Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы






Скачать 231.14 Kb.
НазваниеРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы
Дата публикации19.12.2013
Размер231.14 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Туризм > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САЙГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрено

на заседании мо учителей

протокол № ___ от «____»____________ 20 __ г.

Согласовано

зам. директора по умр

________О.В. Кудряшова

«___» __________ 20___ г.

Утверждаю

директор

___________ В.Н. Ширямова

«___» ___________ 20___ г.

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

И КУЛЬТУРы ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
для обучающихся 8-9 классов

на 2013-2014 учебный год

Учитель: Панова Тамара Петровна

Годовое количество часов: 8 класс – 34 часа; 9 класс – 17часов

Плановое количество: 8 класс – 34 часа; 9 класс – 17 часов

^ Пояснительная записка (8 – 9класс)

Программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классов. Тематическое планирование составлено на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова (2 – е издание, исправленное), Москва « Просвещение», 2006 г; и программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 2008г., с учётом учебного плана МБОУ « Сайгинская СОШ ».

Актуальность данной программы возрастает в связи с тем, что в двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности. В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Необходимость введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» обусловлена слабой подготовкой населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.

Отличительной чертой программы является то, что она тесно связана с такими дисциплинами, как география, биология, химия, физика и физкультура.

Поэтому в настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образования можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности». Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

Освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

Воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

В ходе её достижения решаются задачи:

- Воспитывать: ответственное отношение к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;

- Развивать: личные духовные и физические качества, обеспечивающие адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

- ^ Освоить знания: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасности личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуациях; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности и жизнедеятельности;

- ^ Овладеть умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуациях по характерным признакам их появления, а также их анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учётом реальной обстановки и своих возможностей

Реализация указанных целей программой достигается в результате освоения тематики программы.

Срок реализации программы: 8 класс -34 часа, 9 класс - 17 час.

^ Требования к уровню подготовки (8-9 классов)

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

Знать:

-основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное физическое и социальное благополучие;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

-наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

-организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

-права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

-рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности ;правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-приёмы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

-доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

-соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

-действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

-соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ив местах скопления большого количества людей;

-перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

^ Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

-выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

-невосприимчивости к вредным привычкам;

-обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

-подготовки участия в различных видах активного отдыха в природных условиях

( походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);

-проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта при захвате в качестве заложника;

-оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

^ Содержание учебного курса
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и возможные последствия

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учётом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно-опасных объектах, пожаро – взрыво - опасных объектах.

Причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам поведения при авариях на радиационно, химическо и пожаро взрывоопасных объектах.

Аварии на гидродинамических объектах, их возможные причины и последсвия.

Мероприятия, проводимые по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектов. Рекомендации по поведению населения при угрозе аварии на гидродинамическом объекте.

Аварии на городских автодорогах, на железных дорогах и на воздушном транспорте, их краткая характеристика, возможные последствия, меры, принимаемые по обеспечению безопасности населения.

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Действия населения по сигналам оповещения.
^ 2.Основы безопасности личности, общества и государства.

Концепция национальной безопасности России.

Концепция национальной безопасности России - система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности России.

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

Меры, принимаемые в государстве по противодействию терроризму.

Энергетика и её значение для жизнедеятельности человека.

Перспектива развития ядерной энергетики в Российской Федерации и безопасность населения.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания.

Понятие о предельно допустимых концетрациях загрезняющих веществ. Мероприятия по защите здоровья человека в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

3 Основы комплексной безопасности.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясение, извержение вулканов, оползни, обвалы ,лавины).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии, и эпифилии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

^ 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Основы медицинских знаний.

Основные инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни.

Профилактика неинфекционных заболеваний.

Основные, наиболее часто встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптека. Природные лекарственные средства. Перевязочный материал дезинфицирующие средства.

^ 5. Основы здорового образа жизни.

Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности развития человека в подростковом возрасте.

Особенности физического развития человека в подростковом возрасте. Забота о собственном организме, формирование отношения к особенностям своего пола.

Особенности психологического развития человека в подростковом возрасте.

Развитие и укрепление чувств зрелости. Развитие волевых качеств, поступки в которых проявляются волевые качества.

Социальное развитие подростка и его взаимоотношения с окружающими.

Формирование личности подростка и его взаимоотношения со взрослыми; формирования взаимоотношений со сверстниками; формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества.

Ответственность несовершеннолетних.

^ Основные понятия о здоровом образе жизни.

Здоровье подростка и факторы на него влияющие.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Психологическая уравновешенность и значение для здоровья Стресс и его воздействие на здоровье человека. Режим дня и здоровье подростка. Переутомление, причины переутомления и его профилактика. Двигательная активность и закаливание организма, необходимые условия укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни и профилактика заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика факторов риска основных неинфекционных заболеваний.

^ Факторы, разрушающие здоровья.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Алкоголь и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её последствия для здоровья человека. Влияние окружающей среды на здоровья человека. Ранние половые связи и их последствия для здоровья Инфекции, передаваемые половым путём (ИПППП). Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДЕ. Меры профилактики факторов, разрушающие здоровье.

^ Правовые аспекты взаимоотношений полов.

Репродуктивное здоровье и социально - демографические процессы в России.

Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества.

Брак и семья. Основные функции семьи и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности несовершеннолетних супругов.

^ Календарно – тематический план, 8 класс




урока

Тема урока

Количество часов




Дата

по плану




по факту

1

^ Введение. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера.

3














Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера.

1


6.09




4.09

2

Источники ЧС техногенного характера и их последствия

1

13.09




5.09

3

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий

1

20.09




11.09




Пожары и Взрывы













4

Пожары

1

27.09




27.09

5

Взрывы

1

4.10







6

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

1

11.10







7

Последствия пожаров и взрывов

1

18.10







8

Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

1

25.10










^ Аварии с выбросом опасных химических веществ

5










9

Опасные химические вещества и объекты

1

1.11







10

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов

1

15.11







11

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

1

22.11







12

Правила поведения и защитные меры

1

29.11







13

Первая помощь пострадавшим от АХОВ

1

6.12










^ Аварии с выбросом радиоактивных веществ

4










14

Радиоактивность и радиационно опасные объекты

1

13.12







15

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты

1

20.12







16

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты

1

27.12







17

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности

1













^ Гидродинамические аварии

4










18

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения

1










19

Причины и виды гидродинамических аварий

1










20

Последствия гидродинамических аварий

1










21

Меры и защита населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий

1













^ Нарушение экологического равновесия

6










22

Экология и экологическая безопасность

1










23

Биосфера и человек

1










24

Загрязнение атмосферы

1










25

Загрязнение почв

1










26

Загрязнение природных почв

1










27

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России

1













^ Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

7










28

Правила для велосипедистов

1










29

Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл.













30

Водитель – главный участник дорожного движения

1










31

Проезд перекрёстка

1










32

Экстремальные ситуации аварийного характера

1










33

Как защитить себя при угрозе террористического акта. Оказание первой помощи пострадавшему.

1










34

Искусственная вентиляция лёгких. Наружный массаж сердца.

1













Итого:

34











^ Календарно – тематический план, 9 класс


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1

^ Введение. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Основы безопасности личности, общества и государства.

4











^ Национальная безопасность России в современном мире.

1

4.09

5.09

2

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность

1

11.09

12.09

3

Национальные интересы России.

Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности.

1

18.09

19.09

4

Организация обороны Российской Федерации.

Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан.

1

25.09

26.09




^ Организация защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

5







5

^ МЧС РОССИИ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ГО)

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС(РСЧС), ЁЁ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ

1

2.10




6

Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности.

ГО – составная часть обороноспособности страны

1

9.10




7

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

16.10




8

Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Защитные сооружения ГО.

1

23.10




9

Чрезвычайные ситуации мирного времени.

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

30.10







^ Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации

2







10

Терроризм и безопасность человека

1

13.11




11

Международный терроризм и безопасность России

1

20.11







^ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ

2







12

Понятие о здоровье.

Факторы, разрушающие здоровье. Табакокурение и его вред.

1

27.11




13

Алкоголь и его вред

Наркотики и их вред

1

4.12







^ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

3







14

Рациональное питание

Основы подбора продуктов питания

Советы, как выбрать безопасные продукты


1

11.12




15

Гигиена одежды

1

18.12




16

Занятия физической культурой

Туризм, как вид активного отдыха

1

25.12




17

^ Рекомендации специалистов МЧС по действиям в ЧС.

1












^ Ожидаемые результаты для обучающихся:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

· грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

· оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Вид контроля, измерители

  • Мини - проект

  • Тренировочные задания

  • Сообщения, рефераты, доклады.

  • Ситуационные задачи

  • Беседа по вопросам

  • Монологические ответы на вопросы в учебнике

  • Терминологические диктанты.

  • Выполнение рисунков, схем.

  • Игровые ситуации: «вертушка» и т.п.

  • Изготовление простейших средств безопасности.


Литература для учителя


  • school-obz.org - "Основы безопасности жизнедеятельности" журнал МЧС России.

  • Видеокассета «Выживание в автономных условиях. Тайга», «ВесТел Видео», 2001

  • Учебно-методическое видео-пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы», «Сам себе МЧС», Видеостудия МЧС России «Премьер-УчФильм», г. Рязань, 2008


Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования используется учебно-методические комплекты по "Основам безопасности жизнедеятельности":


  • А.Г. Малов-Гра «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 8 класс.» – М.: АСТ: Аст - рель, 2008

  • Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Боль- шая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинт, 1997.

  • Здоровая семья /Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.— М.: Крон- Пресс, 1994.

  • Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура: Учебн. для учащихся 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Под общ. ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение,2005–2006.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: поурочные планы/ авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: «Учитель», 2007

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л.Воробьёва. – Москва : Астрель, 2013

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л.Воробьёва. – Москва : Астрель, 2013



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconРабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 -11 Х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности Класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconРабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconРабочая программа для 3 класса по окружающему миру учителя начальных классов моу
«Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 2004 года и авторской программы по окружающему миру жизнедеятельности для...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconУчебная программа по основам безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов,...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности...
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconРабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности...
А. Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconРабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» подготовлена...
А. Т. Смирнова. 2008г., рассчитанной на 35 учебных часа, отводимое на изучение основ безопасности жизнедеятельности за счет компонента...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)...
«Тагнинская основная общеобразовательная школа» Заларинского района Иркутской области

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск