели интеллекта

Модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Р.Б. Кетелла, Дж. Гилфорда, Л. Стренберга.

Раздел 5. Концепции творческой одаренности

Общие творческие способности. Концепция одаренности П. Торренса. Изучение креативности отечественными учеными: Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Е.И. Николаева, О.М. Разумникова.

Раздел 6. Концепция возрастного подхода к феноменам детской одаренности

Сензитивные периоды и их роль в развитии способностей. Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей в развитии одаренности.

Раздел 7. Стратегии диагностики и методы комплексной оценки одаренности учащихся

Современные психологические и психофизиологические методы исследования одаренности. Исследование мозговой организации творчества.

Раздел 8. Особенности личности одаренных людей

Черты творческих людей: независимость, открытость, толерантность, стремление к красоте. Творческий потенциал личности.

Раздел 9. Психологическая работа по выявлению и развитию одаренных детей
Отечественные традиции и зарубежный опыт. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Познавательная мотивация и ее роль в развитии одаренности.

Раздел 10. Роль семьи в содействии развитию одаренности

Общее и особенное в воспитании одаренных и нормативно развивающихся детей. Позитивная семейная педагогика.

^

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 448 с.

  2. Карманчиков А.И. Одаренность: диагностика и технологии развития мышления учащихся : методическое пособие / А. И. Карманчиков. - Москва : Педагогическая литература, 2008. - 144 с.



^

Б) Дополнительная литература


  1. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учебное пособие для пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва : Академия, 2007. - 368 с.

  2. Гердт Н.И. Педагогические средства развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Н. И. Гердт ; науч. рук. Л. В. Трубайчук ; Челябинский гос. пед. ун-т, Пермский гос. пед. ун-т. - Челябинск : [б. и.], 2009. - 26 с.

  3. Гладилина И.П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодёжи в высшей школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / И. П. Гладилина ; науч. консультант Н. М. Сокольникова ; Моск. гос. гуманитар. ун-т, Пед. акад. последипломного образования. - Москва : [б. и.], 2009. - 44 с.

  4. Заворин В.В. Развитие одаренности обучающихся в условиях гимназии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. В. Заворин ; науч. рук. Л. И. Кундозерова ; Кузбас. гос. пед. акад, Бийский пед. гос. ун-т. - Новокузнецк : [б. и.], 2008. - 26 с.

  5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : доп. УМО вузов РФ / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 701 с.

  6. Карманчиков А.И. Одаренность: диагностика и технологии развития мышления учащихся : методическое пособие / А. И. Карманчиков. - Москва : Педагогическая литература, 2008. - 144 с.

  7. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 368 с.

  8. Психология социальной одаренности : пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 272 с.

  9. Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными детьми : теория и практика / Т. Ф. Сергеева, Н. А. Пронина, Е. В. Сечкарева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 284 с.
^


Формы текущей аттестации


Студентам необходимо выступить с мультимедийной презентацией по одной из предложенных тем для лабораторных занятий. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих работ:

  1. Этюд об одаренных людях в детстве.

  2. Анализ творчества детей.

  3. Эссе об одаренном ребенке.

  4. Разработка памятки родителям детей до 3 лет.

  5. Компоненты программы развития творческого потенциала.

  6. Подбор заданий для развития творческого мышления детей.

  7. Психологический анализ фильмов о детской одаренности («Дети света», «Индиго», «Гениями рождаются», «Семь шагов за горизонт» и др.).



^

Формы промежуточной аттестации


По завершении курса предполагается зачет, который выставляется по результатам текущего контроля.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателям

Курс охватывает проблемы теоретического и прикладного знания. Его цель – систематическое изложение феномена одаренности, а также диагностику и развитие одаренности у детей.

Виды активных методов и форм обучения: мультимедийные презентации, самостоятельная работа по психологическому анализу фильмов об одаренности и др.

Система контроля качества усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: текущий контроль проводится в форме мультимедийных презентаций. По завершении курса предполагается зачет, который выставляется по результатам текущего контроля.
^ Методические рекомендации студентам

В данной рабочей программе присутствуют общие сведения о том, что предстоит делать при освоении курса «Психология одаренности». В рабочей программе предложены темы, из которых вы можете выбрать любую для подготовки мультимедийной презентации. Презентации должны быть достаточно информативны, читабельны, в них должны присутствовать таблицы, схемы и другой наглядный материал. Максимальное время, рассчитанное на презентацию, 20 минут.

Также в программе указан список основной и дополнительной литературы. Первый список поможет подобрать учебники, охватывающие все темы, а второй рассчитан на более подробное изучение темы, которая вас заинтересует. Вы можете сделать выбор самостоятельно, согласовав формулировку темы с преподавателем. Также обратите внимание на то, что изучение курса в обязательном порядке сопровождается самостоятельной работой. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих работ:

  1. Этюд об одаренных людях в детстве.

  2. Анализ творчества детей.

  3. Эссе об одаренном ребенке.

  4. Разработка памятки родителям детей до 3 лет.

  5. Компоненты программы развития творческого потенциала.

  6. Подбор заданий для развития творческого мышления детей.

  7. Психологический анализ фильмов о детской одаренности («Дети света», «Индиго», «Гениями рождаются», «Семь шагов за горизонт» и др.).

По завершении курса предполагается зачет, который выставляется по результатам текущего контроля.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconПрограмма по дисциплине дпп. Ф 10
Дпп. Ф 10. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconПрограмма по дисциплине дпп. Ф 14
Дпп. Ф 14 «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 25
Дисциплина дпп. Ф 13 «Патопсихология» должна содержать следующие дидактические единицы

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconПрограмма по дисциплине дпп. В 26
Изучение закономерностей развития функциональных систем мозга и их нарушений у детей

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconПрограмма по дисциплине дпп. В 26
Изучение закономерностей развития функциональных систем мозга и их нарушений у детей

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconПрограмма по дисциплине дпп. Р 23
В процессе изучения курса «Психология одаренности» студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести определенные...

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconПрограмма по дисциплине дпп. Р 24
Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии развития способностей» является подготовка бакалавров к решению следующих задач...

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconПрограмма по дисциплине дпп. Р 4
Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии развития способностей» является подготовка бакалавров к решению следующих задач...

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconРабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.»
Дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности

Программа по дисциплине дпп. В 25 iconРабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.»
Дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск