Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике






Скачать 144.58 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике
Дата публикации05.11.2013
Размер144.58 Kb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
Методические рекомендации

по составлению заданий

для проведения первого (школьного) этапа

Всероссийской олимпиады по экономике
Корчагин А.А.

Ст.научный сотрудник

ОАУ ДПО ЛИРО
В методических рекомендациях предлагается порядок проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также даны общие рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.

Первый этап Всероссийской олимпиады по экономике (далее – Олимпиады) проводится общеобразовательными учреждениями с 1 октября по 15 ноября.

Целями первого этапа Олимпиады являются:

  • стимулирование интереса учащихся к экономике;

  • выявление учащихся, интересующихся экономикой;

  • оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе экономики и обществознания;

  • активизация творческих способностей учащихся;

  • выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;

  • популяризация экономики как науки и школьного предмета.


Методические рекомендации составлены на основе Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 2 декабря 2009 г. № 695.

Форма проведения школьного этапа Олимпиады определяется методической комиссией вышестоящего уровня (района, города) с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии Олимпиады по экономике по согласованию с руководителями учебных заведений и учителями. Организацией школьного этапа олимпиады и подведением его итогов занимаются учителя экономики и обществознания. Допускается проведение межшкольной олимпиады, в которой могут принимать участие учащиеся нескольких учебных заведений.
Разработка заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике предполагает составление олимпиадных заданий, позволяющих провести предварительный отбор участников из числа победителей и призеров для участия в высших этапах Олимпиады. Учитывая разный уровень подготовки в различных учебных заведениях, задания данного тура не должны отличаться высоким уровнем сложности. Их основная задача - отбор школьников, имеющих хорошую экономическую подготовку и отсев тех, кто подготовлен слабо. Выявление же особо одаренных ребят - задача следующего этапа. Основной отбор осуществляется на основе умения решать экономические задачи.

Олимпиадные задания разрабатываются для 5 - 8, 9,10 и 11 классов, в на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень).

Олимпиадные задания включают в себя:

- тесты

- открытые вопросы (задачи)
Олимпиаду рекомендуется проводить в два тура:

- первый тур – написание тестов;

- второй тур – решение задач (открытых вопросов).
^ Задания первого тура включают в себя:

Тесты:

- тест № 1 может включать 5-10 вопросов типа «Верно/Неверно». Они представляют собой высказывание, которое участник олимпиады должен оценить как верное, если абсолютно с ним согласен, или неверное, если знает хотя бы одно исключение. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого максимально по тесту № 1 5-10 баллов.

- тест № 2 может включать 10-20 вопросов типа «5:1». В каждом вопросе из 5 вариантов ответа нужно выбрать единственный верный ответ. В данном случае ответ не обязан быть абсолютно верным, он должен быть наилучшим из предложенных. За каждый правильный ответ – 2 балла. Итого максимально по тесту № 2 20-40 баллов.

- тест № 3 может включать 10-15 вопросов типа «5:N» (рекомендуем включать только в для г.Липецка). Из нескольких вариантов ответа нужно выбрать все верные ответы. В данном случае каждый из ответов также не обязан быть абсолютно верным и это может порождать некоторую неоднозначность правильной их комбинации с точки зрения разных преподавателей. При составлении таких тестов необходима максимальная внимательность к корректности формулировок. За каждый правильный ответ – 3 балла. Итого максимально по тесту № 3 - 30-45 баллов.

^ Время, отводимое на написание тестов - 45-75 минут. Максимальное количество баллов по заданиям первого тура складывается, исходя из количества баллов по всем трем тестам.

^ Задания второго тура могут быть представлены 4-7 задачами, на которые отводится 80-120 минут. Максимальные баллы по каждой из задач зависят от уровня ее сложности. В том числе задания второго тура могут содержать экономические вопросы, на которые необходимо написать аргументированный ответ (эссе),
^ Желательное соотношение максимальных баллов по первому и второму турам – 1 : 2.

В состав второго тура предлагается включить задачи простого и среднего уровня сложности в примерной пропорции 1:1. Учитывая объективно гораздо меньшее разнообразие задач по макроэкономике, предлагаемое задание может включать задачи по микроэкономике и по макроэкономике в примерной пропорции 3:1.

До участников Олимпиады необходимо довести, что решение каждой задачи должно быть выполнено максимально подробно, поскольку итоговая оценка учитывает то, какой процент приведенного решения является верным. Верным должно признаваться любое корректное решение приведенной задачи, независимо от того, насколько оно совпадает с решением, предложенным в официальном тексте. Это требование тем более важно потому, что многие из талантливых детей мыслят нестандартно, а именно одаренных участников и необходимо отобрать в ходе всего олимпиадного движения. Несмотря на вышесказанное более подробные и полные решения оцениваются большим количеством баллов.

Арифметические ошибки не должны приводить к существенному сокращению баллов, поскольку на Олимпиаде, в первую очередь, проверяется не умение хорошо считать, а умение нестандартно мыслить. Это накладывает высокую ответственность на преподавателей, выполняющих проверку, поскольку в каждой работе необходимо не столько проверить правильность ответа, сколько оценить полноту и корректность выполняемых действий, а при наличии ошибки найти ее и снизить балл исходя из степени ее существенности.

Итоговый балл получается суммированием результатов первого и второго туров.

^ Требования к оборудованию.

Поскольку некоторые из задач могут потребовать графических построений, желательно наличие у участников олимпиады линеек, треугольников, карандашей и ластиков.

^ Рекомендуемая литература:

Т.Ю. Матвеева «Введение в макроэкономику» М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008

Л.Л. Любимов «Введение в экономическую теорию» в 2-х книгах М.: Вита-Пресс, 1999

Д.В. Акимов, О.В.Дичева, Л.Б.Щукина « Задания по экономике: от простых до олимпиадных» М.: Вита-Пресс, 2008

А.А.Мицкевич «Сборник заданий по экономике» М.: Вита-Пресс, 2004
Интернет-ресурсы.

Примеры задач среднего и высокого уровня сложности можно найти на сайте http://www.iloveeconomics.ru
Форма ведомости оценивания работ участников олимпиады


№ п/п

Фамилия, имя, отчество участника

Класс

Шифр

Кол-во

баллов

Итоговый

балл

Рейтинг

(место)























Председатель жюри:

Ф.И.О._____________________ Подпись____________

Члены жюри:

Ф.И.О._____________________ Подпись____________

Ф.И.О._____________________ Подпись____________

Секретарь:

Ф.И.О._____________________ Подпись____________
Форма аналитического отчета жюри о результатах

проведения олимпиады

1. Общее количество участников __________

Из них по классам: 9 (8)________________

10__________________

11__________________

2. Итоги выполнения заданий (количество баллов, набранных участниками; количество не выполнивших работу).

3. По итогам проведения апелляции были изменены результаты _____ участников (список с изменением результатов).

4. Анализ типичных ошибок участников олимпиады.

5. Предложения методической комиссии на основе анализа структуры и содержания олимпиадных заданий.
Председатель жюри:

Ф.И.О._____________________ Подпись____________

Члены жюри:

Ф.И.О._____________________ Подпись____________

Ф.И.О._____________________ Подпись____________

Секретарь:

Ф.И.О._____________________ Подпись____________

Примерные тестовые задания

для школьного этапа

олимпиады по экономике

1 тур


  1. Полученный вами в банке кредит можно считать ка­питалом.

А) Да Б) Нет

  1. Денежный капитал является фактором производства, необходимым для организации производственного процесса.
^

А) Да Б) Нет


  1. Кривая производственных возможностей экономики будет прямой линией, если ресурсы полностью взаимозаменяемы.

А) Да Б) Нет

  1. Экономический кругооборот возможен и при натураль­ном хозяйстве.

А) Да Б) Нет

  1. Фиксирование верхнего предела ("потолка") цены всегда приводит к дефициту товара

А) Да Б) Нет

  1. Закон спроса утверждает, что когда цена товара ра­стет, спрос на этот товар тоже растет.

А) Да Б) Нет

  1. Спрос на товар эластичен, когда изменение цены не влияет на величину спроса.

А) Да Б) Нет

  1. Деньги выполняют функции средства обращения , средства измерения стоимости, средства сохранения и накопления.

А) Да Б) Нет

  1. Президент компании владеет контрольным пакетом акций

А) Да Б) Нет

  1. Маркетинг изучает фирму, объем производства, цену.

А) Да Б) Нет


  1. Четыре фактора производства - это ...

A) производство, обмен, распределение и потребление;

Б) природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательство;

B) природные ресурсы, деньги, товары и услуги;

Г) домашние хозяйства, фирмы, государство, внешняя торговля.


  1. Какое из приведенных определений лучше отражает суть экономической теории?

А) Экономическая теория имеет дело с анализом и принятием решений для наилучшего удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов;

Б) Экономическая теория разрабатывает рекомендации, непосредственно применяемые в хозяйственной практике;

В) Экономическая теория описывает и изучает рыночные отношения;

Г) Экономическая теория изучает различные формы организации бизнеса и предпринимательства.


  1. Альтернативная стоимость, связанная с постройкой новой школы - это ...

A) деньги на заработную плату преподавателей новой школы;

Б) затраты на сдачу школьного здания к более позднему сроку;

B) изменение ставок местного налога для финансирования строительства новой школы:

Г) другие товары и услуги, от которых придется отказаться в пользу строительства новой школы.


  1. Какая задача стоит перед всеми экономическими системами?

А) Как сбалансировать импорт и экспорт;

Б) Как сбалансировать государственный бюджет;

^ В) Как использовать ограниченные ресурсы наиболее рационально;

Г) Как сэкономить деньги для уменьшения национального долга.


  1. За выполнение своих обязанностей президент акционерного общества получает ...

^ А) заработную плату; В) проценты;

Б) дивиденды; Г) прибыль.


  1. Прибыль равняется:

A) выручка минус налоги и амортизация; В) актив минус пассив;

Б) выручка минус зарплата; ^ Г) выручка минус затраты.


  1. Какое из следующих утверждений будет верным в случае, если Вы купите акции какого-либо акционерного общества?

A) Вы даете деньги взаймы АО;

Б) Вам обеспечен фиксированный доход;

B) Вам гарантирован возврат денег, уплаченных за акцию, с процентами;

Г) Вы получите право на частичное владение собственностью АО.


  1. Из перечисленного ниже, принцип убывающей отдачи наилучшим образом проявляется...

A) в увеличении безработицы;

Б) в нестабильности экономического развития;

B) в вытеснении с рынка маленьких компаний большими компаниями;

Г) в уменьшении прироста урожая по мере того, как фермеры используют все больше и больше удобрений.


  1. Производить товары с наименьшими затратами ресурсов в рыночной экономике предпринимателей побуждает...

A) чувство гражданского долга;

Б) понимание того, что ограниченные ресурсы необходимо экономить;

^ B) желание получить большую прибыль;

Г) штрафные санкции за расточительное использование ресурсов.


  1. В рыночной экономике интересы общества в целом будут соблюдены даже в том случае, если каждый стремится к достижению своих собственных целей. Это достигается в результате...

^ А) того, что рыночная экономика построена на принципах конкуренции;

Б) социальной ответственности лидеров деловых кругов;

В) тщательного планирования и координации деятельности рынка;

Г) понимания каждым гражданином, в чем состоят общественные интересы


  1. Из-за нехватки денег Вы вынуждены купить несколько дорогих, но красивых тетрадей и несколько тетрадей более дешевых. Вы столкнулись...

A) с проблемой ограниченности ресурсов;

Б) с проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью компромиссного выбора;

^ B) с проблемой ограниченности ресурсов, необходимостью компромиссного выбора и оценкой альтернативной стоимости;

Г) с проблемой ограниченности ресурсов и оценкой альтернативной стоимости.


  1. Какая из перечисленных ниже мер повлияет на производительность труда на предприятии иначе, чем остальные три?

^ A) Создание эффективной системы повышения квалификации работников;

Б) Прием на работу большого числа выпускников 9~х классов общеобразовательных школ:

B) Отказ от внедрения трудосберегающих технологий;

Г) Переход на повременную оплату труда.


  1. Цена дубленок из кожи баранов повысится, если ...

A) коммерческие банки снизят процентные ставки по кредитам:

Б) снизится спрос на дубленки;

B) производители дубленок увеличат инвестиции с целью повысить производительность;

^ Г) сократится поголовье баранов.


  1. Что из перечисленного ниже характеризует рынок совершенной конкуренции?

A) В условиях совершенной конкуренции государство не участвует в экономической деятельности.

Б) На рынке предлагается к продаже много разнообразных товаров.

^ B) В условиях совершенной конкуренции ни одна группа людей не может контролировать цены, так как там много покупателей и продавцов.

Г) Крупные корпорации могут контролировать цены.


  1. Если ваш годовой денежный доход вырос на 50%, в то время как цены на покупаемые вами товары возросли на 100%, то ваш ...

А) реальный доход вырос; В) номинальный доход упал;

Б) реальный доход не изменился; ^ Г) реальный доход упал.


  1. Верхний предел выпуска продукции в стране в любой момент времени определяется ...

A) коммерческим спросом на конечные товары и услуги;

^ Б) количеством и качеством рабочей силы, капитала и природных ресурсов;

B) государственным регулированием и государственными расходами;

Г) количеством денег в обращении.


  1. Выберите лучший измеритель уровня жизни в стране.

^ А) Реальный доход на душу населения; В) Уровень безработицы;

Б) Денежный доход на душу населения; Г) Темп инфляции.


  1. Кто имеет большее влияние на управление предприятием?

A) Владельцы привилегированных акций.

^ Б) Владельцы обыкновенных акций.

B) И те, и другие имеют равное влияние.

Г) Ни те, ни другие никак не влияют на управление предприятием.


  1. Налог на продажи, как правило, является ...

А) прогрессивным налогом; ^ В) регрессивным налогом;

Б) акцизом; Г) налогом на добавленную стоимость.


  1. В качестве экономического стимула может выступать...

А) величина прибыли;

Б) размер заработной платы;

В) величина банковского процента по депозиту;

^ Г) все, перечисленное ранее.
2 тур
Задача 1.

Бабушка, мать и дочь организовали семейное предприятие по вязанию шерстяных носков и варежек. За год бабушка может связать 350 пар носков или 210 пар варежек, мать 300 пар носков или 250 пар варежек, дочь 300 пар носков и 150 пар варежек. Как лучше распределить между ними обязанности, если у них есть постоянный заказчик варежек, который оформил с ними договор на поставку 400 пар варежек. Сколько они при этом смогут связать носков?

Для решения можно составить таблицу.
Решение




варежки

носки

Альтернативная стоимость варежек в носках

Распределение обязанность

бабушка

210

350

350/210 = 1.66667

варежки 150, носки 100

мать

250

300

300/250 = 1.2

варежки 250, носки 0

дочь

150

300

300/150 = 2

варежки 0, носки 300

всего

610

950




варежки 400, носки 400


* Сколько носков сможет связать бабушка, если она должна для выполнения контракта связать 150 пар варежек?

Каждая пара варежек обходится бабушке в 1.67 пары носков, т.е. 150 пар носков обойдутся в 1.67*150 = 250,5 пар носок., значит бабушка сможет связать еще 350 – 250 пар носок

Задача 2

К сентябрю 2010 года функция спроса на гречку имеет вид Qd=150-1,5Р, где Qd-величина спроса на гречку (в тоннах), а Р- цена гречки. Предложение гречки задано функцией Qs=10+0,5P, где Qs- величина предложения гречки (в тоннах). Найти :

А) найти (эластичность спроса по цене) в точке равновесия

Б) дефицит при цене Р, равной 40

В) максимальную выручку которую может получить продавец.


Задача 3. (эссе)

«Ожидаемая девальвация рубля, обещанная Центробанком РФ в конце 2010 г. приводит к тому, что жители России хранят сбережения в долларах США. А это в сою очередь приводит к выигрышу американской экономики». Прокомментируйте это утверждение.
Решение. Иностранная валюта поступает в страну в обмен на продаваемые товары и услуги, либо в виде кредитов. Таким образом, за находящиеся в обращении внутри страны доллары (т.е., фактически, за напечатанные за границей «бумажки») граждане заплатили (либо, в случае кредита, должны будут заплатить в будущем) реальными товарами и услугами. Разумеется, наличие определенного количества иностранной валюты необходимо для совершения сделок по внешнеторговым операциям. Однако, использование иностранной валюты для накопления, сбережения и денежного обращения внутри страны является, фактически, беспроцентным кредитованием других государств.

Задача 4. (эссе) Каковы экономические последствия повышения курса рубля по отношению к доллару?

Решение. Повышение курса рубля по отношению к доллару имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, это приводит к снижению цен на импортируемые товары, что способствует повышению жизненного уровня населения и снижению инфляции. Кроме того, снижение цен на импорт позволяет в большем объеме ввозить инвестиционные товары, что существенно ускоряет техническое перевооружение отечественной экономики. С другой стороны, повышение курса рубля делает экспорт менее выгодным и может привести к снижению его объемов. В результате роста импорта и сокращения экспорта может сократиться внутреннее производство и увеличиться безработица. баллов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа...
Настоящие методические рекомендации подготовлены Центральной предметно-методической комиссией по физике и адресованы методическим...

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации и тексты заданий для школьного этапа всероссийской...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике...

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
В соответствии с п. 16 Положения о всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации...

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Организация школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году. 4

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения этапов Олимпиады по немецкому языку, требования к структуре и...

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения Олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады участвуют учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного...

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных...

Методические рекомендации по составлению заданий для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по экономике iconМетодические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного...
Основные нормативные документы, определяющие проведение всероссийской олимпиады школьников



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск